Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 31.07.2013 N Ф03-3260/2013 ПО ДЕЛУ N А73-12279/2012

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. N Ф03-3260/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Трофимовой О.Н.
Судей: Брагиной Т.Г., Панченко И.С.
при участии
- от заявителя: ЗАО "ТРИР" - Бредихин В.М., представитель по доверенности от 01.08.2012 N 72;
- от ФТС России в лице Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров - Зацепин А.А., представитель по доверенности от 23.11.2012 N 15-46/99-12д, Пустовой М.О., представитель по доверенности от 19.12.2012 N 25 АА 0856875;
- от Ванинской таможни - Плехова Л.В., представитель по доверенности от 28.12.2012 N 11-30/5926, Хоришко К.С., представитель по доверенности от 15.07.2013 N 05-30/3148;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Федеральной таможенной службы
на решение от 22.01.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2013
по делу N А73-12279/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Луговая И.М., в апелляционном суде судьи: Швец Е.А., Пескова Т.Д., Харьковская Е.Г.
По заявлению закрытого акционерного общества "ТРИР"
к Федеральной таможенной службе в лице Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров, Ванинской таможне
о признании недействительными решений от 01.08.2012 и требования N 10711000/06092012/13 от 06.09.2012
Закрытое акционерное общество "ТРИР" (ОГРН 1023801003236, место нахождения: 664047, г. Иркутск, Иркутский район, ул. Советская, 3, 420, далее - общество, ЗАО "ТРИР", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решений Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров Федеральной таможенной службы (ОГРН 1047730023703, место нахождения: 121087, г. Москва, ул. Новозаводская, 11/5, далее - управление таможенного контроля, таможенный орган), NN 10000000/00/010812/Т0035/1, 10000000/00/010812/Т0035/2, 10000000/00/010812/Т0035/3, 10000000/00/010812/Т0035/4, 10000000/00/010812/Т0035/5, 10000000/00/010812/Т0035/6, 10000000/00/010812/Т0035/7, 10000000/00/010812/Т0035/8, 10000000/00/010812/Т0035/9, 10000000/00/010812/Т0035/10 от 01.08.2012, требования Ванинской таможни (ОГРН 1022700712110, место нахождения: 682860, Хабаровский край, Ванинский район, рп. Ванино, ул. Железнодорожная, 4, далее - таможня) N 10711000/06092012/13 от 06.09.2012 об уплате таможенных платежей в размере 16 792 021,55 руб.
Решением суда от 22.01.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2013, заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе Федеральной таможенной службы, поддержанной ее представителями в судебном заседании, которая просит их отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами судов, при этом заявитель жалобы считает, что представленные при декларировании товаров коносаменты, выданные и подписанные от имени и по поручению фрахтователя судна (компании Даксин Петролеум ПТЕ Лтд) его агентом (ООО "Шип Сервис") являются нелегитимными, так как выданы и подписаны неуполномоченным на это лицом (не перевозчиком). Данные коносаменты, по мнению заявителя жалобы, не являются документами, подтверждающими заключение договора морской перевозки груза и не могут выступать для таможенных целей в качестве транспортных (перевозочных) документов в понятии подпункта 38 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Надлежащими транспортными (перевозочными) документами, как полагает заявитель жалобы, являются бортовые коносаменты, представленные таможенному органу при убытии, поэтому таможенными органами правомерно при исчислении подлежащих уплате таможенных платежей применены ставки таможенных пошлин, действовавшие на дату фактического убытия товаров.
Ванинская таможня в отзыве на жалобу и ее представители в судебном заседании изложенные в ней доводы поддержали, предложили принятые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, полагая выводы судов о недействительности требования таможни не соответствующими нормам законодательства Таможенного союза и Российской Федерации.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, указывая на то, что они не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку исследованных судами фактических обстоятельств дела, поэтому просили жалобу оставить без удовлетворения, принятые судебные акты - без изменения как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, между ЗАО "ТРИР" (продавец) и компанией "Transbunker Trading Ltd." (Кипр) (покупатель) заключены контракты TT-L-2009 от 03.06.2009, TT-L-2010 от 01.03.2010, TT-L-2008/1 от 25.05.2008.
По условиям контрактов продавец продал, а покупатель купил следующие нефтепродукты: мазут топочный - до 300 000 метрических тонн, нафта - до 100 000 метрических тонн (контракт N ТТ-L-2009); мазут топочный - до 270 000 метрических тонн, нафта - до 44 000 метрических тонн (контракт N ТТ-L-2010); мазут топочный - до 200 000 метрических тонн (контракт N ТТ-L-2008/1) (пункт 1.1 контрактов). Пунктом 3.1 контрактов определены условия поставки FCA или FOB п. Ванино нефтебаза ООО "Трансбункер-Ванино", г. Находка, г. Владивосток, п. Восточный (условия определяются дополнениями к контракту).
Общая сумма контракта для оформления паспорта сделки составляет 200 000 000 долл. США (контракт N ТТ-L-2009), 102 000 000 долл. США (контракт N ТТ-L-2010), 100 000 000 долл. США (контракт N ТТ-L-2008/1). Цена продукта оговаривается в соответствующем дополнении, которое является неотъемлемой частью контракта и подписывается сторонами на каждую судовую партию продукта (пункт 4.1 контрактов).
В рамках исполнения указанных контрактов общество в течение 2010-2011 годов на основании дополнений к контрактам передало на условиях FCA п. Ванино покупателю - "Transbunker Trading Ltd." нефтепродукты и в целях таможенного декларирования представило в Ванинскую таможню следующие декларации на товары (далее - ДТ): NN 10711020/300710/0001727, 10711020/310810/0001918 10711020/291010/0002296, 10711020/291210/0002766, 10711020/291210/0002773, 10711020/280111/0000156, 10711020/250211/0000374, 10711020/250211/0000376, 10711020/300311/0000683, 10711020/300311/0000685.
Ванинской таможней произведен выпуск нефтепродуктов, что подтверждается соответствующими отметками в декларациях. Таможенные пошлины уплачены обществом по ставкам, действующим на дату регистрации таможенных деклараций.
На основании решения руководителя ФТС России N 10000000/040/040612/Р0035 в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 4 статьи 132 ТК ТС проведена внеплановая выездная таможенная проверка общества по вопросам достоверности сведений, заявленных в декларациях на товары и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решений о выпуске товаров; соблюдения установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Российской Федерации условий таможенных процедур при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза; соблюдения иных требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2, 6, 7 пункта 3 статьи 122 ТК ТС (проверяемый период 2010-2012 годы).
В ходе проверки таможенным органом установлено, что в качестве транспортного (перевозочного) документа при подаче таможенных деклараций обществом представлены береговые коносаменты, подписанные ООО "Шип Сервис" (уполномоченное лицо - агентирующая компания), а на убытие - бортовые коносаменты, подписанные капитаном морского судна (перевозчик). Полагая, что представленные при таможенном декларировании по вышеуказанным таможенным декларациям береговые коносаменты являются недействительными в силу их подписания ненадлежащим лицом - не перевозчиком, таможенный орган пришел к выводу, что исчисление и уплата таможенных пошлин должны производиться по ставкам, действовавшим на дату фактического убытия товаров, а не на дату регистрации таможенной декларации. Учитывая, что ставки таможенных пошлин на дату регистрации спорных таможенных деклараций были ниже, чем ставки на момент фактического вывоза нефтепродуктов, таможенный орган пришел к выводу о занижении обществом подлежащих уплате таможенных платежей.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 01.08.2012 N 10000000/000/010812/Ф0035.
По результатам проверки управлением таможенного контроля приняты решения:
- - N 10000000/000/010812/Т0035/6, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/300710/0001727 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенных платежей и вывозной таможенной пошлины, действующей на 02.08.2010: 102,4 долл. США за 1000 кг с применением курса валют, действующего на 02.08.2010, а также произвести расчет и доначисление причитающихся пеней;
- - N 10000000/000/010812/Т0035/7, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/310810/0001918 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 02.09.2010: 105,9 долл. США за 1000 кг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.08.2010 N 652 с применением курса валют, действующего на 02.09.2010, а также произвести расчет и доначисление причитающихся пеней;
- - N 10000000/000/010812/Т0035/8, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/291010/0002296 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 05.11.2010: 112,1 долл. США за 1000 кг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2010 N 858 с применением курса валют, действующего на 05.11.2010, а также произвести расчет и доначисление причитающихся пеней;
- - N 10000000/000/010812/Т0035/9, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/291210/0002766 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 07.01.2011: 226,2 долл. США за 1000 кг в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1110 от 24.12.2010 с применением курса валют, действующего на 07.01.2011;
- - N 10000000/000/010812/Т0035/10, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/291210/0002773 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 03.01.2011: 121,9 долл. США за 1000 кг в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 110 от 24.12.2010 с применением курса валют, действующего на 03.01.2011;
- - N 10000000/000/010812/Т0035/1, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/280111/0000156 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 05.02.2011: 161,8 долл. США за 1000 кг В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 15 от 21.01.2011 с применением курса валют, действующего на 05.02.2011;
- - N 10000000/000/010812/Т0035/2, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/250211/0000374 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 18.03.2011: 170,6 долл. США за 1000 кг в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99 от 22.02.2011 с применением курса валют, действующего на 18.03.2011;
- - N 10000000/010812/Т0035/3, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/250211/0000376 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 08.03.2011: 244,6 долл. США за 1000 кг в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99 от 22.02.2011 с применением курса валют, действующего на 08.03.2011;
- - N 10000000/010812/Т0035/4, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/300311/0000683 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 02.04.2011: 283,9 долл. США за 1000 кг в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 187 от 24.03.2011 с применением курса валют, действующего на 02.04.2011;
- - N 10000000/010812/Т0035/5, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/300311/0000685 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 02.05.2011: 211,8 долл. США за 1000 кг в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 311 от 25.04.2011 с применением курса валют, действующего на 02.05.2011.
На основании указанных решений и акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей N 10711000/240812/0000013 от 24.08.2012 Ванинской таможней в адрес общества направлено требование об уплате таможенных платежей N 10711000/06092012/13 от 06.09.2012, в соответствии с которым последнему предложено в срок не позднее 20 дней со дня вручения (получения) данного требования уплатить задолженность в сумме 16 792 021,55 руб., в том числе: 14 464 778,45 руб. - таможенные платежи; 2 327 243,10 руб. - пени.
Не согласившись с поименованными выше решениями управления таможенного контроля и требованием таможни, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу о том, что они не соответствуют действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 181, статьи 183 ТК ТС, при помещении под таможенные процедуры, за исключением процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, которая сопровождается документами, на основании которых она заполнена, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 3 части 1 статьи 183 ТК ТС предусмотрено, что при подаче таможенной декларации должны быть представлены транспортные (перевозочные) документы.
В силу подпункта 38 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под транспортными (перевозочными) документами, понимаются коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке.
Из оспариваемых решений управления таможенного контроля следует, что основанием для их принятия послужил вывод таможенного органа о том, что представленные обществом при таможенном декларировании (одновременно с ДТ) коносаменты (береговые), подписанные агентирующей компанией ООО "Шип Сервис", не подтверждают наличие договора перевозки товаров, поскольку подписаны не перевозчиком. В качестве надлежащих, по мнению таможенного органа, транспортных документов последним признаны и приняты коносаменты (бортовые), представленные обществом при убытии с таможенной территории Российской Федерации, когда действовали иные ставки таможенных пошлин, которые и были применены для целей исчисления подлежащих уплате таможенных платежей по спорным ДТ.
Согласно положениям статей 115, 117, 142, 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ), с учетом пункта 7 статьи 3 Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года (Брюссель, 25 августа 1924 года), коносамент может быть выдан до фактической погрузки груза на борт судна, им подтверждается факт принятии груза к перевозке, при этом реальная погрузка может не совпадать с моментом заключения договора; бортовым коносаментом должен считаться коносамент или иной товарораспорядительный документ, в котором в порту отгрузки перевозчиком сделаны отметки о названии судна или судов, на которые грузы отгружены, о дате или датах отправки.
Требования отправителя к бортовому коносаменту посредством дополнения любого ранее выданного документа могут быть удовлетворены перевозчиком в случае, если дополненный таким образом документ включает в себя все данные, которые должны содержаться в бортовом коносаменте.
Если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал отправителю коносамент на принятый для перевозки груз или иной относящийся к данному грузу товарораспорядительный документ, отправитель должен по просьбе перевозчика возвратить такой документ в обмен на бортовой коносамент.
При этом, как правильно указали суды, ни КТМ РФ не содержит положение о том, что при отсутствии просьбы перевозчика о возврате первоначального коносамента он аннулируется, ни ТК ТС не предусмотрено, что транспортным (перевозочным) документом является именно бортовой коносамент.
Судами установлено, что таможней приняты поданные обществом таможенные декларации с приложением документов, необходимых для оформления товара, в том числе коносаменты с указанием всех необходимых сведений.
Общество применило при декларировании товара ставки таможенной пошлины, действующие на момент подачи деклараций, что отвечает требованиям пункта 1 статьи 77 ТК ТС, согласно которой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, поскольку обществу были известны все данные для декларирования: наименование, точное количество товара и его стоимость, название транспортного средства, при этом никаких изменений, уточнений указанных сведений не производилось. При таможенном оформлении нарушений законодательства не выявлено, выпуск товара с таможенной территории Российской Федерации таможенным органом разрешен.
Утверждения таможенного органа о том, что представленные обществом при таможенном декларировании товара коносаменты, подписаны не перевозчиком, а агентирующей компанией ООО "Шип Сервис" и потому не являются надлежащими транспортными (перевозочными) документами, подтверждающими наличие договора морской перевозки, не нашли своего подтверждения.
Так, из материалов дела следует, что нефтепродукты, заявленные в спорных таможенных декларациях, подлежали реализации ЗАО "ТРИР" (продавец) компании "Transbunker Trading Ltd." (Кипр, покупатель) на условиях FCA Ванино. Данное обстоятельство подтверждается внешнеторговыми контрактами, а также дополнениями к ним на каждую партию товара.
До реализации указанные нефтепродукты находились на нефтебазе ООО "Трансбункер-Ванино" (п. Ванино). Компания "Transbunker Trading Ltd." письмами в адрес ЗАО "ТРИР" просило последнее произвести их передачу компании агенту - ООО "Шип Сервис" для компании Даксин Петролеум ПТЕ Лтд. Факт передачи обществом нефтепродуктов компании агенту - ООО "Шип Сервис" подтверждается представленными при таможенном декларировании береговыми коносаментами и морскими накладными.
Согласно агентскому договору от 22.12.2008 N 167/27/08 (том 1 л.д. 119-128) компания Даксин Петролеум ПТЕ Лтд (принципал) назначила ООО "Шип Сервис" агентом по совершению юридически значимых действий, связанных с обслуживанием судов, по отношению к которым принципал выступает как судовладелец/оператор/фрахтователь в портах Ванино, Советская Гавань.
Из письма компании Даксин Петролеум ПТЕ Лтд (том 20 л.д. 89), являвшейся покупателем нефтепродуктов у компании "Transbunker Trading Ltd.", следует, что фактическая приемка нефтепродуктов для перевозки от компании "Transbunker Trading Ltd." производилась в емкостях нефтебазы ООО "Трансбункер-Ванино" агентом - ООО "Шип Сервис". При этом приемка осуществлялась на основании береговых коносаментов. Право ООО "Шип Сервис" на подписание коносаментов, подтверждающих принятие к отгрузке нефтепродуктов, запланированных к погрузке на определенные суда, подтверждается имеющимися в материалах дела уполномочивающими письмами компании Даксин Петролеум ПТЕ Лтд.
Кроме того, компания Даксин Петролеум ПТЕ Лтд. на основании договоров фрахтования судов (тайм-чартер) является фрахтователем танкеров, на которых осуществлялась бункеровка нефтепродуктов, задекларированных по спорным таможенным декларациям.
В силу статьи 205 КТМ РФ в случае, если судно предоставлено фрахтователю для перевозки груза, он вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы.
Следовательно, компания Даксин Петролеум ПТЕ Лтд. либо по ее поручению иное лицо, в рассматриваемой ситуации, агент - компания ООО "Шип Сервис", вправе подписывать соответствующие коносаменты.
Таким образом, установив, что обществом при декларировании спорного товара представлены коносаменты, являющиеся надлежащими транспортными (перевозочными) документами, достаточными для таможенного оформления вывозимого товара, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что у таможенных органов отсутствовали основания для принятия оспариваемых решений о доначислении таможенных платежей по спорным декларациям по ставкам, действующим на момент вывоза товара, а не на момент их регистрации, и выставления на их основании требования об уплате таможенных платежей, в связи с чем правомерно признали указанные ненормативные правовые акты недействительными.
Принимая во внимание, что доводы жалобы сводятся к иной, чем у судов оценке доказательств по делу, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации они не учитываются судом кассационной инстанции при проверке законности обжалуемых судебных актов, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 22.01.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2013 по делу N А73-12279/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
О.Н.ТРОФИМОВА

Судьи
Т.Г.БРАГИНА
И.С.ПАНЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)