Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 05.07.2013 ПО ДЕЛУ N А56-48060/2012

Разделы:
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2013 г. по делу N А56-48060/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О., при участии от общества с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" Тесленко Я.Т. (доверенность от 09.01.2013 N 20), от Федеральной таможенной службы Новиковой Т.С. (доверенность от 25.12.2012 N 78 АА 3002087), рассмотрев 03.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2012 (судья Саргин А.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2013 (судьи Борисова Г.В., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) по делу N А56-48060/2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ", место нахождения: Санкт-Петербург, улица Социалистическая, дом 2/30, литера А; основной государственный регистрационный номер 1107847063202 (далее - ООО "НОВИКОМ", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни, место нахождения: Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32-а; основной государственный регистрационный номер 1037811015879 (далее - Таможня), выразившихся в проведении 20.05.2011 взвешивания товара, находящегося в контейнерах N TGNU7040361, TGNU9687662, TGNU9176755, OOLU8793546, OOLU8843225 по декларации на товары (далее - ДТ) N 10216100/130511/0045479, и действий Балтийской таможни по проведению 22.05.2011 таможенного досмотра товара, а также о признании недействительными решения Балтийской таможни от 15.09.2011 N 04-44/50, решения Северо-Западного таможенного управления, место нахождения: Санкт-Петербург, набережная Кутузова, дом 20; основной государственный регистрационный номер 1037843059495 (далее - СЗТУ), от 29.12.2011 N 12-03-10/100 и решения Федеральной таможенной службы, место нахождения: Москва, улица Новозаводская, дом 11/5; основной государственный регистрационный номер 1047730023703 (далее - ФТС), от 19.04.2012 N 15-68/28.
Решением суда первой инстанции от 20.11.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.03.2013, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 94 и 108 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), а также норм процессуального права. Податель жалобы считает, что взвешивание контейнера проведено вне форм таможенного контроля, у таможенного органа отсутствовали основания для совершения таких действий. Таким образом, как полагает податель жалобы, действия таможенного поста по взвешиванию контейнеров с товаром являются неправомерными. При этом Общество указывает на возникновение у него необоснованных расходов в связи с такими неправомерными действиями таможенного органа.
В отзыве на кассационную жалобу ФТС просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, указывая на то, что по настоящему спору Балтийской таможней был подготовлен отчет о применении/неприменения профилей рисков по ДТ N 10216100/130511/0045479.
В судебном заседании представитель ООО "НОВИКОМ" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ФТС просил отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на приведенные в отзыве доводы.
Балтийская таможня и СЗТУ о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 13.05.2011 Общество в целях оформления ввоза на таможенную территорию Таможенного союза товара - "древесные плиты с ориентированной стружкой, необлицованные, без пазов и гребней, пропитанные смолами" - в контейнерах N TGNU7040361, TGNU9687662, TGNU9176755, OOLU8793546, OOLU8843225 подало в Таможню предварительную декларацию на товар N 10216100/130511/0045479 (далее - ДТ) с приложением комплекта документов.
Товар прибыл в вышеназванных контейнерах и помещен в зону таможенного контроля закрытого акционерного общества "Первый Контейнерный Терминал" 18.05.2011 (далее - ЗАО "ПКТ"), таможенному органу предоставлен оригинал коносамента от 25.04.2011 N 2412608900.
В соответствии с пунктом 4 статьи 196 ТК ТС должностным лицом таможенного поста Турухтанный 19.05.2011 принято решение о продлении срока выпуска товара на 8 дней для проведения таможенного контроля, а именно: для фактической проверки товаров в форме таможенного наблюдения, таможенного осмотра с применением инспекционно-досмотрового комплекса (далее - ИДК).
Турухтанным таможенным постом Таможни 20.05.2011 произведен осмотр товара с применением ИДК.
При взвешивании товара 20.05.2011, произведенном по требованию таможенного органа, установлено превышение фактического веса брутто товара по сравнению с весом, заявленным в ДТ, на 4392 кг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 116 ТК ТС начальником Турухтанного таможенного поста 21.05.2011 принято решение о проведении таможенного досмотра товара (поручение на досмотр N 10216100/210511/005510), о чем заявитель был уведомлен 22.05.2011.
В связи с выявлением несоответствия веса товара таможенный орган при участии представителя Общества 22.05.2011 произвел таможенный досмотр в объеме 100%, с полным взвешиванием и пересчетом грузовых мест и определением веса нетто и брутто товара, о чем составлен акт досмотра. В результате досмотра установлено, что реальный вес брутто товара составил 135 640 кг, а реальный вес нетто - 131 250 кг.
По результатам таможенного контроля Общество внесло соответствующие изменения в ДТ.
Товар выпущен Таможней 26.05.2011 в соответствии с заявленным режимом под обеспечение уплаты таможенных платежей.
08.07.2011 (исх. N 584) Общество обратилось в Балтийскую таможню с жалобой на требование Турухтанного таможенного поста о проведении 20.05.2011 взвешивания товара в контейнерах N TGNU7040361, TGNU9687662, TGNU9176755, OOLU8793546, OOLU8843225, а также на решение от 21.05.2012 о проведении таможенного досмотра, товара ввезенного по ДТ N 10216100/130511/0045479.
15.09.2011 Балтийской таможней принято решение N 04-44/50 об отказе в удовлетворении жалобы заявителя.
Не согласившись с принятым решением Балтийской таможни, ООО "НОВИКОМ" обжаловало его в СЗТУ, которое 29.12.2011 приняло решение N 12-03-10/100 о признании обжалуемых решений и действия правомерными и об отказе в удовлетворении жалобы заявителя.
Вышеуказанные действия и решения Таможни и СЗТУ обжаловались Обществом также в ФТС, которая своим решением от 19.04.2012 N 15-68/28 признала их правомерность.
Посчитав действия и решения таможенных органов незаконными, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявления отказали, сделав вывод о том, что отсутствуют основания для признания оспариваемых действий таможенных органов незаконными, нарушающими права заявителя.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы (пункт 1 статьи 96 ТК ТС).
Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
В силу пункта 3 статьи 95 ТК ТС таможенный контроль, формы которого установлены статьей 110 ТК ТС, проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
Согласно статье 108 ТК ТС по требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары (пункт 1). Перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит, и транспортных средств, на которых перевозятся такие товары (пункт 2). Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов (пункт 3).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) деятельность таможенных органов основана на определенных принципах, в том числе ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле.
При этом согласно требованиям статьи 161 Закона N 311-ФЗ при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений.
При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (пункт 2 статьи 94 ТК ТС).
В соответствии с положениями главы 18 Таможенного кодекса Таможенного союза профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков (пункт 5 статьи 127); таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля (пункт 1 статьи 128); к объектам анализа риска относятся деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, а также сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах (пункты 4 и 5 статьи 129); порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств - членов Таможенного союза. Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза (пункты 3 и 4 статьи 130).
Из анализа приведенных положений таможенного законодательства следует, что допускается проведение взвешивания товаров по требованию таможенного органа в рамках осуществления таможенного контроля и не исключается необходимость повторного взвешивания в ходе проведения таможенного досмотра. При этом таможенное законодательство не предусматривает, что взвешивание товара осуществляется в рамках какой-либо конкретной формы таможенного контроля.
Таможенный досмотр является одной из форм таможенного контроля (статья 110 ТК ТС), порядок его проведения регламентирован положениями статьи 116 ТК ТС.
Основными целями таможенного досмотра являются получение фактических сведений о товарах и транспортных средствах, идентификация товаров и транспортных средств, выявление и пресечение правонарушений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил, иных нарушений законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
С учетом обстоятельств дела суды двух инстанций признали эффективными и своевременными избранные таможенным органом формы проведения контрольных мероприятий.
Оценив представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод об отсутствии нарушений требований таможенного законодательства при взвешивании ЗАО "Первый Контейнерный Терминал" ввезенного Обществом товара в контейнерах N TGNU7040361, TGNU9687662, TGNU9176755, OOLU8793546, OOLU8843225, находящегося в зоне таможенного контроля, и проведении таможенного досмотра.
Пунктом 2 статьи 94 ТК ТС предусмотрено, что при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
Из решения ФТС от 19.04.2012 N 15-68/28 следует, что Балтийской таможней представлен отчет о применении/неприменении профилей рисков по ДТ N 10216100/130511/0045479, согласно которому в ходе проведения таможенного контроля таможенным органом выявлен риск, содержащийся в профиле риска, предусматривающим применение мер по минимизации риска "таможенный осмотр товаров, транспортных средств международной перевозки и контейнеров с использованием инспекционно-досмотровых комплексов" и "таможенный досмотр товаров и транспортных средств международной перевозки" (том 1, листы дела 19 - 20).
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод судебных инстанций о том, что с учетом наличия документально подтвержденных расхождений в весе товара и выявления профиля риска, Балтийской таможней правомерно и обоснованно был произведен таможенный досмотр товара применением инспекционно-досмотровых комплексов, а также выставлено требование о проведении взвешивания товара, находящегося в контейнерах TGNU7040361, TGNU9687662, TGNU9176755, OOLU8793546, OOLU8843225.
Суды первой и апелляционной инстанций с учетом всех обстоятельств дела пришли к правильному выводу о том, что решение о проведении взвешивания товара по ДТ N 10216100/130511/0045479, а также решение о проведении таможенного досмотра товара, принятые таможенным органом в рамках, предусмотренных таможенным законодательством, не нарушают права и законные интересы Общества, являются законными, равно как и решение Таможни от 15.09.2011 N 04-44/50, оставленное без изменения решением СЗТУ от 29.12.2011 N 12-03-10/100 и решением ФТС от 19.04.2012 N 15-68/28.
Кроме того, Общество не представило доказательств возложения на него Таможней каких-либо дополнительных обязанностей, создания препятствий для осуществления предпринимательской деятельности.
Суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении его требований.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2013 по делу N А56-48060/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ

Судьи
Л.Б.МУНТЯН
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)