Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.12.2013 ПО ДЕЛУ N А42-3005/2013

Разделы:
Вывоз (экспорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. по делу N А42-3005/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22736/2013) ООО "Бункерная компания "Флагман Мурманск" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.09.2013 по делу N А42-3005/2013 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ООО "Бункерная компания "Флагман Мурманск"
к Северному энергетическому таможенному посту
о признании незаконными решений

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Бункерная Компания "Флагман Мурманск": 183038, г. Мурманск, ул. Воровского, д. 5/23, оф. 625, ОГРН 1045100178584 (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (л.д. 46, 47) о признании незаконными решений Северного энергетического таможенного поста (со статусом юридического лица): 184046, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Чкалова, д. 61; ОГРН 1105102000332 (далее - Таможня, таможенный орган), изложенных в письмах от 08.04.2013 N 01-23/458 и от 19.04.2013 N 01-23/517, которыми Обществу отказано в проставлении отметки на декларации на товары N 10006090/210313/0000311 о фактическом вывозе судовых припасов - топлива для судовых установок.
Решением от 04.09.2013 суд частично удовлетворил заявленное требование: решение Северного энергетического таможенного поста (со статусом юридического лица), изложенное в письме от 19.04.2013 N 01-23/517 признал незаконным как несоответствующее Приказу Федеральной таможенной службы от 18.12.2006 N 1327 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)". Обязал Северный энергетический таможенный пост (со статусом юридического лица) устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Бункерная Компания "Флагман Мурманск" путем проставления отметки на декларации на товары N 10006090/210313/0000311 о фактическом вывозе припасов по позиции N 1 указанной декларации. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Северный энергетический таможенный пост обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.09.2013 по делу N А42-3005/2013 и принять новый судебный акт, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела: товар N 1, заявленный в декларации на товары Обществом не вывозился; на судне был вывезен иной товар, классифицируемый как "топлива жидкие, с содержанием серы менее 1%, прочие". Вывоз данного товара осуществлен на основании предоставленных транспортных документов - декларации на судовые припасы от 24.03.2013 и бункерной расписки от 23.03.2013 N 62.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей не направили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
До начала рассмотрения дела от ООО "Бункерная Компания "Флагман Мурманск" через канцелярию суда поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество против удовлетворения жалобы возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Северный энергетический таможенный пост через канцелярию суда направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках контракта N 15/07/10 от 15.07.2010, заключенного с иностранной компанией "ARTE Bunkering OU" (Эстония) (л.д. 12-20) Общество осуществило бункеровку судна "STI HERITAGE".
21.03.2013 Общество подало заявку по позиции N 1 декларации на товары N 10006090/210313/0000311 (л.д. 23-26) к вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза топливо судовое малосернистое с содержанием серы более 1%, но не более 2%, заявлено топливо для судовых установок ТСУ-380 (RMG-380) в количестве 1000 тонн с содержанием серы 1,06%, что согласуется с представленным одновременно с названной декларацией протоколом испытаний от 08.02.2013 N 2836 (л.д. 27).
Таможней по результатам мероприятий таможенного контроля указанный товар (топливо) разрешен к выпуску, о чем свидетельствуют соответствующие штампы на декларации.
Заправка судна "STI HERITAGE" топливом осуществлена Обществом 23.03.2013, что подтверждается бункерной распиской N 62 (л.д. 28). Однако при заполнении данного документа была допущена ошибка в части показателя содержания серы в мазуте ТСУ-380 малосернистом, указано 0,97%, тогда как следовало указать 1,06% в соответствии с вышеназванным протоколом испытаний от 08.02.2013 N 2836.
Общество, самостоятельно установив данные обстоятельства (л.д. 29), внесло в бункерную расписку исправления в части действительного показателя серы в топливе, заменив на процентное соотношение в размере 1,06, и заверив такие исправления печатью судна "STI HERITAGE" и подписью его капитана (л.д. 30).
Копия бункерной расписки с исправлениями представлена таможенному органу 02.04.2013 с объяснением причин в расхождениях показателя серы (л.д. 31).
Таможенный орган в письме от 08.04.2013 N 01-23/458 проинформировал Общество о невозможности принять скорректированные документы и подтвердить фактический вывоз товара - ТСУ-380 малосернистое (IFO-380) в количестве 1000 тонн по декларации на товары N 10006090/210313/0000311, погруженного на судно в соответствии с бункерной распиской от 23.03.2013 N 62, в связи с невозможностью в настоящее время идентифицировать такой товар (л.д. 32, 33).
10.04.2013 Общество обратилось в Таможню с заявлением N 28 о подтверждении факта вывоза судовых припасов по декларации на товары N 10006090/210313/0000311 (л.д. 34), на что получен отказ, оформленный письмом от 19.04.2013 N 01-23/517, в связи с тем, что характеристики товара, указанные в бункерной накладной от 23.03.2013 N 62, не соответствуют характеристикам товара, заявленного в декларации на товары по позиции N 1, по показателям серы (л.д. 35). Одновременно Таможней сделан вывод, что вывоз товара "топливо для судовых установок малосернистое с содержанием серы более 1%, но не более 2% (ТСУ-380)", код ТНВЭД ТС 2710196409 в количестве 1000 тонн осуществлялся на основании представленных перевозчиком транспортных (перевозочных) документов в соответствии с положениями статьи 364 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Полагая, что решения таможенного органа, изложенные в письмах от 08.04.2013 N 01-23/458 и от 19.04.2013 N 01-23/517, являются незаконными, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что у Таможни отсутствовали основания для отказа в подтверждении вывоза судовых припасов, поскольку Обществом подтвержден факт бункеровки иностранного судна спорным топливом и факт его вывоза, в связи с чем признал решение Таможни, оформленное письмом от 19.04.2013 N 01-23/517 незаконным. В отношении письма от 08.04.2013 N 01-23/458 суд пришел к выводу о том, что оно носит информационный характер и не нарушает прав Общества.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции признал жалобу таможенного органа не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 4 ТК ТС вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.
Пунктом 4 статьи 98 ТК ТС установлено, что товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.
Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах (пункт 1 статьи 98 ТК ТС).
Согласно пункту 1 статьи 163 ТК ТС для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 указанного Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не установлено этим же Кодексом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 159 ТК ТС при международной перевозке водными судами таможенному органу представляются следующие документы: общая декларация; декларация о грузе; декларация о судовых припасах; декларация о личных вещах экипажа судна; судовая роль; список пассажиров; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; транспортные (перевозочные) документы; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.
Статьей 364 ТК ТС установлено, что таможенные операции в отношении припасов при ввозе на таможенную территорию таможенного союза производятся в местах прибытия, при вывозе с таможенной территории таможенного союза - в местах начала международной перевозки либо местах убытия. Припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры. При таможенном декларировании припасов в качестве таможенной декларации могут использоваться декларация на товары, транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.
В данном случае Обществом при декларировании спорного топлива был избран способ подачи декларации на товары N 10006090/210313/0000311, в связи с чем вывод Таможни в оспариваемом отказе от 19.04.2013 N 01-23/517 о вывозе припасов на основании представленных перевозчиком транспортных (перевозочных) документов, правильно признан судом первой инстанции не основанным на материалах дела.
В силу пункта 4 статьи 163 ТК ТС разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.
Довод Таможни о возможном вывозе припасов с иным содержанием серы, то есть иного топлива на основании спорной бункерной расписки (накладной), правомерно признан судом ошибочным, поскольку данный документ каких-либо отметок таможенного органа не содержит.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Федеральной таможенной службы от 18.12.2006 N 1327 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)" таможенным органам, в регионах деятельности которых, расположены места убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации предписано:
- - обеспечивать учет товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации, в электронном виде в соответствии с порядком, установленным ФТС России;
- - оформлять разрешение на убытие товаров путем проставления штампа "Вывоз разрешен", подписи с указанием даты проставления отметки и оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа не менее чем на двух экземплярах: (1) транспортного (перевозочного) документа (следующего вместе с товарами и остающегося в таможенном органе) в отношении товаров, вывозимых автомобильным, воздушным и железнодорожным транспортом; (2) декларации о грузе (судовом манифесте) в отношении товаров, вывозимых морским (речным) транспортом;
- - изымать из пакета документов, следующих вместе с товарами, экземпляр грузовой таможенной декларации.
Согласно пункту 4 Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы от 18.12.2006 N 1327 (далее - Порядок N 1327), подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации) производится таможенными органами на основании обращений, непосредственно представляемых заявителями (их уполномоченными представителями) либо направляемых по почте или посредством курьерской службы доставки.
Пунктом 11 Порядка N 1327 предусмотрено, что подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации производится уполномоченными должностными лицами таможенного поста либо таможни (в случае, если начальником таможни принято решение о делегировании полномочий по подтверждению фактического вывоза товаров структурному подразделению таможни), в регионе деятельности которых находится место убытия товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 1327 при обращении лица за подтверждением фактического вывоза товаров уполномоченное должностное лицо проверяет: наличие у обратившегося лица права в соответствии с пунктом 3 названного Порядка на получение подтверждения фактического вывоза товаров; соответствие сведений, указанных в обращении, и приложений к нему, требованиям пунктов 5, 6 Порядка.
Иных оснований проверки обращения и, как следствие, отказа в подтверждении фактического вывоза Порядок N 1327 не содержит.
При этом, пункт 5 Порядка N 1327 обязывает заявителя указывать в обращении: просьбу подтвердить фактический вывоз (ввоз) товаров; способ, которым заявитель просит передать либо направить документы с отметками таможенного органа, подтверждающими фактический вывоз (ввоз) товаров; налоговый орган, в который заявитель при необходимости просит направить информацию о фактическом вывозе товаров (по желанию заявителя).
В обращении либо в приложении к нему в целях идентификации документов, представленных для проставления отметок, подтверждающих фактический вывоз (ввоз) товаров с информацией о товарах, содержащейся в таможенном органе, заявитель сообщает, помимо прочего, наименование и количество товаров (в основной и дополнительной единицах измерения).
Таким образом, данная норма не содержит требований о соответствии заявленного товара качественным характеристикам, в данном случае по содержанию серы, следовательно, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ таможенного органа не основан на пункте 5 Порядка N 1327.
Пункт 6 Порядка N 1327 содержит перечень документов, которые следует прилагать к обращению, в том числе таможенную декларацию или ее копию, заверенную в установленном порядке (за исключением случаев подтверждения фактического вывоза (ввоза) товаров, при обращении заявителей, указанных в подпунктах "г", "д" пункта 3 Порядка); экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копии, заверенной в установленном порядке, на основании которого товар перемещался через границу Российской Федерации (по выбору заявителя).
Во исполнение данного требования заявителем для подтверждения фактического вывоза спорного топлива представлены декларация на товары N 10006090/210313/0000311 и откорректированная бункерная расписка от 23.03.2013 N 62.
Каких-либо фактов заявления недостоверных сведений либо иным образом опровергающих представленные Обществом сведения таможенным органом не установлено. Таким образом, действия Общества не противоречат требованиям пункта 6 Порядка N 1327.
В силу подпункта "в" пункта 15 Порядка N 1327 после проверки факта вывоза товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает отметку "Товар вывезен" (штамп либо запись) с обязательным указанием даты фактического вывоза товаров и заверяет ее личной номерной печатью на копиях документов, представленных заявителем для подтверждения фактического вывоза, в случае вывоза припасов - на оборотной стороне таможенной декларации на припасы.
Отказ Таможни не содержит ссылок на нарушение Порядка N 1327, следовательно, правовых и фактических оснований не подтверждать Обществу вывоз спорного топлива у таможенного органа не имелось.
Вывоз заявленного Обществом в декларации на товары N 10006090/210313/0000311 топлива подтверждается также действиями таможенного органа, а именно: при убытии судна "STI HERITAGE" его оформление и находящихся на нем припасов было произведено надлежащим образом, в числе эксплуатационных судовых запасов при отходе судна были заявлены также мазут (FUEL OIL) в количестве 1.262,2 тонны, и эти данные Таможней были проверены и проставлена отметка "На отход проверено, сходно", заверенная подписью и личной номерной печатью, чем фактически подтверждается вывоза спорного топлива с территории таможенного союза.
Факт погрузки именно спорного топлива на указанное судно подтверждается протоколом испытаний, бункерной распиской и декларацией на товары с отметкой Таможни "Выпуск разрешен 21.03.2013", в которой задекларировано, в том числе топливо для судовых установок малосернистое с содержанием серы более 1% как эксплуатационные припасы для обеспечения нормальной эксплуатации судна.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт бункеровки иностранного судна спорным топливом и факт его вывоза мог быть установлен должностными лицами таможенного органа путем сравнения данных, отраженных в документах судового дела на отход, а также в других документах, дополнительно представленных заявителем и обоснованно признал отказ таможенного органа в подтверждении вывоза судовых припасов, оформленное письмом от 19.04.2013 N 01-23/517, не законным и нарушающим законные права Общества.
В отношении письма от 08.04.2013 N 01-23/458 суд правильно указал на его информационный характер, что не оспаривается сторонами.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств по делу и выводами суда первой инстанции, которые суд апелляционной инстанции считает верными.
Суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.09.2013 по делу N А42-3005/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северного энергетического таможенного поста - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.ШУЛЬГА

Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
А.Б.СЕМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)