Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2013 N 15АП-13052/2013 ПО ДЕЛУ N А53-5525/2013

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. N 15АП-13052/2013

Дело N А53-5525/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2013 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 21.05.2013 г.
N 02-32/0474 Мурадян А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.07.2013 г. по делу N А53-5525/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дайнамик Брокер" о признании незаконным и отмене постановления N 10313000-1416/212 от 14.03.2013 г. о привлечении к административной ответственности,
заинтересованное лицо: Ростовская таможня,
принятое в составе судьи Паутовой Л.Н.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Дайнамик Брокер" (далее - ООО "Дайнамик Брокер", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ростовской таможни N 10313000-1416/212 от 14.03.2013 г. о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3 664,85 рублей и о признании незаконным решения таможенного поста Речной порт Ростова-на-Дону N 10313110/191112/0004138 от 21.11.2012 г. о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации на товары N 10313110/191112/0004138 на сумму 3 664,85 рублей.
Как следует из материалов дела, 20.05.2013 г. по средствам факсимильной связи от ООО "Дайнамик Брокер" поступило ходатайство о направлении заявления об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении N 10313110/191112/0004138 в арбитражный суд по месту нахождения заявителя - г. Москва, и отказ от требования о признании незаконным решения таможенного поста Речной порт Ростова-на-Дону N 10313110/191112/0004138 от 21.11.2012 г. о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации на товары N 10313110/191112/0004138.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 17.06.2013 г. в удовлетворении указанного ходатайства общества о передаче дела в Арбитражный суд г. Москвы отказано.
Обществом заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в части требований об оспаривании решения таможенного поста о корректировке таможенной стоимости товаров в связи с отказом от заявленных требований в указанной части.
Рассмотрев ходатайство заявителя, суд признал отказ от части заявленных требований подлежащим принятию и прекратил производство по делу в части признания незаконным решения таможенного поста Речной порт Ростова-на-Дону N 10313110/191112/0004138 от 21.11.2012 г. о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации на товары N 10313110/191112/0004138 на сумму 3 664,85 руб. на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17 июля 2013 года оспариваемое постановление Ростовской таможни признано незаконным и отменено.
Решение мотивировано отсутствием в действиях общества состава и события вменяемого ему правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ростовская таможня обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в графах 31, 41 ДТ 10313110/191112/00004138 сведения о товаре N 1 (артикул К770324) ДТ были указаны в соответствии с товаросопроводительными документами, а не в соответствии с результатами таможенного досмотра. Таможня указывает, что заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товара N 1 (артикул К770324), послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в сумме 3664, 85 рублей (таможенная пошлина - 1539, 85 рублей, НДС - 2125, 00 рублей).
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, а требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, состоявшегося 23 сентября 2013 года, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Через канцелярию суда поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также общество ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09.11.2012 г. таможенный представитель ООО "Дайнамик Брокер" от имени ООО "Эджзаджибаши Строительные Материалы" подал на таможенный пост Речной порт Ростов-на-Дону Ростовской таможни декларацию на товар (далее - ДТ) - "изделия из керамики - обычная глазурованная керамическая плитка - применяются для внутренней отделки жилых и общественных помещений", различных артикулов, поступившей в адрес ООО "Эджзаджибаши Строительные Материалы" (России, г. Москва, ул. Таганрогская, 31/22), в рамках исполнения контракта N ЕВР-01 от 01.06.2010 г., заключенного между ООО "Эджзаджибаши Строительные Материалы" (Россия) и фирмой "EKOM ECZACIBASI DIS TICARET A.S." (Турция).
Декларация была принята должностным лицом таможенного поста и зарегистрирована за номером 10313110/091112/0004015.
В графе 31 ДТ N 10313110/091112/0004015 ООО "Дайнамик Брокер" были заявлены следующие сведения о товарах: N 1 "изделия из грубой керамики, обычная глазурованная керамическая плитка ":
- Арт.: М20х20W RAL 9016 WHITE CLOSSY K230030000, размеры 20х20 см - 792 кв. м;
- Арт.: WHITE CLOSSY K770324, размер 20х30 см - 3014 кв. м;
- Арт.: VOGUE YELLOW K870824, размер 20х50 см - 7613 кв. м;
- В графе 41 ДТ N 10313110/091112/0004015 указаны дополнительные единицы - 11419.00/кв. м/055:
N 2 "изделия из грубой керамики, обычная глазурованная керамическая плитка (мозаика) ":
- Арт.: NATURLINE BEIGE (PN) K5155804, размер 205х5 см 122 кв. м;
- Арт.: NATURLINE IVORY (PAPER NET) K5155914, размер 2,5х5 кв. м.
В графе 41 ДТ N 10313110/091112/0004015 указаны дополнительные единицы - 236.00/кв. м/055.
N 3 "изделия из каменной керамики, керамогранитная неглазурованная плитка ":
- Арт.: KINETIC CREAM MAT R9 rec K849395R, размер 60х60 см - 5,76 кв. м;
- Арт.: TIBER CREAM LPR K900475 LPR, размер 45х45 см - 317,2 кв. м.
В графе 41 ДТ N 10313110/091112/0004015 указаны дополнительные единицы - 322.96.00/кв. м/055.
В соответствии с профилем риска N 55/10000/04032011/01752 был проведен таможенный досмотр, по результатам которого составлен акт таможенного досмотра N 10313110/131112/000705. В ходе досмотра было установлено, что дополнительные единицы измерения товара N 1 (гр. 41 ДТ) не соответствуют заявленным сведениям, указанным в гр. 31, 41 ДТ N 10313110/091112/0004015. Дополнительные единицы товара N 1, в соответствии с АТД N 10313110/131112/000705, составили: артикул К770324-3074,28 кв. м, артикул с К870824-7613 кв. м, артикул К230030000-792 кв. м. Фактическое количество, выраженное в квадратных метрах, по артикулу К770324 увеличилось с 3014 кв. м до 3074,28 кв. м согласно акту досмотра, соответственно увеличилось общее количество товара в квадратных метрах, которое составило 11 479,28 кв. м. При этом в графе 41 ДТ N 10313110/091112/0004015 сведения о дополнительных единицах товара N 1 было заявлено 11 419 кв. м.
В соответствии с контрактом N ЕВР-01 от 01.06.2010 г. и дополнительными соглашениями к нему, стоимость товара определяется исходя из фактического количества, выраженного в квадратных метрах.
В связи с тем, что в результате таможенного досмотра было установлено, что фактический метраж товара N 1 (артикул К770324) увеличился (с 11 419 кв. м до 11 478,28 кв. м), произошло увеличение таможенной стоимости товара N 1 (с 2 785 952,95 руб. до 2 796 218,63 руб.), что в свою очередь, повлияло на размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате.
В связи с вышеизложенным, должностным лицом таможенного поста Речной порт Ростов-на-Дону Ростовской таможни 13.11.2012 г. по ДТ N 10313110/091112/0004015 было принято решение об отказе в выпуске товаров N 1 и 2 и даны ООО "Дайнамик Брокер" рекомендации об указании сведений о товарах N 1 и N 2 в графах 31, 41, 35, 38 в соответствии с АТД N 10313110/131112/000705.
19.11.2012 г. ООО "Дайнамик Брокер" на таможенный пост Речной порт Ростов-на-Дону Ростовской таможни подало новую ДТ, которая была принята должностным лицом таможенного органа и зарегистрирована за N 10313110/091112/0004138. Однако, в графах 31, 41 ДТ N 10313110/191112/0004138 сведения о товаре N 1 (артикул К770324) ДТ были указаны в соответствии с товаросопроводительными документами, а не в соответствии с результатами таможенного досмотра.
По мнению таможенного органа, недостоверное заявление сведений послужило основанием для занижения размера причитающихся к уплате таможенных пошлин, налогов на общую сумму 3 664,85 рубля (в том числе: таможенная пошлина - 1 539,85 рублей, НДС - 2 125 рублей), что является нарушением положений подпункта 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза и указывало на наличие признаков объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
23.11.2012 г. по данному факту главным государственным таможенным инспектором ОТО и ТК таможенного поста Речной порт Ростов-на-Дону Ростовской таможни в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10313000-1416/2012 по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, при наличии доказательств его надлежащего извещения, о чем свидетельствует телеграфное уведомление о вручении секретарю общества 21.11.2012 г. в 14 часов 40 минут срочной телеграммы N 742/05010. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии защитника общества представителя по доверенности от 23.07.2012 г. N 23/7 Скоробогатова А.Л.
29.11.2012 г. протокол об административном правонарушении N 10313000/1416/2012 и материалы дела об административном правонарушении поступили должностному лицу, уполномоченному в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 23.8 Кодекса Российской Федерации рассматривать от имени таможни дела об административных правонарушениях.
29.12.2012 г. в ходе подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению заместителем начальника таможни по правоохранительной деятельности вынесено определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела для устранения выявленных недостатков по следующим основаниям: из протокола об административном правонарушении следовало, что в ходе досмотра было установлено, что дополнительные единицы измерения товара не соответствуют заявленным сведениям, указанным в графах 31, 41 ДТ N 10313110/091112/0004015. Дополнительные единицы, в соответствии с АТД N 10313110/131112/000705 составили: К770324-3 074,28 кв. м, артикул К870824-7 613 кв. м, артикул К230030000-792 кв. м. Фактическое количество, выраженное в квадратных метрах, по артикулу К770324 увеличилось, что составило 3 074, 28 кв. м соответственно увеличилось общее фактическое количество в квадратных метрах, которое составило 11 479,28 кв. м. При этом в ДТ N 10313110/091112/0004015 было заявлено 11 419 кв. м.
В акте таможенного досмотра содержатся следующие сведения: керамическая плитка (арт. К770324) в количестве 31 паллет, 3 014 упаковок, 51 238 штук плиток. Всего установлено 3 074,28 кв. м, из расчета номинальной площади плитки (0,06 кв. мх51 238 штук плиток = 3 074,28 кв. м), что на 60,28 кв. м больше, чем заявлено в ДТ N 10313110/091112/0004015. Общая площадь из расчета фактического размера плитки составляет 3 023,042 кв. м (0,0590 кв. мх51 238 кв. м = 3 023,042 кв. м), что на 9 042 кв. м больше, чем заявлено в ДТ N 10313110/091112/0004015.
Согласно сведениям, содержащимся в акте таможенного досмотра: общая площадь плитки, из расчета номинальной площади плитки (номинальный размер которой указан в инвойсе N ЕВР-01 от 01.06.2012), составляет 11 479,28 кв. м, что на 60,28 кв. м больше, чем в заявлено в ДТ N 10313110/091112/0004015 (общая площадь плитки по товару N 1 согласно ДТ составляет - 11 419 кв. м), общая площадь плитки, из расчета фактического размера плитки, составляет 11 305,62 кв. м, что на 113,38 кв. м меньше, чем заявлено в ДТ N 10313110/091112/0004015 (общая 11 305,62 кв. м, что на 113,38 кв. м меньше, чем заявлено в ДТ N 10313110/091112/0004015 (общая площадь плитки по товару N 1 согласно N 1 согласно ДТ составляет 11 419 кв. м). На основании вышеизложенного, следует, что сведения о товаре (арт. К770324), содержащиеся в протоколе об административном правонарушении N 10313000-1416/2012 не соответствуют сведениям о товаре (арт. К770324), содержащимся в акте таможенного досмотра N 10313110/131112/000705.
Исходя из сведений о товаре - плитки (арт. К770324), содержащихся в акте таможенного досмотра, фактический размер плитки составил 3 023,042 кв. м, что на 9,042 кв. м больше, чем заявлено в ДТ N 10313110/091112/0004015. Согласно разделу 2 контракта N ЕВР-01 от 01.06.2010 объем заказов и цены приводятся в Приложениях к контракту. Согласно дополнительному соглашению N б/н N ЕВР-01 от 01.06.2010 г. и инвойсу единицей измерения товара являются квадратные метры. В соответствии с классификатором единиц измерения, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 20.09.2010 г. N 378 "О Классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций" в графе 41 ДТ N 10313110/091112/0004015 указан код единицы измерения товара (плитка) - кв. м.
Таким образом, из протокола об административном правонарушении и материалов дела об административном правонарушении не представилось возможным определить какие единицы измерения необходимо применять при расчете таможенной стоимости и соответственно каков размер подлежащих уплате пошлин, налогов. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в бездействии, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть.
Недекларирование товара имеет место при незаявлении декларантом соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем товара).
28.01.2013 г. в отношении ООО "Дайнамик Брокер" главным государственным таможенным инспектором ОТО и ТК таможенного поста Речной порт Ростов-на-Дону Ростовской таможни составлен протокол об административном правонарушении N 10313000-1416/2012 по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законного представителя общества, при наличии доказательств его надлежащего извещения, о чем свидетельствует телеграфное уведомление о вручении секретарю общества 25.01.2013 г. в 11 часов 20 минут телеграммы N 742/04002.
31.01.2013 г. протокол об административном правонарушении N 10313000-1416/2012 и материал дела об административном правонарушении поступили должностному лицу, уполномоченному в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать от имени таможни дела об административных правонарушениях.
31.01.2013 г. должностным лицом Ростовской таможни было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 10313000-1416/2012, в соответствии с которым рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 14.02.2013 г.
06.02.2013 г. на имя начальника ОТП и ТК направлена служебная записка (исх. N 30-29/0148) о предоставлении информации по следующим вопросам: какие нормы таможенного законодательства были нарушены ООО "Дайнамик Брокер", каким образом необходимо определять количество товара для таможенных целей, применительно к рассматриваемому случаю, какие данные о количестве товаров подлежали указанию в ДТ N 10313110/091112/0004015 по товару N 1 (по каждому артикулу), правомерно ли произведена корректировка количества товаров артикул N К770324, артикул N К870824, артикул N К230030000 с учетом обстоятельств дела.
14.02.2013 г. в связи с необходимостью получения ответа ОТП и ТК на запрос (исх N 30-29/0148) рассмотрение дела об административном правонарушении было продлено до 14.03.2013 г.
Рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 28.02.2013 г. на 15 часов 15 минут.
Из информации, изложенной в служебной записке от 21.02.2013 г. за N 08-70/0161 ОТП и ТК Ростовской таможни, следует, что в соответствии со статьей 188 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан, в том числе, произвести таможенное декларирование товаров. В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. При этом, на основании статьи 189 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенным органом решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками. В пункте 1 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза содержится положение, согласно которому формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии таможенного союза (далее - КТС).
Так, решением КТС от 20.05.2010 г. N 257 утверждена Инструкция по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций (далее - Инструкция N 257). Перечень основных сведений, подлежащих указанию в декларации на товары, установлен статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного союза. К таким сведениям, в том числе, относятся сведения о количестве товаров в килограммах (вес брутто, вес нетто) и в других единицах измерения. Согласно Единому таможенному тарифу Таможенного союза, утвержденному Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. N 54, для товара N 1 (код ТН ВЭД ТС 6908902000), сведения о котором заявлены в ДТ N 10313110/091112/0004015, дополнительной единицей измерения является квадратный метр.
Методика определения количества товара для таможенных целей, применительно к рассматриваемому случаю, до сведения ОТП и ТК не доводилась. Согласно фотографиям (N 98-100 АТД N 10313110/131112/000705), полученным в ходе таможенного досмотра, маркировка на упаковке плитки артикула К770324 содержит два вида размеров: М20 см х30 см; W198 мм х298 мм х 7 мм.
На коробках с плиткой рассматриваемого артикула имеется маркировка, согласно которой в состав одной коробки имеется 17 шт. плиток, общая площадь всех плиток в одной коробке составляет 1 кв. м. Кроме этого, маркировка содержит информацию о соответствии стандарту EN 14411. Согласно измерениям плитки, произведенных в ходе таможенного досмотра, фактический размер плитки составляет 198 мм х 298 мм х7 мм, что соответствует размеру, указанному на коробках с плиткой с литером "W". Согласно европейскому стандарту EN 14411 керамическая плитка обозначается посредством номинальных размеров в сантиметрах (например: 10х10 см, 20х20 см) Фактический размер - заводской размер "W" керамического элемента, указанный на упаковке в мм. (калибр плитки). При этом, фактический размер плитки (калибр) в рамках одной партии может иметь различные размеры по причинам связанным с технологией ее изготовления. Методика определения геометрических параметров керамической плитки и допустимые отклонения от декларирования размеров описываются в стандарте EN ISO 10545-2. На сайте производителя плитки www.vitra.com представлен каталог плитки, содержащий технические характеристики плитки, а также информацию о соответствии стандарту ISO 10545-2, в соответствии с которым среднее допустимое отклонение размеров каждой плитки от номинальных составляет 0,6%.
В соответствии с пунктом 1 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии таможенного союза. Перечень сведений, подлежащих указанию в графе 31 ДТ и порядок ее заполнения, установлены Инструкцией N 257. В соответствии с подпунктом 29 пункта 15 Инструкции N 257 в графе 31 ДТ указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификация, отнесения к одному десятизначному классификатору коду по ТН ВЭД ТС, а также о грузовых местах. При этом под номером 1 указывается наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах, и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара.
По мнению ОТП и ТК в графе 31 ДТ подлежали указанию сведения, как о номинальных размерах, так и о фактических (заводских) размерах керамической плитки, являющихся технической и коммерческой характеристикой товара.
В графе 41 ДТ указывается без пробелов количество товара, сведения о котором указаны в графе 31 ДТ, в дополнительной единице измерения, если в соответствии с ТН ВЭД ТС в отношении декларируемого товара применяется дополнительная единица измерения. Дополнительной единицей измерения для товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС 6908902000 является квадратный метр. В связи с тем, что Инструкция N 257 и иные правовые акты в области таможенного дела не содержат положений о том, какую площадь плитки необходимо указывать в графе 41 ДТ, по мнению ОТП и ТК, в указанной графе могут быть заявлены сведения о площади плитки, как исходя из номинальных размеров плитки, так и исходя из фактических (заводских) размеров.
Корректировка сведений о количестве товара в дополнительных единицах и таможенной стоимости, заявленных в ДТ N 10313110/091112/0004015 обществом не производилась. В отношении товаров N 1 и N 2 таможенным органом на основании статей 195 и 201 ТК ТС принято решение об отказе в выпуске. После этого, в отношении товаров, по которым ранее было принято решение об отказе в выпуске, подана ДТ N 10313110/191112/0004138, в которой заявлены идентичные сведения о товарах N 1 и N 2, что и в ДТ N 10313110/091112/0004015.
20.11.2012 от декларанта товаров в электронном виде поступило заявление на исправление N б/н от 19.11.2012 с просьбой разрешить внесение изменений в графы N 31 и N 41 (товар N 1) ДТ N 10313110/191112/0004138 в части корректировки площади плитки, в соответствии с результатами таможенного досмотра (АТД N 10313110/131112/000705).
В соответствии со статьей 191 Таможенного кодекса Таможенного союза сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до впуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий: если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решение о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключение случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений; если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров. В данном случае, корректировка сведений о площади плитки в графах 31 и 41 не противоречит таможенному законодательству Таможенного союза.
28.02.2013 г. на имя заместителя начальника Ростовской таможни по экономической деятельности направлена служебная записка (исх. N 30-29/0264) с целью предоставления заключения о расчете таможенной стоимости товара, являющегося предметом по данному делу.
Из представленной служебной записки ОКТС от 11.03.2013 г. (исх. N 21-18/0543) следует, что ООО "Дайнамик Брокер" по ДТ N 10313110/091112/0004015 задекларированы товары, таможенная стоимость которых определены в рамках метода определения таможенной стоимости, предусмотренного статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение) на основе представленных документов и сведений: дополнительное соглашение от 18.10.2012 N б/н и дополнительное соглашение от 30.10.2012 N б/н к контракту от 01.06.2010 N ЕВР-01 (далее - контракта), инвойс от 18.10.2012 N ЕХ/12/205523/1, инвойс от 30.10.2012 N ЕХ/12/205683/1, согласно Приложению N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденным Решением от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировке таможенной стоимости товаров". Согласно контракту и представленным документам стоимость товара определена исходя из количества в квадратных метрах. Маркировка артикул N К770324 содержит следующие сведения: размер 20х30 см по 17 шт. в коробке. Всего 1 кв. м. Однако, фактически 20 см х30 см х17 шт. = 1,02 кв. м. Учитывая, что артикул К770324 содержится в 3014 коробках, общее количество составляет: 1,02 кв. м х 3014 коробок = 3 074,28 кв. м. Стоимость артикула К770324 составляет: 3074 кв. м х 170,30 руб. = 523 549,88 руб. Заявленная декларантом по ДТ N 10313110/091112/0004015 таможенная стоимость товара N 1 составила 2785952,95 руб., тогда как должна составлять 2796218,63 руб.
В соответствии с письмом ООО "Дайнамик Брокер" от 28.12.2012 г. керамическая плитка продается с указанием номинального размера, что позволяет нивелировать возможные допустимые производством отклонения параметров конкретных изделий. Номинальные размеры подлежат указанию в коммерческих документах и служат основой для определения стоимости керамической плитки. В связи с тем, что контрактом и представленными документами стоимость товаров определяется исходя из количества, выраженного в квадратных метрах номинальных размеров, по мнению ОКТС, в целях определения таможенной стоимости товара использовать сведения о номинальном размере, корректировка таможенной стоимости товара N 1, сведения о котором содержатся в ДТ N 10313110/191112/0004138, проведена правомерна.
14.03.2013 г. дело об административном правонарушении N 10313000-1416/2012 рассмотрено в отсутствие законного представителя ООО "Дайнамик Брокер", который был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения данного дела об административном правонарушении, о чем свидетельствует уведомление о вручении телеграммы (вх. РТ N 5336 от 05.03.2013 г.) по результатам которого заместителем начальника Ростовской таможни по правоохранительной деятельности вынесено постановление, которым ООО "Дайнамик Брокер" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере однократной суммы подлежащих уплате пошлин, налогов, что составляет 3 664,85 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Часть 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает: заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный таможенным законодательством порядок таможенного оформления в части, касающейся декларирования товаров и транспортных средств.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что декларант заявляет в таможенной декларации недостоверные сведения о товаре (в том числе - о таможенной стоимости), послужившие основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов или занижения их размера.
Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, который в соответствии со статьей 189 Таможенного кодекса Таможенного союза несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также, за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации. Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
При анализе наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, апелляционная коллегия установила следующее.
Регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей; определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предмету правового регулирования настоящего Федерального закона; определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела; установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы); регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Декларирование, контроль и корректировка таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при ввозе в Российскую Федерацию, осуществляются в соответствии с главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, устанавливает порядок контроля таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации.
Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (высший орган таможенного союза) на уровне глав государств Решением от 27.11.2009 г. N 17 решил принять Договор о Таможенном кодексе таможенного союза (далее - ТК ТС).
Российская Федерация ратифицировала названный договор Федеральным законом от 02.06.2010 г. N 114-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии со статьей 75 Таможенного кодекса Таможенного союза базой для исчисления таможенных пошлин, в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок, является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза. Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах, с использованием таможенной декларации.
Пунктом 2 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза установлен перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в том числе, таможенная стоимость.
При этом, согласно пункту 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза. К таким документам, в частности, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров.
В соответствии со статьей 186 Таможенного кодекса Таможенного союза декларантом является лицо государства - члена таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза), в связи с чем, он несет все обязанности, сопутствующие этому действию, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре.
В соответствии со статьей 187 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе: 1) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; 2) брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 Таможенного кодекса Таможенного союза; 3) присутствовать при проведении таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров; 4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров; 5) представлять в соответствии с указанным Кодексом документы и сведения в виде электронных документов; 6) обжаловать решения таможенных органов, действие (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; 7) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товаров; 8) пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными Таможенным кодексом Таможенного союза.
Согласно статье 188 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случае, установленных указанным Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза.
При этом, согласно статье 189 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также, за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Согласно пункту 1 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В соответствии со статьей 207 Таможенного кодекса Таможенного союза ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 210 Таможенного кодекса Таможенного союза товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении условий уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Из материалов дела следует, что 09.11.2012 г. ООО "Дайнамик Брокер" осуществило декларирование путем подачи на таможенный пост Речной порт Ростов-на-Дону Ростовской таможни ДТ номер N 10313110/091112/0004015.
Как следует из отзыва таможенного органа, заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товара N 1 послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Однако, из материалов дела усматривается, что согласно представленной в материалы дела фототаблицы маркировка на упаковке плитки артикула К770324 содержит два вида размеров: М20см х 30 см; W 198 мм х 298 мм х 7 мм.
На коробках с плиткой рассматриваемого артикула имеется маркировка, согласно которой в составе одной коробки входит 17 штук плиток, общая площадь которых в одной коробке составляет 1 кв. м. Кроме того, маркировка содержит также информацию о соответствии стандарту EN 14411.
Согласно результатам измерений плитки с артикулом К770324, произведенным в ходе таможенного досмотра, фактический размер плитки составляет 198 мм х 298 мм х 7 мм, что соответствует размеру, указанному на коробках с плиткой с литером "W".
Фактический размер - заводской размер (W) керамического элемента, указанный на упаковке в мм (калибр плитки). Таким образом, для определения фактического размера плитки следует перемножать не номинальные размеры плитки, а фактические (указанные на упаковке под литером W и подтвержденные замерами, произведенными в ходе таможенного досмотра).
Суд первой инстанции пришел к правомерному о том, что фактический размер (площадь в кв. м) одной плитки равен: 0,198х0,298=0,0590 кв. м. Суммарное количество товара в одной упаковке, измеренное в квадратных метрах будет составлять: 0,0590 кв. м х 17 = 1,003 кв. м.
Полученное значение округляется по математическим законам до второго знака, что не противоречит требованиям Инструкции по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной Решением КТС от 20.05.2010 г. N 257. Следовательно, исходя из фактических размеров (площади, кв. м) одной плитки, фактическое суммарное количество товара в одной упаковке будет составлять величину в 1 кв. м. Количество товара в 3014 упаковках будет составлять 3 014 кв. м.
Кроме того, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ни Инструкция N 257, ни какой либо иной правовой акт в области таможенного дела не содержат положений о том, какую площадь плитки необходимо указывать в графе 41 ДТ. Таможенный орган не отрицает факта того, что в указанной графе ДТ могут быть заявлены сведения о площади плитки, как исходя из номинальных размеров плитки, так и исходя из фактических (заводских) размеров.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются также любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таможенным органом в ходе рассмотрения дела не представлено достаточных надлежащих доказательств того, что количество плитки необходимо рассчитывать именно по номинальной стоимости (как рассчитал таможенный орган), а не по фактическим размерам.
В деле отсутствуют доказательства, очевидно и прямо фиксирующие вменяемое ООО "Дайнамик Брокер" в вину событие правонарушения.
В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Вина общества в форме умысла или неосторожности в силу требований статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна быть установлена и доказана административным органом.
Оценив в совокупности доказательства, представленные в дело, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что вина общества не доказана, следовательно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
В соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В связи с изложенным судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования заявителя.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено, производство по делу велось в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.07.2013 г. по делу N А53-5525/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)