Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.04.2013 N 15АП-3346/2013 ПО ДЕЛУ N А32-27112/2012

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2013 г. N 15АП-3346/2013

Дело N А32-27112/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Захаровой Л.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фрулэнд" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2013 по делу N А32-27112/2012, принятое судьей Суминой О.С., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрулэнд" к заинтересованному лицу Новороссийской таможне о признании незаконным бездействие таможни, а также обязании,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фрулэнд" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным бездействия таможни, выразившегося в непредставлении тарифных преференций на товар, ввезенный по таможенным декларациям NN 10317100/170311/0003729, 10317100/100511/0006867, а также обязании Новороссийской таможни устранить допущенные нарушения путем предоставления преференциального режима по указанным ДТ, восстановлении срока на оспаривание незаконного бездействия Новороссийской таможни.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что представленные в качестве документального подтверждения оснований для предоставления тарифных преференций сертификаты заполнены с нарушением действующих правил, в связи с чем таможенным органом правомерно и обоснованно отказано в предоставлении таможенных льгот. Кроме того, судом установлен факт пропуска заявителем срока на обжалование действий в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие уважительных причин пропуска такого срока.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что не имело возможности подать заявление по настоящему делу до вынесения ФАС Северо-Западного округа постановления по делу N А56-45035/2011, которым установлена возможность применения сертификата на французском языке в целях предоставления тарифных преференций. По существу спора общество полагает, что сертификат происхождения товара по форме "А" заполняется в соответствии с Общей системой преференций, принятой в 1970 году Рабочей группой UNSTAD (TD/B/AC.5/38), согласно которой сертификат составлен, в том числе, на французском языке.
В отзыве на жалобу таможенный орган указывает, что сертификаты для подтверждения товара должны быть предоставлены по определенной форме и заполнены на русском или английском языках.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Фрулэнд", место нахождения: 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 10, ОГРН 1097847106312 (далее - общество), действуя в соответствии с заключенным с иностранной фирмой "САРЛ ФЕНИКС" (Алжир) контрактом от 15.01.2011 N 015DZ-O8O5-O21/N, приобрело и ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по таможенным декларациям N 10317100/170311/0003729 и N 10317100/100511/0006867 товар - финики.
По ДТ N 10317100/170311/0003729 был представлен контракт от 15.01.2011 N 015DZ-0805-021/N, спецификация от 15.01.2011 г. N 1, спецификация от 01.02.2011 г. N 2, инвойс от 17.03.2011 г. N 08/11, коносамент от 12.02.2011 г. N ARKALG00000000448.
По ДТ N 10317100/100511/0006867 был представлен контракт от 15.01.2011 N 015DZ-0805-021/N, спецификация от 17.03.2011 г. N 3, упаковочный лист от 01.02.2011 г., инвойс от 01.02.2011 г. N 04/11, коносамент от 06.04.2011 г. N ARKALG00000000504.
Таможенные платежи уплачены в соответствии со статьями 81, 84 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) без учета таможенных преференций, товары были выпущены без ограничений по процедуре "выпуск для внутреннего потребления".
05.04.2011 г. общество обратилось в таможню с заявлением о предоставлении тарифных преференций и зачете денежных средств, излишне уплаченных по ДТ N 10317100/170311/0003729, предоставив оригинал сертификата происхождения формы "А" N 022846Е.
21.09.2011 г. письмом N 15-39/35416 Новороссийской таможней оригинал сертификата происхождения формы "А" N 022846Е был возвращен обществу, преференции к товару не применены.
В 2011 году общество обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением о предоставлении тарифных преференций и зачете денежных средств, излишне уплаченных по ДТ 10317100/100511/0006867, предоставив оригинал сертификата происхождения формы "А" N 022847Е.
27.10.2011 г. письмом N 15-39/40800 Новороссийской таможней оригинал сертификата происхождения формы "А" N 022846Е был возвращен обществу, преференции к товару не применены.
Полагая указанные действия Новороссийской таможни по отказу в предоставлении преференций являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Судом установлено, что ввезенный обществом товар - финики сушенные, включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции, что следует из положений, содержащихся в Решении Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 18, а также в Решении Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130, которыми утверждены перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза и перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.
Данное обстоятельство таможенным органом также не оспаривается.
Таким образом, при ввозе на территорию РФ из Алжира фиников сушенных, общество имеет право на получение тарифных преференций.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 109 ФЗ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании" определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 N 479 утверждено Соглашение о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, подписанное в г. Москве 12 апреля 1996 года (далее - Правила), в соответствии с пунктом 5 которых в удостоверение происхождения товара в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию - сертификат о происхождении товара по форме "А", принятой в рамках Общей системы преференций.
Из анализа приведенных норм следует, что тарифные преференции, предусмотренные для стран-пользователей схемой преференций, предоставляются в отношении товаров, происхождение которых подтверждается сертификатами о происхождении товаров формы "А".
В соответствии со ст. VII "Документальное свидетельство" Правил в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А", принятую в рамках Общей системы преференций.
Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке.
Как следует из материалов дела, в результате рассмотрения представленных сертификатов в качестве основания для предоставления тарифных, преференций таможенным органом было установлено, что сертификаты NN 022846Е, 022847Е, выданные уполномоченным органом Алжира, не соответствуют образцу сертификатов на русском и английском языках, приведенному в Правилах (приложение 1) ввиду изготовления на французском языке.
Согласно п. 1 распоряжения ГТК РФ от 13.05.2003 N 223-р "О сертификатах происхождения товара формы "А", действовавшего на момент спорных правоотношений, таможенные органы обязаны, в том числе:
- - предоставлять тарифные преференции, предусмотренные для стран пользователей схемой преференций, в отношении товаров, происхождение которых подтверждается сертификатами о происхождении товаров формы "А", при условии заполнения граф сертификатов в соответствии с Правилами;
- - направлять оригиналы сертификатов в ГУФТД и ТР для последующей проверки в случае, если заполнение граф сертификатов не соответствует Правилам.
В соответствии с указанным распоряжением сертификаты NN 022846Е, 022847Е, выданные уполномоченным органом Алжира, были направлены в ГУФТД и ТР ФТС России.
По информации ГУФТД и ТР ФТС России (исх. от 30.08.2011 N 05-89/41714, от 30.09.2012 N 05-89/47461), в соответствии с разделом VII Правил сертификат представляется таможенным органам в напечатанном виде на русском или английском языке. Однако в нарушение указанного требования бланки сертификатов NN 022846Е 022847Е не соответствуют образцу сертификатов на русском и английском языках, приведенному в Правилах, ввиду изготовления на французском языке.
Согласно п. 4 статьи 61 ТК ТС если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставление тарифных преференций.
Учитывая изложенное, на основании пункта 4 статьи 61 Таможенного кодекса Таможенного союза представленные ООО "Фрулэнд" сертификаты не могут быть рассмотрены в качестве основания для предоставления тарифных преференций в отношении товаров, декларированных по спорным ДТ NN 10317100/170311/0003729, 10317100/100511/0006867, в связи с чем оспариваемые действия Новороссийской таможни являются правомерными.
Довод заявителя о том, что сертификат происхождения товара по форме "А" заполняется в соответствии с Общей системой преференций, принятой в 1970 году Рабочей группой UNSTAD (TD/B/AC.5/38), согласно которой сертификат составлен, в том числе, на французском языке, не принимается судом апелляционной инстанции. Как следует из вышеуказанных положений законодательства, в том числе Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 N 479, утвердившего Соглашение о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, подписанное в г. Москве 12 апреля 1996 года тарифные преференции, предусмотренные для стран-пользователей схемой преференций, предоставляются в отношении товаров, происхождение которых подтверждается сертификатами о происхождении товаров формы "А". В свою очередь, сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке
Кроме того, судом установлено, что обществом пропущен срок на оспаривание действий таможенного органа, установленный главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие уважительных на то причин. При этом довод заявителя о том, что он не имел возможности обратиться в суд с настоящим заявлением до вынесения ФАС Северо-Западного округа постановления по делу N А56-45035/2011, является несостоятельным, поскольку указанное дело не имеет отношения к рассматриваемому, и обстоятельства, установленные при его рассмотрении, не могут считаться установленными для настоящего дела.
Пропуск срока на оспаривание действий таможенного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2013 по делу N А32-27112/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фрулэнд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА

Судьи
Л.А.ЗАХАРОВА
О.А.СУЛИМЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)