Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.10.2013 ПО ДЕЛУ N А60-28071/2013

Разделы:
Органы управления таможенными делами; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 октября 2013 г. по делу N А60-28071/2013


Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Хомяковой рассмотрел дело по заявлению
Закрытого акционерного общества "Уральский транспортно-технологический комплекс" (ЗАО "Уралтранстехком") (ИНН 6663010220, ОГРН 1026605620568)
к Екатеринбургской таможне
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности и решения по жалобе на постановление.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.

ЗАО "Уралтранстехком" (заявитель, Общество) просит признать незаконным и отменить постановление Екатеринбургской таможни (далее - таможенный орган, административный орган, заинтересованное лицо) от 10.06.2013 г. N 10502000-306/2013 о привлечении к административной ответственности по ст. 16.15 КоАП РФ.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие состава вменяемого административного правонарушения.
Заинтересованное лицо представило отзыв, требования не признало, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

По процедуре таможенного транзита 02.02.2013 г. Гродзенской таможней в адрес ЗАО "Энергомаш (Екатеринбург) - Уралэлектротяжмаш" направлены товары с установленным сроком доставки до 08.02.2013.
Товар помещен 06.02.2013 г. на склад временного хранения (СВХ), владельцем которого является Общество.
ЗАО "Уралтранстехком" 06.02.2013 г. в таможенный орган представлена отчетность о товарах, принятых на склад временного хранения (ДО-1 N 0000570), с указанием следующего наименования товаров - прочая аппаратура электротехническая код 8535 90.
Вместе с тем из приложенных к отчетности документов следует, что фактически товар имел другое наименование.
По данному факту Екатеринбургской таможней в отношении заявителя путем составления протокола от 27.05.2013 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.15 КоАП РФ, при рассмотрении которого постановлением таможни от 10.06.2013 г. N 10502000-306/2013 Общество привлечено к административной ответственности и назначено наказание в виде предупреждения.
В соответствии со ст. 16.15 КоАП РФ представление в таможенный орган в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 2 ст. 23 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза. Владелец склада временного хранения обязан вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно п. 1 ст. 121 ТК ТС лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
Обязанность владельца склада временного хранения вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них установлена также п. 4 ст. 69 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Пунктом 7 ст. 197 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения и иные места для временного хранения товаров, порядок помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения для временного хранения товаров в целях обеспечения таможенного контроля.
Приказом Федеральной таможенной службы от 06.04.2011 г. N 715 установлен Порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядок и условия выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах.
Пунктом 30 указанного Порядка, действовавшего на момент представления спорного отчета, определено, что владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ, отчетность об их хранении, в том числе по форме ДО-1 о принятии товаров на хранение.
Согласно п. п. 31, 32 Порядка владелец СВХ представляет формы отчетности в электронном виде, в том числе отчетность по форме ДО-1 при принятии товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем получения им документов, необходимых для помещения товаров на временное хранение (при представлении отчетности в виде электронного документа - в течение трех часов с момента получения им документов, необходимых для помещения товаров на временное хранение).
Приложением N 5 к Порядку определена форма ДО-1 отчета о принятии товаров на хранение. Данная форма предусматривает указание как кода товара (не менее четырех первых знаков) в соответствии с ТН ВЭД (графа 4), так и наименования товара (графа 3).
Согласно примечанию N 1 к форме ДО-1 отчетность формируется на основании сведений, полученных при приеме товаров на хранение (пересчете грузовых мест, взвешивании и других действиях), и (или) копий документов, полученных в соответствии с п. 13 Порядка (документов, представленных перевозчиком данному таможенному посту для завершения таможенной процедуры таможенного транзита (документов, представленных перевозчиком в месте прибытия).
В соответствии с п. 13 Порядка для выполнения своих обязанностей владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) имеет право получить, а таможенный пост, осуществляющий таможенные операции и таможенный контроль товаров, помещаемых на временное хранение на данный СВХ (иное место временного хранения товаров), обязан выдать копии документов, представленных перевозчиком данному таможенному посту для завершения таможенной процедуры таможенного транзита (документов, представленных перевозчиком в месте прибытия). Передачу документов таможенный пост осуществляет незамедлительно после устного обращения владельца СВХ (его уполномоченного представителя) либо лица, осуществляющего временное хранение товаров в ином месте временного хранения (его уполномоченного представителя), а также представления договора хранения между владельцем СВХ и уполномоченным лицом.
Статьей 169 ТК ТС определено, что для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).
В соответствии с п. 9 Порядка уполномоченное лицо не позднее трех часов с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита (представления товаров таможенному органу в месте прибытия) представляет таможенному посту осуществляющему контроль за функционированием СВХ, транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).
Пунктом 15 Порядка установлено, что если в процессе принятия товаров на хранение либо в процессе временного хранения товаров устанавливается, в том числе, несоответствие их наименования указанному в транспортных или коммерческих документах, владелец СВХ извещает об этом таможенный пост (либо оперативно-дежурную службу данного таможенного поста либо таможни) путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота фиксируются данные обстоятельства.
Указанные документы прикладываются к документам, представляемым при помещении товаров на временное хранение, которые указываются в графе "Примечание" отчетности ДО-1 путем внесения в нее их реквизитов. Копии указанных документов прикладываются к упомянутой отчетности.
Из приведенных норм следует, что наименования товаров в представляемой в таможенный орган отчетности должны указываться в соответствии с конкретными сведениями о наименовании товаров, содержащимися в товаросопроводительных документах.
Материалами дела подтверждается, что ЗАО "Уралтранстехком" представило в таможню отчет по форме ДО-1 N 0000570, в котором указало наименование товара, имеющее другое наименование, согласно товаросопроводительным документам (инвойс N 90187465, CMR б/н от 30.01.2013 г., ТД N 11216417/020213/0013053 от 02.02.2013).
При таких обстоятельствах указание в отчетности иного наименования товара является представлением отчетности, содержащей недостоверные сведения, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП РФ.
Довод Общества о том, что таможенное законодательство не запрещает владельцу СВХ в целях формирования отчетности использовать описание товаров из программы "ВЭД-инфо" на основании кодов ТН ВЭД, а также сообщать недостающие сведения в таможенный орган путем предоставления иных документов в произвольной форме, составленных им (или по его поручению другим лицом), судом отклоняется, так как не влияет на выводы суда относительно квалификации действий Общества.
В соответствии со ст. 50 ТК ТС единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
В силу ст. 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, содержащиеся в ТН ВЭД названия разделов, групп, товарных позиций наименованиями конкретных товаров не являются и используются лишь в целях классификации товаров.
В целях осуществления таможенного контроля за движением товаров таможенному органу необходимы точные сведения о конкретном товаре, а не названия товарных позиций из ТН ВЭД. Указание лишь кодов ТН ВЭД не свидетельствует о наличии полной и достоверной информации о помещаемых на временное хранение товарах, следовательно, является препятствием для осуществления таможенного контроля.
Таким образом, владелец СВХ при формировании отчетности о движении товаров обязан сообщать таможенному органу не только сведения о присвоенных владельцами (собственниками) товаров кодах ТН ВЭД на товары, но и сведения о наименованиях этих товаров.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.
По мнению суда, таможенный орган пришел к правильному выводу о том, что заявитель располагал необходимыми документами и сведениями, на основании которых формируется отчетность, при этом у Общества не имелось объективных препятствий для соблюдения установленных требований, однако им не были приняты достаточные меры для этого, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении административного правонарушения.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Вместе с тем согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суду необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, при этом такая квалификация может иметь место только в исключительных случаях.
По мнению суда, факт нарушения действующего таможенного законодательства и обстоятельства совершения рассматриваемого административного правонарушения исключают возможность оценки данного правонарушения в качестве малозначительного.
Общество, являясь профессиональным участником правоотношений в области таможенного дела, должно было располагать информацией о порядке формирования отчетности о движении товаров на СВХ, а также о составе содержащихся в этой отчетности сведений. Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо обстоятельств, позволяющих суду сделать вывод о малозначительности нарушения, заявителем не представлено.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, таможенным органом не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
При назначении наказания к Обществу правомерно применена минимальная мера ответственности, предусмотренная ст. 16.15 КоАП РФ (предупреждение).
Таким образом, отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемого заявителем постановления Екатеринбургской таможни, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных ЗАО "Уральский транспортно-технологический комплекс" (ИНН 6663010220, ОГРН 1026605620568) требований отказать.
2. Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
С.А.ХОМЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)