Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2009 N 18АП-1372/2009 ПО ДЕЛУ N А47-8439/2008

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2009 г. N 18АП-1372/2009

Дело N А47-8439/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 19 марта 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Оренбургской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13 января 2009 г. по делу N А47-8439/2008 (судья Савинова М.А.), при участии: от Оренбургской таможни - Баловневой Е.И. (доверенность N 10-51/207 от 31.12.2008), Вихлянцевой Н.Н. (доверенность N 10-51/201 от 31.12.2008),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Оренсал" (далее - заявитель, общество, ООО "Оренсал") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий постановления Оренбургской таможни (далее также - таможенный орган), выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 10 202 000 руб., обязании таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, возвратив излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 10202000 руб. на расчетный счет заявителя, обязании таможенного органа начислить и выплатить ООО "Оренсал" проценты в период с 23.10.2008 по 17.11.2008 в сумме 79 938 руб. 96 коп. с 18.11.2008 по день возврата суммы излишне уплаченного таможенного сбора на расчетный счет общества по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей в период нарушения срока возврата.
До принятия решения по существу спора заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования в части увеличения суммы процентов, подлежащих начислению, просил обязать таможенный орган начислить и выплатить обществу проценты за период с 23.10.2008 по 12.01.2009 в сумме 168 822 руб. 14 коп. с 13.01.2009 по день возврата суммы 10202000 руб. на расчетный счет общества по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата (т. 4 л.д. 70, протокол судебного заседания - т. 4 л.д. 72). Уточнения судом приняты.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.01.2009 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Оренбургская таможня с решением не согласилась и обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что декларирование товаров осуществляется как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации, в связи с чем, таможенные сборы должны уплачиваться каждый раз в случае оказания таможенным органом принятия (проверки и оформления) таможенной декларации. Таможенное законодательство связывает обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное оформление с правоотношениями, возникающими при подаче таможенной декларации. Указывает, что согласно пункту 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" в случае подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании после 01.01.2005 таможенные сборы уплачиваются по обычной (общей) ставке, установленной в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863.
Полагает, что возложение судом на таможенный орган обязанности по уплате процентов, связанных с нарушением сроков возврата излишне уплаченных таможенных сборов не соответствует законодательству. Указывает, что общий срок рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных платежей не может превышать один месяц со дня подачи заявления и представления всех необходимых документов. Данный срок таможенным органом нарушен не был.
До судебного заседания от ООО "Оренсал" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Оренбургской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы. Указывает, что обществом подавались две таможенные декларации при декларировании товара ввозимого с территории Республики Казахстан - временная и полная. Поэтому таможенный сбор должен уплачиваться дважды, так как таможенным органом услуга по принятию таможенной декларации оказана два раза.
ООО "Оренсал" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя не явились.
В соответствии со статьями 123, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей таможенного органа, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с сентября 2005 г. по декабрь 2006 г. ООО "Оренсал" ввозило трубопроводным транспортом на таможенную территорию Российской Федерации природный отсепарированный газ Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения, нестабильный газовый конденсат, а также вывозило трубопроводным транспортном с таможенной территории Российской Федерации сухой газ по заключенным с иностранными контрагентами договорами.
При перемещении указанных товаров через таможенную границу Российской Федерации заявитель предоставил в таможенный орган временные таможенные декларации (т. 2 л.д. 121-150, т. 3 л.д. 1-53) и уплатило таможенные сборы за таможенное оформление товаров на общую сумму 7274500 руб.
В период с октября 2005 г. по январь 2007 г. ООО "Оренсал" подал в административный орган в отношении тех же товаров полные таможенные декларации (т. 1 л.д. 125-149, т. 2 л.д. 1-120). За таможенное оформление указанных товаров заявителем были уплачены таможенные сборы в размере 10202000 руб.
19.09.2008 общество направило в таможенный орган заявление N 06-1114 о возврате уплаченной суммы таможенных сборов в размере 10202000 руб. (т. 1 л.д. 16-17).
24.09.2008 административный орган письмом N 21-39/16160 отказал в возврате денежных средств (т. 1 л.д. 18).
Полагая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, ООО "Оренсал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру. В связи с чем, уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товаров в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, основанными на правильном применении норм права.
В соответствии со статьей 357.5 Таможенного кодекса Российской Федерации плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные сборы.
На основании подпункта 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Согласно статье 63.1 Таможенного кодекса Российской Федерации за таможенное оформление взимаются таможенные сборы в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании пункта 1 статьи 357.6 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Статья 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при декларировании товаров за таможенное оформление уплачиваются таможенные сборы. Уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены настоящим Кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу пункта 1 статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (пункт 2 статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 138 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что подача декларантом как временных, так и полных таможенных деклараций производится в рамках единого комплекса отношений по таможенному оформлению вывоза одного и того же товара, поэтому подача таких деклараций не может рассматриваться как самостоятельное, не связанное друг с другом декларирование.
При применении временного таможенного декларирования возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются его помещением под определенный таможенный режим (экспорта).
Следовательно, поскольку таможенные сборы взимаются за таможенное оформление товара, а не за подачу таможенной декларации, то они должны быть уплачены один раз - при подаче временной декларации и при подаче постоянной декларации повторно взиматься не могут.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и таможенным органом не оспаривается, что при временном декларировании товаров общество уплатило таможенные сборы в надлежащем размере.
С учетом указанного действия таможенного органа, выразившиеся в отказе возвратить ООО "Оренсал" уплаченные при подаче полных таможенных деклараций таможенные сборы в размере 10202000 рублей, являются незаконными.
На основании изложенного, ссылка подателя жалобы о том, что декларирование товаров осуществляется как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации, в связи с чем, таможенные сборы должны уплачиваться каждый раз в случае оказания таможенным органом принятия (проверки и оформления) таможенной декларации судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.
Довод таможенного органа на пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" в обоснование довода о правомерности оспариваемого обществом решения является несостоятельной, поскольку положения данного пункта предусматривают лишь необходимость оплаты таможенного сбора в размере 500 руб. за таможенное оформление при подаче повторной таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима.
Подача же полной таможенной декларации по своей правовой природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, так как она таковой не является.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на таможенный орган обязанность произвести возврат ООО "Оренсал" суммы таможенных сборов в размере 10 202 000 руб.
На основании пункта 1 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Кодексом.
В силу пункта 2 указанной статьи излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов (пункт 3 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата (пункт 4 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Исходя из материалов дела, таможенным органом излишне уплаченные таможенный сбор не был возвращен в установленный срок, то есть по истечении одного месяца со дня подачи ООО "Оренсал" соответствующего заявления, вывод суда первой инстанции о правомерности требований заявителя о выплате процентов, является верным.
По указанным основаниям подлежит отклонению довод административного органа об отсутствии оснований для взыскания процентов в связи с тем, что ответ на заявление общества был дан в пределах месячного срока. Проценты начисляются за несвоевременный возврат излишне уплаченной суммы таможенных пошлин.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины. При подаче апелляционной жалобы таможенным органом не были представлены надлежащие доказательства уплаты и перечисления государственной пошлины в федеральный бюджет, в связи с чем, вопрос о ее возврате не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13 января 2009 года по делу N А47-8439/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Оренбургской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Н.Г.ПЛАКСИНА
Судьи
А.А.АРЯМОВ
О.Б.ТИМОХИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)