Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 06.09.2013 N Ф03-3705/2013 ПО ДЕЛУ N А51-31709/2012

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2013 г. N Ф03-3705/2013


Резолютивная часть постановления от 04 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Трофимовой О.Н.
Судей: Голикова В.М., Панченко И.С.
при участии
- от заявителя: ЗАО "Южморрыбфлот" - представитель не явился;
- от Находкинской таможни - представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Находкинской таможни
на решение от 21.02.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013
по делу N А51-31709/2012
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Турсунова Е.С., в апелляционном суде судьи: Солохина Т.А., Сидорович Е.Л., Рубанова В.В.
По заявлению закрытого акционерного общества "Южморрыбфлот"
к Находкинской таможне
о признании недействительным отказа от 05.10.2012 в выпуске рыбопродукции, задекларированной по ДТ N 10714060/041012/0004169
Закрытое акционерное общество "Южморрыбфлот" (ОГРН 1112508007765, место нахождения: 692854, Приморский край, г. Находка, ул. Заводская, 16, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным отказа Находкинской таможни (ОГРН 1022500713333, место нахождения: 692900, Приморский край, г. Находка, ул. Портовая, 17, далее - таможня, таможенный орган) от 05.10.2012 в выпуске рыбопродукции - сайры тихоокеанской неразделанной мороженой, ввезенной на таможенную территорию Российской Федерации и задекларированной по декларации на товары N 10714060/041012/0004169 (далее - ДТ N 4169, декларация).
Решением суда от 21.02.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013, оспариваемый отказ таможенного органа признан недействительным, как не соответствующий Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе таможни, которая просит их отменить, сославшись на нарушение судами норм материального права, в частности, пункта 6 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 (далее - Порядок), и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку обществом, в нарушении вышеуказанной нормы права, не представлен разрешительный документ органа в области рыболовства и (или) охраны морских биологических ресурсов, дающий право на осуществление морского промысла, то им неправомерно заявлено об освобождении от уплаты ввозной таможенной пошлины при подаче декларации на спорный товар, в связи с чем таможенный орган обоснованно, на основании пункта 1 статьи 201, подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС, отказал обществу в выпуске спорного товара.
Общество отзыв на жалобу не представило и явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, как и таможня, хотя они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 04.10.2012 обществом с целью оформления ввоза на таможенную территорию Российской Федерации рыбопродукции - сайры тихоокеанской неразделанной мороженой в общем количестве 37 910 кг нетто в таможенный орган подана ДТ N 4169, в графе 47 "Исчисление платежей" которой заявлены сведения о способе платежа в части ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость (далее - НДС) - УН, что означает условное исчисление таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, освобождение от которых предусмотрено актами таможенного законодательства Таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
В графе 36 "Преференция" данной декларации указано - ООПМ-ПМ, что в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенной декларации" означает:
- - льготы по уплате таможенных сборов за таможенные операции в отношении товаров не запрашиваются;
- - освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении продукции морского промысла судов государств - членов Таможенного союза, а также судов, арендованных юридическими лицами и физическими лицами государств - членов Таможенного союза;
- - освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимой в Российскую Федерацию продукции морского промысла, выловленной и переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации.
Вся доставленная рыбопродукция изготовлена российским судном из рыбы, выловленной указанным судном в Мировом океане.
05.10.2012 таможня на основании пункта 1 статьи 201, подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС отказала обществу в выпуске рыбопродукции по спорной ДТ в связи с непредставлением последним документов, необходимых для выпуска товара, предусматривающих освобождение от уплаты таможенных пошлин и сборов. Отказ оформлен в виде соответствующей записи в разделе "С" ДТ N 4169.
Не согласившись с отказом, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно признал отказ таможенного органа недействительным. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды обоснованно исходили из следующего.
Основания для выпуска товаров и порядок выпуска товаров установлен статьей 195 ТК ТС, согласно пункту 1 которой выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с:
- пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса - международными договорами государств - членов таможенного союза;
- пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса - законодательством государств - членов таможенного союза;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 201 ТК ТС, при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 настоящего Кодекса и в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что обществом соблюдены требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отказа в выпуске товара по спорной декларации.
Довод заявителя жалобы о нарушении судами требований пункта 6 Порядка является ошибочным и во внимание судом кассационной инстанции не принимается в силу следующего.
Указанная норма права устанавливает, что продукция морского промысла судов государств - членов Таможенного союза, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств - членов Таможенного союза, освобождается от уплаты таможенной пошлины при представлении следующих документов:
- документ, подтверждающий право собственности или аренду (фрахтование) судов;
- разрешительный документ органа в области рыболовства и (или) охраны морских биологических ресурсов, дающий право на осуществление морского промысла.
Освобождение от уплаты таможенной пошлины распространяется на уловы водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, добытых (выловленных), произведенных судами государств - членов Таможенного союза, а также судами, арендованными (зафрахтованными) юридическими и физическими лицами государств - членов Таможенного союза.
Таможенным органом не оспаривается то обстоятельство, что спорная рыбопродукция произведена из рыбной продукции, добытой (выловленной), произведенной судном государства - члена Таможенного союза, однако последний считает, что, поскольку обществом не представлен разрешительный документ органа в области рыболовства и (или) охраны морских биологических ресурсов, дающий право на осуществление морского промысла, то оно необоснованно заявило в декларации об освобождении от уплаты таможенной пошлины и НДС и, соответственно, им не соблюдены требования, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС, в связи с чем обществу правомерно отказано в выпуске товара.
В соответствии с положениями пункта 19 части первой статьи 1, 3 пункта 1 статьи 6, статей 18, 19 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" обязательное получение разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов предусмотрено в случае осуществления добычи во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, а также в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Таможенным органом факт осуществления обществом вылова рыбы за пределами внутренних вод Российской Федерации в Мировом океане не оспаривается, поэтому суд кассационной инстанции приходит к выводу, что у общества отсутствовала обязанность по получению указанного разрешения, поэтому вывод таможни о несоблюдении последним требований пункта 6 Порядка является ошибочным и во внимание не принимается.
Суд кассационной инстанции также считает, что суды правомерно для урегулирования спорных правоотношений применили Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 916 "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин флота рыбной отрасли Российской Федерации", действовавшее до 29.10.2012, в соответствии с пунктом 2 которого освобождена от таможенных пошлин продукция морского промысла российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации.
С учетом изложенного и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки обстоятельств, установленных обеими судебными инстанция, и отмены принятых судебных актов, поэтому жалоба таможни удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 21.02.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 по делу N А51-31709/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
О.Н.ТРОФИМОВА

Судьи
В.М.ГОЛИКОВ
И.С.ПАНЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)