Письма министерств и ведомств

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ (ВМЕСТЕ С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ О НАЗНАЧЕНИИ ЭКСПЕРТИЗ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫМ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИМ ТАМОЖЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ И ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ - РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИЛИАЛАМИ ЦЭКТУ, ИНЫМИ ЭКСПЕРТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ЭКСПЕРТАМИ). ПИСЬМО ФТС РФ ОТ 18.04.2006 № 01-06/13167 (РЕД. ОТ 18.11.2008)

Разделы:
Кадры органов и учреждений таможни; Таможенное дело




МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 18 апреля 2006 г. N 01-06/13167

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

В целях совершенствования экспертной деятельности при осуществлении таможенного контроля, а также при производстве по делам об административных правонарушениях и уголовным делам, относящимся к компетенции таможенных органов, направляем для использования в работе:
- - Методические рекомендации о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением, экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами (приложение N 1);
- - Образцы документов, используемых при назначении, проведении экспертиз и сведений по результатам проведенной экспертизы (приложение N 2);
- - Сведения о количестве (объеме) проб или образцов различных товаров, необходимых для проведения экспертных исследований (приложение N 3);
- - Образцы актов осмотра для различных видов товара (приложение N 4).

Считать недействующими письма ГТК России от 29.12.2003 N 01-06/50632 и от 16.04.2004 N 01-06/5635 "О количестве (объеме) проб или образцов товаров, необходимых для проведения исследования".
Заместитель руководителя
генерал-майор
таможенной службы
Т.Н.ГОЛЕНДЕЕВА




Приложение N 1
к письму ФТС России
от 18.04.2006 N 01-06/13167
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О НАЗНАЧЕНИИ ЭКСПЕРТИЗ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫМ
ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИМ ТАМОЖЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
И ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ - РЕГИОНАЛЬНЫМИ
ФИЛИАЛАМИ ЦЭКТУ, ИНЫМИ ЭКСПЕРТНЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ЭКСПЕРТАМИ

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением (далее - ЦЭКТУ), экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - ТК России), Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК России), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России), Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК России), Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
2. Основанием для назначения экспертизы является необходимость в использовании специальных знаний (познаний) для разъяснения возникающих вопросов, при осуществлении таможенного контроля, при производстве дознания по уголовным делам и производстве по делам об административных правонарушениях (п. 1 ст. 378 ТК России, ст. 195 УПК России, ст. 26.4 КоАП России).
3. Экспертизы товаров, транспортных средств и документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах, а также иных объектов проводятся для выявления свойств и характеристик объекта исследования.
4. Проведение экспертиз и судебных экспертиз (далее - экспертиза) назначают должностные лица таможенных органов при осуществлении таможенного контроля, а также при производстве по делам об административных правонарушениях и дознании по уголовным делам, отнесенных к компетенции таможенных органов.
5. Экспертизы, назначаемые должностными лицами таможенных органов, проводятся экспертами: ЦЭКТУ, экспертно-криминалистических служб - региональных филиалов ЦЭКТУ (далее - ЭКС), имеющими право на самостоятельное проведение экспертиз; экспертами иных соответствующих организаций или другими экспертами.
В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями (знаниями) для дачи заключения.
Проведение экспертиз в иных организациях или другими экспертами (лицами, обладающими необходимыми специальными познаниями (знаниями) для дачи заключения) осуществляется на договорной основе.
II. Вопросы, разъясняемые в результате экспертизы.
Классификация экспертиз

6. При проведении экспертиз в отношении товаров, транспортных средств, перед экспертом могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением, в частности:
- - физических и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно идентифицировать товар в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД России);
- - среднестатистической свободной (рыночной) цены исследуемого товара либо аналогичного товара, классифицируемого в той же позиции ТН ВЭД России;
- - идентификации товаров в продуктах переработки;
- - возможности согласования норм выхода продуктов переработки с учетом конкретного технологического процесса при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории;
- - принадлежности товара к наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам, подлежащим контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством, в том числе их наличия в лекарственных средствах;
- - принадлежности товаров к предметам художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран;
- - идентификации страны происхождения некоторых товаров и страны - производителя товаров.
7. При проведении технико-криминалистических исследований документов устанавливаются фактические данные, связанные с изготовлением и использованием документов, на разрешение эксперта могут быть поставлены вопросы, связанные с:
- - определением тождества индивидуально определенных объектов (средств письма и других технических средств, применявшихся для изготовления документов) по их отображениям в документе, документа по его частям, источника происхождения. Объектами экспертизы являются текст, подписи, оттиски печатей и штампов, пометки, резолюции, знаки, а также поддельные деньги, выполненные полиграфическим способом и способом рисования;
- - восстановлением первоначального содержания зачеркнутых, залитых, вытравленных, подчищенных, замазанных записей;
- - установлением соответствия защитных реквизитов документа (бланков, защитных сеток, изображений и т.д.) техническим требованиям производителя документа;
- - установлением способа изготовления реквизитов документа;
- - установлением факта изменения реквизитов документа, его содержания;
- - установлением последовательности выполнения реквизитов документа;
- - установлением давности выполнения рукописной записи (текстов);
- - установлением подписи и кратких рукописных записей, выполненных конкретным лицом (лицами).
8. Должностными лицами таможенных органов могут назначаться следующие экспертизы, перечень которых не является исчерпывающим:
а) идентификационные;
б) материаловедческие;
в) товароведческие;
г) экспертизы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
д) технологические;
е) экспертизы, связанные с исследованием объектов интеллектуальной собственности, в том числе информационных продуктов;
ж) искусствоведческие;
з) криминалистические, в том числе:
- - трасологические (исследование следов рук, исследование следов обуви, исследование следов транспортных средств, исследование следов орудий взлома и инструментов, исследование следов производственных механизмов и инструментов на изделиях (документах));
- - экспертизы пломб и запорно-пломбировочных устройств;
- - экспертизы замков и иных запирающих устройств;
- - почерковедческая экспертиза;
и) технико-криминалистическое исследование документов:
- - исследование оттисков печатей и штампов;
- - исследование подписей от имени определенных лиц (при технической подделке подписей);
- - исследование машинописных текстов;
- - установление изменений в тексте документа;
- - установление содержания документа;
- - исследование способа изготовления и материала документа.
9. ЦЭКТУ и ЭКС регулярно (не реже одного раза в полгода) информируют таможенные органы региона своей деятельности о возможностях проведения ими тех или иных экспертиз, объектов исследования и вопросах, разрешаемых в процессе производства экспертиз.
10. В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" для разъяснения возникающих вопросов могут назначаться дополнительные и повторные (ст. 20), комиссионные (ст. 21) судебные экспертизы.
Согласно ст. 380 ТК России могут назначаться дополнительные и повторные экспертизы.
11. Производство дополнительной судебной экспертизы, назначенной в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, поручается тому же или другому эксперту.
12. Производство повторной экспертизы, назначенной в связи с возникшими у суда, судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения по тем же вопросам, поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
13. В соответствии со ст. 200 УПК России комиссионный характер экспертизы определяется следователем либо руководителем экспертного учреждения, которому поручено производство судебной экспертизы.
14. В соответствии со ст. 201 УПК России судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, является комплексной.
III. Порядок назначения экспертиз

15. Экспертизы назначаются в порядке, предусмотренном УПК России, КоАП России, ТК России, Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
16. Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, назначает экспертизу с согласия начальника этого органа или его заместителя, о чем выносит постановление (п. 3 ст. 378 ТК России) (образец 1 приведен в приложении N 2).

18. При производстве дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, уполномоченное должностное лицо таможенного органа, проводящее дознание, признав необходимым назначение судебной экспертизы, выносит об этом постановление в соответствии с приложениями 117 - 120 к ст. 476 УПК России.
19. В постановлении (определении) о назначении экспертизы указываются:
- - наименование экспертизы (товароведческая, идентификационная, материаловедческая, технологическая, искусствоведческая и др.);
- - вид экспертизы (дополнительная, повторная, комиссионная, комплексная);
- - наименование таможенного органа, должность, фамилия, инициалы должностного лица;
- - основание для назначения экспертизы;
- - наименование экспертного учреждения или фамилия, имя и отчество эксперта;
- - вопросы, поставленные перед экспертом;
- - материалы, представленные на экспертизу, в том числе пробы или образцы, документы, объекты экспертизы для сравнительного исследования, копия таможенной декларации (далее - ТД), иные материалы, содержащие информацию, относящиеся к предмету экспертизы, необходимые для разъяснения возникающих вопросов (при этом непосредственные объекты исследования в постановлении (определении) индивидуализируются, в частности, указываются подписи, оттиски печати, иные реквизиты документа, подлежащие исследованию, и т.п.);
- - срок проведения экспертизы назначает должностное лицо только в процессе таможенного контроля (п. 3, 4 ст. 378 ТК России); причем срок проведения экспертизы определяется с учетом трудоемкости исследования или согласованию с начальником ЭКС;
- - предупреждение об ответственности эксперта о даче заведомо ложного заключения;
- - если объекты исследования не могут быть представлены в экспертное учреждение или эксперту, которым поручено проведение экспертизы, из-за габаритов или по иным причинам, то в постановлении (определении) указывается место их нахождения. Таможенный орган разрешает (при необходимости) проведение осмотра и исследования на месте.
20. В постановлении (определении) о назначении экспертизы вопросы не могут допускать различного толкования и выходить за пределы компетенции эксперта.

Пробы или образцы, а также вещественные доказательства соответствующим образом упаковываются и опечатываются ярлыками обеспечения сохранности упаковки (образец 2 приведен в приложении N 2).
22. Материалы и предметы, направляемые на экспертизу при производстве уголовных дел, соответствующим образом упаковываются и опечатываются ярлыками обеспечения сохранности упаковки (образец 3 приведен в приложении N 2).
23. При направлении на технико-криминалистическую экспертизу различных документов, печатей, штампов и других объектов исследования эксперту одновременно представляются образцы сравнения, а также результаты предварительно проведенных исследований.
24. Направляемые на экспертизу материалы и объекты исследования доставляет должностное лицо таможенного органа или используются иные виды связи.
IV. Учреждения, организации, эксперты, которые могут
быть привлечены к проведению экспертиз

25. Проведение экспертизы поручается, как правило, ЦЭКТУ или ЭКС. В случае если ЦЭКТУ или ЭКС не могут провести экспертизу, проведение ее может быть поручено: государственным судебно-экспертным учреждениям, которые являются специализированными учреждениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданными для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы; иным организациям или другим экспертам (лицам, обладающим специальными знаниями (познаниями)).
26. Постановление (определение) о назначении экспертизы направляется с сопроводительным письмом начальнику ЦЭКТУ или ЭКС либо судебно-экспертного учреждения, в котором будет производиться экспертиза.
27. Если экспертиза проводится иными организациями или экспертами (лицами, обладающими специальными знаниями (познаниями)), то должностное лицо, назначившее экспертизу, должно вручить постановление (определение), необходимые материалы эксперту и разъяснить ему его права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 378, 381 ТК России, ст. 307, ст. 310 УК России, ст. 57 УПК России, ст. 17.9, ст. 19.26, ст. 25.9 КоАП России, ст. 16, 17 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
V. Требования к материалам, поступающим на экспертизу

28. Для проведения экспертизы представляются:
- - определение или постановление о назначении экспертизы;
- - акт взятия проб или образцов или протокол о взятии проб и образцов;
- - копия ТД, документы и иные материалы, содержащие информацию, относящиеся к предмету экспертизы, необходимые для разъяснения возникающих вопросов;
- - объекты исследования (пробы или образцы, транспортные средства, документы, вещественные доказательства по уголовному делу и т.д.);
- - образцы для сравнительного исследования.
Объекты экспертного исследования и иные материалы, необходимые для дачи заключения, представляются в упакованном и опечатанном виде, крупногабаритные объекты исследуются экспертами на месте их нахождения.
Пробы и образцы, а также вещественные доказательства снабжаются ярлыками сохранности (образцы 2, 3 приведены в приложении N 2).
29. При представлении на экспертизу материалов, оформленных с нарушением требований ТК России, КоАП России, УПК России, Приказа ФТС России от 23.12.2003 N 1519 "Об утверждении Порядка взятия проб или образцов товаров, а также порядка их исследования при проведении таможенного контроля", начальник ЦЭКТУ, ЭКС или их заместители в течение трех дней с момента получения материалов сообщают об этом лицу, назначившему экспертизу. В случае если в течение десяти дней с момента получения материалов не принимаются необходимые меры по устранению недостатков, начальник ЦЭКТУ, ЭКС вправе возвратить материалы без исполнения должностному лицу, назначившему экспертизу.
30. Начальник ЦЭКТУ, ЭКС вправе возвратить без исполнения постановление или определение о назначении экспертизы, представленные для ее производства объекты исследования и материалы дела с указанием мотива:
- - недостаточности массы, объема, объектов исследования (или объектов для сравнительного исследования);
- - ненадлежащее оформление постановления (определения) или несоответствие упаковки проб или образцов требованиям Приказа ФТС России от 23.12.2003 N 1519 "Об утверждении Порядка взятия проб или образцов товаров, а также порядка их исследования при проведении таможенного контроля";
- - отсутствие в учреждении эксперта требуемой специальности;
- - отсутствие необходимой материально-технической базы;
- - отсутствия специальных условий для проведения исследований.
VI. Процедура проведения экспертом осмотра товаров



31. Настоящая процедура распространяется на транспортные средства и товары (крупногабаритные, объемные и иные товары), которые не могут быть представлены в экспертное учреждение для проведения экспертизы.
32. Основанием для проведения осмотра является постановление, определение о назначении экспертизы должностным лицом таможенного органа, когда без непосредственного осмотра товаров (транспортных средств) невозможно проведение экспертных исследований.
33. Начальник, заместитель начальника ЦЭКТУ, ЭКС или эксперт направляет письменное ходатайство таможенному органу, назначившему экспертизу, о необходимости осмотра товаров (транспортных средств), являющихся объектом экспертного исследования, в месте их хранения (местонахождения) и согласовывает время проведения осмотра товаров (транспортных средств) с указанным таможенным органом.
34. Должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу (далее - должностное лицо таможенного органа), с согласия начальника или заместителя начальника таможенного органа проводит подготовку товаров (транспортных средств) для осмотра экспертом (обеспечивает доступ к товарам, вскрытие упаковок и т.д.) и сообщает эксперту время и место осмотра.
35. Эксперт должен:
- - своевременно прибыть на место осмотра;
- - предоставить должностному лицу таможенного органа копии постановления, определения о назначении экспертизы в месте их хранения (местонахождения);
- - иметь необходимые технические средства (осветительные, измерительные, фото-, видеоаппаратуру и др.);
- - произвести осмотр представленных товаров (транспортных средств) для установления их наименования, физических характеристик, идентификационных признаков, признаков состояния товаров, упаковки, условий хранения и других признаков, необходимых для решения поставленных перед экспертом вопросов в полном объеме;
- - зафиксировать данные, полученные при осмотре, в соответствующем акте, при необходимости произвести фото- или видеосъемку, о чем сделать соответствующую запись в акте осмотра.
36. При значительном количестве объектов осмотра, не позволяющем произвести их осмотр в течение рабочего дня, эксперт совместно с должностным лицом таможенного органа составляет график поэтапного их осмотра и определяет конкретные даты проведения осмотра.
37. По результатам проведенного осмотра эксперт оформляет акт осмотра согласно образцам, приведенным в приложении N 4 к письму ФТС России от 18 апреля 2006 г. N 01-06/13167 (образцы N N 1 - 9).
38. Акт осмотра подписывается экспертом, должностным лицом таможенного органа. Акт осмотра хранится с материалами экспертизы.
39. При выполнении осмотра товаров (транспортных средств) в месте их хранения (местонахождения) эксперт должен соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности, установленные для конкретной территории, помещения и товаров.

file.rtf - file.rtf








© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)