Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2013 N 05АП-10202/2013 ПО ДЕЛУ N А51-14109/2013

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2013 г. N 05АП-10202/2013

Дело N А51-14109/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 12 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.М. Грачева,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-10202/2013
на решение от 09.07.2013
судьи Е.Н. Шалагановой
по делу N А51-14109/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Казаковой Ирины Всеволодовны (ИНН 251101812953, ОГРН 308251128400031)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)
о признании незаконными решения в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, бездействия по оформлению корректировки и возврату излишне уплаченных таможенных платежей,
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились,

установил:

Индивидуальный предприниматель Казакова Ирина Всеволодовна (далее - заявитель, предприниматель, декларант) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решения Находкинской таможни (далее - таможенный орган, таможня) от 27.02.2013 N 10-15/05546 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 81457 рублей 89 копеек по декларации на товары N 10714040/131011/0035295, а также бездействия таможенного органа по оформлению корректировки и возврату излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 81457 рублей 89 копеек.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 09.07.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал решение Находкинской таможни, оформленное письмом от 27.02.2013 N 10-15/05546 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары N 10714040/131011/0035295 в размере 81457 рублей 89 копеек, бездействие Находкинской таможни по неоформлению корректировки и возврату предпринимателю излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 81457 рублей 89 копеек незаконными, а также взыскал с таможенного органа в пользу предпринимателя 400 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Обжалуя в апелляционном порядке решение суда от 09.07.2013, Находкинская таможня считает его незаконным и подлежащим отмене. В обоснование заявленных требований таможенный орган указывает на то, что предпринимателем не представлены запрошенные таможенным органом дополнительные документы, а заявленная таможенная стоимость значительно отличалась в меньшую сторону от сведений, имеющихся в распоряжении таможенного органа. В связи с этим заявитель апелляционной жалобы считает, что, поскольку декларант, с учетом представленных документов, согласно пункту 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) не в полном объеме подтвердил заявленную таможенную стоимость ввезенного товара, то у таможенного органа имелись основания для принятия решения о корректировке таможенной стоимости.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители предпринимателя, таможенного органа не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу Находкинской таможни в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.
Предприниматель в представленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу таможенного органа с доводами жалобы не согласен, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу Находкинской таможни - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В октябре 2011 во исполнение внешнеторгового контракта от 11.02.2011 N GY110211 на таможенную территорию Таможенного союза в Российскую Федерацию в адрес заявителя ввезен товар, в целях таможенного оформления которого предприниматель подал в таможню декларацию на товары N 10714040/131011/0035295 (далее по тексту - ДТ), определив таможенную стоимость по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
По результатам контроля таможенной стоимости таможенным органом принято решение о невозможности использования основного метода определения таможенной стоимости и о ее корректировке, о чем оформлена ДТС-1. В результате корректировки таможенной стоимости она была определена на основании шестого "резервного" метода таможенной оценки на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами согласно ДТС-2.
Корректировка таможенной стоимости повлекла за собой согласно КТС-1 доначисление таможенных платежей в сумме 81457 рублей 89 копеек, которые были уплачены заявителем по платежным поручениям N 620 и N 619 от 12.10.2011.
Полагая, что таможня необоснованно не приняла таможенную стоимость по первоначально заявленной декларантом стоимости, последний обратился в таможенный орган с заявлением от 31.01.2013 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 81457 рублей 89 копеек.
Письмом от 27.02.2013 N 10-15/05546 таможня возвратила заявление без рассмотрения в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.
Расценив данное решение таможенного органа как отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорной ДТ, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Находкинской таможни и в отзыве предпринимателя на нее, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу таможенного органа - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 указанной статьи).
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право, осуществлять контроль таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости. Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В силу пункта 1 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, с учетом особенностей его применения в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза.
Согласно части 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее по тексту - Соглашение от 25.01.2008, Соглашение), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами.
Частью 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения.
Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008.
Согласно части 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 и пункту 4 статьи 65 ТК ТС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Из материалов дела видно, что предпринимателем в целях документального подтверждения применения метода по стоимости сделки с ввозимым товаром представлены в таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, позволяющие определить таможенную стоимость товара, задекларированного по ДТ, по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии с приложением N 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", а также в соответствии со статьями 183 - 184 ТК ТС. Представленные документы подтверждали цену сделки, содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки.
Коллегией из материалов дела установлено, что фактические обстоятельства совершения сделки, подтвержденные документально, свидетельствуют о соблюдении сторонами контракта условий поставки по спорной ДТ. Факт перемещения указанного в ДТ товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается. Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, указанные в части 1 статьи 4 Соглашения, не установлены.
Согласно статье 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров").
Между тем, доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном предпринимателем в подтверждение заявленной таможенной стоимости, коллегией не установлено. Невозможность использования документов, представленных декларантом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара, в их совокупности и системной оценке таможенным органом не подтверждена.
В связи с этим подлежит отклонению ссылка таможенного органа на непредставление заявителем дополнительно запрошенных таможенным органом документов, поскольку при подаче ДТ декларант представил в таможню документы, позволяющие определить заявленную таможенную стоимость товара с учетом выбранного им метода по стоимости сделки.
Таким образом, поскольку декларант надлежаще оформленными документами подтвердил правомерность определения им таможенной стоимости товара по ДТ по заявленному им методу, то у таможенного органа отсутствовали правовые основания для корректировки таможенной стоимости товара и для принятия ее на основании резервного метода таможенной оценки.
На основании вышеизложенного, коллегией установлено, что корректировка таможней таможенной стоимости товара по спорной ДТ является незаконной. В связи с этим доначисленные таможней и уплаченные заявителем таможенные платежи в сумме 81457 рублей 89 копеек являются излишне уплаченными, и заявитель имеет право на их возврат в соответствии со статьями 89, 90 ТК ТС и статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
В пунктах 4, 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установлены основания для возврата такого заявления плательщику без рассмотрения или отказа в возврате. Соответствующих оснований коллегией из материалов дела не установлено. Одновременно с заявлением о возврате предприниматель представил в таможню необходимые документы в соответствии с перечнем, установленным в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, в том числе платежные поручения об уплате доначисленных в связи с корректировкой таможенной стоимости таможенных платежей. Доказательств наличия у заявителя задолженности по уплате таможенных платежей и пени в целях отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорной ДТ из материалов дела судом не установлено и таможней не представлено.
Выбранный предпринимателем способ защиты нарушенного права не противоречит статье 90 ТК ТС, статье 201 АПК РФ. Реализация предпринимателем права на защиту путем предъявления заявления о признании незаконным решения таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей соответствует положениям статей 12, 13 Гражданского кодекса РФ и статьи 198 АПК РФ. Проверка доводов заявителя о возможности возврата таможенных платежей находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности корректировки таможенной стоимости.
В связи с этим является несостоятельным вывод таможни в письме от 27.02.2013 N 10-15/05546 о том, что предпринимателем не подтвержден факт излишней уплаты таможенных платежей по ДТ. Соответственно, у таможни отсутствовали основания для не удовлетворения заявления предпринимателя по статье 147 Закона N 311-ФЗ, чем нарушены права и законные интересы заявителя.
Предпринимателем соблюден досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в таможенный орган в пределах установленного срока в порядке статьи 147 Закона N 311-ФЗ с соответствующим заявлением. Трехмесячный срок на обжалование решения об отказе в возврате таможенных платежей и бездействия таможни предпринимателем не пропущены.
При изложенных обстоятельствах решение таможни от 27.02.2013 N 10-15/05546 в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10714040/131011/0035295 является незаконным.
Соответственно, является незаконным и бездействие таможенного органа по неоформлению корректировки таможенной стоимости ("минусовой" КТС) и возврату предпринимателю излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 81457 рублей 89 копеек.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные предпринимателем требования.
В силу статьи 110 АПК РФ, с учетом результатов рассмотрения дела, с таможенного органа в пользу заявителя судом также правомерно взысканы расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в арбитражный суд первой инстанции в размере 400 руб.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.07.2013 по делу N А51-14109/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Г.М.ГРАЧЕВ

Судьи
А.В.ПЯТКОВА
Т.А.СОЛОХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)