Статьи
Н. Афанасьева

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА И ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ: ЧАСТЬ 2

Разделы:
Ввоз и вывоз вылюты; Таможенное дело; Вывоз (экспорт) товаров




Экспорт является частью внешнеторговой деятельности, которая, в свою очередь, является составной частью международной экономической деятельности. Регулирование международных отношений в любых сферах, в том числе и в сфере экономики, и в частности в области международной торговли, является важной функцией государства.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ осуществляется в целях обеспечения благоприятных условий для этого вида деятельности, а также для защиты экономических и политических интересов России.

Сморите начало в статье: "Особенности государственного регулирования экспорта и валютных операций: часть 1".


Заявителю может быть отказано в выдаче лицензии по следующим основаниям:

  • неправильное оформление заявления о предоставлении лицензии;
  • сообщение недостоверных сведений;
  • исчерпание квоты (при лицензировании в случае введения временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров).

Решение о приостановлении действия выданной лицензии или об ее аннулировании принимается лицензирующим органом, выдавшим лицензию, в следующих случаях:
  • представление лицензиатом соответствующего заявления;
  • нарушение лицензиатом условий лицензии.

Уведомление о приостановлении действия выданной лицензии или об ее аннулировании направляется лицензиату и в Федеральную таможенную службу с обоснованием причин принятия такого решения.

Уведомление о возобновлении действия выданной лицензии направляется лицензиату и в Федеральную таможенную службу с обоснованием причин принятия такого решения в срок до 5 дней со дня принятия решения о приостановлении действия выданной лицензии.

За рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, предоставление лицензии и переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в размерах, определяемых законодательством РФ.

Лицензия не подлежит передаче лицензиатом другим лицам.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ.

Оригинал лицензии и заверенная лицензиатом копия лицензии представляются:
  • в таможенный орган РФ - если таможенное оформление товара будет производиться только в этом таможенном органе РФ;
  • в таможенный орган РФ по месту нахождения лицензиата - если таможенное оформление будет производиться в нескольких таможенных органах РФ.

В случае выдачи разовой лицензии лицензиат обязан в 10-дневный срок после окончания срока ее действия представить в выдавший ее лицензирующий орган фотокопию оригинала лицензии, на котором проставлялись отметки таможенных органов РФ о фактическом объеме товара, пропущенного через таможенную границу РФ.

Решения и действия лицензирующего органа могут быть обжалованы в установленном порядке.

Также отметим, что лицензия Министерства промышленности и торговли РФ на экспорт нужна в случаях:
  • реализации разрешительного порядка экспорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
  • предоставления исключительного права на экспорт отдельных видов товаров;
  • выполнения РФ международных обязательств.

Отсутствие лицензии в вышеуказанных случаях является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ.

Осуществление экспортных операций, как правило, предполагает получение российской организацией - экспортером иностранной валюты от покупателя. Поэтому необходимо отметить и некоторые особенности валютного регулирования, имеющие прямое отношение к экспорту. В отдельном разделе мы поговорим о нюансах отражения таких операций в бухгалтерском и налоговом учете, но сейчас остановимся на регулятивном аспекте валютных операций.

Валютные операции в России должны осуществляться в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Закон 173-ФЗ), а также нормативными актами Центрального банка РФ (инструкциями, указаниями и т.д.) и Правительства РФ, являющихся органами валютного регулирования.

В статьи 1 Закона 173-ФЗ введены важные для валютного законодательства термины и понятия. Обратим внимание на некоторые из них.

Под иностранной валютой понимаются:
  • денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Валютными операциями, регулируемыми Законом 173-ФЗ, считаются следующие операции:
  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
  • перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

Таким образом, получение российским экспортером (резидентом) иностранной валюты от зарубежного покупателя (нерезидента) при осуществлении экспортной сделки считается валютной операцией, а потому должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями Закона 173-ФЗ, а также соответствующих инструкций и указаний Центрального банка РФ.

В соответствии со статьей 6 Закона 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением:
  • валютных операций движения капитала (например, предоставления резидентом нерезиденту или получения резидентом от нерезидента кредитов и займов, осуществления операций с внешними ценными бумагами и т.д.);
  • операций по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России.

В отношении вышеперечисленных операций ограничения устанавливаются только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Они должны носить недискриминационный характер и отменяться органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)