Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2013 ПО ДЕЛУ N А43-31763/2012

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2013 г. по делу N А43-31763/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.11.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Славянский двор" (ОГРН 1025203747623, ИНН 5262045294, г. Н. Новгород, ул. Богородского, 15/1-12)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2013
по делу N А43-31763/2012,
принятое судьей Кабановым В.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Славянский двор"
об обязании Нижегородской таможни и Управления федерального казначейства по Нижегородской области возвратить излишне уплаченные авансовые платежи на сумму 768 000 рублей,
без участия лиц,
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Славянский двор" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением об обязании Нижегородской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) и Управления федерального казначейства по Нижегородской области (далее - Казначейство) возвратить в адрес Общества излишне уплаченные авансовые платежи на сумму 768 000 рублей.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная таможенная служба.
Решением от 15.07.2013 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Таможня заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без ее участия.
Таможня и Федеральная таможенная служба в отзывах на апелляционную жалобу просили в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 10.01.2012 Общество обратилось в Таможню с заявлением о возврате авансовых платежей в размере 768 000 рублей.
Письмом от 12.01.2012 N 04-01-32/203 таможенный орган возвратил Обществу заявление, указав на несоответствие его требованиям таможенного законодательства.
Исправив допущенные недостатки, Общество повторно 24.02.2012 и 04.04.2012 обратилось в таможенный орган с заявлениями о возврате авансовых платежей по платежным поручениям от 21.02.2006 N 1310, от 11.05.2006 N 566, от 28.11.2007 N 9956, от 16.04.2008 N 36981.
Письмами от 28.02.2012 и 11.04.2012 Таможня возвратила Обществу поступившие заявления без рассмотрения в связи с истечением срока для обращения за возвратом денежных средств.
Посчитав необоснованным отказ Таможни в возврате авансовых платежей, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определении от 21.06.2001 N 173-О, нормы действующего законодательства, устанавливающие срок обращения к уполномоченному органу с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм обязательных платежей, не препятствуют в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).
В силу положений статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату внесении авансовых платежей) (далее - ТК РФ) авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров (пункт 1); денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 настоящего Кодекса (пункт 3); возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа (пункт 5).
Абзацем 4 пункта 9 статьи 355 ТК РФ установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
С 01.10.2009 пункт 5 статьи 330 ТК РФ изложен в новой редакции, согласно которой возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17).
В связи с этим Таможенный кодекс Российской Федерации действовал в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза (пункт 2 статьи 1, пункт 2 статьи 8 ТК ТС, письмо Федеральной таможенной службы от 29.06.2010 N 01-11/31847).
В соответствии со статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В части 1 статьи 121 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", вступившего в силу 29.12.2010 (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) предусмотрено, что авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров.
Из части 3 этой же статьи следует, что денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статьей 122 Федерального закона N 311-ФЗ определен порядок возврата авансовых платежей, а также перечень документов, необходимых для представления в таможенный орган в целях осуществления возврата указанных платежей.
В силу части 1 статьи 122 Федерального закона N 311-ФЗ возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
По истечении указанного срока в соответствии с частью 2 статьи 122 Федерального закона N 311-ФЗ невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, перечень которых поименован в части 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ.
Исходя из положений части 4 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ, при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган.
В то же время, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (часть 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, рассматриваемые суммы авансовых платежей Общество вносило на основании платежных поручений от 21.02.2006 N 1310, от 11.05.2006 N 566, от 28.11.2007 N 9956, от 16.04.2008 N 36981.
Вместе с тем Общество не производило распоряжение денежными средствами, перечисленными указанными платежными поручениями.
Следовательно, трехлетний срок для обращения с заявлением о возврате авансовых платежей, внесенных по платежным поручениям от 21.02.2006, 11.05.2006, 28.11.2007, 16.04.2008, истек, соответственно, 21.02.2009, 11.05.2009, 28.11.2010 и 16.04.2011.
Судом обоснованно признано несостоятельным, основанным на неверном толковании норм действующего законодательства, утверждение Общества о том, что в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, считается подача им или от его имени таможенной декларации без указания реквизитов платежного поручения, которым перечислен авансовый платеж, подлежащий зачету в счет уплаты таможенных платежей, поскольку Общество в течение всего периода с момента внесения авансовых платежей до настоящего времени подает таможенные декларации.
Так, согласно материалам дела Общество неоднократно обращалось в Таможню с заявлениями о возврате авансовых платежей: от 10.01.2012 вх. N 21 (далее - заявление N 1); от 24.02.2012 вх. N 2844 (далее - заявление N 2) и от 04.04.2012 вх. N 5160 (далее - заявление N 3).
Письмом от 12.01.2012 N 04-01-32/203 таможенный орган возвратил Обществу заявление N 1, обосновав свое решение отсутствием в приложении необходимых документов (копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа; копии свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа; документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа; образца подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление). Одновременно таможенный орган разъяснил заявителю о праве повторного обращения после устранения недостатков.
Отвечая письмом от 28.02.2012 N 04-0132/3560 на заявление N 2, Таможня известила Общество об истечении трехлетнего срока для возврата авансовых платежей, а также сообщила, что поданная Обществом банковская карточка не может являться надлежащим документом, содержащим образец подписи.
В письме от 11.04.2012 N 04-01-32/6256, направленном в ответ на заявление N 3, таможенный орган разъяснил Обществу, что предусмотренный статьей 122 Федерального закона N 311-ФЗ трехлетний срок для возврата авансовых платежей истек, внесенные авансовые платежи были учтены в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета как невостребованные и возврату не подлежат.
Необоснованным признан и довод Общества о том, что заявление N 3 оставлено Таможней без рассмотрения без указания причин, как противоречащий вышеизложенным обстоятельствам, которые подтверждены материалами дела. В частности, письмо от 11.04.2012 N 04-01-32/6256 содержит решение об отказе в возврате требуемых авансовых платежей в связи с истечением установленного срока возврата.
При этом, как правомерно указал суд, датой начала течения трехгодичного срока для возврата авансовых платежей следует считать не дату подачи последней таможенной декларации, а дату поступления авансового платежа на счет таможенного органа.
Судом апелляционной инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2012 по делу N А43-12585/2012, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012, Обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Таможни от 11.04.2012 N 04-01-32/6256 о возвращении без рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей. При этом судом по указанному делу выводы таможенного органа признаны обоснованными и соответствующими действующему таможенному законодательству.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные по делу N А43-12585/2012 обстоятельства имеют преюдициальное значение и не доказываются вновь.
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу об отсутствии оснований для возврата в адрес Общества излишне уплаченных авансовых платежей на сумму 768 000 рублей.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано, установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы не опровергнуты.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования.
Ссылки арбитражного суда на нормы главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в данном случае являются ошибочными, поскольку в рамках настоящего дела имеет место иной предмет спора, однако это не привело к принятию неправильного решения.
Оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2013 по делу N А43-31763/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Славянский двор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)