Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.12.2013 ПО ДЕЛУ N А13-141/2013

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. по делу N А13-141/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 декабря 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от заявителя Чиж С.А. по доверенности от 07.08.2012 N 248-7.2.2-ЗЮ, от ответчика Ивановой М.Ю. по доверенности от 28.12.2012 N 06-21/21567,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Лесопромышленная холдинговая компания "Череповецлес" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 9 сентября 2013 года по делу N А13-141/2013 (судья Логинова О.П.),

установил:

открытое акционерное общество "Лесопромышленная холдинговая компания "Череповецлес" (ОГРН 1023501238860; далее - общество, ОАО "ЛХК "Череповецлес") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к Вологодской таможне (ОГРН 1037800003493; далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченных в период с 27.10.2009 по 18.12.2009 таможенных сборов в размере 538 000 руб. по полным периодическим декларациям и о возложении обязанности принять решение о возврате излишне уплаченных при подаче полных периодических деклараций в период с 27.10.2009 по 18.12.2009 таможенных сборов в указанной сумме (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом).
В соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом первой инстанции произведена замена Вологодской таможни на Санкт-Петербургскую таможню в связи с реорганизацией Вологодской таможни в форме присоединения к Санкт-Петербургской таможне.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 09.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что пункт 7.1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - Постановление N 863), введенный в указанный нормативный правовой акт постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863" (далее - Постановление N 220), противоречит определению Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2008 N 631-О-О и постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08. Считает, что действия таможни противоречат таможенному законодательству. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Таможня в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании с ее доводами не согласились, просят решение оставить без изменения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в июне - декабре 2009 года таможней произведено таможенное оформление лесоматериалов, экспортируемых ОАО "ЛХК "Череповецлес" с применением упрощенного порядка декларирования. При подаче временных периодических деклараций были уплачены сборы за таможенное оформление в сумме 538 000 рублей.
Позднее обществом оформлены полные периодические декларации на вывоз с взиманием сборов за таможенное оформление в сумме 538 000 рублей.
По факту уплаты в июне - декабре 2009 года таможенных сборов при подаче временных периодических деклараций и полных периодических деклараций между обществом и таможенным органом было достигнуто соглашение от 14.03.2013.
В соответствии с частью 2 статьи 70 АПК РФ признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Достигнутое в судебном заседании или вне судебного заседания соглашение сторон по обстоятельствам удостоверяется их заявлениями в письменной форме и заносится в протокол судебного заседания.
Таким образом, по данному делу не подлежат дальнейшему доказыванию признанные сторонами в результате достигнутого соглашения, следующие фактические обстоятельства: в период с 26.06.2009 по 30.09.2009 при подаче обществом временных периодических деклараций N 10204060/090709/0000791, 10204060/090709/0000790, 10204060/260609/0000761, 10204060/030709/0000772,10204060/260609/0000760, 10204060/100709/0000795, 10204060/170709/0000824, 10204060/270709/0000837, 10204060/290709/0000848, 10204060/310709/0000860, 10204060/280809/0001041, 10204060/140909/0001125, 10204060/130809/0000922, 10204060/180909/0001157, 10204060/050809/0000884, 10204060/240809/0000990, 10204060/270809/0001025, 10204060/130709/0000806, 10204060/030809/0000864, 10204060/180809/0000956, 10204060/200809/0000980, 10204060/270809/0001032, 10204060/300709/0000852, 10204060/060809/0000890, 10204060/070809/0000893, 10204060/040909/0001077, 10204060/010909/0001058, 10204060/310809/0001052, 10204060/040909/0001076, 10204060/140809/0000939, 10204060/230909/0001169, 10204060/220709/0000831, 10204060/140809/0000937, 10204060/170809/0000951, 10204060/070909/0001084, 10204060/210909/0001161, 10204060/250809/0001010, 10204060/240809/0000991, 10204060/280809/0001042, 10204060/020909/0001068, 10204060/170909/0001146, 10204060/250909/0001187, 10204060/300909/0001210, 10204060/170909/0001144, 10204060/110909/0001118, 10204060/260809/0001022, 10204060/040909/0001082, 10204060/110909/0001117, 10204060/180909/0001156, 10204060/080909/0001096, 10204060/110909/0001114, 10204060/160909/0001136, 10204060/240909/0001173, 10204060/250909/0001182, 10204060/250909/0001188, 10204060/290909/0001208, 10204060/240809/0001002, 10204060/260809/0001019, 10204060/280809/0001039, 10204060/040909/0001079 уплачены таможенные сборы в общей сумме 538 000 рублей платежными поручениями от 19.06.2009 N 645, от 24.06.2009 N 668, от 01.07.2009 N 717, от 02.07.2009 N 733, от 10.07.2009 N 769, от 23.07.2009 N 813, от 30.07.2009 N 859, от 12.08.2009 N 900, от 20.08.2009 N 931, от 25.08.2009 N 952, от 27.08.2009 N 970, от 01.09.2009 N 6, от 09.09.2009 N 36, от 11.09.2009 N 48, от 16.09.2009 N 68, от 22.09.2009 N 88, от 24.09.2009 N 95.
При окончательном оформлении товара в период с 27.10.2009 по 18.12.2009 обществом при подаче полных периодических деклараций (ППД) N 10204060/281009/0001340, 10204060/281009/0001338, 10204060/271009/0001328, 10204060/271009/0001337, 10204060/271009/0001336, 10204060/281009/0001344, 10204060/281009/0001347, 10204060/291009/0001348, 10204060/291009/0001350, 10204060/251109/0001491, 10204060/271109/0001514, 10204060/081209/0001568, 10204060/231109/0001460, 10204060/081209/0001571, 10204060/251109/0001494, 10204060/241109/0001483, 10204060/271109/0001513, 10204060/291009/0001349, 10204060/251109/0001492, 10204060/241109/0001480, 10204060/241109/0001482, 10204060/251109/0001489, 10204060/251109/0001490, 10204060/231109/0001459, 10204060/201109/0001448, 10204060/271109/0001511, 10204060/261109/0001503, 10204060/081209/0001566, 10204060/081209/0001569, 10204060/241109/0001481, 10204060/091209/0001573, 10204060/291009/0001352, 10204060/231109/0001468, 10204060/251109/0001493, 10204060/261109/0001502, 10204060/091209/0001572, 10204060/261109/0001499, 10204060/251109/0001498, 10204060/271109/0001518, 10204060/111209/0001596, 10204060/101209/0001591, 10204060/101209/0001589, 10204060/181209/0001630, 10204060/101209/0001587, 10204060/261109/0001505, 10204060/261109/0001508, 10204060/271109/0001510, 10204060/111209/0001595, 10204060/141209/0001610, 10204060/101209/0001584, 10204060/111209/0001602, 10204060/101209/0001582, 10204060/111209/0001600, 10204060/141209/0001605, 10204060/111209/0001601, 10204060/111209/0001597, 10204060/251109/0001497, 10204060/261109/0001500, 10204060/101209/0001586, 10204060/261109/0001504 уплачены таможенные сборы в общей сумме 538 000 рублей по платежным поручениям от 14.10.2009 N 189, от 26.10.2009 N 239.
Считая излишне уплаченными таможенные сборы по полным периодическим декларациям в общей сумме 659 500 рублей (в том числе и по указанным выше декларациям), общество в октябре 2009 года обратилось в таможенный орган с заявлениями от 12.10.2012 N 342-7.2.2-ЗЮ и от 23.10.2012 N 342-7.2.2-ЗЮ (том 1, листы 16, 19) о возврате денежных средств.
Решениями от 19.10.2009 N 07-56/8389 (том 1, лист 25) и от 29.10.2009 N 07-56/8649 (том 1, лист 26) таможня отказала в возврате 659 000 рублей таможенных сборов, уплаченных при подаче полных периодических деклараций.
Не согласившись с таким отказом, общество обжаловало действия таможенного органа в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал обжалуемые действия таможенного органа законными, исходя из установленного момента возникновения спорных правоотношений.
Апелляционная инстанция соглашается с данным выводом в силу следующего.
Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ) и должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 1 статьи 357.6 ТК РФ).
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с данным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
В силу пункта 1 статьи 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.
При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (пункты 1, 4 статьи 138 ТК РФ).
Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных названным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (пункт 2 статьи 137 ТК РФ).
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 357.10 ТК РФ).
Действительно, пунктом 7 Постановления N 863 предусмотрено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 руб.
По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил, что подача полной таможенной декларации по своей правовой природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер уплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07.11.2008 N 631-О-О указал, что представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.
С учетом данных выводов установленная пунктом 7 Постановления N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Вместе с тем Постановлением N 220 вышеназванное Постановление N 863 дополнено пунктом 7.1, устанавливающим, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным данным Постановлением, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
Суд первой инстанции правильно отметил, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ в редакции, которая действовала до 01.10.2009, таможенные сборы за таможенное оформление уплачивались при декларировании товаров.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ "О внесении изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации" указанная норма изменена, дополнена словами "в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации".
Поскольку в рассматриваемом случае подача обществом полных таможенных деклараций произведена в период с 27.10.2009 по 18.12.2009, то есть после 01.10.2009 (в период действия статьи 357.7 ТК РФ в новой редакции), то у общества существовала обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное оформление в том числе и при подаче в таможенный орган полной периодической декларации.
Пунктами 1 и 2 статьи 4 ТК РФ установлено, что постановления Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда указанные акты улучшают положение лиц либо если их обратная сила предусмотрена федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Следовательно, пункт 7.1 вышеуказанного Постановления правомерно применен к данным правоотношениям.
Аналогичная позиция выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 N 10551/09.
Таким образом, суд первой инстанции правильно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка общества на позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.07.2008 N 4574/08 в обоснование своих доводов является несостоятельной.
Данное постановление принято на основе положений законодательства по состоянию на 08.07.2008 и не учитывает изменившееся нормативно-правовое регулирование, а именно принятие Постановления N 220, которое вступило в законную силу 25.03.2009.
Ссылка общества в обоснование своих доводов на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 07.11.2008 N 631-О-О, также не принимается судом апелляционной инстанции.
Конституционный Суд Российской Федерации в данном определении указывает: "Таможенный кодекс Российской Федерации относит таможенные сборы наряду с ввозной и вывозной таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизом, взимаемыми при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, к таможенным платежам, которые взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 318), и в общем виде устанавливает их основные элементы: плательщиков, порядок исчисления, сроки, порядок и формы уплаты (статьи 357.3, 357.5, 357.6 и 357.7). Что касается ставок такого вида таможенных сборов, как таможенные сборы за таможенное оформление, то согласно пункту 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации они устанавливаются Правительством Российской Федерации, однако размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 000 рублей.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации Правительство Российской Федерации своими нормативными правовыми актами может предусматривать обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей на Правительство Российской Федерации, а также устанавливать ставки неналоговых платежей (сборов), если это делегировано ему федеральным законом, в котором непосредственно определены плательщики и объект обложения; такого рода нормативное правовое регулирование не противоречит Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации".
Таким образом, указанным определением не опровергается, а подтверждается, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать такие виды неналоговых платежей (сборов), как таможенные сборы, во исполнение пункта 1 статьи 357.10 ТК РФ.
Декларирование товаров, в соответствии со статьей 124 ТК РФ, производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
При применении процедуры периодического декларирования имеют место два факта подачи декларации - временной и полной.
Внесенные Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ в пункт 1 статьи 357.7 ТК РФ изменения по существу не меняют содержания пункта 1, а уточняют его, что выражается во фразе "в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации", означающей, что перечисляемые виды декларирования включаются в более общее понятие декларирования.
Таким образом, внесенные Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ изменения не порождают новой обязанности по уплате таможенных платежей дважды при применении процедуры периодического временного декларирования, а уточняют содержание пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ, согласно которому с учетом положений пункта 7.1 Постановления N 863 таможенные сборы подлежат уплате дважды - как при подаче временной, так и при подаче полной таможенной декларации.
Суд всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, нормы процессуального права соблюдены.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 9 сентября 2013 года по делу N А13-141/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Лесопромышленная холдинговая компания "Череповецлес" - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА

Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)