Инструкции, методики

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ДОСМОТРЕ МОРСКИХ, РЕЧНЫХ СУДОВ И ПЕРЕВОЗИМЫХ НА НИХ ТОВАРОВ

(Правила по охране труда в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России)

Кадры органов и учреждений таможни. Таможенное дело




2.3.9. Запрещается проводить досмотр рядом со штабелированными ящиками, движущимися механизмами, электрическими сетями.
2.3.10. При досмотре товаров, затянутых металлической лентой, необходимо соблюдать осторожность при вскрытии во избежание травмирования резко распрямляющейся лентой рук и лица.

2.4. Требования охраны труда при досмотре морских,
речных судов и перевозимых на них товаров

2.4.1. Инструктаж по охране труда перед отправлением наряда для досмотра судна, стоящего на рейде, должен провести старший смены с обязательной записью в журнале; во время прибытия досмотровой группы на таможенное судно инструктаж также проводит помощник капитана таможенного судна с записью в вахтенный журнал.
2.4.2. Для доставки досмотровой группы на суда, стоящие на рейде, используются таможенные суда или плавсредства портового флота (далее - плавсредства), приспособленные для перевозки людей.
2.4.3. Плавсредства должны быть укомплектованы дополнительными спасательными средствами по числу личного состава досмотровой группы.
2.4.4. Посадка досмотровых групп с необорудованных мест и на не полностью пришвартованное плавсредство запрещается, посадкой и высадкой досмотровых групп руководит вахтенный помощник командира таможенного судна или администрация плавсредств.
2.4.5. Прием и высадку досмотровых групп на открытых рейдах разрешается производить при волнении моря не выше двух баллов, при наличии более сильного волнения на море прием и высадка должны производиться после перевода судна в место, где волнение не превышает указанной величины.
2.4.6. Должностные лица, находящиеся на плавсредстве, обязаны выполнять судовые правила и установленный на судне порядок службы и жизни, при этом им запрещается:
- заходить за местные заграждения;
- держать руки на планшире фальшборта при отходе от причала или от борта судна или при подходе к ним;
- отталкиваться руками или ногами от причальной стенки или от корпуса судна при швартовке (отшвартовке);
- заходить без разрешения в служебные помещения и на рабочие места экипажа плавсредства;
- находиться вблизи швартовых устройств во время швартовочных операций.
2.4.7. К моменту приема и высадки досмотровых групп с плавсредства досматриваемое судно должно стоять на якоре, на рейдовой бочке (бочках) у точечного причала или лежать в дрейфе. При наличии сильного ветра или течений судовые машины могут работать, чтобы обеспечить достаточную устойчивость судна.
2.4.8. Плавсредства с досмотровыми группами должны подходить к досматриваемым судам, стоящим на рейде, на рейдовой бочке (бочках) у точечного причала и лежащим в дрейфе, с подветренной стороны и во время высадки и посадки людей удерживаться на месте фаллинями и швартовыми. Применение кранцев обязательно.
2.4.9. Для высадки досмотровых групп с плавсредства на суда, стоящие на рейде, на рейдовой бочке (бочках) у точечного причала или лежащие в дрейфе, и обратно должен устанавливаться парадный трап.
2.4.10. В исключительных случаях, когда установка парадного трапа невозможна, может использоваться шторм-трап, грузовая сетка или специальная люлька с амортизаторами. При высадке и посадке с помощью грузовой сетки в нее должна устанавливаться прочная деревянная площадка, снабженная мягкими амортизаторами. При отсутствии амортизаторов на месте опускания площадки должно укладываться достаточное количество амортизирующих материалов (матрацы, тюфяки, маты и т.д.). При подъеме и опускании сетка должна удерживаться оттяжками. Разрешение на высадку и посадку при помощи шторм-трапов, грузовых сеток и т.д. дает только капитан судна, которое подлежит таможенному досмотру.
2.4.11. При посадке или высадке с помощью шторм-трапов должностные лица таможенных органов должны подниматься или спускаться по одному.
2.4.12. Поднимаясь или спускаясь по трапу, необходимо держаться за тросы обеими руками (имея постоянно три точки опоры). В холодный период года спуск и поднятие по трапу производить с помощью страховки.
2.4.13. Переход с плавсредства на трап или шторм-трап при наличии зыби должен производиться при наивысшем положении плавсредства у борта судна. Переход в промежуточных и нижних положениях запрещается. После перехода на шторм-трап следует быстро подниматься наверх.
2.4.14. К подъему на судно по шторм-трапу допускаются только те должностные лица таможенных органов, которые не имеют медицинских противопоказаний для работы на высоте, не страдающие морской болезнью и обладающие достаточной физической подготовкой.
2.4.15. Решение о возможности высадки на судно, стоящее на рейде, принимает старший таможенной смены.
2.4.16. В процессе швартовых операций к причалу запрещается находиться вблизи линии натяжения тросов.
2.4.17. Переходить с берега на борт судна, с борта на борт и обратно разрешается только по установленным и хорошо закрепленным трапам и переходным мостикам.
2.4.18. Трапы или переходные мостики должны быть исправны и снабжены поручнями или леерами. Под трапом или переходным мостиком должна быть натянута ограждающая сетка, а место установки оборудовано спасательным кругом. Пользование неисправными, а также не очищенными от снега и льда трапами и мостиками запрещается.
2.4.19. Если верхний конец трапа или переходного мостика опирается на фальшборт, то спуск на палубу разрешается только в том случае, если для этого установлен прочно укрепленный полутрап, имеющий поручни.
2.4.20. При движении по трапам и мостикам не допускается создание встречных потоков, а также пользование ими во время перемещения по ним грузов.
2.4.21. Подъем на судно и сход с него в шлюзах разрешается только после полного подъема судна в шлюзе с соблюдением указанных правил.
2.4.22. При наличии на судах палубного груза, уложенного по всей площади, следует ходить по возможности только по специально устроенным проходам или мостикам.
2.4.23. Вскрытие трюмов, люков, а также судовых механизмов для досмотра необходимо производить при участии специалиста судокоманды.
2.4.24. При спуске в трюм необходимо держаться за поручни или скобы обеими руками.
2.4.25. Досмотр в замкнутых пространствах (цистерны, междонные пространства, трюмы и другие труднодоступные помещения) необходимо выполнять в составе группы не менее чем из двух человек, один из которых является наблюдающим.
2.4.26. При возникновении опасности или несчастных случаев с должностными лицами таможенных органов, работающими в замкнутом или труднодоступном помещении, наблюдающий обязан немедленно принять меры к эвакуации пострадавшего из этих помещений и оказать ему необходимую помощь. В случае необходимости должен позвать на помощь других лиц, находящихся вблизи.
2.4.27. При открытии или закрытии трюмов, а также когда трюмы закрыты не полностью, запрещается ходить по бимсам и лючинам, не уложенным прочно в зазоры бимсов.
2.4.28. Во время досмотра все судовые помещения должны быть освещены.
2.4.29. Досмотр аккумуляторных помещений, распределительных электрощитов, а также других мест, находящихся под напряжением, разрешается только в присутствии и с помощью специалиста судокоманды и после отключения токоведущих частей. Технические средства таможенного контроля должны иметь диэлектрические ручки для защиты от поражения электротоком.
2.4.30. Досмотр машинного отделения разрешается только при остановке машины в присутствии и с помощью специалиста судокоманды.
2.4.31. Во время погрузочно-разгрузочных работ запрещается находиться в просвете трюма и в радиусе действия стрелы крана или лебедки на палубе судна или на причале. При операциях грейферными кранами запрещается находиться вблизи места захвата и высыпания товара.
2.4.32. Запрещается находиться на крайнем ряду уложенного штабеля высотой более двух метров, перепрыгивание со штабеля на штабель, нахождение около штабеля товара, если существует опасность его развала. Особенно внимательным необходимо быть около штабелей бочек, труб и других легко перекатывающихся товаров.
2.4.33. Необходимо соблюдать осторожность во время действия портовых механизмов; не прикасаться к их движущимся и токоведущим частям.
2.4.34. Находясь на территории порта в зоне грузовых операций, должностные лица таможенных органов обязаны носить каски.
2.4.35. Передвигаться по территории порта на автотранспортных средствах и погрузочных механизмах, не приспособленных для перевозки людей, должностным лицам таможенных органов запрещается.
2.5. Требования охраны труда при обращении с оружием,
боеприпасами и специальными средствами

2.5.1. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудники, которым выдается оружие, должны проходить обучение по программе подготовки на право ношения оружия и специальных средств <*>.
--------------------------------
<*> Источник опубликования: "Российская газета" N 146, 31 июля 1997 г.

Эта программа включает:
- изучение условий, пределов применения и использования огнестрельного оружия и специальных средств, материальной части оружия, боеприпасов к нему;
- изучение мер безопасности при обращении с оружием, боеприпасами и специальными средствами, порядок их хранения и ношения;
- изучение приемов и правил стрельбы из стрелкового оружия;
- практическое выполнение стрельб.
2.5.2. Результаты обучения и сдачи зачета по разделам программы с практическим выполнением стрельб с заключением начальника таможенного органа, дающего право на ношение оружия и специальных средств, оформляются в виде ведомости, выписка из которой хранится в личном деле.
2.5.3. Контроль за организацией учета, хранения, выдачи, транспортировки оружия и боеприпасов, а также за соблюдением правил применения оружия и специальных средств в таможенных органах Российской Федерации осуществляется с учетом требований нормативных и иных правовых актов ФТС России.
2.5.4. Перед заступлением на службу или выполнением стрельб начальники соответствующих структурных подразделений проводят инструктаж по технике безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. При получении оружия и сдаче необходимо производить контрольный осмотр на предмет разряженности и исправности, а также проверять разряженность оружия перед чисткой в строго отведенном месте. Во время полевых занятий, при переездах по железной дороге и на машинах пистолет носить в кобуре на ремне, который должен быть прочно пристегнут и правильно подогнан, чтобы кобура не ударялась о твердые предметы. При движении на занятие и на походе автомат переносить на ремне в положении "На ремень", "За спину" и "На грудь". Ремень должен быть подогнан так, чтобы автомат не ударялся о твердые предметы, снаряжение. Автомат переносится с присоединенным магазином и, как правило, со сложенным прикладом. Остальные магазины находятся в подсумке. Во время перерывов между занятиями, а также на привалах автомат находится у автоматчика. При передвижении на автомобилях, железнодорожным и водным транспортом автоматы устанавливаются в специальных пирамидах, если их нет, то автомат можно держать в руках или положить на полку так, чтобы он не мог упасть или получить повреждение.
2.5.5. При обращении с оружием запрещается:
- производить заряжание или разряжение оружия в неустановленном месте;
- хранить оружие с патроном в патроннике и со взведенным курком;
- без необходимости снимать оружие с предохранителя;
- оставлять оружие без присмотра;
- досылать без необходимости патрон в патронник;
- осуществлять перевозку оружия в транспорте с присоединенным магазином, кроме случаев, когда производится инкассирование, перевозка особо ценных грузов или имеются данные о возможном нападении на сотрудников по маршруту следования;
- целиться из оружия в людей или направлять его в сторону, где могут быть люди, а при выполнении стрельб вести огонь за пределы опасных направлений или сектора стрельбы;
- небрежно обращаться с оружием и боеприпасами, самостоятельно устранять какие-либо задержки при стрельбе или неисправности в оружии;
- пользоваться непригодными для стрельбы боеприпасами, имеющими коррозию на капсюлях, трещины и помятости гильз или пуль, которые препятствуют снаряжению магазина или вхождению патрона в патронник, или снаряжать оружие не табельными боеприпасами;
- носить пистолет вне кобуры и патроны россыпью;
- нарушать другие меры безопасности, установленные для каждого конкретного вида оружия.
2.5.6. Безопасность при стрельбе обеспечивается четкой организацией стрельб, точным соблюдением мер безопасности, высокой дисциплинированностью.
2.5.7. При выполнении стрельб запрещается:
- извлекать оружие из кобуры без разрешения руководителя стрельб;
- заряжать оружие боевыми или холостыми патронами без команды руководителя стрельбы;
- направлять оружие, независимо от того, заряжено оно или нет, в сторону возможного появления людей;
- самостоятельно выходить на огневой рубеж и открывать огонь без команды руководителя стрельб;
- вести огонь из оружия до команды "Огонь", после команды "Стой! Прекратить стрельбу", из неисправного оружия, в опасных направлениях, при поднятом белом флаге (фонаре) на пункте управления стрельбища (тира);
- оставлять на огневом рубеже без присмотра оружие, передавать его другим лицам.
2.5.8. При проведении учебных стрельб организатор обязан обеспечить наличие медицинского работника.
2.5.9. Руководитель стрельб лично проверяет у проводивших учебную стрельбу оружие на предмет отсутствия боеприпасов в оружии и постановки оружия на предохранитель с докладом стрелявшего "Оружие разряжено и поставлено на предохранитель".
2.5.10. Лица, не знающие мер безопасности, к стрельбе и обслуживанию стрельбы не допускаются.
2.6. Требования охраны труда при досмотре опасных
товаров и перевозящих их транспортных средств

2.6.1. К опасным товарам относятся вещества, предметы или материалы, имеющие опасные свойства и требующие при таможенном досмотре соблюдения специальных условий и особых мер предосторожности. Несоблюдение этих условий или неосторожное обращение с опасными товарами при таможенном досмотре может привести к взрыву или пожару транспортных средств и товаров, а также к отравлению, ожогам, радиоактивному облучению, увечью или гибели людей.
Все опасные товары в зависимости от их свойств и степени опасности можно разделить на следующие группы:
- взрывчатые вещества;
- вещества, способные к образованию взрывчатых смесей;
- сжатые и сжиженные газы;
- самовозгорающиеся;
- воспламеняющиеся от действия воды;
- легковоспламеняющиеся;
- едкие;
- ядовитые и отравляющие;
- радиоактивные.
2.6.2. На грузовом месте с опасными товарами должна быть нанесена транспортная маркировка. Кроме маркировки должно быть наименование товара и знаки опасности. Досматривать такие товары разрешается после получения полной информации о товаре и с соответствующими мерами предосторожности. При необходимости - в присутствии специалистов.
2.6.3. Трюмы судов, помещения вагонов, железнодорожных и автомобильных цистерн, отсеки прицепов, полуприцепов грузовых автомашин и отсеки воздушных судов, в которых перевозятся (или перевозились) опасные товары, до начала досмотра должны быть тщательно проветрены. Вход в такие помещения разрешается только при страховке другим лицом, наличии шланговых, изолирующих противогазов, взрывобезопасных электросветильников, после получения специального инструктажа.
2.6.4. Для освещения при досмотре транспортных средств, перевозящих опасные товары, разрешается пользоваться только электрическими фонарями и светильниками во взрывобезопасном исполнении.
2.6.5. Курение во время досмотра запрещается.
2.6.6. Досмотр опасных товаров, автотранспорта, оборудованного газобаллонными установками, где возможно появление искрового разряда от статического электричества, следует производить только в хлопчатобумажной одежде.
2.6.7. Закрытие крышек люков автоцистерн, перевозящих воспламеняющиеся вещества, должно производиться осторожно, без резких ударов крышки о горловину люка.
2.6.8. При обнаружении во время таможенного оформления товаров, следующих без инструкции по обращению с ними, должны быть приняты все меры предосторожности. При необходимости вызываются специалисты.
2.6.9. Если во время таможенного оформления и досмотра будет обнаружено, что повреждена тара, разлиты или разбросаны опасные вещества и т.д., то досмотр немедленно прекращается до устранения транспортной организацией обнаруженных дефектов.
2.6.10. Таможенный досмотр опасных товаров должен производиться в специальной одежде и обуви с использованием средств индивидуальной защиты. Если во время досмотра предохранительная одежда испачкана опасными веществами, то она должна быть немедленно сменена и передана на обработку.
2.6.11. Особую осторожность и тщательность необходимо проявлять при досмотре транспортных средств, перевозящих упаковки с радиоактивными веществами. При досмотре радиоактивных веществ необходимо получить и применять дозиметрический прибор. При обнаружении радиоактивного излучения и обнаружении радиоактивных товаров с нарушенной упаковкой досмотр немедленно прекращается до устранения обнаруженных дефектов.
2.6.12. При подозрении, что лица, участвующее в досмотре, могли подвергнуться облучению, они немедленно направляются в медицинское учреждение.
2.6.13. Лица, досматривающие транспортные средства с радиоактивными веществами, должны строго соблюдать требования радиационной безопасности и личной гигиены <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" ("Российская газета" от 17 января 1996 г. N 9).
2.7. Требования охраны труда при досмотре
пассажиров, ручной клади и багажа

2.7.1. До начала досмотра ручной клади и багажа лица, проводившие досмотр, должны путем опроса пассажира выяснить, нет ли в его вещах оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, опасных бритв, лезвий для безопасных бритв, иголок, режущих и колющих предметов, которые могут при досмотре нанести травму.
2.7.2. При досмотре пассажиров, ручной клади и багажа следует знать опасные факторы, которые могут действовать на проверяющего в процессе выполнения работ вручную:
- острые, режущие, стеклянные и другие опасные предметы, неосторожное обращение с которыми может привести к травме;
- неаккуратное обращение с жидкостями, неизвестными веществами, которые могут оказаться легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, агрессивными жидкостями, ядовитыми соединениями, что может привести к ожогам кожных покровов, дыхательных путей и отравлениям;
- поражающее действие электрического тока электропитания вспомогательных средств досмотра при прохождении через тело человека может вызвать ожоги, остановку дыхания, сердца;
- недостаточная освещенность рабочей зоны приводит к повышению утомляемости, безопасности труда и в итоге - к получению травмы.
2.7.3. При досмотре ручной клади и багажа следует использовать защитные мази, кремы для рук. После окончания досмотра необходимо тщательно вымыть руки водой с мылом.
2.7.4. Следует быть осторожным, когда досмотр производится без перекладывания вещей, путем прощупывания содержимого ручной клади и багажа.
2.7.5. При досмотре ручной клади и багажа запрещается:
- пользоваться неисправными электроприборами;
- проверять под напряжением разобранные электроприборы и механизмы;
- досматривать на весу стеклянные и другие бьющиеся предметы;
- досматривать без предварительной консультации с должностными лицами подразделений информационно-технического отдела (ИТО), отделов технических средств таможенного контроля (ТСТК) и связи, отделов и отделений технических средств контроля (ТСК) приборы, действующие на принципе возвратно-пружинных механизмов;
- нюхать и определять на вкус любые вещества;
- разливать горючие и легковоспламеняющиеся жидкости;
- самому извлекать закамуфлированные или доступные взрывные устройства.
2.7.6. При задержании предметов ручной клади и багажа, вес которых превышает установленные предельные нормы для переноски тяжестей, должны применяться средства малой механизации.
2.8. Требования охраны труда при досмотре
международных почтовых отправлений

2.8.1. Досмотр международных почтовых отправлений производится в специально отведенных и оборудованных для этой цели предприятиями связи помещениях.
2.8.2. Вскрытие мешков с корреспонденцией и посылками должно производиться на специальных столах.
2.8.3. В помещениях, оборудованных транспортерами и другими средствами доставки почтовых отправлений, переходить через эти средства разрешается только через специально оборудованные переходные площадки.
2.8.4. Запрещается:
- включать транспортеры и другие средства механизации, которые обслуживаются сотрудниками предприятий связи;
- становиться на ленты транспортеров, рольганги и эскалаторы;
- при образовании затора посылок на движущемся транспортере и других средствах механизации прикасаться к посылкам, способствуя их передвижению;
- пользоваться грузовыми лифтами, не предназначенными для подъема людей;
- прикасаться к токоведущим частям электроустановок.
2.9. Требования охраны труда при проведении
спортивных и иных массовых мероприятий

2.9.1. Массовыми мероприятиями следует считать мероприятия с большим числом участников (семинары-совещания, тренировки и учения по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.п.). В организационно-распорядительные документы (приказы и распоряжения) спортивных и массовых мероприятий необходимо включать требования о проведении целевых инструктажей по охране труда.
2.9.2. К физкультурно-оздоровительным и спортивным мероприятиям по физической и специально-прикладной подготовке допускаются лица, имеющие соответствующую подготовку и разрешение врача.
2.9.3. Организаторы и участники спортивных мероприятий должны:
- проводить спортивные мероприятия и тренировки по утвержденному плану в соответствии с положением о соревновании;
- иметь медицинское заключение;
- иметь соответствующую спортивную одежду и обувь;
- иметь и применять индивидуальные средства защиты;
- иметь навыки оказания первой доврачебной помощи.
2.9.4. Спортивные мероприятия проводятся в соответствии с приказом (распоряжением) по таможенному органу на основании календарного плана спортивно-массовых мероприятий и спортивных соревнований.
2.9.5. Запрещается участвовать в спортивных мероприятиях с одетыми цепочками, кольцами, серьгами, которые могут нанести травму участнику спортивных мероприятий, и быть не в спортивной одежде и обуви.
2.9.6. При ухудшении самочувствия или получении травмы необходимо прекратить занятия, доложить руководителю (представителю) проведения спортивного мероприятия, обратиться в медпункт.
2.9.7. Для предупреждения травматизма руководитель спортивного мероприятия обязан обеспечить:
- проведение целевого инструктажа по охране труда по каждому виду соревнований;
- соблюдение мер безопасности и предупреждение травматизма при проведении спортивных мероприятий;
- четкую организацию и соблюдение методики занятий;


Страницы: 2 из 5  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->