Судебные решения, арбитраж
Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Штейнле А.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего Коржакова И.П.
Судей Шаровой Т.А., Мареенковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Б. на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 7 сентября 2011 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., возражения представителя Смоленской таможни С., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда,
установила:
Б. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни по отказу в выдаче паспорта транспортного средства (далее - ПТС) и обязывающие представить сертификат соответствия на автомобиль для подтверждения экологического класса, обязать выдать ПТС на приобретенную заявителем 13.06.2011 г. в Республике Беларусь автомашину марки изготовленную в 2011 году в Чешской республике.
При этом заявитель сослался на то, что 16 июня 2011 г. обратился к начальнику Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни с заявлением о выдаче ПТС на приобретенную им 13.06.2011 г. в автосалоне Республики Беларусь новую автомашину Однако в выдаче ПТС было отказано с указанием на необходимость представить сертификат соответствия на автомобиль заявителя для подтверждения экологического класса не ниже 4. Данные действия должностного лица таможенного органа заявитель полагал неправомерными, поскольку таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс на основании информации, представленной Минпромэнерго России, а также на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, "Одобрениях типа транспортного средства". И лишь в случае отсутствия таких сведений рекомендуют подтверждать экологический класс сертификатами соответствия, выдаваемыми аккредитованными органами по сертификации. Ссылка на письмо Минпромторга РФ от 11.10.2010 г. N ДМ-11104/20 "о недопустимости определения экологического класса а/м на основании официального сайта ФТС России "Сертификатов на зарубежные автомобили" и определение экологического класса таможенными органами только на основании сертификата соответствия на конкретное транспортное средство необоснованна, так как руководитель Минпромторга РФ не вправе определять формы таможенного контроля на ввозимые в РФ автомашины. Таможенный орган вправе был определить экологический класс автомашины заявителя по предоставленным документам и официальному сайту ФТС России "Сертификаты на зарубежные а/м".
В суде заявитель требования уточнил, просил дополнительно признать незаконным бездействие начальника Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни при осуществлении им таможенного контроля автомашины заявителя.
Представители Смоленской таможни К. и С. требования не признали, указав, что таможенный орган не нарушал определенный в Положении о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств порядок оформления строки экологический класс при оформлении ПТС.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 7 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных требований Б. отказано.
В кассационной жалобе Б. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность. Указывает на то, что судом неверно истолкованы нормы п. 70 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств. В базе данных Росстандарта имеются сертификаты соответствия на автомашины одной серии с совпадением определенного количества символов, что позволяет ему получить ПТС. Отмечает, что с учетом представленных доказательств, положений Таможенного кодекса Таможенного союза у Смоленской таможни не было препятствий для определения экологического класса транспортного средства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.05.1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что ПТС выдаются таможенными органами РФ на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию РФ после 1 июля 1997 г.
ПТС выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение), утвержденным совместным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 (зарегистрирован Минюстом России 29 июля 2005 г., рег. N 6842).
Согласно п. 70 Положения заполнение строки "Экологический класс" паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, "Одобрениях типа транспортного средства" и "Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям".
Сведения (Приложение N 4) формируются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и один раз в месяц передаются в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и ФТС России.
Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы.
При невозможности определения экологического класса транспортного средства (шасси) в соответствии с порядком, установленным в абзаце 1 настоящего пункта, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства (шасси) или лицом, осуществляющим таможенное оформление по поручению собственника транспортного средства (шасси), определение экологического класса транспортного средства (шасси) осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.
В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609, паспорта не выдаются.
То есть таможенные органы при выдаче ПТС осуществляют контроль соответствия экологического класса транспортных средств на основании информации, представленной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), а в случае ее отсутствия рекомендуют заинтересованным лицам подтверждать экологический класс автотранспортных средств сертификатами соответствия, выдаваемыми органами по сертификации, аккредитованными Ростехрегулированием.
В соответствии с ФЗ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (ст. 15 п. 1) транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с требованием специального Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609 (далее - технический регламент), с 1 января 2010 года введен в действие технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, соответствующий экологическому классу 4.
Соответствие экологического класса транспортного средства производится на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия или "Одобрениях типа транспортного средства" или "Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям", которые размещены на Web-сервере ФТС России в разделе "Информация для участников ВЭД" или на официальном сайте Ростехрегулирования в разделе "Технические регламенты".
Согласно п. 11 Технического регламента соответствие автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания требованиям настоящего Регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством РФ
Постановлением Госстандарта РФ от 1.04.1998 г. N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" (с изменениями и дополнениями) установлены Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов.
Согласно п. 6.5 Правил соответствие транспортного средства перечню обязательных технических требований удостоверяется выдачей "одобрения типа транспортного средства". "Одобрение типа транспортного средства" распространяется на транспортные средства, выпущенные в обращение в период его действия, независимо от срока их последующей реализации.
Признание сертификатов соответствия или других документов, выданных зарубежными органами, осуществляет орган по сертификации, проводящий сертификацию заявленной продукции (п. 6.7).
Из материалов дела видно, что обратившись 16.06.2011 г. к начальнику Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни с заявлением о выдаче ПТС на приобретенную 13.06.2011 г. в автосалоне Республики Беларусь новую автомашину Б. получил отказ с указанием на необходимость представить сертификат соответствия на автомобиль для подтверждения экологического класса не ниже 4.
Судом установлено, что Б. не был представлен в таможенный орган сертификат соответствия на приобретенный им автомобиль, выданный органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке, а информация в отношении автомашины заявителя, представляемая Министерством промышленности и энергетики России на официальном сайте в "Одобрениях типа транспортного средства" отсутствует.
Поскольку таможенный орган не мог определить экологический класс транспортного средства (шасси) заявителя в соответствии с установленным п. 70 Положения порядком, оснований для выдачи ПТС не имелось, и для определения экологического класса автомобиля заявителю было правомерно предложено представить сертификат соответствия, выдаваемый органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.
Проанализировав действующее законодательство, вышеуказанные Правила, требования Технического регламента и оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заполнение строки "Экологический класс" осуществляется таможенными органами при выдаче ПТС только на основании сведений, указанных в п. 70 Положения, обоснованно признав, что определение экологического класса на основании иной информации законодательством не предусмотрено, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При этом доводы заявителя о том, что им представлены сведения о наличии выданных сертификатов соответствия на аналогичный автомобиль, содержащиеся на сайтах ФТС России и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку, как правильно указал суд, эти сведения не относятся к информации размещаемой на официальных сайтах "Одобрение типа транспортного средства" и "Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям" и отсутствуют сведения о том, что представленная информация о сертификатах соответствия на зарубежные автомобили размещена именно на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Кроме того, невозможно использовать сведения о ранее выданных сертификатах на аналогичный заявителю автомобиль, "Одобрение типа транспортного средства" выданное в Беларуси ввиду отсутствия сведений о признании результатов сертификации, проведенной зарубежными органами, и о выдаче российских сертификатов соответствия.
Также из содержания приложенного заявителем "Одобрения типа транспортного средства" Госстандарта Республики Беларусь не усматривается, что оно относится к автомашине заявителя.
Поэтому доводы жалобы о том, что суд неверно истолковал п. 70 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, являются ошибочными.
Указание в жалобе на то, что в базе данных Росстандарта имеются сертификаты соответствия на автомашины одной серии с совпадением определенного количества символов, что позволяет заявителю получить ПТС, несостоятельно, поскольку сертификат соответствия выдается на конкретное транспортное средство (единичное), в котором указывается конкретный идентификационный номер транспортного средства.
Ссылка в жалобе на официальный сайт ФТС России, несостоятельна, поскольку Смоленской таможней были представлены сведения о том, что официальным сайтом ФТС России является сайт www.customs.ru.
Доводы жалобы о том, что Смоленская таможня самостоятельно определяет экологический класс транспортного средства, как и о том, что таможенный орган обязан был запросить необходимую информацию для подтверждения экологического класса автомашины заявителя в любых государственных органах, федеральных агентствах; определить экологический класс его автомашины на основании иной информации, имеющейся в отношении аналогичных автомашин; привлечь специалистов и экспертов для определения экологического класса его автомобиля, не основаны на законе.
Так, согласно ст. 2 ФЗ РФ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.
То есть Смоленская таможня не наделена компетенцией обращаться за получением сертификата соответствия на конкретный автомобиль.
Ссылка заявителя на нормы Таможенного кодекса Таможенного союза не подтверждает обоснованности требований заявителя, и, в частности, положения ст. 183 ТК ТС регулируют другие правоотношения, связанные с представлением документов при таможенном декларировании товара.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 19 ФЗ РФ от 27.10.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании" таможенные органы для выполнения возложенных на них функций, в частности, требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.
Поскольку контроль за соответствием экологического класса транспортного средства в данном случае возложен на таможенные органы, Смоленская таможня с соблюдением требований законодательства, в том числе специального Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, рекомендовала заявителю представить российский сертификат соответствия.
Доводы о наличии пробелов в законодательстве, регулирующем спорное правоотношение, не подтверждаются материалами дела.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Поскольку в данном случае судом не установлено наличия данных оснований, в частности, нарушения Смоленской таможней требований соответствующих нормативных правовых актов, то обоснованно было отказано в удовлетворении заявления.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 7 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3382
Разделы:Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 октября 2011 г. по делу N 33-3382
Судья Штейнле А.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего Коржакова И.П.
Судей Шаровой Т.А., Мареенковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Б. на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 7 сентября 2011 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., возражения представителя Смоленской таможни С., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда,
установила:
Б. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни по отказу в выдаче паспорта транспортного средства (далее - ПТС) и обязывающие представить сертификат соответствия на автомобиль для подтверждения экологического класса, обязать выдать ПТС на приобретенную заявителем 13.06.2011 г. в Республике Беларусь автомашину марки изготовленную в 2011 году в Чешской республике.
При этом заявитель сослался на то, что 16 июня 2011 г. обратился к начальнику Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни с заявлением о выдаче ПТС на приобретенную им 13.06.2011 г. в автосалоне Республики Беларусь новую автомашину Однако в выдаче ПТС было отказано с указанием на необходимость представить сертификат соответствия на автомобиль заявителя для подтверждения экологического класса не ниже 4. Данные действия должностного лица таможенного органа заявитель полагал неправомерными, поскольку таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс на основании информации, представленной Минпромэнерго России, а также на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, "Одобрениях типа транспортного средства". И лишь в случае отсутствия таких сведений рекомендуют подтверждать экологический класс сертификатами соответствия, выдаваемыми аккредитованными органами по сертификации. Ссылка на письмо Минпромторга РФ от 11.10.2010 г. N ДМ-11104/20 "о недопустимости определения экологического класса а/м на основании официального сайта ФТС России "Сертификатов на зарубежные автомобили" и определение экологического класса таможенными органами только на основании сертификата соответствия на конкретное транспортное средство необоснованна, так как руководитель Минпромторга РФ не вправе определять формы таможенного контроля на ввозимые в РФ автомашины. Таможенный орган вправе был определить экологический класс автомашины заявителя по предоставленным документам и официальному сайту ФТС России "Сертификаты на зарубежные а/м".
В суде заявитель требования уточнил, просил дополнительно признать незаконным бездействие начальника Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни при осуществлении им таможенного контроля автомашины заявителя.
Представители Смоленской таможни К. и С. требования не признали, указав, что таможенный орган не нарушал определенный в Положении о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств порядок оформления строки экологический класс при оформлении ПТС.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 7 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных требований Б. отказано.
В кассационной жалобе Б. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность. Указывает на то, что судом неверно истолкованы нормы п. 70 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств. В базе данных Росстандарта имеются сертификаты соответствия на автомашины одной серии с совпадением определенного количества символов, что позволяет ему получить ПТС. Отмечает, что с учетом представленных доказательств, положений Таможенного кодекса Таможенного союза у Смоленской таможни не было препятствий для определения экологического класса транспортного средства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.05.1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что ПТС выдаются таможенными органами РФ на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию РФ после 1 июля 1997 г.
ПТС выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение), утвержденным совместным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 (зарегистрирован Минюстом России 29 июля 2005 г., рег. N 6842).
Согласно п. 70 Положения заполнение строки "Экологический класс" паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, "Одобрениях типа транспортного средства" и "Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям".
Сведения (Приложение N 4) формируются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и один раз в месяц передаются в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и ФТС России.
Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы.
При невозможности определения экологического класса транспортного средства (шасси) в соответствии с порядком, установленным в абзаце 1 настоящего пункта, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства (шасси) или лицом, осуществляющим таможенное оформление по поручению собственника транспортного средства (шасси), определение экологического класса транспортного средства (шасси) осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.
В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609, паспорта не выдаются.
То есть таможенные органы при выдаче ПТС осуществляют контроль соответствия экологического класса транспортных средств на основании информации, представленной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), а в случае ее отсутствия рекомендуют заинтересованным лицам подтверждать экологический класс автотранспортных средств сертификатами соответствия, выдаваемыми органами по сертификации, аккредитованными Ростехрегулированием.
В соответствии с ФЗ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (ст. 15 п. 1) транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с требованием специального Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609 (далее - технический регламент), с 1 января 2010 года введен в действие технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, соответствующий экологическому классу 4.
Соответствие экологического класса транспортного средства производится на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия или "Одобрениях типа транспортного средства" или "Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям", которые размещены на Web-сервере ФТС России в разделе "Информация для участников ВЭД" или на официальном сайте Ростехрегулирования в разделе "Технические регламенты".
Согласно п. 11 Технического регламента соответствие автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания требованиям настоящего Регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством РФ
Постановлением Госстандарта РФ от 1.04.1998 г. N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" (с изменениями и дополнениями) установлены Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов.
Согласно п. 6.5 Правил соответствие транспортного средства перечню обязательных технических требований удостоверяется выдачей "одобрения типа транспортного средства". "Одобрение типа транспортного средства" распространяется на транспортные средства, выпущенные в обращение в период его действия, независимо от срока их последующей реализации.
Признание сертификатов соответствия или других документов, выданных зарубежными органами, осуществляет орган по сертификации, проводящий сертификацию заявленной продукции (п. 6.7).
Из материалов дела видно, что обратившись 16.06.2011 г. к начальнику Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни с заявлением о выдаче ПТС на приобретенную 13.06.2011 г. в автосалоне Республики Беларусь новую автомашину Б. получил отказ с указанием на необходимость представить сертификат соответствия на автомобиль для подтверждения экологического класса не ниже 4.
Судом установлено, что Б. не был представлен в таможенный орган сертификат соответствия на приобретенный им автомобиль, выданный органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке, а информация в отношении автомашины заявителя, представляемая Министерством промышленности и энергетики России на официальном сайте в "Одобрениях типа транспортного средства" отсутствует.
Поскольку таможенный орган не мог определить экологический класс транспортного средства (шасси) заявителя в соответствии с установленным п. 70 Положения порядком, оснований для выдачи ПТС не имелось, и для определения экологического класса автомобиля заявителю было правомерно предложено представить сертификат соответствия, выдаваемый органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.
Проанализировав действующее законодательство, вышеуказанные Правила, требования Технического регламента и оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заполнение строки "Экологический класс" осуществляется таможенными органами при выдаче ПТС только на основании сведений, указанных в п. 70 Положения, обоснованно признав, что определение экологического класса на основании иной информации законодательством не предусмотрено, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При этом доводы заявителя о том, что им представлены сведения о наличии выданных сертификатов соответствия на аналогичный автомобиль, содержащиеся на сайтах ФТС России и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку, как правильно указал суд, эти сведения не относятся к информации размещаемой на официальных сайтах "Одобрение типа транспортного средства" и "Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям" и отсутствуют сведения о том, что представленная информация о сертификатах соответствия на зарубежные автомобили размещена именно на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Кроме того, невозможно использовать сведения о ранее выданных сертификатах на аналогичный заявителю автомобиль, "Одобрение типа транспортного средства" выданное в Беларуси ввиду отсутствия сведений о признании результатов сертификации, проведенной зарубежными органами, и о выдаче российских сертификатов соответствия.
Также из содержания приложенного заявителем "Одобрения типа транспортного средства" Госстандарта Республики Беларусь не усматривается, что оно относится к автомашине заявителя.
Поэтому доводы жалобы о том, что суд неверно истолковал п. 70 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, являются ошибочными.
Указание в жалобе на то, что в базе данных Росстандарта имеются сертификаты соответствия на автомашины одной серии с совпадением определенного количества символов, что позволяет заявителю получить ПТС, несостоятельно, поскольку сертификат соответствия выдается на конкретное транспортное средство (единичное), в котором указывается конкретный идентификационный номер транспортного средства.
Ссылка в жалобе на официальный сайт ФТС России, несостоятельна, поскольку Смоленской таможней были представлены сведения о том, что официальным сайтом ФТС России является сайт www.customs.ru.
Доводы жалобы о том, что Смоленская таможня самостоятельно определяет экологический класс транспортного средства, как и о том, что таможенный орган обязан был запросить необходимую информацию для подтверждения экологического класса автомашины заявителя в любых государственных органах, федеральных агентствах; определить экологический класс его автомашины на основании иной информации, имеющейся в отношении аналогичных автомашин; привлечь специалистов и экспертов для определения экологического класса его автомобиля, не основаны на законе.
Так, согласно ст. 2 ФЗ РФ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.
То есть Смоленская таможня не наделена компетенцией обращаться за получением сертификата соответствия на конкретный автомобиль.
Ссылка заявителя на нормы Таможенного кодекса Таможенного союза не подтверждает обоснованности требований заявителя, и, в частности, положения ст. 183 ТК ТС регулируют другие правоотношения, связанные с представлением документов при таможенном декларировании товара.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 19 ФЗ РФ от 27.10.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании" таможенные органы для выполнения возложенных на них функций, в частности, требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.
Поскольку контроль за соответствием экологического класса транспортного средства в данном случае возложен на таможенные органы, Смоленская таможня с соблюдением требований законодательства, в том числе специального Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, рекомендовала заявителю представить российский сертификат соответствия.
Доводы о наличии пробелов в законодательстве, регулирующем спорное правоотношение, не подтверждаются материалами дела.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Поскольку в данном случае судом не установлено наличия данных оснований, в частности, нарушения Смоленской таможней требований соответствующих нормативных правовых актов, то обоснованно было отказано в удовлетворении заявления.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 7 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)