Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2012 N 05АП-9477/2012 ПО ДЕЛУ N А59-3083/2012

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2012 г. N 05АП-9477/2012

Дело N А59-3083/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 05 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Строительно-коммерческая фирма "СФЕРА",
апелляционное производство N 05АП-9477/2012
на решение от 18.09.2012
судьи В.С. Орифовой
по делу N А59-3083/2012 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению ООО "Строительно-коммерческая фирма "СФЕРА" о признании незаконным и отмене постановления Сахалинской таможни
при участии:
от заявителя - не явились,
от Сахалинской таможни - Сысой С.И. по доверенности N 05-16/15358 от 08.12.2011, срок действия до 31.12.2012,

установил:

ООО "Строительно-коммерческая фирма "СФЕРА" (далее - общество, ООО "СКФ "СФЕРА") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением признании незаконным и отмене постановления Сахалинской таможни (далее - таможенный орган, таможня, административный орган) от 06.07.2012 по делу об административном правонарушении N 10707000-265/2012.
Решением от 18.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд посчитал доказанным факт события и состава правонарушения.
Не согласившись с решением суда, ООО "Строительно-коммерческая фирма "СФЕРА" в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие вины в его действиях, так как решение о проведении дополнительной проверки было направлено в электронной форме не заявителю, а таможенному брокеру - ЗАО "Ростек-Приморье". Специальное программное обеспечение КПС "Аист-М" в ООО "СКФ "СФЕРА" не установлено, поэтому общество не могло ознакомиться с данным документом и соответственно исполнить его.
Письмо от 25.01.2012, на которое сослался суд в решении, является недопустимым доказательством по делу, так как оно не имеет необходимых реквизитов, выполнено в виде распечатки на листе формата А4, без подписи и печати.
В судебное заседание заявитель жалобы не явился, в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие заявителя.
Представитель таможенного органа в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено.
20.01.2012 таможенным представителем ЗАО "РОСТЭК-Приморье" в рамках договора от 16.01.2006 N 0053-Д-06-2, заключенного с ООО СКФ "СФЕРА", в Корсаковский таможенный пост была подана ДТ N 10707030/200112/0000310 на товары, прибывшие в адрес ООО "СКФ "СФЕРА".
В ходе осуществления документального контроля таможня установила, что используемые декларантом сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости. Также таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что данные сведения могут являться недостоверными.
Приведенные обстоятельства явились основанием для вынесения Сахалинской таможней решения от 23.01.2012 о проведении дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного Союза.
В целях установления подлинности документов и проверки достоверности заявленных сведений, представленных при таможенном оформлении товаров, оформленных по ДТ N 10707030/200112/0000310, таможня истребовала у общества документы, перечисленные в запросе от 23.01.2012, установив срок их представления до 20.03.2012 включительно.
Товар оформлен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей.
25.01.2012 в ответ на решение таможенного органа о проведении дополнительной проверки, ООО СКФ "СФЕРА" представило письмо с обязательством предоставления дополнительно запрашиваемых документов в установленный срок.
Вместе с тем, в установленный срок, т.е. до 20.03.2012, запрашиваемые таможенным органом документы и сведения обществом предоставлены не были.
По факту непредставления обществом в установленный срок, документов и сведений, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости товаров, заявленной в ДТ N 10707030/200112/0000310, таможней составлен протокол от 29.05.2012 по делу об административном правонарушении N 10707000-265/2012, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании материалов дела об административном правонарушении таможенный орган 06.07.2012 вынес постановление по делу об административном правонарушении N 10707000-265/2012 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена вышеназванной нормой права, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100.000 руб.
Не согласившись с названным постановлением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, возражении на жалобу, заслушав представителя таможенного органа, коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Объектом правонарушения является порядок таможенного оформления, объективная сторона выражается в форме бездействия - непредставление таможенному органу в установленный срок документов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 95 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении, в том числе: товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом; таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии со статьей 98 Таможенного кодекса Таможенного Союза декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах (пункт 1).
Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений (пункт 2 статьи 98 ТК ТС).
Формы таможенного контроля перечислены в статье 110 Таможенного кодекса Таможенного Союза. Одной из форм контроля является проверка документов и сведений (пункт 1 указанной статьи).
В соответствии со статьей 111 Таможенного кодекса Таможенного Союза таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при оформлении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной от других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статье 69 Таможенного кодекса Таможенного Союза, в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса.
Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проведения проверки достоверности заявленных сведений, представленных при таможенном оформлении товаров, оформленных по ДТ N 10707030/200112/0000310, таможня истребовала у общества документы, перечисленные в запросе от 23.01.2012, а именно:
- - сведения (информация) о включении в структуру таможенной стоимости расходов, связанных с перемещением товаров до места их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза;
- - пояснения по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки;
- - экспортная таможенная декларация страны отправления, и ее заверенный перевод;
- - прайс-лист продавца с переводом;
- - оригиналы контракта, дополнений к контракту, инвойса, паспорта сделки.
В запросе указана цель проводимой проверки - подтверждение правильности определения таможенной стоимости товаров, с указанием перечня сведений по таможенной стоимости, требующих подтверждения/уточнения, а также имеется ссылка на конкретную статью ТК ТС, на основании которой запрашивались документы.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о несоответствии запроса таможни от 23.01.2012 таможенному законодательству.
Примерный перечень документов, которые вправе истребовать таможенный орган в ходе проведения дополнительной проверки, приведен в Приложении N 3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", в том числе: прайс-листы производителя; сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация; другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.
Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
Таким образом, законодательством Таможенного союза установлен примерный перечень документов, которые может запросить таможенный орган в своем решении о проведении дополнительной проверки. Декларант обязан представить дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (пункт 3 статьи 69 ТК ТС).
Из материалов делу следует, что обязанность по представлению запрашиваемых таможенным органом документов в установленный срок - до 20.03.2012, обществом не исполнена.
С заявлением о продлении срока предоставления документов и сведений общество в Сахалинскую таможню не обращалось, мотивированных причин неисполнения обязанности по представлению документов не привело.
Следовательно, бездействия общества правомерно квалифицированы по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Коллегия апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о неполучении решения о проведении дополнительной проверки от 23.01.2012, поскольку данный довод был исследован и ему дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Так, из материалов дела следует, что решение от 23.01.2012 о проведении дополнительной проверки, в котором обществу было предложено в срок до 20.03.2012 представить необходимые документы и сведения, было направлено декларанту посредством электронного способа обмена информацией.
Порядок информационного взаимодействия таможенных органов с декларантами и (или) таможенными представителями при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру с использованием электронного документооборота, определяется в соответствии с положениями главы 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза.
В соответствии с положениями статьи 43 Таможенного кодекса Таможенного Союза, таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе, основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения.
Электронный способ обмена информацией между лицами, декларирующими товары, и таможенными органами обеспечивается посредством взаимодействия информационной системы лица, декларирующего товары, и информационной системы таможенного органа.
Согласно приложению N 1 к приказу ГТК РФ от 30.03.2004 N 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме", информационная система, используемая таможенным органом при электронном декларировании, должна обеспечивать передачу системных сообщений о получении информации от таможенного органа к лицу, декларирующему товары, не позднее одного часа рабочего времени таможенного органа после ее отправки.
Пунктом 2 приложения N 1 к вышеназванной Инструкции установлено, что для организации декларирования товаров в электронной форме лица, претендующие на получение ЭЦП, самостоятельно комплектуют свою информационную систему необходимыми аппаратными, системными, сетевыми и телекоммуникационными средствами, а также необходимым программным обеспечением, средствами защиты информации.
В силу пункта 4 данного приложения N 1 информационной системой таможенного органа протоколируются с проставлением соответствующих системных отметок о дате и времени их совершения все события и действия в результате таможенного контроля.
Как следует из методического материала по взаимодействию информационных систем к программе КПС "АИСТ-М", факт получения сообщения декларантом либо таможенным представителем отражается в специальном окне "История обработки документа" информационной системы КПС "АИСТ-М".
Согласно представленным таможней сведениям, документ 100408Е - "Решение о проведении дополнительной проверки от 23.01.2012", с присвоенным CMN. 11065, был отправлен таможенному представителю 23.01.2012 в 15 часов 17 минут 40 секунд.
В окне "История обработки документа" видно, что документ был получен 23.01.2012 в 15 часов 17 минут 51 секунду, и успешно обработан в 15:17:59.
При таких обстоятельствах, учитывая электронный способ обмена информацией, представленные таможенным органом в материалы дела распечатки из базы КПС "АИСТ-М", подтверждают факт получения обществом решения о проведении дополнительной проверки от 23.01.2012.
О необоснованности довода заявителя о неполучении решения о проведении дополнительной проверки, также свидетельствует факт направления обществом письма от 25.01.2012 на решение о проведении дополнительной проверки по ДТ N 10707030/200112/0000310 с сообщением, что запрашиваемые таможенным органом документы будут предоставлены в установленные сроки.
При этом коллегия отклоняет довод заявителя, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что данное письмо является недопустимым доказательством, в силу следующего.
Как, правомерно указал суд первой инстанции, при осуществлении информационного взаимодействия с таможенными органами Российской Федерации участники внешнеэкономической деятельности и лица, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, используются средства электронной подписи. Каждой информационной технологии, используемой в информационной системе таможенных органов для таможенных целей и предусматривающей информационное взаимодействие Заинтересованных лиц с таможенными органами Российской Федерации с применением электронной подписи (далее - ЭЦП), созданной по заказу ФТС России, присваиваемся соответствующий идентификатор информационной технологии. Перечень информационных таможенных технологий и соответствующих им идентификаторов публикуется на официальном сайте ФТС России.
ЭЦП является аналогом собственноручной подписи ответственного лица, на имя которого она была выпущена, и печати организации, заказавшей данную подпись. Это придает документу юридическую значимость документу.
В соответствии с требованиями ФТС России осуществлять процедуру электронного декларирования без ЭЦП невозможно.
Информационное взаимодействие между лицом, декларирующим товары в электронной форме, и таможенным органом (в том числе направление запросов, уведомлений, требований, направление ответов на них, выдача обязательств, в случаях, предусмотренных Кодексом и правовыми актами ГТК России) осуществляется с использованием сообщений в электронной форме, подписанных ЭЦП (приложение 1 к Инструкции).
Сведения, указанные в пункте 2 Инструкции, заявляемые таможенному органу лицом, декларирующим товары, являются сведениями, необходимыми для таможенных целей, и удостоверяются электронной цифровой подписью (ЭЦП) такого лица.
В связи с этим, заинтересованные лица, осуществляющие информационное взаимодействие с таможенными органами с использованием информационных систем и информационных технологий обладают сертификатами, которые в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", подтверждают наличие электронной цифровой подписи на представленных декларантом либо таможенным представителем документах при совершении таможенных операций в отношении декларируемых товаров.
Следовательно, документ (письмо о предоставлении документов б/н от 25.01.2012), представленный в рамах электронного декларирования таможенным представителем от декларанта, прошел проверку в информационной системе с использованием соответствующих ключей, что подтверждает его подлинность.
В материалы дела таможенным органом представлена распечатка данного письма, направленная в электронном виде, с отметкой таможенного органа "Копия верна", что соответствует пункту 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, из материалов дела следует, что товар по спорной декларации был выпущен под обеспечение, при этом в материалах дела имеется письмо ООО "СКФ "СФЕРА" от 25.01.2012 б/н, за подписью генерального директора Залпина А.Р., в котором общество просит зачесть денежные средства, перечисленные платежным поручением N 6757 от 07.12.2011 в размере 36.305,66 руб., в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей по КТС по ДТ N 10707030/200112/0000310. Из чего также следует, что заявитель знал о принятом таможенным органом решении о проведении дополнительной проверки и соответственно о необходимости представления документов, запрошенных непосредственно в данном решении.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что у декларанта отсутствовала реальная возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных таможенным законодательством (в части представления документов по требованию), равно как доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер, материалы дела не содержат.
Нарушение процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено. Составление протокола об административном правонарушении и привлечение заявителя к административной ответственности осуществлено таможенным органом в рамках полномочий, предоставленных ему Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с соблюдением срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, коллегия не усматривает.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования общества в полном объеме.
С учетом изложенного, коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 18.09.2012 по делу N А59-3083/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.В.ПЯТКОВА

Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Т.А.СОЛОХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)