Судебные решения, арбитраж
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 29 октября 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Р. Безсалий рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Научная Производственная Компания" (ИНН 6673100828, ОГРН 1036604805600)
к Екатеринбургской таможне (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411)
о признании незаконным и отмене решения
при участии в судебном заседании
- от заявителя: Грачев И.А., директор общества, приказ N 17 от 17.11.2009, Упоров И.Н., представитель по доверенности от 08.05.2013 N 02/д, Пересыпкин С.О., представитель по доверенности от 08.05.2013 N 01/д;
- от заинтересованного лица: Кутищева Е.А., представитель по доверенности от 10.01.2013 N 6, Боброва И.А., представитель по доверенности от 10.01.2013 N 12.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Научная Производственная Компания" (ООО "НПК") просит признать незаконным решение Екатеринбургской таможни об отказе в возврате незаконно начисленных и излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1826526 руб. 22 коп., выраженное в письме от 20.08.2013 N 07-38/9616, а также просит обязать таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата необоснованно начисленного и уплаченного обществом налога на добавленную стоимость по таможенной декларации N 10502090/250413/0004230.
Представители заявителя пояснили, что при помещении возвращенного от иностранного покупателя под таможенный режим реимпорт по таможенной декларации N 10502090/250413/0004230 по требованию таможенного органа общество вынуждено было заплатить налог на добавленную стоимость в размере 1826526 руб. 22 коп., а после выпуска продукции общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате указанной суммы из бюджета, поскольку данная таможенная процедура не предполагает уплату таможенных платежей, однако таможня отказа в возврате налога.
Таможенный орган пояснил, что письмом от 20.08.2013 N 07-38/9616 заявление общества о возврате излишне уплаченной суммы возвращено без рассмотрения, поскольку обществом не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей, кроме того, оплата налогов по декларации N 10502090/250413/0004230 обществом не производилась, а указанная сумма налогов уплачена обществом по декларации N 10502090/130613/0006217, в связи с чем основания для возврата налога отсутствуют.
Помимо этого, таможенный орган ссылается на ст. 151 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачивается сумма налога на добавленную стоимость, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров.
Обществом уточнены требования, в соответствии с которыми общество просит признать незаконным отказ в возврате указанной суммы налога на добавленную стоимость, уплаченную при таможенном оформлении ввозимой в режиме реимпорта продукции по декларациям N 10502090/250413/0004230 и N 10502090/130613/0006217 одного и того же товара и обязать таможенный орган возвратить эту сумму из бюджета.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
ООО "НПК" по внешнеэкономическому контракту N 11/НПК/2012 с предприятием "Бакинский метрополитен" (Республика Азербайджан, г. Баку) осуществило в адрес последнего поставку продукции: "Пресс гидравлический и насадочный для запрессовки колесных пар (модель П-6736)"; данная продукция была вывезена с территории Российской Федерации по таможенной процедуре экспорта по ДТ N 10504080/091112/0006887.
В связи с несоответствием данной продукции требованиям контракта (наличие дефекта, исключающего эксплуатацию пресса в соответствии с его целевым назначением), обществом осуществлен возврат продукции по процедуре реимпорта с подачей на Орджоникидзевский таможенный пост Екатеринбургской таможни декларации N 10502090/250413/0004230 с целью оформления товара к выпуску в свободное обращение.
Таможенным органом в адрес общества было направлено уведомление от 25.05.2013, которым указано на необходимость в срок до 16.05.2013 для осуществления выпуска товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, произвести уплату внутренних налогов и представить банковские документы по контракту от 25.05.2012 N 11/НПК/2012.
Общество 14.05.2013 представило в таможенный орган заявление о выпуске товара без уплаты налога и предоставления платежных документов, пояснив, что платежи по контракту не осуществлялись в связи с возвратом продукции и что соответствующие платежные документы отсутствуют, и налог на добавленную стоимость по экспорту к вычету общество не заявляло.
Тем не менее, общество требование таможни исполнило и 16.05.2013 платежным поручением N 625 перечислило сумму в размере 1826586 руб. 22 коп. на счет таможенного органа, однако таможенным органом по декларации N 10502090/250413/0004230 принято решение об отказе в выпуске товара.
Обществом 13.06.2013 в Екатеринбургскую таможню в отношении этой же продукции была представлена таможенная декларация N 10502090/130613/0006217, по которой 19.06.2013 принято решение о выпуске товара, после чего 14.08.2013 общество обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Письмом от 20.08.2013 N 07-38/9616 Екатеринбургская таможня со ссылкой на ч. 4 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возвратило заявление общества без рассмотрения в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей по ДТ N 10502090/250413/0004230.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
На основании части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 6 статьи 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
В направленном в таможню заявлении от 14.05.2013 общество указало на несогласие с требованием таможенного органа об уплате налога на добавленную стоимость, ссылаясь на ст. 292 ТК ТС, согласно которой ввоз товаров в режиме реимпорта осуществляется без уплаты таможенных пошлин и налогов.
Учитывая, что у общества отсутствует обязанности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, обжаловать требования таможни об уплате таможенных платежей, равно как и иных решений таможни, отдельно от требования о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, при рассмотрении настоящего дела подлежат установлению правомерность требований таможни об уплате налога и наличие связи с требованием о возврате излишне уплаченных таможенных платежей (Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 11873/11).
Согласно п. 1 ст. 292 Таможенного кодекса Таможенного союза реимпортом признается таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные ст. 293 данного Кодекса без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 293 ТК ТС под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться ранее вывезенные товары, в том числе, помещенные под таможенную процедуру экспорта либо являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и вывезенные с таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, если: эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение 3 (трех) лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории таможенного союза или в иной срок, установленный в соответствии с п. 2 данной статьи; эти товары находятся в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации); таможенному органу представлены документы в соответствии со ст. 294 данного Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 293 ТК ТС при реимпорте возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории, производится в порядке и на условиях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.
При реимпорте возмещение ввозных таможенных пошлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза.
В силу подпунктов 1 и 2 п. 1 ст. 288 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта подлежат уплате на счет Федерального казначейства, а в случаях, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза, - на счет, определенный этим международным договором: суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) проценты с них, если суммы таких пошлин, налогов и (или) проценты с них не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза; суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Согласно п. 2 ст. 288 указанного Закона обязанность по уплате сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, внутренних налогов, субсидий и иных сумм в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру реимпорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации, установлены в статье 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которой предусмотрено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с указанным Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (п.п. 2 п. 1 ст. 151 НК РФ); при вывозе товаров с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта налог не уплачивается (п.п. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ).
В силу п. п. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 указанного Кодекса.
Из этого следует, что при ввозе на территорию Российской Федерации собственного товара в порядке реимпорта объекта налогообложения не возникает.
Из материалов дела следует, что по ввозе продукции в режиме реимпорта общество по требованию таможенного органа уплатило налог на добавленную стоимость в размере 1826586 руб. 22 коп., при этом ранее при вывозе этой продукции в таможенной процедуре экспорта обществу не предоставлялось ни освобождения от уплаты в смысле, придаваемом этому понятию ст. 145, 145.1 НК РФ, ни исключения данной операции из налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ, ни возврата налога на добавленную стоимость в связи с экспортом товара.
Документально таможня не опровергла данное обстоятельство, поэтому у общества отсутствовала обязанность по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе собственного товара на единую таможенную территорию таможенного союза в порядке реимпорта.
В связи с этим внесенная обществом на счет таможни на основании уведомления Екатеринбургской таможни от 25.05.2013 сумма налога на добавленную стоимость в размере 1826586 руб. 22 коп. при таможенном оформлении продукции в режиме реимпорта является излишне уплаченной и подлежала возврату обществу на основании статьи 90 ТК ТС.
Поскольку при указанных обстоятельствах имеются предусмотренные таможенным законодательством условия для возврата излишне уплаченных налогов, решение таможни по возврату заявления общества без рассмотрения, фактически представляющее отказ в возврате 1826586 руб. 22 коп. налога на добавленную стоимость, являются незаконным.
Доводы таможни о том, что фактически указанная сумма была уплачена обществом по таможенной декларации N 10502090/130613/0006217, тогда как с заявлением о возврате общество обратилось по декларации N 10502090/250413/0004230, по которой налог обществом не уплачивался, не основаны на нормах права и противоречат фактическим обстоятельствам.
Обе таможенные декларации представлялись обществом с целью таможенного оформления одной и той же продукции - пресса гидравлического и насадочного для запрессовки колесных пар (модель П-6736), вывезенной с территории Российской Федерации по таможенной процедуре экспорта по ДТ N 10504080/091112/0006887 и ввезенной обратно по таможенной процедуре реимпорта; по декларации N 10502090/250413/0004230 таможней отказано в выпуске товара, что послужило причиной представления обществом новой декларации N 10504080/091112/0006887 на ту же продукцию.
Указанные действия таможни послужили причинами к уплате обществом налога без каких-либо предусмотренных законом оснований, в связи с чем перечисленная обществом на счет таможни сумма в размере 1826526 руб. 22 коп. подлежит возврату безотносительно того, к какой декларации относится этот платеж и как он учтен таможенным органом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным отказ Екатеринбургской таможни в возврате излишне уплаченного ООО "Научная Производственная Компания" при таможенном оформлении товара в режиме реимпорта по таможенным декларациям N 10502090/250413/0004230 и N 10502090/130613/0006217 налога на добавленную стоимость в размере 1826586 руб. 22 коп.
3. Обязать Екатеринбургскую таможню возвратить ООО "Научная Производственная Компания" из бюджета уплаченную сумму налога.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.П.ВОРОНИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.10.2013 ПО ДЕЛУ N А60-34849/2013
Разделы:Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. по делу N А60-34849/2013
Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 29 октября 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Р. Безсалий рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Научная Производственная Компания" (ИНН 6673100828, ОГРН 1036604805600)
к Екатеринбургской таможне (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411)
о признании незаконным и отмене решения
при участии в судебном заседании
- от заявителя: Грачев И.А., директор общества, приказ N 17 от 17.11.2009, Упоров И.Н., представитель по доверенности от 08.05.2013 N 02/д, Пересыпкин С.О., представитель по доверенности от 08.05.2013 N 01/д;
- от заинтересованного лица: Кутищева Е.А., представитель по доверенности от 10.01.2013 N 6, Боброва И.А., представитель по доверенности от 10.01.2013 N 12.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Научная Производственная Компания" (ООО "НПК") просит признать незаконным решение Екатеринбургской таможни об отказе в возврате незаконно начисленных и излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1826526 руб. 22 коп., выраженное в письме от 20.08.2013 N 07-38/9616, а также просит обязать таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата необоснованно начисленного и уплаченного обществом налога на добавленную стоимость по таможенной декларации N 10502090/250413/0004230.
Представители заявителя пояснили, что при помещении возвращенного от иностранного покупателя под таможенный режим реимпорт по таможенной декларации N 10502090/250413/0004230 по требованию таможенного органа общество вынуждено было заплатить налог на добавленную стоимость в размере 1826526 руб. 22 коп., а после выпуска продукции общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате указанной суммы из бюджета, поскольку данная таможенная процедура не предполагает уплату таможенных платежей, однако таможня отказа в возврате налога.
Таможенный орган пояснил, что письмом от 20.08.2013 N 07-38/9616 заявление общества о возврате излишне уплаченной суммы возвращено без рассмотрения, поскольку обществом не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей, кроме того, оплата налогов по декларации N 10502090/250413/0004230 обществом не производилась, а указанная сумма налогов уплачена обществом по декларации N 10502090/130613/0006217, в связи с чем основания для возврата налога отсутствуют.
Помимо этого, таможенный орган ссылается на ст. 151 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачивается сумма налога на добавленную стоимость, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров.
Обществом уточнены требования, в соответствии с которыми общество просит признать незаконным отказ в возврате указанной суммы налога на добавленную стоимость, уплаченную при таможенном оформлении ввозимой в режиме реимпорта продукции по декларациям N 10502090/250413/0004230 и N 10502090/130613/0006217 одного и того же товара и обязать таможенный орган возвратить эту сумму из бюджета.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
ООО "НПК" по внешнеэкономическому контракту N 11/НПК/2012 с предприятием "Бакинский метрополитен" (Республика Азербайджан, г. Баку) осуществило в адрес последнего поставку продукции: "Пресс гидравлический и насадочный для запрессовки колесных пар (модель П-6736)"; данная продукция была вывезена с территории Российской Федерации по таможенной процедуре экспорта по ДТ N 10504080/091112/0006887.
В связи с несоответствием данной продукции требованиям контракта (наличие дефекта, исключающего эксплуатацию пресса в соответствии с его целевым назначением), обществом осуществлен возврат продукции по процедуре реимпорта с подачей на Орджоникидзевский таможенный пост Екатеринбургской таможни декларации N 10502090/250413/0004230 с целью оформления товара к выпуску в свободное обращение.
Таможенным органом в адрес общества было направлено уведомление от 25.05.2013, которым указано на необходимость в срок до 16.05.2013 для осуществления выпуска товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, произвести уплату внутренних налогов и представить банковские документы по контракту от 25.05.2012 N 11/НПК/2012.
Общество 14.05.2013 представило в таможенный орган заявление о выпуске товара без уплаты налога и предоставления платежных документов, пояснив, что платежи по контракту не осуществлялись в связи с возвратом продукции и что соответствующие платежные документы отсутствуют, и налог на добавленную стоимость по экспорту к вычету общество не заявляло.
Тем не менее, общество требование таможни исполнило и 16.05.2013 платежным поручением N 625 перечислило сумму в размере 1826586 руб. 22 коп. на счет таможенного органа, однако таможенным органом по декларации N 10502090/250413/0004230 принято решение об отказе в выпуске товара.
Обществом 13.06.2013 в Екатеринбургскую таможню в отношении этой же продукции была представлена таможенная декларация N 10502090/130613/0006217, по которой 19.06.2013 принято решение о выпуске товара, после чего 14.08.2013 общество обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Письмом от 20.08.2013 N 07-38/9616 Екатеринбургская таможня со ссылкой на ч. 4 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возвратило заявление общества без рассмотрения в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей по ДТ N 10502090/250413/0004230.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
На основании части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 6 статьи 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
В направленном в таможню заявлении от 14.05.2013 общество указало на несогласие с требованием таможенного органа об уплате налога на добавленную стоимость, ссылаясь на ст. 292 ТК ТС, согласно которой ввоз товаров в режиме реимпорта осуществляется без уплаты таможенных пошлин и налогов.
Учитывая, что у общества отсутствует обязанности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, обжаловать требования таможни об уплате таможенных платежей, равно как и иных решений таможни, отдельно от требования о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, при рассмотрении настоящего дела подлежат установлению правомерность требований таможни об уплате налога и наличие связи с требованием о возврате излишне уплаченных таможенных платежей (Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 11873/11).
Согласно п. 1 ст. 292 Таможенного кодекса Таможенного союза реимпортом признается таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные ст. 293 данного Кодекса без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 293 ТК ТС под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться ранее вывезенные товары, в том числе, помещенные под таможенную процедуру экспорта либо являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и вывезенные с таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, если: эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение 3 (трех) лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории таможенного союза или в иной срок, установленный в соответствии с п. 2 данной статьи; эти товары находятся в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации); таможенному органу представлены документы в соответствии со ст. 294 данного Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 293 ТК ТС при реимпорте возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории, производится в порядке и на условиях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.
При реимпорте возмещение ввозных таможенных пошлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза.
В силу подпунктов 1 и 2 п. 1 ст. 288 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта подлежат уплате на счет Федерального казначейства, а в случаях, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза, - на счет, определенный этим международным договором: суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) проценты с них, если суммы таких пошлин, налогов и (или) проценты с них не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза; суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Согласно п. 2 ст. 288 указанного Закона обязанность по уплате сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, внутренних налогов, субсидий и иных сумм в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру реимпорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации, установлены в статье 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которой предусмотрено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с указанным Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (п.п. 2 п. 1 ст. 151 НК РФ); при вывозе товаров с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта налог не уплачивается (п.п. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ).
В силу п. п. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 указанного Кодекса.
Из этого следует, что при ввозе на территорию Российской Федерации собственного товара в порядке реимпорта объекта налогообложения не возникает.
Из материалов дела следует, что по ввозе продукции в режиме реимпорта общество по требованию таможенного органа уплатило налог на добавленную стоимость в размере 1826586 руб. 22 коп., при этом ранее при вывозе этой продукции в таможенной процедуре экспорта обществу не предоставлялось ни освобождения от уплаты в смысле, придаваемом этому понятию ст. 145, 145.1 НК РФ, ни исключения данной операции из налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ, ни возврата налога на добавленную стоимость в связи с экспортом товара.
Документально таможня не опровергла данное обстоятельство, поэтому у общества отсутствовала обязанность по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе собственного товара на единую таможенную территорию таможенного союза в порядке реимпорта.
В связи с этим внесенная обществом на счет таможни на основании уведомления Екатеринбургской таможни от 25.05.2013 сумма налога на добавленную стоимость в размере 1826586 руб. 22 коп. при таможенном оформлении продукции в режиме реимпорта является излишне уплаченной и подлежала возврату обществу на основании статьи 90 ТК ТС.
Поскольку при указанных обстоятельствах имеются предусмотренные таможенным законодательством условия для возврата излишне уплаченных налогов, решение таможни по возврату заявления общества без рассмотрения, фактически представляющее отказ в возврате 1826586 руб. 22 коп. налога на добавленную стоимость, являются незаконным.
Доводы таможни о том, что фактически указанная сумма была уплачена обществом по таможенной декларации N 10502090/130613/0006217, тогда как с заявлением о возврате общество обратилось по декларации N 10502090/250413/0004230, по которой налог обществом не уплачивался, не основаны на нормах права и противоречат фактическим обстоятельствам.
Обе таможенные декларации представлялись обществом с целью таможенного оформления одной и той же продукции - пресса гидравлического и насадочного для запрессовки колесных пар (модель П-6736), вывезенной с территории Российской Федерации по таможенной процедуре экспорта по ДТ N 10504080/091112/0006887 и ввезенной обратно по таможенной процедуре реимпорта; по декларации N 10502090/250413/0004230 таможней отказано в выпуске товара, что послужило причиной представления обществом новой декларации N 10504080/091112/0006887 на ту же продукцию.
Указанные действия таможни послужили причинами к уплате обществом налога без каких-либо предусмотренных законом оснований, в связи с чем перечисленная обществом на счет таможни сумма в размере 1826526 руб. 22 коп. подлежит возврату безотносительно того, к какой декларации относится этот платеж и как он учтен таможенным органом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным отказ Екатеринбургской таможни в возврате излишне уплаченного ООО "Научная Производственная Компания" при таможенном оформлении товара в режиме реимпорта по таможенным декларациям N 10502090/250413/0004230 и N 10502090/130613/0006217 налога на добавленную стоимость в размере 1826586 руб. 22 коп.
3. Обязать Екатеринбургскую таможню возвратить ООО "Научная Производственная Компания" из бюджета уплаченную сумму налога.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.П.ВОРОНИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)