ПЛАНЫ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ПОРЯДКА ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ, ВРЕМЕННО ВЫВОЗИМЫХ И РЕИМПОРТИРУЕМЫХ КОНТЕЙНЕРОВ
Разделы:Таможенное оформление; Таможенное дело; Таможенный контроль, досмотр
Депутаты А.Б.Коган, Р.В.Антонов, А.Л.Бурносов, А.Г.Завгаев, В.А.Лекарева, А.С.Фадзаев, А.Е.Хинштейн внесли в Государственную Думу законопроект, предполагающий изменение порядка таможенного оформления и таможенного контроля, временно вывозимых и обратно ввозимых (реимпортируемых) контейнеров.
В настоящее время перемещение через таможенную границу Российской Федерации иностранных контейнеров, используемых в международных перевозках грузов, осуществляется в упрощенном порядке, определенном Конвенцией о временном ввозе (далее - Конвенция) (заключена в г. Стамбуле 26.06.1990).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 года № 1084, Российская Федерация присоединилась к указанной Конвенции, с принятием Приложения B.3 "О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией". На основании статьи 5 указанного приложения, режим временного ввоза контейнеров предоставляется с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, без предъявления таможенной декларации и применения обеспечения уплаты таможенных платежей. Вместо таможенной декларации и обеспечения уплаты таможенных платежей на контейнеры от пользователя права временного ввоза таможенные органы могут потребовать письменное обязательство об их обратном вывозе.
Соответствующая норма содержится в статье 212 Кодекса, которая допускает полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при временном ввозе контейнеров. Одновременно, согласно статье 357.1 и пункту 1 статьи 357.9 Кодекса при таможенном оформлении временно ввозимых контейнеров таможенные сборы за таможенное оформление не уплачиваются.
При этом в соответствии со статьей 209 Кодекса под таможенный режим временного ввоза могут помещаться только иностранные товары.
Таким образом, в отношении российских товаров (в данном случае – российских контейнеров), временно вывозимых с таможенной территории Российской Федерации и ввозимых обратно (реимпортируемых) в Россию, перечисленные выше нормы Конвенции в части упрощенного порядка таможенного оформления и освобождения от таможенных пошлин и таможенных сборов не применяются.
В настоящее время ввоз и вывоз российских контейнеров требует проведение таможенного оформления, предусмотренного для перемещения товаров. В соответствии со статьей 156 Кодекса ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз товаров с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных Кодексом, и соблюдать условия применения этого таможенного режима.
Декларант обязан при каждом пересечении таможенной границы Российской Федерации декларировать контейнер в соответствии с таможенным режимом временного вывоза и реимпорта, в независимости от того, какая форма таможенной декларации будет применяться (грузовая таможенная декларация, заявление) и какой минимум сведений и документов будет представляться в таможенный орган.
Согласно Кодексу в указанном случае ни перевозчик, ни экспедитор, ни отправитель или получатель товаров, перемещаемых в контейнере, не будет обладать статусом декларанта, и поданная указанными лицами таможенная декларация будет рассматриваться таможенными органами при декларировании контейнера в соответствии с таможенным режимом временного ввоза и реимпорта как подача таможенной декларации не надлежащим лицом, что влечет за собой ее непринятие таможенным органом.
Необходимо учитывать также, что при обратном ввозе (реимпорте) контейнеров согласно статье 237 Кодекса требуется представление таможенному органу таможенной декларации, а также документов, подтверждающих день пересечения контейнерами таможенной границы Российской Федерации при их вывозе.
Перемещение контейнеров в соответствии с таможенными режимами временного вывоза и реимпорта, как порожних, так и с товарами через таможенную границу Российской Федерации может осуществляться с использованием различных видов транспорта (морским, железнодорожным, автомобильным), а также различными перевозчиками. В связи с этим у декларанта может отсутствовать таможенная декларация, выпущенная в соответствии с таможенным режимом временного вывоза, а также документы, подтверждающие день пересечения контейнерами таможенной границы Российской Федерации при их вывозе, что влечет невозможность помещения российских контейнеров под таможенный режим реимпорта и, как следствие, их помещение под таможенный режим выпуска товаров для внутреннего потребления с уплатой таможенных пошлин и налогов.
До момента выпуска ранее временно вывезенных контейнеров в соответствии с таможенным режимом реимпорта для таможенных целей такие контейнеры рассматриваются как иностранные. В отношении таких контейнеров подлежит применению процедура внутреннего таможенного транзита от таможенного органа на границе до таможенного органа назначения. При этом товар, перемещаемый в контейнере, подлежит помещению под процедуру внутреннего таможенного транзита отдельно.
Кроме того, в отношении контейнеров, заявляемых к помещению под таможенный режим временного вывоза, а также в случае их обратного ввоза в целях завершения действия таможенного режима временного вывоза и заявлению их к помещению под таможенный режим реимпорта, подлежат уплате таможенные сборы за таможенное оформление.
Таким образом, российские компании, осуществляющие внешнеторговые перевозки и использующие российские контейнеры, оказываются в невыгодном положении по сравнению с компаниями, использующими иностранные контейнеры.
Текст законопроекта:
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)