Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2012 N 15АП-14220/2012 ПО ДЕЛУ N А32-18331/2012

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2012 г. N 15АП-14220/2012

Дело N А32-18331/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.09.2012 по делу N А32-18331/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
о признании незаконным действий таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, а также обязании возвратить излишне уплаченные денежные средства
принятое в составе судьи Гонзус И.П.,

установил:

закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным действий Новороссийской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10317110/071011/0014861 отказа в возврате денежных средств в сумме 65739,96 рублей по заявлению ЗАО "Тандер" от 15.05.2012 года N 163-02/2, изложенного в письме от 28.05.2012 года N 13-13/19959, а также обязании Новороссийскую таможню возвратить ЗАО "Тандер" излишне уплаченные денежные средства в сумме 65739,96 руб.
Решением суда от 05.09.2012 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем при таможенном оформлении товара были представлены все необходимые документы. Судом не выявлены признаки недостоверности заявленных сведений при определении таможенной стоимости товара по первому методу. Новороссийская таможня не представила доказательств, подтверждающих отсутствие информации и невозможность применения первого метода определения таможенной стоимости.
Не согласившись с принятым решением, Новороссийская таможня обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила решение суда от 05.09.2012 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы таможня указывает, что дополнительно запрошенные таможней документы декларантом не представлены. Запросы таможенного органа о предоставлении дополнительных документов обоснованы. Заявленная декларантом таможенная стоимость товара имеет низкий ценовой уровень.
В судебное заседание представители сторон, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, не явились. Общество ходатайствовало о проведении судебного разбирательства в его отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании контракта от 30.09.2009 г. N GK-10/2901/09, заключенного с фирмой "ALTUN GIDA MADDELERI IHR ITH NAK VE TIC VE LTD STI" (Турция), ЗАО "Тандер" ввезло на таможенную территорию РФ товар (мандарины свежие). В таможенном отношении товар оформлен по ДТ N 10317110/071011/0014861, таможенная стоимость товара определена декларантом по цене сделки и составила 1 430 311,58 руб.
В ходе проведения таможенного контроля Новороссийской таможней признано, что представленные обществом к таможенному оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товара, в связи с чем у общества были запрошены дополнительные документы: оригинал экспортной декларации страны отправления и заверенный ее перевод, прайс-листы производителя, коммерческое предложение производителя, договоры на поставку товара для его продажи на внутреннем рынке РФ (калькуляцию цены реализации товара), документы и сведения о физических характеристиках качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование, банковские платежные документы по оплате счетов-фактур, ведомость банковского контроля, бухгалтерские документы об оприходовании товаров.
Во исполнение запроса таможенного органа ЗАО "Тандер" письмом от 30.11.2011 г. представило все имеющиеся у него документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, а именно: копию экспортной декларации с переводом, коммерческое предложение с переводом, выписку из учетной политики ЗАО "Тандер", техническое описание с переводом, выписку из книги покупок, ведомость расчетов по контрагенту, заявление на перевод с валютного счета, заявление на перевод с валютного счета по предыдущей поставке, ведомость банковского контроля.
Новороссийской таможней было принято решение о невозможности применения первого метода при определении таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10317110/071011/0014861.
Поскольку ЗАО "Тандер" отказалось определить таможенную стоимость товара иным методом таможенный орган самостоятельно откорректировал таможенную стоимость (решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 12.12.2011 г.) задекларированного товара по 6 методу определения таможенной стоимости (КТС-1, ДТС-2) по N 10317110/071011/0014861, в связи с чем, таможенная стоимость указанного товара, задекларированного по ДТ N 10317110/071011/0014861, составила 1 716 936,11 руб.
Полагая, что вывод Новороссийской таможни о невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости является необоснованным, а сумма доначисленных таможенных платежей, внесенная обществом на счет таможни, является излишне уплаченной, ЗАО "Тандер" обратилось в таможню с заявлением от 15.05.2012 г. N 163-02/2 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Письмом от 28.05.2012 г. N 13-13/19959 обществу отказано в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Полагая, что действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости ввезенного товара являются незаконными, а отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей неправомерным, ЗАО "Тандер" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение "О таможенной стоимости").
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из условий, в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости").
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения "О таможенной стоимости" в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Статьей 68 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В соответствии со статьей 12 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем последовательного применения следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервного метода. Основным критерием для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 Закона (то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию, включая дополнительные начисления к ней, установленные ст. 19.1 Закона).
Пунктом 2 статьи 19 Закона РФ "О таможенном тарифе" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, когда метод по цене сделки с ввозимыми товарами не может быть использован для определения таможенной стоимости товара: если существуют ограничения в отношении прав покупателя (за исключением установленных данной статьей ограничений); продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено; данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными; участники сделки являются взаимозависимыми лицами (с учетом условий, предусмотренных настоящей статьей).
Из материалов дела следует, что отказ Новороссийской таможни в применении метода по цене сделки с ввозимыми товарами обоснован недостаточным документальным подтверждением заявленной обществом стоимости товара.
Между тем, данный вывод таможенного органа опровергается материалами дела.
Обществом Новороссийской таможне был представлен пакет документов: контракт от 30.09.2009 г. N GK-10/2901/09; дополнительные соглашения к нему, паспорт сделки, инвойсы от 05.10.2011, коносамент, ведомость банковского контроля, техническое описание с переводом, выписку из книги покупок и др.
Общество оплатило иностранному поставщику денежные средства за товары, поставленные по ДТ N 10317110/071011/0014861, согласно соответствующим суммам общей фактурной стоимости, указанной в графе N 22 вышеуказанных таможенных деклараций, и суммам, указанным в инвойсах компании (л.д. N 42).
Факт перечисления обществом иностранному контрагенту денежных средств за полученный товар в размере, обозначенном в ДТ N 10317110/071011/0014861 подтверждается представленной в материалы дела банковской ведомостью (л.д. N 35-36) и таможенным органом документально не опровергнут.
Ссылка заявителя жалобы на правомерность истребования у общества дополнительных документов в подтверждение таможенной стоимости подлежит отклонению.
Согласно имеющимся в материалах дела запросам у общества таможенным органом дополнительно истребовались: экспортная таможенная декларация страны отправления с переводом; прайс-лист производителя; пояснения по условиям продаж и цене сделки, пояснения о физических характеристиках товара и документы об оприходовании ввезенного товара.
Между тем, экспортная декларация страны отправления и прайс-лист фирмы-изготовителя товаров не являются необходимыми для подтверждения таможенной стоимости товаров по первому методу таможенной оценки.
Пояснения о физических характеристиках товара также не входят в перечень документов, обязательных к представлению, в связи с чем обосновывать указанным обстоятельством отказ в применении первого метода определения заявленной таможенной стоимости таможенный орган оснований не имел.
Документы об оприходовании товара являются внутренними документами заявителя, не подтверждающими таможенную стоимость товара.
Противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к контракту от 30.09.2009 г. N GK-10/2901/09 и представленными ЗАО "Тандер" для подтверждения таможенной стоимости товара, заявленного по спорным ДТ, судом не выявлено.
Судебной коллегией также не принимается во внимание ссылка таможни на то, что таможенная стоимость товара имеет низкий ценовой уровень.
В силу положений таможенного законодательства, устанавливающих исчерпывающий перечень оснований невозможности применения метода определения таможенной стоимости товара по цене сделки, таможня должна была не просто сомневаться в достоверности заявленной стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки товара. При этом довод таможенного органа о том, что заявленная обществом таможенная стоимость товара имеет низкий уровень, согласно ценовой информации, имеющейся в ИАС "Мониторинг-Анализ", не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и служить основанием для корректировки таможенной стоимости.
При применении таможенным органом шестого метода определения таможенной стоимости использована ценовая информация, содержащаяся в ИАС "Мониторинг-Анализ" на товар, который по своим характеристикам не сопоставим с ввезенным ЗАО "Тандер" товаром. В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке (в том числе в информационной системе "Мониторинг-Анализ"), не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Новороссийская таможня не представила надлежащих доказательств наличия условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, обоснованности сомнений в достоверности заявленной к декларированию стоимости товаров.
С учетом изложенного, и принимая во внимание наличие в материалах дела доказательств соблюдения обществом "Тандер" предусмотренного ст. 355 Таможенного кодекса РФ претензионного порядка в части требования о возврате таможенных платежей, удовлетворение судом требования общества о возврате таможенных платежей также признается апелляционным судом обоснованным.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)