Судебные решения, арбитраж
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б., при участии от Балтийской таможни Борщевского М.А. (доверенность от 17.01.2013 N 04-23/01161), от общества с ограниченной ответственностью "Магистральстройсервис" Першина А.С. (доверенность от 09.01.2013 N 12), рассмотрев 09.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магистральстройсервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 02.04.2013 (судья Звонарева Ю.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 (судьи Савицкая И.Г., Есипова О.И., Семенова А.Б.) по делу N А56-72164/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Магистральстройсервис", место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 8, лит. А, пом. 7-Н, ОГРН 1027801556023 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Балтийской таможни, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский о-в, д. 32А, ОГРН 1037811015879 (далее - Таможня), имевшего место 28.09.2012, выразившегося в нарушении сроков выпуска товаров по предварительной таможенной декларации N 10216100/240912/0102171 (далее - ПТД).
Решением суда первой инстанции от 02.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.07.2013, Обществу в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 02.04.2013 и постановление от 03.07.2013 отменить. По мнению подателя жалобы, сроки выпуска товара таможенным органом не продлевались, поскольку в графе "С" ПТД отсутствует соответствующая отметка, а представленная в материалы дела докладная записка от 27.09.2012 N 63 не является доказательством такого продления.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество с целью ввоза на таможенную территорию Таможенного союза товара "древесные плиты с ориентированной стружкой (OSB)" представило 24.09.2012 в Таможню ПТД.
В ходе проверки заявленных в ПТД сведений Таможня 24.09.2012 запросила у Общества оригинал коносамента и документы, свидетельствующие о помещении товара в зону таможенного контроля.
Товар прибыл в морской порт Санкт-Петербург 25.09.2012 и был выгружен в зону таможенного контроля закрытого акционерного общества "Первый контейнерный терминал" (далее - ЗАО "ПКТ") 26.09.2012, что подтверждается разнарядкой N 2012/756/158741.
В тот же день (26.09.2012) Общество представило Таможне оригиналы коносаментов.
Таможня 26.09.2012 приняла решение о проведении дополнительной проверки, при этом таможенный орган запросил дополнительные документы и предложил заполнить форму корректировки таможенной стоимости (КТС) и предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме 179 805 руб. 81 коп.
Письмом от 26.09.2012 N 26/09-12/5п Общество распорядилось денежными средствами в обеспечение уплаты таможенных платежей.
Должностное лицо таможенного органа 27.09.2012 в связи с применением системы управления рисками и выявлением профиля риска (далее - ПР), предусматривающего проведение таможенного досмотра (осмотра) товаров (ПР N 55/1000/20012010/01124), составило докладные записки о необходимости проведения таможенного досмотра и продлении срока выпуска товаров до завершения таможенного досмотра. Уведомление о проведении 28.09.2012 таможенного досмотра ввезенного по ПТД товара вручено Обществу 27.09.2012.
Таможня 28.09.2012 после проведения таможенного досмотра выпустила товар под заявленную Обществом таможенную процедуру.
Общество, считая бездействие таможенного органа, имевшее место 28.09.2012 и выразившееся в нарушении срока выпуска товаров по ПТД, незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что действия Таможни соответствуют нормам законодательства в области таможенного дела и не нарушают права и законные интересы заявителя, отказали Обществу в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункты 2 и 3 статьи 179 ТК ТС).
При этом пунктом 1 статьи 193 ТК ТС предусмотрена возможность предварительного таможенного декларирования товаров, когда таможенная декларация подается в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.
В соответствии со статьей 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с названным Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с названным Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с:
- пунктом 2 статьи 202 названного Кодекса - международными договорами государств - членов Таможенного союза;
- пунктом 3 статьи 202 названного Кодекса - законодательством государств - членов Таможенного союза;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с названным Кодексом.
При этом выпуск товаров осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье 196 названного Кодекса.
При применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию (пункт 2 статьи 196 ТК ТС).
В то же время пунктом 4 статьи 196 ТК ТС предусмотрено, что сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
В соответствии с подпунктом 5 части 2 статьи 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС допускается в числе прочего в случае запроса дополнительных документов и сведений в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, или проверки товаров в форме их таможенного досмотра в случаях выявления несоответствия сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации сведениям, содержащимся в представленных документах, и (или) маркировке или другим сведениям на упаковке товаров, и (или) внешнему виду товаров, наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов, а также в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможными нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 статьи 162 названного Федерального закона, - до получения запрошенных дополнительных документов или завершения таможенного досмотра товаров.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, а при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
Под риском в силу пункта 8 статьи 127 ТК ТС понимается степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств - членов Таможенного союза.
Совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков называется профилем риска (пункт 5 статьи 127 ТК ТС).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Общество 24.09.2012 представило в Таможню ПТД; товар 26.09.2012 выгружен в зоне таможенного контроля ЗАО "ПКТ"; письмо Общества от 26.09.2012 N 26/09-12/5п о распоряжении денежными средствами в обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме 179 805 руб. 81 коп. представлено таможенному органу 26.09.2012.
В то же время в ходе проверки документов и сведений, заявленных в ПТД, таможенный орган выявил риск несоблюдения таможенного законодательства, предусматривающего проведение таможенного досмотра (осмотра) товаров (ПР N 55/1000/20012010/01124), и 27.09.2012 должностное лицо Таможни составило докладные записки о необходимости проведения таможенного досмотра ввезенного Обществом товара (б/н) и о продлении на основании подпункта 5 части 2 статьи 220 Закона N 311-ФЗ сроков выпуска товара по ПТД до завершения таможенного досмотра (N 63).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра), утвержденной приказом ФТС России от 25.10.2011 N 2190 (далее - Инструкция), при принятии решения о проведении таможенного досмотра используется система управления рисками, основанная на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для недопущения и (или) предотвращения нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Решение о проведении таможенного досмотра может быть принято уполномоченным должностным лицом только при выявлении риска, содержащегося в действующем ПР, предусматривающем проведение таможенного досмотра (пункт 1.5 Инструкции).
Согласно пунктам 2.1.2. и 2.1.3 Инструкции должностное лицо таможенного органа, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, направляет докладную записку начальнику таможенного поста или лицу, его замещающему, для принятия решения о проведении таможенного досмотра не позднее 10 минут с момента выявления необходимости проведения таможенного досмотра.
Решение о проведении таможенного досмотра оформляется путем осуществления следующих действий: наложения на докладной записке лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра, соответствующей резолюции (могут быть указаны объем и степень досмотра, а также необходимые для его проведения технические средства таможенного контроля в случае, если данные сведения не определены в соответствии с действующим ПР, на основании которого принимается решение о проведении таможенного досмотра) с проставлением даты и времени принятия решения; формирования поручения о проведении таможенного досмотра уполномоченным должностным лицом таможенного поста, выявившим необходимость проведения таможенного досмотра, по установленной форме, и его подписания лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра.
Должностные лица таможенных органов осуществляют таможенный досмотр не позднее окончания следующего рабочего дня после принятия решения о проведении таможенного досмотра и с момента предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра в месте его проведения или с момента получения информации от декларанта (лица, им уполномоченного) о готовности предъявить товар и присутствовать при проведении таможенного досмотра, а в случае, когда для должностных лиц, проводящих таможенный досмотр, установлен круглосуточный режим работы, - не позднее 24 часов после принятия решения о проведении таможенного досмотра и с момента предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра в месте его проведения (пункт 3.1.5 Инструкции).
Из материалов дела видно, что решение о проведении таможенного досмотра принято в связи с применением системы управления рисками 27.09.2012 (том дела I, лист 114); сроки выпуска товара по ПТД продлены до завершения таможенного досмотра; таможенный досмотр проведен не позднее следующего рабочего дня после принятия решения о его проведении - 28.09.2012.
Таким образом, выпуск ввезенного Обществом товара под заявленную таможенную процедуру 28.09.2012 (по окончании таможенного досмотра) осуществлен таможенным органом в порядке и в сроки, предусмотренные таможенным законодательством.
Общество в кассационной жалобе ставит под сомнение факт составления докладной записки от 27.09.2012 N 63, полагает, что таможенный орган не принимал решения о продлении срока выпуска товара по ПТД.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 43 раздела XI Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе "С" основного и добавочного листов декларации на товары под соответствующими номерами проставляются отметки о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой декларации на товары, проведении таможенного контроля. Под номером 1 указывается цифровыми символами дата (XXXXXX - день, месяц, две последние цифры года), до которой продлевается срок выпуска товаров, если на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС принято решение о продлении срока выпуска товаров, с проставлением подписи должностного лица.
Апелляционный суд, применив названную норму права, сделал правильный вывод о том, что отметка в графе "С" декларации на товары сама по себе не является решением таможенного органа о продлении срока выпуска товара, данная отметка лишь отражает срок принятого таможенным органом решения. При этом суд согласился, что такая отметка должна проставляться в графе "С" декларации на товары в случае продления срока выпуска товаров, однако отсутствие такой отметки не означает, что решение о продлении сроков выпуска товара таможенным органом не принималось.
Довод Общества о том, что названная докладная записка не составлялась, отклоняется судом кассационной инстанции в связи со следующим.
В ходе судебного разбирательства Общество не заявляло в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о фальсификации докладной записки от 27.09.2012 N 63. Кроме того, постановка вопроса о фальсификации доказательства не исключает применения судом в конкретных обстоятельствах положений статьи 71 того же Кодекса об оценке имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно дали оценку названному доказательству наряду с другими доказательствами, имеющимися в материалах дела, и сделали правильный вывод о соответствии действий таможенного органа нормам законодательства в области таможенного дела.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права, и оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 по делу N А56-72164/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магистральстройсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н.БУХАРЦЕВ
Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Л.Б.МУНТЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 14.10.2013 ПО ДЕЛУ N А56-72164/2012
Разделы:Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2013 г. по делу N А56-72164/2012
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б., при участии от Балтийской таможни Борщевского М.А. (доверенность от 17.01.2013 N 04-23/01161), от общества с ограниченной ответственностью "Магистральстройсервис" Першина А.С. (доверенность от 09.01.2013 N 12), рассмотрев 09.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магистральстройсервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 02.04.2013 (судья Звонарева Ю.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 (судьи Савицкая И.Г., Есипова О.И., Семенова А.Б.) по делу N А56-72164/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Магистральстройсервис", место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 8, лит. А, пом. 7-Н, ОГРН 1027801556023 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Балтийской таможни, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский о-в, д. 32А, ОГРН 1037811015879 (далее - Таможня), имевшего место 28.09.2012, выразившегося в нарушении сроков выпуска товаров по предварительной таможенной декларации N 10216100/240912/0102171 (далее - ПТД).
Решением суда первой инстанции от 02.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.07.2013, Обществу в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 02.04.2013 и постановление от 03.07.2013 отменить. По мнению подателя жалобы, сроки выпуска товара таможенным органом не продлевались, поскольку в графе "С" ПТД отсутствует соответствующая отметка, а представленная в материалы дела докладная записка от 27.09.2012 N 63 не является доказательством такого продления.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество с целью ввоза на таможенную территорию Таможенного союза товара "древесные плиты с ориентированной стружкой (OSB)" представило 24.09.2012 в Таможню ПТД.
В ходе проверки заявленных в ПТД сведений Таможня 24.09.2012 запросила у Общества оригинал коносамента и документы, свидетельствующие о помещении товара в зону таможенного контроля.
Товар прибыл в морской порт Санкт-Петербург 25.09.2012 и был выгружен в зону таможенного контроля закрытого акционерного общества "Первый контейнерный терминал" (далее - ЗАО "ПКТ") 26.09.2012, что подтверждается разнарядкой N 2012/756/158741.
В тот же день (26.09.2012) Общество представило Таможне оригиналы коносаментов.
Таможня 26.09.2012 приняла решение о проведении дополнительной проверки, при этом таможенный орган запросил дополнительные документы и предложил заполнить форму корректировки таможенной стоимости (КТС) и предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме 179 805 руб. 81 коп.
Письмом от 26.09.2012 N 26/09-12/5п Общество распорядилось денежными средствами в обеспечение уплаты таможенных платежей.
Должностное лицо таможенного органа 27.09.2012 в связи с применением системы управления рисками и выявлением профиля риска (далее - ПР), предусматривающего проведение таможенного досмотра (осмотра) товаров (ПР N 55/1000/20012010/01124), составило докладные записки о необходимости проведения таможенного досмотра и продлении срока выпуска товаров до завершения таможенного досмотра. Уведомление о проведении 28.09.2012 таможенного досмотра ввезенного по ПТД товара вручено Обществу 27.09.2012.
Таможня 28.09.2012 после проведения таможенного досмотра выпустила товар под заявленную Обществом таможенную процедуру.
Общество, считая бездействие таможенного органа, имевшее место 28.09.2012 и выразившееся в нарушении срока выпуска товаров по ПТД, незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что действия Таможни соответствуют нормам законодательства в области таможенного дела и не нарушают права и законные интересы заявителя, отказали Обществу в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункты 2 и 3 статьи 179 ТК ТС).
При этом пунктом 1 статьи 193 ТК ТС предусмотрена возможность предварительного таможенного декларирования товаров, когда таможенная декларация подается в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.
В соответствии со статьей 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с названным Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с названным Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с:
- пунктом 2 статьи 202 названного Кодекса - международными договорами государств - членов Таможенного союза;
- пунктом 3 статьи 202 названного Кодекса - законодательством государств - членов Таможенного союза;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с названным Кодексом.
При этом выпуск товаров осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье 196 названного Кодекса.
При применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию (пункт 2 статьи 196 ТК ТС).
В то же время пунктом 4 статьи 196 ТК ТС предусмотрено, что сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
В соответствии с подпунктом 5 части 2 статьи 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС допускается в числе прочего в случае запроса дополнительных документов и сведений в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, или проверки товаров в форме их таможенного досмотра в случаях выявления несоответствия сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации сведениям, содержащимся в представленных документах, и (или) маркировке или другим сведениям на упаковке товаров, и (или) внешнему виду товаров, наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов, а также в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможными нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 статьи 162 названного Федерального закона, - до получения запрошенных дополнительных документов или завершения таможенного досмотра товаров.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, а при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
Под риском в силу пункта 8 статьи 127 ТК ТС понимается степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств - членов Таможенного союза.
Совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков называется профилем риска (пункт 5 статьи 127 ТК ТС).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Общество 24.09.2012 представило в Таможню ПТД; товар 26.09.2012 выгружен в зоне таможенного контроля ЗАО "ПКТ"; письмо Общества от 26.09.2012 N 26/09-12/5п о распоряжении денежными средствами в обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме 179 805 руб. 81 коп. представлено таможенному органу 26.09.2012.
В то же время в ходе проверки документов и сведений, заявленных в ПТД, таможенный орган выявил риск несоблюдения таможенного законодательства, предусматривающего проведение таможенного досмотра (осмотра) товаров (ПР N 55/1000/20012010/01124), и 27.09.2012 должностное лицо Таможни составило докладные записки о необходимости проведения таможенного досмотра ввезенного Обществом товара (б/н) и о продлении на основании подпункта 5 части 2 статьи 220 Закона N 311-ФЗ сроков выпуска товара по ПТД до завершения таможенного досмотра (N 63).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра), утвержденной приказом ФТС России от 25.10.2011 N 2190 (далее - Инструкция), при принятии решения о проведении таможенного досмотра используется система управления рисками, основанная на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для недопущения и (или) предотвращения нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Решение о проведении таможенного досмотра может быть принято уполномоченным должностным лицом только при выявлении риска, содержащегося в действующем ПР, предусматривающем проведение таможенного досмотра (пункт 1.5 Инструкции).
Согласно пунктам 2.1.2. и 2.1.3 Инструкции должностное лицо таможенного органа, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, направляет докладную записку начальнику таможенного поста или лицу, его замещающему, для принятия решения о проведении таможенного досмотра не позднее 10 минут с момента выявления необходимости проведения таможенного досмотра.
Решение о проведении таможенного досмотра оформляется путем осуществления следующих действий: наложения на докладной записке лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра, соответствующей резолюции (могут быть указаны объем и степень досмотра, а также необходимые для его проведения технические средства таможенного контроля в случае, если данные сведения не определены в соответствии с действующим ПР, на основании которого принимается решение о проведении таможенного досмотра) с проставлением даты и времени принятия решения; формирования поручения о проведении таможенного досмотра уполномоченным должностным лицом таможенного поста, выявившим необходимость проведения таможенного досмотра, по установленной форме, и его подписания лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра.
Должностные лица таможенных органов осуществляют таможенный досмотр не позднее окончания следующего рабочего дня после принятия решения о проведении таможенного досмотра и с момента предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра в месте его проведения или с момента получения информации от декларанта (лица, им уполномоченного) о готовности предъявить товар и присутствовать при проведении таможенного досмотра, а в случае, когда для должностных лиц, проводящих таможенный досмотр, установлен круглосуточный режим работы, - не позднее 24 часов после принятия решения о проведении таможенного досмотра и с момента предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра в месте его проведения (пункт 3.1.5 Инструкции).
Из материалов дела видно, что решение о проведении таможенного досмотра принято в связи с применением системы управления рисками 27.09.2012 (том дела I, лист 114); сроки выпуска товара по ПТД продлены до завершения таможенного досмотра; таможенный досмотр проведен не позднее следующего рабочего дня после принятия решения о его проведении - 28.09.2012.
Таким образом, выпуск ввезенного Обществом товара под заявленную таможенную процедуру 28.09.2012 (по окончании таможенного досмотра) осуществлен таможенным органом в порядке и в сроки, предусмотренные таможенным законодательством.
Общество в кассационной жалобе ставит под сомнение факт составления докладной записки от 27.09.2012 N 63, полагает, что таможенный орган не принимал решения о продлении срока выпуска товара по ПТД.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 43 раздела XI Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе "С" основного и добавочного листов декларации на товары под соответствующими номерами проставляются отметки о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой декларации на товары, проведении таможенного контроля. Под номером 1 указывается цифровыми символами дата (XXXXXX - день, месяц, две последние цифры года), до которой продлевается срок выпуска товаров, если на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС принято решение о продлении срока выпуска товаров, с проставлением подписи должностного лица.
Апелляционный суд, применив названную норму права, сделал правильный вывод о том, что отметка в графе "С" декларации на товары сама по себе не является решением таможенного органа о продлении срока выпуска товара, данная отметка лишь отражает срок принятого таможенным органом решения. При этом суд согласился, что такая отметка должна проставляться в графе "С" декларации на товары в случае продления срока выпуска товаров, однако отсутствие такой отметки не означает, что решение о продлении сроков выпуска товара таможенным органом не принималось.
Довод Общества о том, что названная докладная записка не составлялась, отклоняется судом кассационной инстанции в связи со следующим.
В ходе судебного разбирательства Общество не заявляло в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о фальсификации докладной записки от 27.09.2012 N 63. Кроме того, постановка вопроса о фальсификации доказательства не исключает применения судом в конкретных обстоятельствах положений статьи 71 того же Кодекса об оценке имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно дали оценку названному доказательству наряду с другими доказательствами, имеющимися в материалах дела, и сделали правильный вывод о соответствии действий таможенного органа нормам законодательства в области таможенного дела.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права, и оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 по делу N А56-72164/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магистральстройсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н.БУХАРЦЕВ
Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Л.Б.МУНТЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)