Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 15.02.2013 ПО ДЕЛУ N А15-594/2012

Разделы:
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2013 г. по делу N А15-594/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воробьевой Е.Ю., при участии в судебном заседании (с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан) от заинтересованного лица - Дагестанской таможни (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727) - Тагировой Ш.Г. (доверенность от 03.05.2011), Абдуллаева Э.Г. (доверенность от 09.08.2012), в отсутствие заявителя - Исаева Баганда Киравовича (ИНН 056205138690, ОГРНИП 304056233000033), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.08.2012 (судья Батыраев Ш.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 (судьи Цигельников И.А., Белов Д.А., Семенов М.У.) по делу N А15-594/2012, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Исаев Б.К. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан к Дагестанской таможне (далее - таможня) с уточненными требованиями:
- - признать незаконным отказ таможни возвратить дополнительно начисленные таможенные платежи в сумме 5 977 015 рублей 65 копеек и обязать таможню их возвратить;
- - признать незаконными решения таможни от 15.06.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по декларациям на товары N 10801050/030811/0000215, 10801050/050811/0000217, 10801050/160811/0000220, 10801050/260811/0000231, 10801050/140911/0000236, 10801050/210911/0000244, 10801050/101011/0000255, 1080105/251011/0000261, 10801050/141211/0000302, 10801050/231211/0000305.
Решением суда от 09.08.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.11.2012, уточненные требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что предприниматель документально подтвердил применение первого метода определения таможенной стоимости ввезенных товаров. Таможня не доказала обстоятельства, исключающие определение стоимости товаров по первому методу, и откорректировала таможенную стоимость без надлежащего обоснования невозможности использования предыдущих методов. Предпринимателем соблюден досудебный порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда от 09.08.2012 и постановление апелляционной инстанции от 14.11.2012, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя. Податель жалобы указывает, что предприниматель документально не подтвердил стоимость сделки и таможенную стоимость товаров, которая имеет низкий уровень, что может свидетельствовать о ее недостоверности; запрос дополнительных документов обоснован и правомерен, соответствует требованиям таможенного законодательства. Предприниматель не представил дополнительно запрошенные документы. Судебные инстанции неправильно оценили фактические обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей таможни, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании контракта от 04.07.2011 N K-S-Y-025 с компанией "Ковсар Санат Ядваран Ко" (Иран) и контракта от 18.07.2011 N 007 с компанией "Ножан Сазе Каспиян" (Иран) предприниматель ввез на территорию Российской Федерации по ДТ N 10801050/030811/0000215, 10801050/050811/0000217, 10801050/160811/0000220, 10801050/260811/0000231, 10801050/140911/0000236, 10801050/210911/0000244, 10801050/101011/0000255, 1080105/251011/0000261, 10801050/141211/0000302, 10801050/231211/0000305 товары - портландцемент марки М-500 в мешках (Биг Беги) по 1500 кг каждый, задекларировав их по первому методу определения таможенной стоимости.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости предприниматель представил вместе с каждой ДТ пакет документов: контракты от 04.07.2011 N K-S-Y-025, от 18.07.2011 N 007, паспорта сделок, инвойсы, платежные поручения.
Таможенный пост не принял заявленную таможенную стоимость по всем ДТ, вынес решения о проведении дополнительной проверки от 04.08.2011 по ДТ N 10801050/030511/0000215, от 11.10.2011 по ДТ N 10801050/101011/0000255, от 14.12.2011 по ДТ N 10801050/141211/0000302, от 23.12.2011 по ДТ N 10801050/231211/0000305.
В решениях таможенный пост указал на необходимость предоставить дополнительные документы: прайс-лист изготовителя товара, экспортную декларацию, бухгалтерские документы об оприходовании товара, договор (полис) страхования товара, договор перевозки, пояснения по условиям продажи, информацию о ценах продажи товара на внутреннем рынке России, документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров, извещение о готовности покупателя принять груз, пояснения об отправителе товара, уведомление о получении товара, а также на необходимость предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей.
Товары выпущены под обеспечение таможенных платежей, о чем имеются таможенные расписки.
27 октября 2011 года предприниматель представил дополнительно запрошенные документы по ДТ N 10801050/030811/0000215, 10801050/050811/0000217, 10801050/160811/0000220, 10801050/260811/0000231, 10801050/140911/0000236, 10801050/210911/0000244, 10801050/101011/0000255.
Таможенный пост самостоятельно откорректировал таможенную стоимость с использованием шестого (резервного) метода, оформил ДТС-2, в которых проставил отметку "ТС принята".
Письмом от 10.02.2012 N 19-37/1537 таможня отказала в возврате 5 977 015 рублей 65 копеек дополнительно начисленных таможенных платежей.
Решением таможни от 20.04.2012 N 7 признаны несоответствующими требованиям таможенного законодательства и отменены решения таможенного поста о корректировке таможенной стоимости товаров, о принятии таможенной стоимости товаров по декларациям на товары N 10801050/030811/0000215, 10801050/050811/0000217, 10801050/160811/0000220, 10801050/260811/0000231, 10801050/140911/0000236, 10801050/210911/0000244, 10801050/101011/0000255, 1080105/251011/0000261, 10801050/141211/0000302, 10801050/231211/0000305, формализованные в ДТС-2 в виде записи "ТС принята". Признано неправомерным бездействие таможенного поста, выразившееся в невынесении решений о проведении дополнительной проверки по декларациям на товары N 10801050/050811/0000217, 10801050/160811/0000220, 10801050/260811/0000231, 10801050/140911/0000236, 10801050/210911/0000244, 10801050/251011/0000261.
Таможня приняла решения от 15.06.2012 о корректировке таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичными товарами.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприниматель обратился за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Судебные инстанции установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали обоснованный вывод о незаконности принятых таможней решений о корректировке таможенной стоимости товаров и обязали таможню возвратить излишне уплаченные предпринимателем таможенные платежи.
С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне Глав государств от 27.11.2009 N 17), участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан.
Частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса таможенного союза предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (часть 2 статьи 4 Соглашения). Как следует из части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 Таможенного кодекса таможенного союза, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (часть 2 статьи 65 Таможенного кодекса таможенного союза).
Подпунктом 12 пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса таможенного союза установлено, что декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, установлен приложением N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (вступивший в силу с 01.01.2011).
В случае невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в статьях 6 - 10 Соглашения. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие оснований, предусмотренных Соглашением.
Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения.
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения (статья 68 Таможенного кодекса таможенного союза).
По смыслу статьи 69 Таможенного кодекса таможенного союза при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами. Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Согласно статье 111 Таможенного кодекса таможенного союза полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" разъяснено, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений. Таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов, представив доказательства объективной невозможности получения или использования ценовой и иной информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Суды установили, что предприниматель представил в таможню пакет документов, из которых следует, что расчет таможенной стоимости товаров он произвел на основании цены, фактически подлежащей уплате продавцам.
Суды оценили довод таможни о недостаточности документов, представленных предпринимателем для подтверждения заявленной стоимости товаров, и сделали вывод о том, что предприниматель представил все документы, необходимые для определения таможенной стоимости товаров. Необходимость в дополнительных документах для определения таможенной стоимости по первому методу таможня не доказала.
Доводы таможни о расхождениях сведений о количестве товаров в инвойсах (штуки) и упаковочных листах (коробки), о наименовании производителей в ДТ и коммерческих документах, отсутствии достаточного описания товаров, непредставлении договора страхования (страхового полиса), наличии исключительных прав продавца и покупателя на товары на соответствующей территории, отсутствии дифференциации цены в зависимости от места доставки товаров являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению как направленные на переоценку выводов судебных инстанций о надлежащем документальном подтверждении предпринимателем права на определение таможенной стоимости товаров по цене сделки с ним.
Судебные инстанции правильно указали, что представленные предпринимателем в таможню документы не содержали признаки недостоверности, взаимосвязаны между собой, а заявленная предпринимателем таможенная стоимость товаров по цене сделки надлежаще подтверждена, поэтому у таможенного органа отсутствовали основания для отказа в ее принятии и корректировки.
Судебные инстанции проверили довод таможни о низком ценовом уровне и обоснованно отклонили его. Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к сделке предпринимателя с компанией "Ковсар Санат Ядваран Ко", "Ножан Сазе Каспиян", не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий этой сделки и служить основанием для корректировки таможенной стоимости товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
При определении таможенной стоимости иным методом, чем основной метод, таможня должна не просто сомневаться в достоверности заявленной декларантом стоимости товаров, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки стоимости товаров.
Излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров (статья 89 Таможенного кодекса таможенного союза).
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (статья 90 Таможенного кодекса таможенного союза).
Поскольку суды установили незаконность начисления таможенных платежей, вывод о наличии у предпринимателя права на их возврат вследствие неправомерной корректировки таможенной стоимости товаров также правомерен и основан на представленных в материалы дела доказательствах.
Суды проверили представленные в материалы дела доказательства излишней уплаты таможенных платежей, установили соблюдение предпринимателем досудебного порядка при обращении с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, и правомерно удовлетворили требования предпринимателя об обязании таможни возвратить 5 977 015 рублей 65 копеек излишне уплаченных таможенных платежей.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.08.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 по делу N А15-594/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.Н.ДРАБО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)