Судебные решения, арбитраж
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2013 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Филимоновой С.С., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: директор общества Иванов Е.Н.,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица, не заявляющего самостоятельны требований относительно предмета спора: 1) представитель по доверенности от 18.03.2013 г. N 8 Истенко В.В.; представитель по доверенности от 20.11.2012 г. Мушинская А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплект Сервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2012 г. по делу N А32-10414/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комплект Сервис" о признании незаконными действий должностных лиц Краснодарской таможни в части неподтверждения фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза товара на основании ВТД N 10006021/110711/0001960,
заинтересованное лицо: Краснодарская таможня
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Южный энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни,
принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Комплект Сервис" (далее - ООО "Комплект Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Краснодарской таможни в части неподтверждения фактического вывоза с территории таможенного союза 900 тонн мазута, погруженных на т/х "Кирилл Лавров" (флаг Кипр) 15.07.2011 г. на основании ВТД N 10006021/110711/0001960 и поручения на погрузку от 15.07.2011 г. N 1, обязании в соответствии с приказом ФТС Российской Федерации от 18.12.2006 г. N 1327 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)" подтвердить фактический вывоз 900 тонн мазута из Российской Федерации за пределы таможенной территории таможенного союза путем постановки на обратной стороне ВТД N 10006021/110711/0001960 штампа "Фактически вывезено 900000 кг мазута".
Заявленные требования мотивированы тем, что отказ таможенного органа в подтверждении фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза 900 тонн мазута не отвечает нормам действующего законодательства.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Южный таможенный пост Центральной энергетической таможни.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2012 г. в удовлетворении заявленных требовании отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что действия должностных лиц Краснодарской таможни, выразившиеся в неподтверждении факта вывоза 900 тонн мазута с таможенной территории, соответствуют нормам действующего законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, полагая его незаконным общество с ограниченной ответственностью "Комплект Сервис" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы общество указывает, что 900 тонн мазута в момент их погрузки на т/х "Кирилл Лавров" (флаг Кипр) одновременно пересекают как границу Российской Федерации, так и таможенную границу Таможенного союза, то есть, вывозятся с территории Российской Федерации, что является необходимым условием применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации припасов согласно пункту 8 части 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. Использование 900 тонн мазута т/х "Кирилл Лавров" (флаг Кипр) для обеспечения нормальной эксплуатации судна во время его стоянки в порту Кавказ при совершении грузовых операций осуществлялось в соответствии с условиями, установленными главой 50 Таможенного кодекса Таможенного союза для припасов. Данные обстоятельства дают основания утверждать о соблюдении обществом таможенных формальностей по вывозу товара (900 тонн мазута) с таможенной территории таможенного союза, что обязывает подтвердить его фактический вывоз за пределы таможенной территории таможенного союза.
В судебном заседании, состоявшемся 21 марта 2013 года, заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
С учетом мнения представителей заявителя и третьего лица, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении требовании апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Комплект Сервис" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1052309120874, ИНН 2315118264, является участником внешнеэкономической деятельности.
Из материалов дела следует, что 15 июля 2011 года общество с ограниченной ответственностью "Комплект Сервис" по контракту N 05/05/10 от 05.05.2010 г. с иностранной компанией "QUEENSLAND SERVICES LIMITED" и на основании ВТД N 10006021/110711/0001960 и поручения на погрузку от 15.07.2011 N 1 осуществило поставку бункерного топлива в количестве 900 тонн мазута на т/х "Кирилл Лавров" (флаг Кипр), что подтверждается бункерной распиской, выставленным в адрес иностранной компании счетом от 15.07.2011 г. N 6К и выпиской от 22.07.2011 г. о поступлении валютной выручки.
ВТД N 10006021/110711/0001960 была выпущена Южным энергетическим таможенным постом Центральной энергетической таможни, а поручение на погрузку JV 1 от 15.07.2011 г. подавалось таможенному посту Морской порт Кавказ Краснодарской таможни.
Общество после убытия т/х "Кирилл Лавров" (флаг Кипр) с Таможенной территории Таможенного союза, в соответствии с приказом ФТС Российской Федерации от 18.12.2006 г. N 1327 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров в таможенную территорию Российской Федерации)" обратилось с письмом (исх. N 23 с 18.01.2012 г.) в таможенный пост Морской порт Кавказ Краснодарской таможни о подтверждении фактического вывоза 900 тонн мазута с таможенной территории Таможенного союза.
Обществом за исх. N 54-01/00035 от 26.01.2012 г. получен отказ, мотивированный тем, что днем фактического вывоза товаров в соответствии с частью 7 статьи 214 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, технологических отметок на транспортных (перевозочных) либо иных документах, разрешающих убытие товаров, а при убытии с таможенной территории Таможенного союза теплохода "Кирилл Лавров" 18.11.2011 г. товар - мазут, погруженный на его борт по поручению на погрузку припасов N 1 от 15.07.2011 г. в количестве 900 тонн, фактически не покидал пределы таможенной территории.
Общество, не согласившись с указанным действием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пункт 2 статьи 363 Таможенного кодекса Таможенного союза предусматривает, что перемещение припасов через таможенную границу Таможенного союза осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Таким образом, для реализации права лица на освобождение от уплаты пошлин и налогов в отношении припасов необходим факт их перемещения через таможенную границу Таможенного союза, которая согласно пункта 2 статьи 2 Таможенного кодекса Таможенного союза является пределами таможенной территории Таможенного союза.
Согласно пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Таможенного союза единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Указанные положения Таможенного кодекса Таможенного союза согласуются с нормами налогового законодательства. Так, в подпункте 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов (топлива и горюче-смазочных материалов, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания), вывезенных с территории Российской Федерации.
В соответствии с частью З статьи 4 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-Ф3 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-Ф3) порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, - законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 г. N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1) государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Согласно пункта З статьи 6 Федерального закона от 31.07.1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" на иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и членов экипажей во время пребывания указанных судов в морских портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 данного Федерального закона иностранные суда при заходе в морские порты, во время пребывания в указанных портах и при выходе из них обязаны соблюдать пограничные, таможенные, налоговые (фискальные), санитарные, иммиграционные, ветеринарные, фитосанитарные, навигационные и другие правила, установленные законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в соответствии с пунктом 5 статьи 6 указанного закона выход иностранного судна из морского порта производится только с разрешения капитана морского порта по согласованию с должностными лицами федерального органа исполнительной власти по безопасности и должностными лицами таможенных органов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 5 Закона N 4730-1 прохождение государственной границы Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации N 4730-1 под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 311-Ф3 под вывозом товаров из Российской Федерации понимается фактическое перемещение любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства - члены Таможенного союза или на территории, не входящие в единую таможенную территорию Таможенного союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение товаров до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. А под вывозом товаров из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза понимается вывоз товаров из Российской Федерации, если страной назначения товаров в соответствии с намерениями лиц, осуществляющих перемещение товаров, является территория государства, не являющегося членом Таможенного союза.
Согласно статье 86 Конвенции ООН по морскому праву (10 декабря 1982 г.) положения части VII (куда входит статья 91) применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Соответственно статья 91 данной Конвенции не применима при нахождении морского судна в территориальных водах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 365 Таможенного кодекса Таможенного союза припасы, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей водных судов, и припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории Таможенного союза в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, а также продолжительности стоянки. При этом требования о необходимости наличия статуса у данных припасов иностранных товаров либо товаров Таможенного союза нормы таможенного законодательства не содержат.
Таким образом, статья 365 Таможенного кодекса Таможенного союза регулирует порядок потребления припасов на таможенной территории, а не порядок их фактического вывоза.
В соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под транспортными средствами международной перевозки понимаются транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования. Таким образом, бункерное топливо (припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортного средства), находящееся на борту морского судна (погруженное на борт) в случае его убытия с таможенной территории Таможенного союза, убывает в составе транспортного средства. Так, разрешая убытие транспортного средства с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с пунктом 4 статьи 163 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный орган разрешает убытие и бункерного топлива находящееся на указанном транспортном средстве.
В силу пункта 2 статьи 364 Таможенного кодекса Таможенного Союза припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры. При таможенном декларировании припасов в качестве таможенной декларации могут использоваться декларация на товары, транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.
Соответственно, технологические отметки таможенного органа, свидетельствующие о выдаче разрешения на убытие припасов с таможенной территории Таможенного союза, находящихся на морском судне, проставляются при убытии этого морского судна согласно пункта З приказа Федеральной таможенной службы России от 18.12.2006 г. N 1327 "Об утверждении порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)" и пункта 42 Методических рекомендаций о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами (далее - Методические рекомендации), направленных письмом ФТС России от 21.10.2011 г. N 01-11/51165 "О направлении Методических рекомендаций". Технологические отметки проставляются в том числе и на декларации о судовых припасах, представляемой в таможенный орган перевозчиком (его представителем) при убытии морского судна.
В случае использования в качестве таможенной декларации на припасы в соответствии с пунктом 2 статьи 364 Таможенного кодекса Таможенного союза декларации на товары по форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 г. N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций", при убытии припасов с таможенной территории Таможенного союза должностными лицами таможенного органа проставляется отметка о количестве фактически вывозимых товаров на оборотной стороне декларации на товары в соответствии с пунктом 43 Методических рекомендаций.
При убытии судна припасы в количестве 900 т. не были задекларированы в таможенной декларации на транспортное средство, частью которой является декларация о судовых припасах.
Таможенным законодательством не предусмотрена возможность предоставления документа, допускающего вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации после фактического убытия транспортного средства.
Согласно пункта 5 статьи 214 Закона N 311-Ф3, после фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории Таможенного союза. Подача одной или нескольких полных и надлежащим образом заполненных деклараций на товары осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по письменному заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый для фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза и получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной декларации на товары. По мотивированному письменному обращению декларанта с разрешения таможенного органа установленный таможенным органом срок подачи полной декларации на товары может быть продлен. Предельный срок подачи полной декларации в отношении товаров, которые не облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым не применяются ограничения, не может превышать восемь месяцев со дня регистрации временной декларации на товары, а в отношении товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются ограничения, указанный срок не может превышать шесть месяцев.
Таким образом, срок вывоза товаров по ВРД N 10006021/110711/0001960 истек 10.03.2012 года (8 месяцев со дня регистрации), фактов подачи полной ДТ на указанную временную в ОТО и ТК N 1 Южного энергетического таможенного поста не зафиксировано.
После истечения 10.03.2012 г. предельного срока подачи ПД, дальнейшее продление указанного срока законодательством не установлено.
В соответствии с пунктом 7 статьи 214 Закона N 311-Ф3 при использовании временной декларации на товары ограничения применяются на день регистрации таможенным органом этой декларации. Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза. Днем фактического вывоза товаров считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, технологических отметок на транспортных (перевозочных) либо иных документах, разрешающих убытие товаров.
Пунктом 14 статьи 214 Закона N 311-Ф3 установлено, что если до истечения восьми месяцев со дня регистрации временной декларации на товары, такие товары не будут вывезены с таможенной территории Таможенного союза, временная декларация на товары, в которой такие товары были заявлены к вывозу, считается не поданной.
Южным энергетическим таможенным постом Центральной энергетической таможни 22.02.2012 года был направлен запрос N 01-16/294 на таможенный пост Морской порт Кавказ Краснодарской таможни о подтверждении факта вывоза (не вывоза) товаров по временной декларации на товары N 10006021/110711/0001960. Таможенный пост Морской порт Кавказ Краснодарской таможни за исходящим N 54-04/00140 от 13.03.2012 года представил информацию, о том, что товар по ДТ 10006021/110711/0001960 с таможенной территории таможенного союза не вывозился.
Во исполнение пункта 14 статьи 214 Закона N 311-Ф3 Южным энергетическим таможенным постом Центральной энергетической таможни в ДТ 10006021/110711/0001960 сделаны отметки таможенного органа, что декларация на товар считается не поданной, так как процедура перемещения товара за пределы территории Российской Федерации не завершена. Заявленное бункерное топливо было израсходовано на территории Российской Федерации.
При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляются документы, установленные пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, среди которых - таможенная декларация на припасы с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров по процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.
Соответственно разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа (пункт 4 статьи 163 Таможенного кодекса Таможенного Союза) после подачи полной таможенной декларации.
Согласно статье 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.
Пунктом 4 статьи 98 Таможенного кодекса Таможенного Союза установлено, что товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.
Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах (пункт 1 статьи 98 Таможенного кодекса Таможенного Союза).
Согласно статье 163 Таможенного кодекса Таможенного Союза для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 названного Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не установлено названным Таможенным кодексом Таможенного союза.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза при международной перевозке водными судами таможенному органу представляются следующие документы: общая декларация; декларация о грузе; декларация о судовых припасах; декларация о личных вещах экипажа судна; судовая роль; список пассажиров; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; транспортные (перевозочные) документы; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.
Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа (пункт 4 статьи 163 Таможенного кодекса Таможенного Союза).
В соответствии с пунктом 3 Приказа ФТС России от 18.12.2006 г. N 1327 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)" таможенным органам, в регионах деятельности которых, расположены места убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации предписано:
- - обеспечивать учет товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации, в электронном виде в соответствии с порядком, установленным ФТС России;
- - оформлять разрешение на убытие товаров путем проставления штампа "Вывоз разрешен", подписи с указанием даты проставления отметки и оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа не менее чем на двух экземплярах: (1) транспортного (перевозочного) документа (следующего вместе с товарами и остающегося в таможенном органе) в отношении товаров, вывозимых автомобильным, воздушным и железнодорожным транспортом; (2) декларации о грузе (судовом манифесте) в отношении товаров, вывозимых морским (речным) транспортом;
- - изымать из пакета документов, следующих вместе с товарами, экземпляр грузовой таможенной декларации.
Согласно пункта 4 Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденного Приказом ФТС России от 18.12.2006 г. N 1327, подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации) производится таможенными органами на основании обращений, непосредственно представляемых заявителями (их уполномоченными представителями) либо направляемых по почте или посредством курьерской службы доставки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 122 Таможенного кодекса Российской Федерации обращение о подтверждении фактического вывоза товаров может быть подано заявителем в таможенный орган, расположенный в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, одновременно с предъявлением товаров этому таможенному органу.
Документы с отметками, подтверждающими фактический вывоз (ввоз) товаров, выдаются (направляются) таможенными органами заявителю лично либо по почте (пункт 9).
Письмом ФТС России от 02.07.2010 г. N 04-45/32583 "Об организации подтверждения фактического вывоза товаров" установлено, что положения Приказа ФТС России от 18.12.2006 г. N 1327 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)" применяются в части, не противоречащей нормам Таможенного кодекса Таможенного союза; данным письмом доведен Порядок подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. N 330.
Так, в силу пункта 4 Порядка N 330 при убытии товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчиком таможенному органу места убытия предоставляются: товары и транспортные средства международной перевозки, осуществляющие их перевозку; транспортные (перевозочные) документы на вывозимые товары; таможенная декларация (или ее копия, заверенная таможенным органом или декларантом либо таможенным представителем).
По результатам проведенных операций таможенного контроля должностным лицом таможенного органа места убытия принимается решение об оформлении разрешения на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза, либо иное решение в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза (пункт 7 Порядка N 330).
В силу пунктов 9, 10 Порядка N 330 разрешение на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления: на лицевой стороне таможенной декларации и в транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок о разрешении на убытие товаров; на оборотной стороне таможенной декларации отметки "Товар вывезен полностью" (либо в соответствующих частях) с указанием даты вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза.
Должностное лицо таможенного органа места убытия после оформления разрешения на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза изымает из пакета документов, представленных перевозчиком либо иным лицом, экземпляр таможенной декларации для последующей пересылки в таможенный орган выпуска.
Из анализа названных норм также следует, что перемещение припасов через таможенную границу имеет место быть лишь при фактическом убытии транспортного средства (в рассматриваемом случае судна) с таможенной территории Таможенного союза с этими припасами, а не момент погрузки припасов на борт судна в том числе иностранного. Доказательства этих же обстоятельств требуется и в целях применения положений пункта 2 статьи 165 и подпункта 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на момент прибытия судна на таможенную территорию Таможенного союза (09.07.2012 г.) припасы судна составляли 191,6 тонн топлива (л.д. 107). В период нахождения судна на таможенной территории Таможенного союза погружено в него топливо в качестве припасов 900 тонн по бункерной расписке от 15.07.2011 г N 1 и 400 тонн по бункерной расписке от 16.07.2011 г. N 1607. При убытии судна с таможенной территории Таможенного союза (18.11.2011 г.) перевозчиком в качестве припаса задекларировано топливо в количестве 358,3 тонн (л.д. 108). Следовательно, в период нахождения судна на таможенной территории Таможенного союза израсходовано 1133,3 тонн топлива, то есть больше чем общество погрузило на это судно в качестве припасов (900 тонн).
Таким образом, общество не представило доказательства завершения таможенного оформления спорных припасов путем оформления соответствующей полной декларации в установленные сроки и фактического перемещение припасов через таможенную границу Таможенного союза.
На основании изложенного, действия должностных лиц Краснодарской таможни, выразившиеся в неподтверждении факта вывоза 900 тонн мазута с таможенной территории Таможенного союза, соответствуют нормам действующего таможенного законодательства.
Заявитель доказательства, подтверждающие обратное, не представил.
Аналогичная правовая позиция также изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.05.2005 г. по делу А27-21683/2004-6.
Общество также не представило доказательства о том, что оспариваемые действия нарушают его права и интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. В судебном заседании представитель общества пояснил, что оспариваемые действия таможенных органов препятствуют дальнейшему использованию льгот по налогообложению по НДС.
Между тем, как было указано выше, в целях применения положений пункта 2 статьи 165 и подпункта 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо представление доказательств фактического убытия транспортного средства (в рассматриваемом случае судна) с таможенной территории Таможенного союза с припасами.
В связи с этим, суд также приходит к выводу об отсутствии нарушений оспариваемыми действиями прав и интересов заявителя.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25 декабря 2012 года по делу N А32-10414/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
С.С.ФИЛИМОНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2013 N 15АП-2715/2013 ПО ДЕЛУ N А32-10414/2012
Разделы:Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2013 г. N 15АП-2715/2013
Дело N А32-10414/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2013 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Филимоновой С.С., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: директор общества Иванов Е.Н.,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица, не заявляющего самостоятельны требований относительно предмета спора: 1) представитель по доверенности от 18.03.2013 г. N 8 Истенко В.В.; представитель по доверенности от 20.11.2012 г. Мушинская А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплект Сервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2012 г. по делу N А32-10414/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комплект Сервис" о признании незаконными действий должностных лиц Краснодарской таможни в части неподтверждения фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза товара на основании ВТД N 10006021/110711/0001960,
заинтересованное лицо: Краснодарская таможня
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Южный энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни,
принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Комплект Сервис" (далее - ООО "Комплект Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Краснодарской таможни в части неподтверждения фактического вывоза с территории таможенного союза 900 тонн мазута, погруженных на т/х "Кирилл Лавров" (флаг Кипр) 15.07.2011 г. на основании ВТД N 10006021/110711/0001960 и поручения на погрузку от 15.07.2011 г. N 1, обязании в соответствии с приказом ФТС Российской Федерации от 18.12.2006 г. N 1327 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)" подтвердить фактический вывоз 900 тонн мазута из Российской Федерации за пределы таможенной территории таможенного союза путем постановки на обратной стороне ВТД N 10006021/110711/0001960 штампа "Фактически вывезено 900000 кг мазута".
Заявленные требования мотивированы тем, что отказ таможенного органа в подтверждении фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза 900 тонн мазута не отвечает нормам действующего законодательства.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Южный таможенный пост Центральной энергетической таможни.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2012 г. в удовлетворении заявленных требовании отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что действия должностных лиц Краснодарской таможни, выразившиеся в неподтверждении факта вывоза 900 тонн мазута с таможенной территории, соответствуют нормам действующего законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, полагая его незаконным общество с ограниченной ответственностью "Комплект Сервис" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы общество указывает, что 900 тонн мазута в момент их погрузки на т/х "Кирилл Лавров" (флаг Кипр) одновременно пересекают как границу Российской Федерации, так и таможенную границу Таможенного союза, то есть, вывозятся с территории Российской Федерации, что является необходимым условием применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации припасов согласно пункту 8 части 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. Использование 900 тонн мазута т/х "Кирилл Лавров" (флаг Кипр) для обеспечения нормальной эксплуатации судна во время его стоянки в порту Кавказ при совершении грузовых операций осуществлялось в соответствии с условиями, установленными главой 50 Таможенного кодекса Таможенного союза для припасов. Данные обстоятельства дают основания утверждать о соблюдении обществом таможенных формальностей по вывозу товара (900 тонн мазута) с таможенной территории таможенного союза, что обязывает подтвердить его фактический вывоз за пределы таможенной территории таможенного союза.
В судебном заседании, состоявшемся 21 марта 2013 года, заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
С учетом мнения представителей заявителя и третьего лица, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении требовании апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Комплект Сервис" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1052309120874, ИНН 2315118264, является участником внешнеэкономической деятельности.
Из материалов дела следует, что 15 июля 2011 года общество с ограниченной ответственностью "Комплект Сервис" по контракту N 05/05/10 от 05.05.2010 г. с иностранной компанией "QUEENSLAND SERVICES LIMITED" и на основании ВТД N 10006021/110711/0001960 и поручения на погрузку от 15.07.2011 N 1 осуществило поставку бункерного топлива в количестве 900 тонн мазута на т/х "Кирилл Лавров" (флаг Кипр), что подтверждается бункерной распиской, выставленным в адрес иностранной компании счетом от 15.07.2011 г. N 6К и выпиской от 22.07.2011 г. о поступлении валютной выручки.
ВТД N 10006021/110711/0001960 была выпущена Южным энергетическим таможенным постом Центральной энергетической таможни, а поручение на погрузку JV 1 от 15.07.2011 г. подавалось таможенному посту Морской порт Кавказ Краснодарской таможни.
Общество после убытия т/х "Кирилл Лавров" (флаг Кипр) с Таможенной территории Таможенного союза, в соответствии с приказом ФТС Российской Федерации от 18.12.2006 г. N 1327 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров в таможенную территорию Российской Федерации)" обратилось с письмом (исх. N 23 с 18.01.2012 г.) в таможенный пост Морской порт Кавказ Краснодарской таможни о подтверждении фактического вывоза 900 тонн мазута с таможенной территории Таможенного союза.
Обществом за исх. N 54-01/00035 от 26.01.2012 г. получен отказ, мотивированный тем, что днем фактического вывоза товаров в соответствии с частью 7 статьи 214 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, технологических отметок на транспортных (перевозочных) либо иных документах, разрешающих убытие товаров, а при убытии с таможенной территории Таможенного союза теплохода "Кирилл Лавров" 18.11.2011 г. товар - мазут, погруженный на его борт по поручению на погрузку припасов N 1 от 15.07.2011 г. в количестве 900 тонн, фактически не покидал пределы таможенной территории.
Общество, не согласившись с указанным действием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пункт 2 статьи 363 Таможенного кодекса Таможенного союза предусматривает, что перемещение припасов через таможенную границу Таможенного союза осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Таким образом, для реализации права лица на освобождение от уплаты пошлин и налогов в отношении припасов необходим факт их перемещения через таможенную границу Таможенного союза, которая согласно пункта 2 статьи 2 Таможенного кодекса Таможенного союза является пределами таможенной территории Таможенного союза.
Согласно пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Таможенного союза единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Указанные положения Таможенного кодекса Таможенного союза согласуются с нормами налогового законодательства. Так, в подпункте 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов (топлива и горюче-смазочных материалов, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания), вывезенных с территории Российской Федерации.
В соответствии с частью З статьи 4 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-Ф3 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-Ф3) порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, - законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 г. N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1) государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Согласно пункта З статьи 6 Федерального закона от 31.07.1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" на иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и членов экипажей во время пребывания указанных судов в морских портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 данного Федерального закона иностранные суда при заходе в морские порты, во время пребывания в указанных портах и при выходе из них обязаны соблюдать пограничные, таможенные, налоговые (фискальные), санитарные, иммиграционные, ветеринарные, фитосанитарные, навигационные и другие правила, установленные законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в соответствии с пунктом 5 статьи 6 указанного закона выход иностранного судна из морского порта производится только с разрешения капитана морского порта по согласованию с должностными лицами федерального органа исполнительной власти по безопасности и должностными лицами таможенных органов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 5 Закона N 4730-1 прохождение государственной границы Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации N 4730-1 под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 311-Ф3 под вывозом товаров из Российской Федерации понимается фактическое перемещение любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства - члены Таможенного союза или на территории, не входящие в единую таможенную территорию Таможенного союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение товаров до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. А под вывозом товаров из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза понимается вывоз товаров из Российской Федерации, если страной назначения товаров в соответствии с намерениями лиц, осуществляющих перемещение товаров, является территория государства, не являющегося членом Таможенного союза.
Согласно статье 86 Конвенции ООН по морскому праву (10 декабря 1982 г.) положения части VII (куда входит статья 91) применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Соответственно статья 91 данной Конвенции не применима при нахождении морского судна в территориальных водах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 365 Таможенного кодекса Таможенного союза припасы, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей водных судов, и припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории Таможенного союза в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, а также продолжительности стоянки. При этом требования о необходимости наличия статуса у данных припасов иностранных товаров либо товаров Таможенного союза нормы таможенного законодательства не содержат.
Таким образом, статья 365 Таможенного кодекса Таможенного союза регулирует порядок потребления припасов на таможенной территории, а не порядок их фактического вывоза.
В соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под транспортными средствами международной перевозки понимаются транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования. Таким образом, бункерное топливо (припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортного средства), находящееся на борту морского судна (погруженное на борт) в случае его убытия с таможенной территории Таможенного союза, убывает в составе транспортного средства. Так, разрешая убытие транспортного средства с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с пунктом 4 статьи 163 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный орган разрешает убытие и бункерного топлива находящееся на указанном транспортном средстве.
В силу пункта 2 статьи 364 Таможенного кодекса Таможенного Союза припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры. При таможенном декларировании припасов в качестве таможенной декларации могут использоваться декларация на товары, транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.
Соответственно, технологические отметки таможенного органа, свидетельствующие о выдаче разрешения на убытие припасов с таможенной территории Таможенного союза, находящихся на морском судне, проставляются при убытии этого морского судна согласно пункта З приказа Федеральной таможенной службы России от 18.12.2006 г. N 1327 "Об утверждении порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)" и пункта 42 Методических рекомендаций о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами (далее - Методические рекомендации), направленных письмом ФТС России от 21.10.2011 г. N 01-11/51165 "О направлении Методических рекомендаций". Технологические отметки проставляются в том числе и на декларации о судовых припасах, представляемой в таможенный орган перевозчиком (его представителем) при убытии морского судна.
В случае использования в качестве таможенной декларации на припасы в соответствии с пунктом 2 статьи 364 Таможенного кодекса Таможенного союза декларации на товары по форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 г. N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций", при убытии припасов с таможенной территории Таможенного союза должностными лицами таможенного органа проставляется отметка о количестве фактически вывозимых товаров на оборотной стороне декларации на товары в соответствии с пунктом 43 Методических рекомендаций.
При убытии судна припасы в количестве 900 т. не были задекларированы в таможенной декларации на транспортное средство, частью которой является декларация о судовых припасах.
Таможенным законодательством не предусмотрена возможность предоставления документа, допускающего вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации после фактического убытия транспортного средства.
Согласно пункта 5 статьи 214 Закона N 311-Ф3, после фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории Таможенного союза. Подача одной или нескольких полных и надлежащим образом заполненных деклараций на товары осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по письменному заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый для фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза и получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной декларации на товары. По мотивированному письменному обращению декларанта с разрешения таможенного органа установленный таможенным органом срок подачи полной декларации на товары может быть продлен. Предельный срок подачи полной декларации в отношении товаров, которые не облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым не применяются ограничения, не может превышать восемь месяцев со дня регистрации временной декларации на товары, а в отношении товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются ограничения, указанный срок не может превышать шесть месяцев.
Таким образом, срок вывоза товаров по ВРД N 10006021/110711/0001960 истек 10.03.2012 года (8 месяцев со дня регистрации), фактов подачи полной ДТ на указанную временную в ОТО и ТК N 1 Южного энергетического таможенного поста не зафиксировано.
После истечения 10.03.2012 г. предельного срока подачи ПД, дальнейшее продление указанного срока законодательством не установлено.
В соответствии с пунктом 7 статьи 214 Закона N 311-Ф3 при использовании временной декларации на товары ограничения применяются на день регистрации таможенным органом этой декларации. Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза. Днем фактического вывоза товаров считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, технологических отметок на транспортных (перевозочных) либо иных документах, разрешающих убытие товаров.
Пунктом 14 статьи 214 Закона N 311-Ф3 установлено, что если до истечения восьми месяцев со дня регистрации временной декларации на товары, такие товары не будут вывезены с таможенной территории Таможенного союза, временная декларация на товары, в которой такие товары были заявлены к вывозу, считается не поданной.
Южным энергетическим таможенным постом Центральной энергетической таможни 22.02.2012 года был направлен запрос N 01-16/294 на таможенный пост Морской порт Кавказ Краснодарской таможни о подтверждении факта вывоза (не вывоза) товаров по временной декларации на товары N 10006021/110711/0001960. Таможенный пост Морской порт Кавказ Краснодарской таможни за исходящим N 54-04/00140 от 13.03.2012 года представил информацию, о том, что товар по ДТ 10006021/110711/0001960 с таможенной территории таможенного союза не вывозился.
Во исполнение пункта 14 статьи 214 Закона N 311-Ф3 Южным энергетическим таможенным постом Центральной энергетической таможни в ДТ 10006021/110711/0001960 сделаны отметки таможенного органа, что декларация на товар считается не поданной, так как процедура перемещения товара за пределы территории Российской Федерации не завершена. Заявленное бункерное топливо было израсходовано на территории Российской Федерации.
При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляются документы, установленные пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, среди которых - таможенная декларация на припасы с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров по процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.
Соответственно разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа (пункт 4 статьи 163 Таможенного кодекса Таможенного Союза) после подачи полной таможенной декларации.
Согласно статье 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.
Пунктом 4 статьи 98 Таможенного кодекса Таможенного Союза установлено, что товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.
Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах (пункт 1 статьи 98 Таможенного кодекса Таможенного Союза).
Согласно статье 163 Таможенного кодекса Таможенного Союза для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 названного Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не установлено названным Таможенным кодексом Таможенного союза.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза при международной перевозке водными судами таможенному органу представляются следующие документы: общая декларация; декларация о грузе; декларация о судовых припасах; декларация о личных вещах экипажа судна; судовая роль; список пассажиров; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; транспортные (перевозочные) документы; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.
Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа (пункт 4 статьи 163 Таможенного кодекса Таможенного Союза).
В соответствии с пунктом 3 Приказа ФТС России от 18.12.2006 г. N 1327 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)" таможенным органам, в регионах деятельности которых, расположены места убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации предписано:
- - обеспечивать учет товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации, в электронном виде в соответствии с порядком, установленным ФТС России;
- - оформлять разрешение на убытие товаров путем проставления штампа "Вывоз разрешен", подписи с указанием даты проставления отметки и оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа не менее чем на двух экземплярах: (1) транспортного (перевозочного) документа (следующего вместе с товарами и остающегося в таможенном органе) в отношении товаров, вывозимых автомобильным, воздушным и железнодорожным транспортом; (2) декларации о грузе (судовом манифесте) в отношении товаров, вывозимых морским (речным) транспортом;
- - изымать из пакета документов, следующих вместе с товарами, экземпляр грузовой таможенной декларации.
Согласно пункта 4 Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденного Приказом ФТС России от 18.12.2006 г. N 1327, подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации) производится таможенными органами на основании обращений, непосредственно представляемых заявителями (их уполномоченными представителями) либо направляемых по почте или посредством курьерской службы доставки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 122 Таможенного кодекса Российской Федерации обращение о подтверждении фактического вывоза товаров может быть подано заявителем в таможенный орган, расположенный в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, одновременно с предъявлением товаров этому таможенному органу.
Документы с отметками, подтверждающими фактический вывоз (ввоз) товаров, выдаются (направляются) таможенными органами заявителю лично либо по почте (пункт 9).
Письмом ФТС России от 02.07.2010 г. N 04-45/32583 "Об организации подтверждения фактического вывоза товаров" установлено, что положения Приказа ФТС России от 18.12.2006 г. N 1327 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)" применяются в части, не противоречащей нормам Таможенного кодекса Таможенного союза; данным письмом доведен Порядок подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. N 330.
Так, в силу пункта 4 Порядка N 330 при убытии товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчиком таможенному органу места убытия предоставляются: товары и транспортные средства международной перевозки, осуществляющие их перевозку; транспортные (перевозочные) документы на вывозимые товары; таможенная декларация (или ее копия, заверенная таможенным органом или декларантом либо таможенным представителем).
По результатам проведенных операций таможенного контроля должностным лицом таможенного органа места убытия принимается решение об оформлении разрешения на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза, либо иное решение в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза (пункт 7 Порядка N 330).
В силу пунктов 9, 10 Порядка N 330 разрешение на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления: на лицевой стороне таможенной декларации и в транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок о разрешении на убытие товаров; на оборотной стороне таможенной декларации отметки "Товар вывезен полностью" (либо в соответствующих частях) с указанием даты вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза.
Должностное лицо таможенного органа места убытия после оформления разрешения на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза изымает из пакета документов, представленных перевозчиком либо иным лицом, экземпляр таможенной декларации для последующей пересылки в таможенный орган выпуска.
Из анализа названных норм также следует, что перемещение припасов через таможенную границу имеет место быть лишь при фактическом убытии транспортного средства (в рассматриваемом случае судна) с таможенной территории Таможенного союза с этими припасами, а не момент погрузки припасов на борт судна в том числе иностранного. Доказательства этих же обстоятельств требуется и в целях применения положений пункта 2 статьи 165 и подпункта 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на момент прибытия судна на таможенную территорию Таможенного союза (09.07.2012 г.) припасы судна составляли 191,6 тонн топлива (л.д. 107). В период нахождения судна на таможенной территории Таможенного союза погружено в него топливо в качестве припасов 900 тонн по бункерной расписке от 15.07.2011 г N 1 и 400 тонн по бункерной расписке от 16.07.2011 г. N 1607. При убытии судна с таможенной территории Таможенного союза (18.11.2011 г.) перевозчиком в качестве припаса задекларировано топливо в количестве 358,3 тонн (л.д. 108). Следовательно, в период нахождения судна на таможенной территории Таможенного союза израсходовано 1133,3 тонн топлива, то есть больше чем общество погрузило на это судно в качестве припасов (900 тонн).
Таким образом, общество не представило доказательства завершения таможенного оформления спорных припасов путем оформления соответствующей полной декларации в установленные сроки и фактического перемещение припасов через таможенную границу Таможенного союза.
На основании изложенного, действия должностных лиц Краснодарской таможни, выразившиеся в неподтверждении факта вывоза 900 тонн мазута с таможенной территории Таможенного союза, соответствуют нормам действующего таможенного законодательства.
Заявитель доказательства, подтверждающие обратное, не представил.
Аналогичная правовая позиция также изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.05.2005 г. по делу А27-21683/2004-6.
Общество также не представило доказательства о том, что оспариваемые действия нарушают его права и интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. В судебном заседании представитель общества пояснил, что оспариваемые действия таможенных органов препятствуют дальнейшему использованию льгот по налогообложению по НДС.
Между тем, как было указано выше, в целях применения положений пункта 2 статьи 165 и подпункта 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо представление доказательств фактического убытия транспортного средства (в рассматриваемом случае судна) с таможенной территории Таможенного союза с припасами.
В связи с этим, суд также приходит к выводу об отсутствии нарушений оспариваемыми действиями прав и интересов заявителя.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25 декабря 2012 года по делу N А32-10414/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
С.С.ФИЛИМОНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)