Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2013 ПО ДЕЛУ N А56-11057/2013

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. по делу N А56-11057/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей Г.В.Борисовой, Л.А.Шульга
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15854/2013) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2013 по делу N А56-11057/2013 (судья Ю.Н.Звонарева), принятое
по иску (заявлению) ООО "Морена"
к Выборгской таможне
об оспаривании действий Выборгской таможни

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Морена" (680033, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 204, корп. 1, пом. 20, ОГРН 1122722002765) (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Выборгской таможни (188800, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Железнодорожная, д. 9/15) (далее - Таможня) по корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10206080/301112/0013785 и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 178588 руб. 24 коп.
Решением от 11.06.2013 суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе Таможня, ссылаясь на несоответствие решения нормам материального права, просит его суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. По мнению подателя жалобы, в обоснование метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами Общество представило документы и сведения, позволяющие сомневаться в их достоверности, Обществом не соблюдены условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами. Таможней выявлено, что уровень заявленной декларантом таможенной стоимости ниже имеющейся в таможенном органе ценовой информации о таможенной стоимости идентичных/однородных товаров.
В судебное заседание представители ООО "Морена" и Выборгской таможни, уведомленных о месте и времени судебного разбирательства, не явились, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, Общество на основании контракта 27.05.2012 N CS/0512, заключенного с компанией "Continental Sime Tyre Marketinng SDN BHD" (Малайзия), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по таможенной декларации N 10206080/301112/0013785, представленной в электронном виде, шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных средств, используемых в строительстве для погрузчиков.
Таможенная стоимость товаров определена Обществом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара декларант к ДТ представил комплект документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, предусмотренный статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, в том числе были представлены все необходимые документы: контракт со спецификацией от 03.09.2012 N 01 к нему, паспорт сделки, транспортная накладная (СМР) N 1927/12/КЕ от 29.11.12, книжка МДП, инвойс 2754765511 от 10.09.2012, упаковочный лист N 2754765511 от 10.09.2012.
Таможенный орган посчитал представленные при оформлении ДТ документы и сведения недостаточными для принятия решения по заявленной таможенной стоимости "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" и направил в адрес заявителя Решение о проведении дополнительной проверки от 30.11.2012, Обществу предложено в срок до 29.01.2013 представить дополнительные документы в обоснование заявленной таможенной стоимости, а также в срок до 10.12.2012 - заполнить форму-корректировку таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с расчетом Таможни (л.д. 43).
С письмом от 23.01.2013 Общество представило в таможенный орган имевшиеся в его распоряжении документы и сведения (заверенные копии пояснений по условиям продажи по контракту, прайс-листа, приложения N 1 к контракту, заказа на поставку (л.д. 69-78), письмо о невозможности представить аналитическую информацию и расчет цены реализации ввезенного товара.
Общество произвело корректировку таможенной стоимости с оформлением форм КТС-1 и ДТС-2 шестому (резервному) методу и в связи с произведенной корректировкой таможенной стоимости товаров дополнительно уплатило таможенные платежи в размере 178588,24 руб., что подтверждается подтверждением уплаты по состоянию на 27.01.2013 (л.д. 39-42, 44).
Не согласившись с действиями таможни о корректировке таможенной стоимости, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании и обязании таможенного органа возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в общей сумме 178588,24 руб.
Суд первой инстанции удовлетворил требования общества, поскольку пришел к выводу о неправомерности произведенной корректировки таможенной стоимости товаров.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможни и отмены решения суда в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
На основании пункта 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 указанной статьи). Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, определен в статьях 183 - 184 ТК ТС.
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение от 25.01.2008), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 настоящего Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения. Указанной нормой установлены также ограничения для применения основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 4 Соглашения).
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны (пункт 2 данной статьи).
Согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 и пункту 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
В силу пункта 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом. В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение должно содержать обоснование и срок его исполнения.
При этом в силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Как установлено судом первой инстанции, Общество в обоснование заявленной в ДТ N 10206080/301112/0013785 таможенной стоимости товаров представило таможенному органу документы, предусмотренные статьей 183 ТК ТС, в том числе: копию внешнеэкономического контракта со спецификацией к нему, копии паспорта сделки, книжки МДП, транспортной накладной, инвойса и иные документы, предусмотренные действующим таможенным законодательством.
В инвойсе имеется ссылка на контракт, условия поставки, содержатся сведения о количестве, наименовании, цене товаров поштучно и общей стоимости, номере контейнера, в ДТ приведена информация об общей стоимости оформленных по ней товаров, которая совпадает с общей стоимостью товаров, указанной в инвойсе.
В заявке на товары указаны наименование товаров и их количество, в спецификации к контракту содержатся сведения об оплате перевозки до Санкт-Петербурга, со ссылкой на условия поставки, предусмотренные контрактом.
Представленные документы не имеют противоречий, несоответствий и подтверждают заявленную Обществом таможенную стоимость (по стоимости сделки).
Суд первой инстанции, оценив представленные Обществом документы в совокупности, пришел к правильному выводу о том, что таможенный орган не представил доказательств наличия оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В апелляционной жалобе таможенный орган сослался на то, что в соответствии с информацией, имеющейся в таможенном органе, заявленная декларантом таможенная стоимость товаров отличается в меньшую сторону от информации по стоимости сделок с аналогичными/однородными товарами, имеющейся в распоряжении таможенного органа.
Вместе с тем, различие цены сделки и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, само по себе не может рассматриваться как доказательство недостоверности сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения определенных обстоятельств, истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
Таким образом, таможенным органом не доказано, что сведения, содержащиеся в представленных обществом при таможенном оформлении документах, являются недостоверными и недостаточными для применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки.
Непредставление либо неполное представление в таможню дополнительных документов не может служить единственным основанием для корректировки таможенной стоимости вывозимого товара, а отсутствие у декларанта каких-либо документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются иными документами. При этом таможенным органом не представлено доказательств необходимости представления дополнительных документов, указанных в решениях о проведении дополнительной проверки.
Следовательно, таможенный орган не представил доказательств наличия оснований, препятствующих применению заявленного обществом метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки, также не доказана обоснованность применения шестого (резервного) метода определения таможенной стоимости товара (статья 10 Соглашения от 25.01.2008); не представлены доказательства того, что использованная при корректировке таможенной стоимости ценовая информация (из базы данных таможенных деклараций) была сопоставлена с конкретными условиями осуществляемых обществом сделок. Таможенным органом также не доказано, что используемая им информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями контракта, заключенного обществом, то есть не доказана обоснованность использования указанной ценовой информации при корректировке таможенной стоимости по спорным декларациям.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что таможенный орган в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ не представил доказательства правомерности произведенной им корректировки таможенной стоимости по ДТ N 10206080/301112/0013785. Факт самостоятельной корректировки обществом таможенной стоимости ввозимого товара не препятствует декларанту в реализации права на оспаривание решения таможни о корректировке таможенной стоимости и права требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно (аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 13328/12).
В апелляционной жалобе Таможня, обжалуя решение суда по настоящему делу, указала неверно декларации о товарах и контракт, в соответствии с которым Общество ввозило товары. Таким образом, доводы апелляционной жалобы не соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Поскольку таможенным органом не доказана правомерность корректировки таможенной стоимости товара, дополнительно уплаченные Обществом в результате корректировки таможенной стоимости таможенные платежи в сумме 178588,24 руб. являются излишне уплаченными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы (указанные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Частью 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установлен перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.
Как усматривается из материалов дела, Обществом соблюдены предусмотренные статьей 147 Закона N 311-ФЗ условия возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Общество обратилось в Выборгскую таможню с заявлением от 20.02.2013 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10206080/301112/0013785 (л.д. 19). Факт уплаты Обществом таможенных платежей в размере 178588,24 руб. подтверждается материалами дела и Таможней не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконными действия Таможни по корректировке таможенной стоимости товаров и обязал таможенный орган возвратить Обществу излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 178588,67 руб.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 июня 2013 года по делу N А56-11057/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА

Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Л.А.ШУЛЬГА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)