Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2013 N 09АП-6983/2013-АК ПО ДЕЛУ N А40-123861/12-149-1161

Разделы:
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2013 г. N 09АП-6983/2013-АК

Дело N А40-123861/12-149-1161

резолютивная часть постановления оглашена 25.03.2013
постановление изготовлено в полном объеме 01.04.2013
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей:
Лепихина Д.Е., Румянцева П.В.,
при ведении протокола
помощником судьи Шимкус М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2013
по делу N А40-123861/12-149-1161, принятое судьей Кузиным М.М.,
по заявлению ООО "Карусель" (ОГРН 1107746000284, 119021, Москва, Оболенский пер., д. 10, стр. 1)
к Московской областной таможне (ОГРН 1107746902251)
- о признании незаконным решения по корректировке таможенной стоимости, решения об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, обязании возвратить таможенные платежи и проценты за несвоевременный возврат;
- при участии:
от заявителя:
- Жернакова Е.А. - по доверенности от 23.10.2012;
- от ответчика:
- Аверьянов А.Л. - по доверенности N 03-17/477 от 30.11.2012;
- Кучма А.П. - по доверенности N 03-17/490 от 09.01.2013;
-
установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2013 признаны незаконными решение Московской областной таможни от 06.06.2012 по корректировке товаров, оформленного по ДТ N 10130010/070312/0004332., решение об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ 10130010/070312/0004332, выраженное в письме от 10.07.2012 N 17-25/25887 и на Московскую областную таможню возложена обязанность произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей в размере 92.558, 96 руб., уплатить проценты за несвоевременный возврат таможенных платежей в размере 647, 40 руб.
Таможенный орган не согласился с выводами суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить.
Представители заявителя и таможенного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, в соответствии с условиями внешнеторгового контракта от 26.01.2012 N 2012, заключенного между ООО "Карусель" (Россия) и "ARJO WIGGINS CHARTHAM LIMITED" (Великобритания), приложением N 1 к контракту, на территорию Российской Федерации из Великобритании ввезен товар - калька, используемая для печати лазерными принтерами.
В ходе помещения товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления одновременно с подачей ДТ N 10130010/070312/0004332 таможенному органу представлены необходимые документы о товаре, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза, законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области таможенного дела.
Таможенная стоимость товара определена и заявлена по первому методу определения таможенной стоимости товаров (по цене сделки).
Таможенные платежи уплачены в полном объеме (платежные поручения от 05.03.2012 N 2, от 05.03.2012 N 3).
При осуществлении таможенного контроля установлено, что в оформленных поставках ранее на других таможенных постах в весе нетто не учтен вес розничной упаковки. В результате чего изменение веса упаковки составило в пределах 100 - 120%.
В процессе таможенного контроля на основании п. 6 Порядка контроля таможенной стоимости утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 проведен анализ ценовой информации имеющейся в распоряжении таможенного органа, в. результате которого установлено, что заявленный уровень таможенной стоимости равный 5, 63 $/кг, является минимальным значением по поставкам данного товара, осуществляемым по внешнеторговым контрактам, заключенным с производителем товара "ARJOWIGGINS CHARTHAM LTD".
Уровень таможенной стоимости составляет по данным поставкам в пределах 6, 49 - 8, 30 $/кг.
В соответствии с п. 11 Порядка назначена дополнительная проверка заявленной декларантом таможенной стоимости, в ходе дополнительной проверки правильности декларирования таможенной стоимости заявленных в ДТ N 10130010/070312/0004332 товаров, Московская областная таможня (Вашутинский таможенный пост) пришла к выводу о том, что декларантом не в полном объеме доказана правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений, в связи с чем таможенным органом 06.06.2012 принято решение о корректировке заявленной таможенной стоимости, сумма таможенных платежей, подлежащих уплате по ДТ N 10130010/070312/0004332, увеличена на 92.558, 91 руб.
Информация о принятом решении по корректировке таможенной стоимости товаров направлена в адрес ООО "Карусель" письмом от 07.06.2012 N 42-52/202.
На основании решения, сумма денежного залога в размере 92.558, 96 руб., внесенного ООО "Карусель" по таможенной расписке N 10130010/120312/ТР-5593858 (платежное поручение от 11.03.2012 N 4) зачтена Московской областной таможней в счет уплаты таможенных платежей по указанной декларации, о чем обществу сообщено письмом таможенного органа от 09.06.2012 N 17-17/22054.
В соответствии со ст. ст. 129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа или по заявлению плательщика.
Заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров не позднее трех лет со дня их уплаты. К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, перечисленные в ч. 2 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ.
В порядке претензионного урегулирования спора, ООО "Карусель" обратилось в Московскую областную таможню с заявлением от 28.06.2012 N 120628/1 о возврате (зачете) денежных средств по форме, утвержденной Приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520 (Приложение N 2 к Приказу), к которому представлен пакет документов, необходимых для принятия решения о возврате таможенных платежей в соответствии с ч. 2 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, а также к заявлению, приложены заверенные копии трех ДТ, оформленные ООО "Карусель" в 2011 году в отношении точно такого же товара (того же производителя, по контракту с идентичными условиями, с теми же характеристиками и сопоставимой стоимостью). Таможенная стоимость товаров заявлена обществом и принята Московской областной таможней по первому методу определения таможенной стоимости (по цене сделки с ввозимыми товарами).
Согласно почтовому штемпелю заявление о возврате (зачете) денежных средств направлено в таможенный орган 30.06.2012 заказным почтовым отправлением с заказным уведомлением о вручении и описью вложения (заверенные копии документов прилагаются). Заявление и прилагаемые к нему документы получены таможенным органом 06.07.2012 и зарегистрированы за вх. номером 26683.
Письмом Московской областной таможни от 10.07.2012 N 17-25/25887 заявление общества от 28.06.2012 N 120628/1 о возврате (зачете) денежных средств возвращено без рассмотрения.
В обоснование оставления заявления без рассмотрения таможенным органом указано на то, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Данное письмо получено обществом 20.07.2012.
Не согласившись с принятыми Московской областной таможней решениями, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения таможенного органа не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
По результатам рассмотрения представленных документов наличие каких-либо расхождений относительно ценовой информации, содержащихся в коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся именно к этой, конкретной поставке (сделке) с товарами, ввезенными обществом и оформленными по указанной декларации таможенным органом либо информации о недостоверности заявленной таможенной стоимости не выявлено и в оспариваемых решениях не указано.
Цена товара является результатом переговорного процесса, учитывающего интересы сторон, и подтверждающегося контрактом, инвойсом, товаросопроводительными документами, фактом реального осуществления сделки.
Невозможность применения ООО "Карусель" первого метода (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) при определении таможенной стоимости ввезенных товаров таможенным органом не обоснована и не доказана.
Из решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 06.06.2012 и анализа содержания ДТС-2 следует, что таможней произведена корректировка таможенной стоимости по резервному методу на основе метода стоимости сделки с однородными товарами (3 метод).
Согласно ст. 3 Соглашения "однородные товары" - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на единой таможенной территории таможенного союза. Однородные товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда не выявлены однородные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования.
В статье 7 Соглашения разъяснено, что корректировка по методу с однородными товарами проводится на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с однородными товарами. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с однородными товарами для целей определения таможенной стоимости не используется.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" определен Порядок контроля таможенной стоимости товаров, согласно которому, для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.
Таможенным органом не указано, из какого ценового источника использованы сведения при принятии решения по корректировке таможенной стоимости задекларированной кальки и почему в качестве источника ценовой информации для сравнения не были использованы сведения, содержащиеся в других ранее оформленных ООО "Карусель" декларациях в отношении такого же товара.
Согласно положениям Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, обязанность по уплате установленных таможенным законодательством таможенного союза сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенной декларации (ст. 211 ТК ТС), но до их выпуска в соответствии с указанной таможенной процедурой (ст. 210 ТК ТС).
В силу п. 4 ст. 76 названного Кодекса сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин (таможенной стоимости товара) и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза. Сумма налогов, подлежащих уплате, определяется в соответствии с законодательством государства -члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру.
Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, в случае, если бы иностранные товары были выпущены для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных платежей, указанных в пп. 2 и 3 п. 1 ст. 74 названного Кодекса, пеней и процентов (п. 6 ст. 76 ТК ТС).
Согласно п. 1 ст. 64 Таможенном кодекса таможенного союза, таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
На основании п. 1 ст. 65 настоящего Кодекса декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (п. 2). Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, определен в ст. ст. 183, 184 Кодекса.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, при подаче таможенной декларации в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ, основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном ст. 4 настоящего Соглашения (то есть, первый метод определения таможенной стоимости товаров).
Пунктом 1 ст. 4 настоящего Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения. Указанной нормой установлены также ограничения для применения основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки (пп. 1 - 4 п. 1 ст. 4 Соглашения).
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (п. 2).
Согласно п. 3 ст. 2 Соглашения и п. 4 ст. 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Пунктом 1 ст. 68 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение должно содержать обоснование и срок его исполнения.
При этом в силу п. 3 ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Возврат таможенных пошлин, налогов и процентов, начисленных за их несвоевременный возврат, осуществляется по правилам, установленным ст. ст. 129, 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ.
Согласно ст. 89 Таможенного кодекса Таможенного союза уплаченные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров, являются излишне уплаченными.
Излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, не позднее трех лет со дня их уплаты (п. 1 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ).
Положениями пп. 4 и 5 п. 1 ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза в их системной связи с положениями пп. 4 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ на таможенные органы возложена обязанность осуществлять контроль правильности исчисления и своевременность уплаты таможенных пошлин, налогов, как самостоятельно в ходе таможенного оформления и таможенного контроля, так и по заявлению плательщика.
Таможенная пошлина в отношении постановленного товара, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей на стадии проверки сведений, заявленных в декларации, изначально излишне уплачена на сумму 92.558, 96 руб.
Пункты 5, 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ обязывает таможенный орган при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или взысканных таможенных пошлин, налогов.
Вместе с тем, обязанность, предусмотренная действующим законодательством Московской областной таможней, не исполнена.
В силу п. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении срока, установленного п. 6 ст. 147 Федерального закона, на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, невозвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата (8%, согласно Указанию Центрального банка Российской Федерации от 23.12.2011 N 2758-У "О размере ставки рефинансирования Банка России").
На 07.09.2012 сумма процентов составила 647, 40 руб.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2013 по делу N А40-123861/12-149-1161 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Д.Е.ЛЕПИХИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)