Судебные решения, арбитраж
Классификация товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Первая трубная компания" (ИНН 6167101857, ОГРН 1096167000324) - Костякина В.С. (доверенность от 16.10.2012), от заинтересованного лица - Таганрогской таможни (ИНН 6154037435, ОГРН 1026102593120) - Дорофеева Я.С. (доверенность от 29.12.2012) и Мелиховой О.В. (доверенность от 14.11.2013), рассмотрев кассационную жалобу Таганрогской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2013 (судья Ширинская И.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 (судьи Соловьева М.В., Сулименко О.А., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-31721/2012, установил следующее.
ООО "Первая трубная компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Таганрогской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительным решения таможни о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД от 03.08.2012 N 0007356/00001/000, и взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 тыс. рублей.
Решением от 05.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.09.2013, суд удовлетворил требования общества. Судебные акты мотивированы тем, что таможня необоснованно приняла решение о классификации товара в соответствии с подсубпозицией 7306 19 100 0 ТН ВЭД ТС, поскольку товар следовало классифицировать по товарной подсубпозиции 7306 30 770 9 ТН ВЭД ТС, описание товара соответствует данному коду.
В кассационной жалобе таможенный орган просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования. Таможня полагает, что "по совокупности данных, в том числе действующих технических норм и стандартов, все трубы, задекларированные по ДТ N 10319010/140512/0007356, могут быть использованы при сооружении систем газоснабжения. ТН ВЭД ТС и соответствующие Пояснения не дифференцируют трубы для нефте- и газопроводов в зависимости от ГОСТов. Таким образом, в силу Правил 1, 6 3а ОПИ ТН ВЭД решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС от 03.08.2012 N 0007356/0001/000 является законным".
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения решение и постановление апелляционной инстанции, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество и ЧАО "Днепропетровский завод водогазопроводных и конструкционных труб "Коминмет" (Украина) заключили контракт от 09.04.2012 N 15, во исполнение которого обществу поставлен товар: трубы электросварные прямошовные, неоцинкованные, общего назначения, из нелегированной стали марки СТ3ПС ГОСТ 10704-91, 10705-80, не являются инженерными конструкциями для удаления дымовых газов, длиной 6 метров.
Ввезенный товар оформлен по ДТ N 10319010/140512/0007356, в графе 33 которой указан код ТН ВЭД ТС 7306 30 770 9 ТН ВЭД ТС "Трубы, трубки и профили полые прочие (например, с открытым швом или сварные, клепаные или соединенные аналогичным способом), из черных металлов: - прочие сварные круглого, поперечного сечения из железа или нелегированной стали: - прочие, наружным диаметром: - не более 168,3 мм: - прочие".
ДТ принята таможенным органом, таможенные платежи уплачены и товар выпущен для внутреннего потребления без корректировки таможенным органом кода ТН ВЭД.
03 августа 2012 года в отношении ввезенного товара таможня приняла решение N 0007356/00001/000 о необходимости классификации товара в подсубпозиции 7306 19 100 00 ТН ВЭД ТС. Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 702 "О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе" на классифицируемый товар по коду 7306 19 100 00 установлена антидемпинговая пошлина - 37,8%.
Изменение кода товара привело к изменению размера ставки таможенной пошлины и к доначислению обществу таможенных платежей. Взыскание таможенных платежей обращено таможней на сумму денежного залога, внесенного обществом по платежному поручению от 16.05.2012 N 63310 и исчисленного по таможенной расписке N 10319010/170512/ТР-6028107 в сумме 456 439 рублей 16 копеек (в том числе антидемпинговая пошлина - 156 439 рублей 16 копеек). Обществу выставлено требование от 08.08.2012 N 730 об уплате таможенных платежей.
Считая решение таможни о классификации товара незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательствами в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об обоснованности заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс, ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 52 Кодекса проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы, в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (пункт 1 статьи 51 Кодекса).
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 утвержден и введен в действие с 01.01.2010 Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС), который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей применения ОПИ также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (Правила 1 и 6 ОПИ).
В соответствии с Правилами 1 и 2 Основных правил интерпретации ТН ВЭД Единого таможенного тарифа таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденными решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850, названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями: а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде; б) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
В рассматриваемом случае общество и таможенный орган классифицировали ввезенный товар по разным товарным позициям.
В соответствии с пунктом 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.1996 N 5 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства" самостоятельная классификация спорных товаров по соответствующим позициям ТН ВЭД в компетенцию суда не входит. При рассмотрении дел об оспаривании решений таможенных органов по классификации товаров он обязан лишь установить правильность или неправильность такой классификации, и, если судом будет установлено, что классификация товаров произведена неправильно, он признает решение таможенного органа недействительным.
Из материалов дела следует, что ввезенный товар общество отнесло к товарной позиции ТН ВЭД ТС 7306 30 770 9 ТН ВЭД ТС "Трубы, трубки и профили полые прочие (например, с открытым швом или сварные, клепаные или соединенные аналогичным способом), из черных металлов: - прочие сварные круглого, поперечного сечения из железа или нелегированной стали: - прочие, наружным диаметром: - не более 168,3 мм: - прочие". Данный вывод общество сделало из описания товара, содержащегося в спецификации к контракту, в которой товар поименован как трубы стальные электросварные прямошовные общего назначения по ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент" и ГОСТ 10705-80 "Трубы стальные электросварные. Технические условия", счета-фактуры, сертификата испытаний и сертификата соответствия от 22.06.2011.
В свою очередь, таможенный орган считает, что ввезенный обществом товар следует классифицировать в подсубпозиции 7306 19 100 0 "Трубы, трубки и профили полые прочие (например, с открытым швом или сварные, клепаные или соединенные аналогичным способом), из черных металлов: - трубы для нефте- или газопроводов: - прочие: сварные прямошовные". Данный вывод сделан на основании заключения таможенного эксперта от 29.06.2012 N 04-01-2012/0891, в котором указано, что представленные для исследования пробы труб по установленным показателям химического состава, механическим свойствам, геометрическим размерам удовлетворяют требованиям ГОСТ Р ИСО 3183-2009 "Трубы стальные для трубопроводов нефтяной и газовой промышленности. Общие технические условия" и могут использоваться, в том числе, в качестве труб нефтепроводных и газопроводных. Кроме того, специалист, который проводил экспертное исследование, пояснил, что все трубы, заявленные в ДТ по установленным в ходе исследований показателям, соответствуют требованиям ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия".
Таким образом, позиция таможенного органа основана, прежде всего, на положениях ГОСТ Р ИСО 3183-2009 и ГОСТ 3262-75. При этом таможенный орган ссылается на основные характеристики труб, а именно размер труб. Как считает таможенный орган, трубы с номинальными размерами 21,3x2,8 мм и 33,7x3,2 мм по ГОСТ 10705-80 не выпускаются; трубы с номинальными размерами 21,3x2,8 мм, 33,5x2,8 мм, 33,5x3,2 мм выпускаются по ГОСТ 3262-75, трубы с размерами 33,5x2,5 мм по ГОСТ 3262-75 не выпускаются; трубы с номинальным внешним диаметром 33,7 мм по ГОСТ 10705-80, как правило, будут соответствовать по своему внешнему диаметру трубам с номинальным диаметром 33,5 мм по ГОСТ 3262-75. Исходя из этого, сведения, содержащиеся в описании товара в графе 31 и сертификате испытаний от 11.05.2012, соответствуют требованиям ГОСТ 3262-75 для труб с номинальными размерами 21,3x2,8 мм. Геометрические размеры пробы труб, задекларированных как диаметр 17х2,8 мм, не соответствуют требованиям ГОСТ 10704-91, которые были указаны в сертификате завода-изготовителя, а соответствуют требованиям ГОСТ Р ИСО 3183-2009 и ГОСТ 3262-75. Данный тип труб по геометрическим размерам не производится по ГОСТ 10704-91.
Судебные инстанции правомерно признали позицию таможенного органа необоснованной, исходя из того, что при изучении исследуемых объектов экспертом не проведены все испытания на предмет соответствия труб ГОСТ Р ИСО 3183-2009.
Согласно пункту 1 ГОСТ Р ИСО 3183-2009 настоящий стандарт устанавливает требования к бесшовным и сварным стальным трубам по двум уровням требований к продукции (PSL-1 и PSl-2), предназначенным для трубопроводов нефтяной и газовой промышленности. В экспертном заключении указано, что сталь, из которой изготовлены трубы, обладает микроструктурой, характерной для горячедеформированной стали, либо стали, подвергнутой рекристаллизационному отжигу после холодной деформации. Однако в заключении не установлено основополагающее свойство стали, которое позволяет однозначно отнести спорный товар к нефте- и газопроводным трубам. Основным критерием, позволяющим отнести трубы к трубам общего назначения, либо трубам нефте- и газопроводным является определение способа изготовления стали, из которой они произведены.
Так согласно пункту 8.3.1 ГОСТ Р ИСО 3183-2009 (исходная заготовка) трубная заготовка, рулонный или листовой прокат, применяемый в качестве исходной заготовки для производства труб, должны быть изготовлены из стали, полученной кислородно- конверторным или электросталеплавильным процессом.
С целью определения способа изготовления стали общество направило поставщику труб ОАО "ЗМК "Запорожсталь" запрос, на который получен ответ о том, что плавка произведена мартеновским способом скрапрудным процессом с интенсификацией плавки техническим чистым кислородом с чистотой 99% и последующей разливкой металла в слитки сифонным способом.
Письмами от 23.07.2012 и 26.02.2013 производитель спорного товара ЧАО "Днепропетровский металлургический завод имени КОМИНТЕРНА" и объединенное предприятие "Металлургпром" сообщили, что выплавка стали для труб производится в мартеновских печах.
Суды установили, что большая часть испытаний на предмет соответствия труб стандарту ГОСТ Р ИСО 3183-2009 таможенным экспертом не проводилась. Были проведены такие исследования как исследование внешнего вида, геометрических размеров, химического состава, механических характеристик. В то же время определение предела прочности на разрыв сварного шва, как указывает эксперт, не проводилось, так как геометрические размеры исследуемых проб не позволяли изготовить необходимые образцы для проведения таких испытаний. Такие испытания как гидростатические испытания, испытания на сплющивание, испытание на загиб не проводились в связи с отсутствием оборудования. Следовательно, в заключении отсутствует соответствие всех показателей, которые бы позволили отнести рассматриваемые трубы к трубам для нефте- и газопроводов. Доказательства обратного таможня не представила.
Кроме того, при исследовании механических характеристик стали эксперт установил, что сталь имеет предел текучести 320-340 МПа, временное сопротивление разрыву 410-440 МПа, что более соответствует ГОСТ 10705-80 (предел текучести - 216 МПа, предел прочности - 353 МПа), а не ГОСТ Р ИСО 3183-2009 (предел текучести - 175 МПа, предел прочности - 310 МПа).
По химическому составу трубы имеют следующие свойства: углерод 0,14-0,22%, марганец 0,40-0,65%, кремний 0,05-0,15%. Вместе с тем, химический состав на предмет соответствия ГОСТ 10794-91 определяется по ГОСТ 22536,0-ГОСТ 22536,6 (углерод 0,14-0,22%, марганец 0,40-0,65%, кремний 0,05-0,15%), а не ГОСТ Р ИСО 3183-2009 (где содержание углерода составляет не более 0,21% % марганца - 0,60%, фосфора - 0,030%, серы - 0,030%). При этом, эксперт ссылается на химические показатели ГОСТ 380-2005, а не ГОСТ Р ИСО 3183-2009.
Суды обоснованно указали, что эксперт определил состав переданных на исследование образцов, их физические, химические, механические свойства, но не провел испытаний на предмет того, какое из свойств придает товару функциональность, вследствие чего он может использоваться только как трубы общего назначения, или только как трубы для нефте- или газопроводов. Результаты испытаний неспециализированной лаборатории в данном случае не могли быть использованы таможенным органом, так как всей необходимой информацией таможенный орган не располагал.
Вывод судов о том, что общество правомерно классифицировало ввезенный им на таможенную территорию таможенного союза по спорной ДТ товар в подсубпозиции 7306 30 770 9 ТН ВЭД ТС и у таможенного органа отсутствовали основания для изменения классификации, является правильным.
Доводы кассационной жалобы таможни направлены на переоценку доказательств.
В соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций, выводы которых таможня документально не опровергла.
Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу N А53-31721/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 27.11.2013 ПО ДЕЛУ N А53-31721/2012
Разделы:Классификация товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2013 г. по делу N А53-31721/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Первая трубная компания" (ИНН 6167101857, ОГРН 1096167000324) - Костякина В.С. (доверенность от 16.10.2012), от заинтересованного лица - Таганрогской таможни (ИНН 6154037435, ОГРН 1026102593120) - Дорофеева Я.С. (доверенность от 29.12.2012) и Мелиховой О.В. (доверенность от 14.11.2013), рассмотрев кассационную жалобу Таганрогской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2013 (судья Ширинская И.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 (судьи Соловьева М.В., Сулименко О.А., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-31721/2012, установил следующее.
ООО "Первая трубная компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Таганрогской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительным решения таможни о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД от 03.08.2012 N 0007356/00001/000, и взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 тыс. рублей.
Решением от 05.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.09.2013, суд удовлетворил требования общества. Судебные акты мотивированы тем, что таможня необоснованно приняла решение о классификации товара в соответствии с подсубпозицией 7306 19 100 0 ТН ВЭД ТС, поскольку товар следовало классифицировать по товарной подсубпозиции 7306 30 770 9 ТН ВЭД ТС, описание товара соответствует данному коду.
В кассационной жалобе таможенный орган просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования. Таможня полагает, что "по совокупности данных, в том числе действующих технических норм и стандартов, все трубы, задекларированные по ДТ N 10319010/140512/0007356, могут быть использованы при сооружении систем газоснабжения. ТН ВЭД ТС и соответствующие Пояснения не дифференцируют трубы для нефте- и газопроводов в зависимости от ГОСТов. Таким образом, в силу Правил 1, 6 3а ОПИ ТН ВЭД решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС от 03.08.2012 N 0007356/0001/000 является законным".
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения решение и постановление апелляционной инстанции, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество и ЧАО "Днепропетровский завод водогазопроводных и конструкционных труб "Коминмет" (Украина) заключили контракт от 09.04.2012 N 15, во исполнение которого обществу поставлен товар: трубы электросварные прямошовные, неоцинкованные, общего назначения, из нелегированной стали марки СТ3ПС ГОСТ 10704-91, 10705-80, не являются инженерными конструкциями для удаления дымовых газов, длиной 6 метров.
Ввезенный товар оформлен по ДТ N 10319010/140512/0007356, в графе 33 которой указан код ТН ВЭД ТС 7306 30 770 9 ТН ВЭД ТС "Трубы, трубки и профили полые прочие (например, с открытым швом или сварные, клепаные или соединенные аналогичным способом), из черных металлов: - прочие сварные круглого, поперечного сечения из железа или нелегированной стали: - прочие, наружным диаметром: - не более 168,3 мм: - прочие".
ДТ принята таможенным органом, таможенные платежи уплачены и товар выпущен для внутреннего потребления без корректировки таможенным органом кода ТН ВЭД.
03 августа 2012 года в отношении ввезенного товара таможня приняла решение N 0007356/00001/000 о необходимости классификации товара в подсубпозиции 7306 19 100 00 ТН ВЭД ТС. Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 702 "О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе" на классифицируемый товар по коду 7306 19 100 00 установлена антидемпинговая пошлина - 37,8%.
Изменение кода товара привело к изменению размера ставки таможенной пошлины и к доначислению обществу таможенных платежей. Взыскание таможенных платежей обращено таможней на сумму денежного залога, внесенного обществом по платежному поручению от 16.05.2012 N 63310 и исчисленного по таможенной расписке N 10319010/170512/ТР-6028107 в сумме 456 439 рублей 16 копеек (в том числе антидемпинговая пошлина - 156 439 рублей 16 копеек). Обществу выставлено требование от 08.08.2012 N 730 об уплате таможенных платежей.
Считая решение таможни о классификации товара незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательствами в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об обоснованности заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс, ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 52 Кодекса проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы, в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (пункт 1 статьи 51 Кодекса).
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 утвержден и введен в действие с 01.01.2010 Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС), который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей применения ОПИ также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (Правила 1 и 6 ОПИ).
В соответствии с Правилами 1 и 2 Основных правил интерпретации ТН ВЭД Единого таможенного тарифа таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденными решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850, названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями: а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде; б) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
В рассматриваемом случае общество и таможенный орган классифицировали ввезенный товар по разным товарным позициям.
В соответствии с пунктом 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.1996 N 5 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства" самостоятельная классификация спорных товаров по соответствующим позициям ТН ВЭД в компетенцию суда не входит. При рассмотрении дел об оспаривании решений таможенных органов по классификации товаров он обязан лишь установить правильность или неправильность такой классификации, и, если судом будет установлено, что классификация товаров произведена неправильно, он признает решение таможенного органа недействительным.
Из материалов дела следует, что ввезенный товар общество отнесло к товарной позиции ТН ВЭД ТС 7306 30 770 9 ТН ВЭД ТС "Трубы, трубки и профили полые прочие (например, с открытым швом или сварные, клепаные или соединенные аналогичным способом), из черных металлов: - прочие сварные круглого, поперечного сечения из железа или нелегированной стали: - прочие, наружным диаметром: - не более 168,3 мм: - прочие". Данный вывод общество сделало из описания товара, содержащегося в спецификации к контракту, в которой товар поименован как трубы стальные электросварные прямошовные общего назначения по ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент" и ГОСТ 10705-80 "Трубы стальные электросварные. Технические условия", счета-фактуры, сертификата испытаний и сертификата соответствия от 22.06.2011.
В свою очередь, таможенный орган считает, что ввезенный обществом товар следует классифицировать в подсубпозиции 7306 19 100 0 "Трубы, трубки и профили полые прочие (например, с открытым швом или сварные, клепаные или соединенные аналогичным способом), из черных металлов: - трубы для нефте- или газопроводов: - прочие: сварные прямошовные". Данный вывод сделан на основании заключения таможенного эксперта от 29.06.2012 N 04-01-2012/0891, в котором указано, что представленные для исследования пробы труб по установленным показателям химического состава, механическим свойствам, геометрическим размерам удовлетворяют требованиям ГОСТ Р ИСО 3183-2009 "Трубы стальные для трубопроводов нефтяной и газовой промышленности. Общие технические условия" и могут использоваться, в том числе, в качестве труб нефтепроводных и газопроводных. Кроме того, специалист, который проводил экспертное исследование, пояснил, что все трубы, заявленные в ДТ по установленным в ходе исследований показателям, соответствуют требованиям ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия".
Таким образом, позиция таможенного органа основана, прежде всего, на положениях ГОСТ Р ИСО 3183-2009 и ГОСТ 3262-75. При этом таможенный орган ссылается на основные характеристики труб, а именно размер труб. Как считает таможенный орган, трубы с номинальными размерами 21,3x2,8 мм и 33,7x3,2 мм по ГОСТ 10705-80 не выпускаются; трубы с номинальными размерами 21,3x2,8 мм, 33,5x2,8 мм, 33,5x3,2 мм выпускаются по ГОСТ 3262-75, трубы с размерами 33,5x2,5 мм по ГОСТ 3262-75 не выпускаются; трубы с номинальным внешним диаметром 33,7 мм по ГОСТ 10705-80, как правило, будут соответствовать по своему внешнему диаметру трубам с номинальным диаметром 33,5 мм по ГОСТ 3262-75. Исходя из этого, сведения, содержащиеся в описании товара в графе 31 и сертификате испытаний от 11.05.2012, соответствуют требованиям ГОСТ 3262-75 для труб с номинальными размерами 21,3x2,8 мм. Геометрические размеры пробы труб, задекларированных как диаметр 17х2,8 мм, не соответствуют требованиям ГОСТ 10704-91, которые были указаны в сертификате завода-изготовителя, а соответствуют требованиям ГОСТ Р ИСО 3183-2009 и ГОСТ 3262-75. Данный тип труб по геометрическим размерам не производится по ГОСТ 10704-91.
Судебные инстанции правомерно признали позицию таможенного органа необоснованной, исходя из того, что при изучении исследуемых объектов экспертом не проведены все испытания на предмет соответствия труб ГОСТ Р ИСО 3183-2009.
Согласно пункту 1 ГОСТ Р ИСО 3183-2009 настоящий стандарт устанавливает требования к бесшовным и сварным стальным трубам по двум уровням требований к продукции (PSL-1 и PSl-2), предназначенным для трубопроводов нефтяной и газовой промышленности. В экспертном заключении указано, что сталь, из которой изготовлены трубы, обладает микроструктурой, характерной для горячедеформированной стали, либо стали, подвергнутой рекристаллизационному отжигу после холодной деформации. Однако в заключении не установлено основополагающее свойство стали, которое позволяет однозначно отнести спорный товар к нефте- и газопроводным трубам. Основным критерием, позволяющим отнести трубы к трубам общего назначения, либо трубам нефте- и газопроводным является определение способа изготовления стали, из которой они произведены.
Так согласно пункту 8.3.1 ГОСТ Р ИСО 3183-2009 (исходная заготовка) трубная заготовка, рулонный или листовой прокат, применяемый в качестве исходной заготовки для производства труб, должны быть изготовлены из стали, полученной кислородно- конверторным или электросталеплавильным процессом.
С целью определения способа изготовления стали общество направило поставщику труб ОАО "ЗМК "Запорожсталь" запрос, на который получен ответ о том, что плавка произведена мартеновским способом скрапрудным процессом с интенсификацией плавки техническим чистым кислородом с чистотой 99% и последующей разливкой металла в слитки сифонным способом.
Письмами от 23.07.2012 и 26.02.2013 производитель спорного товара ЧАО "Днепропетровский металлургический завод имени КОМИНТЕРНА" и объединенное предприятие "Металлургпром" сообщили, что выплавка стали для труб производится в мартеновских печах.
Суды установили, что большая часть испытаний на предмет соответствия труб стандарту ГОСТ Р ИСО 3183-2009 таможенным экспертом не проводилась. Были проведены такие исследования как исследование внешнего вида, геометрических размеров, химического состава, механических характеристик. В то же время определение предела прочности на разрыв сварного шва, как указывает эксперт, не проводилось, так как геометрические размеры исследуемых проб не позволяли изготовить необходимые образцы для проведения таких испытаний. Такие испытания как гидростатические испытания, испытания на сплющивание, испытание на загиб не проводились в связи с отсутствием оборудования. Следовательно, в заключении отсутствует соответствие всех показателей, которые бы позволили отнести рассматриваемые трубы к трубам для нефте- и газопроводов. Доказательства обратного таможня не представила.
Кроме того, при исследовании механических характеристик стали эксперт установил, что сталь имеет предел текучести 320-340 МПа, временное сопротивление разрыву 410-440 МПа, что более соответствует ГОСТ 10705-80 (предел текучести - 216 МПа, предел прочности - 353 МПа), а не ГОСТ Р ИСО 3183-2009 (предел текучести - 175 МПа, предел прочности - 310 МПа).
По химическому составу трубы имеют следующие свойства: углерод 0,14-0,22%, марганец 0,40-0,65%, кремний 0,05-0,15%. Вместе с тем, химический состав на предмет соответствия ГОСТ 10794-91 определяется по ГОСТ 22536,0-ГОСТ 22536,6 (углерод 0,14-0,22%, марганец 0,40-0,65%, кремний 0,05-0,15%), а не ГОСТ Р ИСО 3183-2009 (где содержание углерода составляет не более 0,21% % марганца - 0,60%, фосфора - 0,030%, серы - 0,030%). При этом, эксперт ссылается на химические показатели ГОСТ 380-2005, а не ГОСТ Р ИСО 3183-2009.
Суды обоснованно указали, что эксперт определил состав переданных на исследование образцов, их физические, химические, механические свойства, но не провел испытаний на предмет того, какое из свойств придает товару функциональность, вследствие чего он может использоваться только как трубы общего назначения, или только как трубы для нефте- или газопроводов. Результаты испытаний неспециализированной лаборатории в данном случае не могли быть использованы таможенным органом, так как всей необходимой информацией таможенный орган не располагал.
Вывод судов о том, что общество правомерно классифицировало ввезенный им на таможенную территорию таможенного союза по спорной ДТ товар в подсубпозиции 7306 30 770 9 ТН ВЭД ТС и у таможенного органа отсутствовали основания для изменения классификации, является правильным.
Доводы кассационной жалобы таможни направлены на переоценку доказательств.
В соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций, выводы которых таможня документально не опровергла.
Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу N А53-31721/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.Н.ВОЛОВИК
Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Л.А.ЧЕРНЫХ
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Л.А.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)