Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-222/2012

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2012 г. по делу N 33-222/2012


судья Лапаева Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х.,
судей Селютиной И.Ф., Султанова Р.А.,
при секретаре Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Оренбургской таможни на решение Дзержинского районного суда города Оренбурга от 24 ноября 2011 года по делу по иску Оренбургского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Оренбургской таможне о признании незаконным приказа о включении в Реестр владельцев складов временного хранения и его отмене,

установила:

Оренбургский транспортный прокуратур обратился в суд с вышеназванным иском в защиту интересов Российской Федерации, указав, что приказом начальника Оренбургской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N включен в Реестр владельцев складов временного хранения ЗАО "Р-О" на склад временного хранения (далее - СВХ) открытого типа, расположенный по адресам: Согласно заявления ЗАО "Р-О" от ДД.ММ.ГГГГ N "О включении в Реестр владельцев СВХ в Соль-Илецке"в качестве СВХ предусматривается складское хозяйство, находящееся в пределах единого периметра, по двум почтовым адресам. Состоит из открытой площадки площадью 57 459 кв. м, содержащей два участка железнодорожного пути общей длиной 1052 м для хранения товаров и участка подъездного пути длиной 486 метра для выполнения маневровых работ.
ЗАО "Р-О" представило в Оренбургскую таможню договор аренды двух земельных участков 25340 кв. м и 32119 кв. м, согласно которому арендодатель ООО "И" передало ему в аренду указанные земельные участки. Какие-либо документы на право пользования указанными в заявлении железнодорожными путями у ЗАО "Р-О" отсутствовали и в Оренбургскую таможню представлены не были.
В соответствие со ст. 24 Таможенного кодекса Таможенного союза условием включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения является нахождение в собственности, в хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения. Если владение помещениями и (или открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее 1 года.
В связи с изложенным считает приказ начальника Оренбургской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N о включении в Реестр владельцев складов временного хранения ЗАО "Р-О" на склад временного хранения (далее - СВХ) открытого типа, расположенный по адресам: незаконным, поскольку нарушены положения ст. 24 Таможенного кодекса Таможенного союза, т.к. в заявлении о включении в Реестр владельцев СВХ в г. Соль-Илецке указывалось, что хранение товаров будет осуществляться на железнодорожных путях, однако документы на право пользования железнодорожными путями у Общества отсутствовали. В то же время железнодорожные пути подпадают под определение открытых площадок и требуют специального оформления. Вместе с тем указанные железнодорожные пути не приняты в эксплуатацию и их использование противоречит требованиям Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". В результате незаконного издания приказа нарушены интересы неопределенного круга лиц, чьи товары будут храниться на СВХ, а также подлежащих таможенному контролю на складе. Кроме того, незаконный приказ нарушает интересы Российской Федерации, выраженные в указанных федеральных законах. Просил признать незаконным и отменить приказ начальника Оренбургской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N "О включении в Реестр владельцев складов временного хранения ЗАО "Р-О" и создании постоянной зоны таможенного контроля"
В судебном заседании старший помощник Оренбургского транспортного прокурора Горнике Н.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представители ответчика Н.К.Р. действующий на основании доверенности от 12 января 2011 года N 006, и А.П.В. действующий на основании доверенности от 07 сентября 2011 года N 100, исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать и пояснили, что согласно письму Федеральной таможенной службы России от 29 сентября 2011 года N 01-11/47268 "О включении в реестры владельцев складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли" таможенные органы не вправе требовать от лиц, обратившихся с заявлениями о включении в реестры владельцев складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли представления документов и информации или осуществления действий, представление и осуществление которых не предусмотрено нормативными актами, регулирующими отношения, возникшие в связи с предоставлением государственной услуги. В ходе рассмотрения заявления ЗАО "Р-О" о включении в Реестр были истребованы все необходимые документы, предусмотренные ст. 72 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в том числе договор аренды земельных участков, на которых располагается СВХ, договор на безвозмездное пользование железнодорожными путями, заключенный с ООО "И", договор от ДД.ММ.ГГГГ N на подачу и уборку вагонов, что обуславливает возможность использования этих железнодорожных путей. Полагают, что железнодорожные пути не относятся к открытым площадками и потому на них не распространяются требования ст. 24 Таможенного кодекса Таможенного союза и не требуются документы о праве собственности и владении ими на ином основании в зарегистрированном виде.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ЗАО "Р-О", С.П.А., действующий на основании доверенности от 29 декабря 2010 года N 426, просил в иске прокурору отказать и пояснил, что ЗАО "Р-О" располагает достаточными документами для включения его в Реестр владельцев СВХ. К открытой площадке относится земельный участок, на котором находятся железнодорожные пути. Договор аренды на это участок у ЗАО "Р-О" имеется, зарегистрирован в учреждении юстиции. Готовность железнодорожных путей к эксплуатации определяется в 85% и поэтому договор на их аренду на срок свыше одного года, подлежащий обязательной регистрации, стороны заключить не могут. Считает, что оспариваемым приказом от ДД.ММ.ГГГГ требования ст. 24 Таможенного кодекса Таможенного союза не нарушены.
Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 24 ноября 2011 года исковые требования Оренбургского транспортного прокурора удовлетворены. Приказ начальника Оренбургской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N "О включении в Реестр владельцев складов временного хранения ЗАО "Р-О" и создании постоянной зоны таможенного контроля" признан незаконным и отменен.
В кассационной жалобе Оренбургская таможня просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
Заслушав доклад судьи Султанова Р.А., выслушав старшего помощника Оренбургского транспортного прокурора Горнике Н.В., просившего оставить решение суда без изменения, представителей ответчика А.П.В. действующего на основании доверенности от 16 января 2012 года N 020, Н.К.Р. действующего на основании доверенности от 29 декабря 2011 года N 130, Ч.К.С. действующего на основании доверенности от 29 декабря 2011 года N 126, поддержавших доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ЗАО "Р-О" обратилось с заявлением к начальнику Оренбургской таможни о включении данного ЗАО в Реестр владельцев складов временного хранения открытого типа по складу, расположенному по адресам: В заявлении указано, что в качестве СВХ предусматривается складское хозяйство, находящееся в пределах единого периметра, без разрывов, по двум почтовым адреса, общей площадью 57 459 кв. м. СВХ состоит из открытой площадки площадью 57 236, 2 кв. м, содержащей два участка железнодорожного пути общей длиной 1052 для хранения товаров и участка подъездного пути ПЧ-3, длиной 486 м, для выполнения маневровых работ, а также из 4 помещений для охраны, для хранения товаров, требующих особых условий хранения и для хранения ДРТ.
Приказом начальника Оренбургской таможни N от ДД.ММ.ГГГГ "О включении в Реестр владельцев складов временного хранения ЗАО "Р-О" и создании постоянной зоны таможенного контроля" ЗАО "Р-О" включен в Реестр владельцев складов временного хранения. Создана постоянная зона таможенного контроля на территории СВХ ЗАО "Р-О" по адресам:
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что в качестве СВХ ЗАО "Р-О" заявлены два участка железной дороги для хранения товара и участок подъездного пути и другое. ЗАО "Р-О" не владея железнодорожными путями, как открытыми площадками на праве собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении не представил в Оренбургскую таможню договор аренды подъездных путей, заключенный на срок более одного года, прошедший государственную регистрацию и дающий основание для включения данного ЗАО в Реестр владельцев СВХ. Суд не согласился с доводами представителей ответчика о том, что железнодорожные пути не относятся к понятию "открытая площадка" и о надлежащем оформлении ответчиком документов на открытую площадку - земельный участок и указал, что открытая площадка - это специально оборудованное место, расположенное на земельном участке, площадь которого определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Открытая площадка может занимать меньшую площадь, чем земельный участок, на котором организована. Земельный участок и открытая площадка не подменяют друг друга как понятия и у ответчика на момент вынесения обжалуемого приказа отсутствовали документы на открытую площадку, предназначенную для использования склада временного хранения.
Однако с такими выводами суда судебная коллегия не соглашается, поскольку они не соответствуют материалам дела и требованиям законодательства.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Согласно п. 1 ст. 69 данного Закона владельцем склада временного хранения может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев складов временного хранения.
Согласно п. 1 ст. 70 данного Закона условия включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения установлены статьей 24 Таможенного кодекса таможенного союза. (далее - ТК ТС).
В соответствие с п. 1 ст. 24 ТК ТС условиями включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения являются: нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям установленным законодательством государств - членов таможенного союза /п. п 1/, наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами /п. п. 2/, отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней /п. п. 3/, отсутствие фактов привлечения в течение одного года со дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушение в сфере таможенного дела /п. п. 4/, соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза /п. п. 5/. Если владение помещениями и (или) открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее одного года на день подачи заявления и включении в реестр владельцев СВХ. /п. 2/
В соответствии с п. 1 и пп. 1 п. 4 ст. 71 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) помещения и открытые площадки, предназначенные для использования в качестве СВХ, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц и обеспечить возможности проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. К обустройству, оборудованию и месту нахождения СВХ предъявляется требование в том числе о наличие подъездных путей (в зависимости от вида транспорта).
Согласно п. 2 ст. 72 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) к заявлению о включении в реестр владельцев складов временного хранения прилагаются следующие документы, подтверждающие заявленные сведения: учредительные документы заявителя /пп. 1/, документы, подтверждающие факт внесения записи о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц /пп. 2/, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе /пп. 3/, документы, подтверждающие право владения помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве СВХ /пп. 4/, планы и чертежи помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве СВХ /пп. 5/, подтверждения банков об открытых в них счетах заявителя /пп. 6/, договор страхования риска гражданской ответственности заявителя /п. п. 7/, документы, подтверждающие предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов /пп. 8/, расчетная документация, на основании которой определен полезный объем помещения и (или) открытой площадки /пп. 9/, разрешительные документы, подтверждающие право заявителя осуществлять хранение товаров отдельных категорий, если наличие таких документов предусмотрено законодательством Российской Федерации (в случае, если заявитель планирует хранение товаров, требующих таких разрешительных документов) /пп. 10/, иные документы, представляемые заявителем для подтверждения заявленных требований по его усмотрению /пп. 11/.
Таким образом, Федеральный закон от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" устанавливает исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о включении в реестр владельцев СВХ.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что при обращении с заявлением ЗАО "Р-О", не являясь собственником, предоставило договор аренды земельных участков N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный им с арендодателем ООО "И" сроком на три года, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 28 июня 2010 года, и иные документы, предусмотренные п. 2 ст. 72 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
При данных обстоятельствах судебная коллегия находит выводы суда о необходимости предоставления ЗАО "Р-О" при подаче заявления на включение в реестр владельцев складов временного хранения еще и документов, подтверждающих право владения заявителя подъездными железнодорожными путями, а именно договора аренды подъездных путей, заключенный на срок более одного года, прошедший государственную регистрацию, не обоснованными, не предусмотренными таможенным законодательством Российской Федерации, а именно п. 2 ст. 72 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Кроме того, в соответствии с вышеизложенными требованиями законодательства, в качестве склада может использоваться только либо помещение либо открытая площадка. Подъездные железнодорожные пути на территории складского хозяйства не являются открытой площадкой, а относятся в соответствие с пп. 1 п. 4 ст. 71 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" к обустройству СВХ.
Согласно заявления ЗАО "Р-О" от 12 августа 2010 года в качестве СВХ указано складское хозяйство, находящееся в пределах единого периметра, без разрывов общей площадью 57 459 квадратных метра, которая состоит из открытой площадки, площадью 57 236,2 квадратных метра, содержащей два участка железнодорожного пути общей длиной 1052 метра, для хранения товара, участка подъездного пути длиной 486 м для выполнения маневровых работ, и четырех помещений, общей площадью 222, 8 квадратных метра /Раздел III пункт 1/. Участок железнодорожного пути, состоит из двух подъездных путей (путь N 10 длиной 533 метра и путь N 11 длиной 519 метров) общей длиной 1 052 метра. /Раздел III пункт 3/.
В связи с этим ссылка прокурора на необходимость представления ЗАО "Р-О" при обращении с вышеуказанным заявлением от 12 августа 2010 года в Оренбургскую таможню документов, подтверждающих право пользования указанными в заявлении железнодорожными путями в связи с осуществлением хранения товаров на железнодорожных путях, является не состоятельной, поскольку данные участки железнодорожного пути являются подъездными и в соответствие пп. 1 п. 4 ст. 71 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" относятся к обустройству СВХ и не являются самостоятельной открытой площадкой.
С учетом изложенного, решение суда, которым исковые требования транспортного прокурора удовлетворены, подлежит отмене на основании п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ.
В связи с тем, что все обстоятельства дела по делу установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия, в силу ст. 361 ГПК РФ, считает возможным вынести новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Оренбургской таможне о признании незаконным приказа о включении в Реестр владельцев складов временного хранения и его отмене отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 360, 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Дзержинского районного суда города Оренбурга от 24 ноября 2011 года по делу по иску Оренбургского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Оренбургской таможне о признании незаконным приказа о включении в Реестр владельцев складов временного хранения и его отмене - отменить.
Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Оренбургского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Оренбургской таможне о признании незаконным и отмене приказа начальника Оренбургской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N О включении в Реестр владельцев складов временного хранения ЗАО "Р-О" и создании постоянной зоны таможенного контроля" на склад временного хранения открытого типа, расположенный в. отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)