Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.07.2008 ПО ДЕЛУ N А06-6065/2008-14

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2008 г. по делу N А06-6065/2008-14


Резолютивная часть постановления объявлена "09" июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" июля 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дозоровой Е.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Астраханской таможни Абдулманаповой З.А., действующей на основании доверенности N 01-03-42/21644 от 07 декабря 2007 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Астраханской таможни, г. Астрахань,
на решение арбитражного суда Астраханской области от "29" апреля 2008 года
по делу N А06-6065/2008-14 (судья Каторжевский Н.К.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань", пос. Аксарайский Красноярского района Астраханской области,
к Астраханской таможне, г. Астрахань,
о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей N 444 от 10.10.2007 г.,

установил:

Решением арбитражного суда Астраханской области от 29 апреля 2008 года требования общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" (далее - ООО "Газпром добыча Астрахань", Общество) о признании недействительным требования Астраханской таможни N 444 от 10.10.2007 г. об уплате таможенных платежей и пени, возникших в связи с корректировкой таможенной стоимости, удовлетворены в полном объеме.
Астраханская таможня (далее - таможенный орган), не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта, в котором просит отказать в удовлетворении требований Общества в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Обществом в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, считает принятое по делу решение законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями о вручении копий судебных актов N 99650, 99651.
Представитель Астраханской таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.12.2003 г. ООО "Астраханьгазпром" (в настоящее время ООО "Газпром добыча Астрахань") - Продавец - и фирмой "Федкоминвест Монако С.А.М." -Покупатель - заключен контракт N S7004-006 на поставку серы технической газовой комовой и гранулированной общим количеством в 2006 г. - 2007 г. 4 300 000 тонн +/- 10% (опцион Покупателя) ежегодно, в т.ч. 3 250 000 тонн серы гранулированной и 1 050 000 тонн серы комовой.
В соответствии с пунктом 1.3. контракта N S7004-006 от 03.12.2003 г. товар поставляется на условиях FCA - ст. Аксарайская 2 (Астраханская обл.) - при поставке железнодорожным транспортом и FAS - причал р. Бузан (Астраханская обл.) - при поставке водным транспортом.
Дополнением N 7 от 16.03.2006 г. к названному контракту установлена цена на серу при поставках железнодорожным транспортом, которая составила на серу комовую в размере 14,15 долларов США за метрическую тонну товара, на серу гранулированную - 11,15 долларов США за метрическую тонну, при доставках водным транспортом на серу комовую в размере 12,15 долларов США, серу гранулированную - 13,15 долларов США.
В рамках исполнения контракта N S7004-006 от 03.12.2003 г. на Аксарайский таможенный пост 08.11.2006 г. подана ГТД N 10311010/081106/0001588 по которой в режиме экспорта (ЭК-10) через таможенную границу РФ на условиях FAS - причал р. Бузан до пункта ДЕС Моулинс (Монако) для дальнейшей отправки в страны Северной Африки, ГТД N 10311010/081106/0001589 по которой в режиме экспорта (ЭК-10) через таможенную границу РФ на условиях FCA - Аксарайская-2 в Литву поставлялась сера комовая.
При таможенном оформлении Обществом применен метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с вывозимыми товарами.
В ходе контроля таможенной стоимости вывозимого товара и при проведении специальной таможенной ревизии Астраханской таможней установлена взаимосвязь сторон по контракту от 03.12.2003 г. N S7004-006, т.е. совместное контролирование участниками сделки непосредственно или косвенно третьего лица.
При проверке документов и сведений по заявленной таможенной декларации, Астраханская таможня пришла к выводу, что документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости ввиду недоказанности отсутствия взаимосвязи сторон по указанному контракту.
В соответствии с пунктом 10 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 500, Аксарайским таможенным постом принято решение об определении таможенной стоимости серы гранулированной, перемещенной через границу по ГТД N 10311010/081106/0001588 и N 10311010/081106/0001589 и их корректировке на основе расчетной стоимости исходя из предоставленных ООО "Астраханьгазпром" бухгалтерских данных о суммах расходов, произведенных на производство.
Дополнением N 1 к графе "Для отметок таможни" ДТС-1 к вышеуказанной ГТД таможня уведомила Общество о невозможности определения таможенной стоимости на основе цены сделки ввиду непредставления доказательств отсутствия такого влияния.
В соответствии с требованием об уплате таможенных платежей N 444 от 10.10.2007 г. заявитель извещен о факте задолженности по уплате вывозной таможенной пошлины в сумме 11 903,39 рублей и пени 1 393,29 рублей за поставленную согласно вышеуказанной ГТД серу гранулированную.
Не согласившись с направленным в его адрес требованием и, полагая, что оно затрагивают права и интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд Астраханской области с настоящим заявлением.
Признавая требование об уплате таможенных платежей N 444 от 10.10.2007 г. недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе таможенного оформления вывозимого товара по спорной ГТД и мероприятий таможенного контроля Астраханская таможня не опровергла достоверность содержащихся в представленных документах сведений и не установила зависимость цены сделки от имеющих правовое значение условий.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее - Правила).
Основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров являются те же принципы, которые установлены Законом Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (пункт 7 Правил).
В соответствии с пунктом 8 Правил первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения, с учетом установленного пунктом 10 настоящих Правил исчерпывающего перечня ограничений по применению цены сделки с вывозимыми товарами при определении их таможенной стоимости.
Ни один из признаков, относящихся к перечню ограничений по применению цены сделки с вывозимыми товарами, таможней не выявлен и в обоснование корректировки таможенной стоимости не приведен. Следовательно, выводы суда об отсутствии соответствующих ограничений для применения метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами являются законными и обоснованными.
По смыслу статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. В связи с этим таможня обязана опровергнуть при необходимости сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной им в таможенных целях. Декларант же не обязан, а вправе доказать достоверность сведений (пункт 4 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Однако предусмотренные в статье 367 Таможенного кодекса Российской Федерации полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 2, 3, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров").
Корректировку таможенной стоимости задекларированного Обществом товара таможенный орган произвел исходя из имеющейся в распоряжении таможни информации об изменении мировых рыночных цен на товар применительно к ГТД N 10311010/081106/0001588 и N 10311010/081106/0001589 и взаимосвязанности сторон по контракту от 03.12.2003 г. N S7004-006.
Вопрос взаимосвязанности Общества и фирмы "Федкоминвест Монако С.А.М." исследован таможней при принятии решения о корректировке таможенной стоимости товара.
ООО "Астраханьгазпром" и "Федкоминвест Монако С.А.М" являются учредителями ООО СП "Интер-8". Согласно Уставу участников названого общества размер доли ООО "Астраханьгазпром" в его уставном капитале составляет 33,86%, "Федкоминвест Монако САМ" - 62,68%. Оборудование, используемое для грануляции серы, принадлежит ООО СП "Интер - 8" и передано в аренду ООО "Астраханьгазпром", вклад фирмы "Федкоминвест Монако С.А.М" в уставный капитал сформирован из указанного оборудования, предназначенного для гранулирования серы.
Однако таможенный орган не представил доказательств того, что указанная взаимосвязь оказала влияние на цену сделки.
Согласно пункту 12 Правил при осуществлении продажи между взаимосвязанными лицами стоимость сделки должна быть принята таможенными органами и вывозимые товары оценены в соответствии с условиями, установленными пунктом 10 Правил, если декларант путем сравнения докажет, что такая стоимость близка к имевшей место в тот же или соответствующий ему период:
а) либо стоимости сделки при продаже идентичных или однородных товаров на вывоз из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом. Может использоваться информация о продаже идентичных или однородных товаров тем же продавцом, который продает оцениваемый товар;
б) либо таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой в соответствии с пунктами 32 - 35 Правил.
Согласно пункту 14 Правил сравнительные величины могут использоваться только по инициативе декларанта исключительно в целях сравнения и не могут быть использованы в качестве таможенной стоимости вывозимых товаров.
Принимая во внимание обстоятельства рассматриваемого дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что сравнительная величина, предусмотренная подпунктом "а" п. 12 Правил, не может быть применена для сравнения стоимости, заявленной Обществом, ввиду отсутствия и у таможенного органа, и у декларанта информации о стоимости сделки при продаже идентичных или однородных товаров на вывоз из РФ в ту же страну. Указанное не оспаривается ни одной из сторон.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил возможность применения метода сложения для целей определения таможенной стоимости оцениваемых идентичных или однородных товаров, как предусмотрено подпунктом "б" пункта 12 Правил ввиду того, что в отношении оцениваемых товаров такой основной компонент расчетной стоимости как прибыль отсутствует (является отрицательной), в связи с чем, расчет таможенной стоимости по методу сложения не может отразить объективной стоимости товара, соответствующей фактическим обстоятельствам дела и рыночным условиям. Кроме того, согласно подпункту "б" пункта 32 Правил в рамках данного метода должно осуществляться сравнение информации о прибыли и расходах при продаже оцениваемых товаров и "товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в РФ для вывоза в ту же страну". Подобная информация у таможенного органа и у Общества отсутствует.
Астраханская таможня в обоснование обоснованности проведенной корректировки таможенной стоимости товара и непринятия заявленного Обществом метода определения таможенной стоимости товара представила Справочник цен мирового рынка ОАО "Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт", согласно которому контрактная цена на серу в странах Северной Африки составляла 75-80 долларов США, с июля 2006 по апрель 2007 года цена упала и составляла 68-75 долларов США.
Вместе с тем судом первой инстанции при оценке правомерности выставления Обществу оспариваемого требования приняты во внимание сопутствующие продаже обстоятельства: ограниченную емкость внутреннего российского товарного рынка серы и ежегодное производство Обществом серы в объемах, превышающих емкость российского рынка; складывающиеся, с учетом спроса и предложения, цены на серу на рынках Северной Африки (Марокко, Тунис, Египет, Израиль и т.д.); стоимость транспортных расходов при транспортировке серы с территории Российской Федерации на территорию стран Северной Африки; ограниченную емкость хранилищ серы, имеющихся у заявителя; объем серы, вырабатываемый Обществом, и невозможность сокращения этого объема в виду определенного технологического процесса добычи полезного ископаемого газопластовой смеси и производства основных видов продукции.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Обществом представлен отчет N 2-333/3-07 от 07 июня 2007 года об оценке определения рыночной (контрактной) стоимости серы комовой и гранулированной, выполненным ООО "Агентство "Партнер-Эксперт" с учетом особенностей поставки данного товара. Согласно отчету, к концу 2006 года происходил рост фрахтовых индексов, стоимость серы к концу 2006 года продолжала снижаться, рост цен на серу начался лишь во второй половине 2007 года, основным источником ценовой информации для расчетов являлось изменение стоимости серы на мировом рынке.
В соответствии с расчетом рыночная (контрактная) стоимость серы гранулированной навалом производства ООО "Астраханьгазпром" на условиях поставки FCA (ИНКОТЕРМС-2000) станция Аксарайская-2 Приволжской железной дороги - порт Мариуполь для дальнейшей поставки в страны Северной Африки, по состоянию на 1 ноября 2006 г. составляла - 6,99 долларов США за одну метрическую тонну. Размер затрат по транспортировке комовой и гранулированной серы составляет 69,06 долларов США.
Таким образом, с учетом стоимости доставки рыночная (контрактная) стоимость серы гранулированной на 1 ноября 2007 г. составляла: 76,05 доллара США, что соответствует цене, указанной в Справочнике цен мирового рынка (68-75 долларов США), представленном Астраханской таможней.
Согласно сведениям, содержащимся в выпуске периодического издания "Fertilizer Market Bulletin" (указанного источником информации в Справочнике цен мирового рынка ОАО "Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт") контрактная стоимость серы сухой навалом на условиях CRF Северная Африка в рассматриваемый период составляла 60-68 долларов США за тонну.
Согласно отчету ООО "Агентство "Партнер-эксперт" по определению рыночной (контрактной) стоимости серу комовой и гранулированной производства ООО "Астраханьгазпром" на условиях поставки FCA (ИНКОТЕРМС-2000) станция Аксарайская-2 Приволжской железной дороги для дальнейшей продажи на рынке Литовской республики стоимость транспортировки серы составляет 51,72 доллара США, рыночная (контрактная) стоимость серы комовой составляет 7,53 доллара США за 1 тонну. В соответствии с дополнением N 7 от 16 марта 2006 года к контракту при поставках серы на Литву железнодорожным транспортом цена серы установлена в размере 14,15 долларов США за тонну. Таким образом, доводы таможенного органа о занижении ООО "Астраханьгазпром" отпускной цены опровергается вышеназванным отчетом.
Апелляционный суд считает расхождение ценовых показателей, использованных декларантом и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, незначительным, что не может рассматриваться как доказательство недостоверности сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения определенных обстоятельств, истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
В обоснование правовой позиции по делу заявитель апелляционной жалобы в качестве доказательства несоответствия изменений контрактных цен уровню мировых цен представлено заключение эксперта центра оценки фирмы "Донэкспертиза" Торгово-промышленной палаты Ростовской области N 0480602115 от 31.10.2007 г. и N 0480602213 от 29.11.2007 г. Однако, указанные заключения были составлены только на основании двух ГТД, в связи, с чем суд первой инстанции обоснованно признал их не соответствующими требованиям полноты проведенного исследования и не принял во внимание.
Таким образом, Астраханская таможня неправомерно определила таможенную стоимость товара, поскольку таможенный орган не обосновал нормами таможенного законодательства необходимость корректировки таможенной стоимости экспортируемого товара, так как все представленные документы, подтверждающие правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, позволяли признать таможенную стоимость вывозимого товара на основе цены сделки.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания требования Астраханской таможни от 10.10.2007 г. N 444 об уплате таможенных платежей и пени, возникших в связи с корректировкой таможенной стоимости, недействительным обоснованным.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение арбитражного суда Астраханской области от "29" апреля 2008 года по делу N А06-6065/2008-14 оставить без изменения, апелляционную жалобу Астраханской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке статьи 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.А.ДУБРОВИНА

Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)