Судебные решения, арбитраж
Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Шабаев В.Н.
Докладчик: Потлова О.М.
Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Потловой О.М.,
судей: Безденежных Д.А. и Шалагиной О.В.
при секретаре: С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО9 гражданское дело по апелляционной жалобе Кемеровской таможни на решение Ленинского районного суда г. Кемерово от 24 апреля 2013 года по заявлению ФИО1 о признании отказа Кемеровской таможни Федеральной Таможенной службы РФ в выдаче ПТС незаконным,
установила:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании отказа Кемеровской таможни Федеральной Таможенной службы РФ в выдаче ему паспорта транспортного средства, на принадлежащий ему на праве собственности автомобиль "<данные изъяты> года выпуска, VIN <данные изъяты>, незаконным, обязании выдать ему ПТС на данный автомобиль.
Требования заявления мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился на Кузбасский таможенный пост Кемеровской таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль "<данные изъяты> года выпуска, VIN <данные изъяты>, приобретенный в декабре 2012 года в <адрес> для личного пользования и ввезенный на территорию Российской Федерации.
К заявлению им были приложены документы: договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, копия декларации на автомобиль N, Акт экспертного исследования N, копия паспорта, копия сертификата соответствия на автомобиль.
Письмом начальника Кузбасского таможенного поста N 33-45/124 от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в выдаче паспорта транспортного средства со ссылкой на отсутствие в представленных документах одобрения типа транспортного средства - ОТТС (или в установленных случаях Свидетельства), на основании которого должна быть заполнена строка 17 ПТС, характер ввозимого транспортного средства, не позволяющего считать транспортное средство, как ввозимое для личного пользования.
Считает решение об отказе в выдаче паспорта транспортного средства на принадлежащий автомобиль "<данные изъяты> года выпуска, незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Порядок выдачи паспортов транспортных средств установлен Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД РФ, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Пунктом 58 Положения предусмотрено, какие документы должны быть поданы заявителю для выдачи ПТС без таможенного оформления в установленных законодательством РФ случаях.
В соответствии с пунктом 58 Положения выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси. Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси.
В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД ТС может указываться должностным лицом таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.
Согласно пункту 60.9 Положения о паспортах транспортных средств допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства в случаях оформления ПТС на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввезенные в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования (в том числе являющиеся товарами Таможенного союза).
В указанных случаях в строке 17 ПТС делается запись "отсутствует", а в раздел "Особые отметки" ПТС вносятся сведения, подтверждающие данные обстоятельства.
Анализ приведенного выше пункта позволяет сделать вывод о том, что отсутствие сведений о наличии одобрения типа транспортного средства, являющегося товаром Таможенного союза и приобретенного физическим лицом для личного использования не является препятствием для выдачи паспорта транспортного средства таможенным органом.
При таких обстоятельствах, у таможенного органа отсутствовали основания для отказа ему в выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль по данному основанию.
ФИО1 в судебное заседание не явился, его представитель ФИО5 требования заявления поддержала.
Представитель Кемеровской таможни в судебное заседание не явился.
Решением суда постановлено:
Заявление ФИО1 признать обоснованным.
Признать отказ Кемеровской таможни Федеральной Таможенной службы РФ в выдаче ФИО1 паспорта транспортного средства на принадлежащий ему на праве собственности автомобиль "<данные изъяты> года выпуска, VIN <данные изъяты>, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ N М24 незаконным.
Обязать Кемеровскую таможню Федеральной Таможенной службы РФ выдать ФИО1 паспорт транспортного средства на автомобиль "<данные изъяты> года выпуска, <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе начальник Кемеровской таможни ФИО6 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
На апелляционную жалобу ФИО1 принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, выслушав пояснения представителя заинтересованного лица Кемеровской таможни ФИО7, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Кузбасский таможенный пост Кемеровской таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на грузовой автомобиль <данные изъяты> года выпуска, приобретенный в декабре 2012 года в <адрес>, к которому приложил договор купли-продажи спецтехники от ДД.ММ.ГГГГ N, акт экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ N, копию декларации на товары N, копию паспорта и копию сертификата соответствия на автомобиль.
Письмом начальника Кузбасского таможенного поста N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9 - 10) заявителю было отказано в выдаче паспорта транспортного средства в связи с тем, что ввезенный заявителем автомобиль не предназначен для использования в личных целях, при этом последним не представлены таможенному органу сведения о наличии ОТТС или Свидетельства, на основании которых заполняется строка 17 ПТС.
Разрешая заявление и удовлетворяя требования ФИО1, суд исходил из того, что таможенными органами должны выдаваться ПТС на все транспортные средства, ввозимые на территорию РФ, как из иностранных государств (не являющихся государствами - членами Таможенного Союза), так и из <адрес> и <адрес>, и данная функция не была утрачена при введении ТК ТС.
Учитывая срок рассмотрения заявления о выдаче ПТС и то, что при подаче заявления от ДД.ММ.ГГГГ в Федеральную таможенную службу Кемеровская Таможня о выдаче ПТС заявителем были приложены все иные необходимые документы, основания для отказа в выдаче ПТС ФИО1 на приобретенный им автомобиль по основаниям, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ NU24, отсутствовали.
Однако суд, указав основания отказа таможенного органа в выдаче ПТС, заключающиеся в том, что ввезенный заявителем автомобиль не предназначен для использования в личных целях, при этом последним не представлены таможенному органу сведения о наличии ОТТС или Свидетельства, на основании которых заполняется строка 17 ПТС, в нарушение статей 198 и 258 ГПК РФ не привел доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, а также не указал нормы законодательства, нарушенные таможенным органом.
В соответствии с п. 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД РФ N, Министерством промышленности и энергетики РФ N, Министерством экономического развития и торговли РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, паспорта выдаются таможенными органами, в том числе:
- после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза;
- в иных случаях ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств и (или) шасси, являющихся товарами Таможенного союза.
Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии одобрения типа транспортного средства (далее - ОТТС), ОТШ или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (далее - Свидетельство), заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.
Согласно п. 58 Положения выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.
В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси, либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД ТС может указываться должностным лицом таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.
Пунктом 41 Положения предусмотрено, что в строке "17. Одобрение типа ТС" указываются номер, под которым сведения об ОТТС или Свидетельстве включены в реестр, предусмотренный Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, дата выдачи ОТТС или Свидетельства и наименование органа по сертификации или испытательной лаборатории, оформивших указанные документы.
В соответствии с п. 60.9 Положения (особенности оформления паспортов таможенными органами) строка 17 заполняется в соответствии с пунктом 41 Положения.
Однако при разрешении заявленных требований судом не определено и не исследовано главное обстоятельство, имеющее значение для дела, а именно - предназначен ли ввезенный заявителем автомобиль для использования в личных целях.
Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденное совместным Приказом МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, не содержит определения термину "для личного пользования".
Общее понятие "транспортное средство" определено пп. 39 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза, в соответствии с которым транспортные средства - это категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.
В то же время, статьей 351 ТК ТС установлено понятие "транспортное средство для личного пользования", которое подлежит применению при совершении таможенных операций в отношении транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования.
В соответствии с подпунктом 4 данной статьи под транспортным средством для личного пользования понимается авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.
В то же время частью 3 статьи 317 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определено, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 49 ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами.
Согласно п. 1 ст. 352 ТК ТС товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями настоящей главы, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза.
П. 3 ст. 352 ТК ТС закреплено, что критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза.
В целях реализации главы 49 Таможенного кодекса Таможенного союза между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан (членами таможенного союза) ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (далее - Соглашение).
Понятие авто-, мототранспортного средства для личного пользования определено ст. 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".
В соответствии с данной статьей к авто-, мототранспортным средствам для личного пользования относятся:
- автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные, главным образом, для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, за исключением указанных в следующем абзаце;
- квадроциклы, снегоходы и иные легковые транспортные средства, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования;
- мотоциклы, мопеды, мотороллеры, классифицируемые в товарной позиции 8711 ТН ВЭД ТС;
- моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ТС, моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн, классифицируемые в товарных позициях 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ТС.
На основании п. 1 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:
- заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных настоящим Соглашением;
- характера и количества товаров;
- частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.
Таким образом, Соглашением установлено, что физическими лицами для личного пользования могут ввозиться моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн, классифицируемые в товарных позициях 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ТС, в связи с чем ссылки заявителя на статью 3 и приложение 1 к Соглашению являются несостоятельными.
Из акта экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что ввезенный заявителем автомобиль является грузовым бортовым с манипулятором с массой без нагрузки - 8150 кг, разрешенной максимальной массой - 18150 кг.
Следовательно, полная масса ввезенного заявителем транспортного средства (18150 кг) превышает полную массу транспортных средств (5 тонн), предусмотренную Соглашением при определении транспортных средств, ввозимых для личного пользования.
В графе 33 представленной заявителем декларации на товары N, в соответствии с которой спорный автомобиль выпущен для внутреннего потребления в <адрес>, указан код товара по ТН ВЭД ТС - N. Следовательно, код ввезенного автомобиля по ТН ВЭД ТС (N) не соответствует товарным позициям 8704 21 и 8704 31, предусмотренным Соглашением в отношении транспортных средств для личного пользования.
Таким образом, характер ввозимого транспортного средства, его основное предназначение и потребительские свойства, традиционная практика применения и использования не позволяет считать данное транспортное средство, как ввозимое для личного пользования, и ФИО1 ни при таможенном оформлении, ни в ходе судебного разбирательства не было предоставлено доказательств, достоверно подтверждающих, что ввозимое им транспортное средство предназначено для личного пользования.
Ссылка заявителя о том, что приобретенное ФИО1 транспортное средство не входит в Перечень товаров, не относящихся к товарам личного пользования, установленный Приложением 1 к Соглашению, не может быть признана состоятельной, поскольку в соответствии с Соглашением государств - членов таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" критерием отнесения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования является также характер товара.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что таможенным органом принято оспариваемое решение об отказе в выдаче паспорта транспортного средства в связи с тем, что ввезенный заявителем автомобиль не предназначен для использования в личных целях, при этом последним не представлены таможенному органу сведения о наличии ОТТС или Свидетельства, на основании которых заполняется строка 17 ПТС.
В связи с чем решение суда подлежит отмене, а при вынесении нового решения, в удовлетворении заявления ФИО1 о признании отказа Кемеровской таможни Федеральной Таможенной службы РФ в выдаче ПТС незаконным следует отказать.
При этом доводы жалобы о ненадлежащем извещении представителя заинтересованного лица о времени и месте слушания дела не служат основанием к отмене решения суда, поскольку материалами дела подтверждается факт получения извещения о слушании дела на ДД.ММ.ГГГГ представителем Кемеровской таможни Г. ДД.ММ.ГГГГ (уведомление о вручении л.д. 23). Ссылка на входящий штамп с указанием количества листов, подтверждающий, по мнению таможенного органа, не получение заинтересованным лицом судебной повестки, не является основанием для отмены решения суда. Заинтересованное лицо было вправе ознакомиться с движением дела на Интернет-сайте Ленинского районного суда г. Кемерово, ссылки на который имеются в апелляционной жалобе. Непроведение досудебной подготовки не относится к существенным нарушениям норм ГПК РФ, влекущим безусловную отмену решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 24 апреля 2013 года отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании отказа Кемеровской таможни Федеральной Таможенной службы РФ в выдаче паспорта транспортного средства незаконным отказать.
Председательствующий
О.М.ПОТЛОВА
Судьи
Д.А.БЕЗДЕНЕЖНЫХ
О.В.ШАЛАГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33А-6527
Разделы:Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. по делу N 33А-6527
Судья: Шабаев В.Н.
Докладчик: Потлова О.М.
Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Потловой О.М.,
судей: Безденежных Д.А. и Шалагиной О.В.
при секретаре: С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО9 гражданское дело по апелляционной жалобе Кемеровской таможни на решение Ленинского районного суда г. Кемерово от 24 апреля 2013 года по заявлению ФИО1 о признании отказа Кемеровской таможни Федеральной Таможенной службы РФ в выдаче ПТС незаконным,
установила:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании отказа Кемеровской таможни Федеральной Таможенной службы РФ в выдаче ему паспорта транспортного средства, на принадлежащий ему на праве собственности автомобиль "<данные изъяты> года выпуска, VIN <данные изъяты>, незаконным, обязании выдать ему ПТС на данный автомобиль.
Требования заявления мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился на Кузбасский таможенный пост Кемеровской таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль "<данные изъяты> года выпуска, VIN <данные изъяты>, приобретенный в декабре 2012 года в <адрес> для личного пользования и ввезенный на территорию Российской Федерации.
К заявлению им были приложены документы: договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, копия декларации на автомобиль N, Акт экспертного исследования N, копия паспорта, копия сертификата соответствия на автомобиль.
Письмом начальника Кузбасского таможенного поста N 33-45/124 от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в выдаче паспорта транспортного средства со ссылкой на отсутствие в представленных документах одобрения типа транспортного средства - ОТТС (или в установленных случаях Свидетельства), на основании которого должна быть заполнена строка 17 ПТС, характер ввозимого транспортного средства, не позволяющего считать транспортное средство, как ввозимое для личного пользования.
Считает решение об отказе в выдаче паспорта транспортного средства на принадлежащий автомобиль "<данные изъяты> года выпуска, незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Порядок выдачи паспортов транспортных средств установлен Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД РФ, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Пунктом 58 Положения предусмотрено, какие документы должны быть поданы заявителю для выдачи ПТС без таможенного оформления в установленных законодательством РФ случаях.
В соответствии с пунктом 58 Положения выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси. Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси.
В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД ТС может указываться должностным лицом таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.
Согласно пункту 60.9 Положения о паспортах транспортных средств допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства в случаях оформления ПТС на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввезенные в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования (в том числе являющиеся товарами Таможенного союза).
В указанных случаях в строке 17 ПТС делается запись "отсутствует", а в раздел "Особые отметки" ПТС вносятся сведения, подтверждающие данные обстоятельства.
Анализ приведенного выше пункта позволяет сделать вывод о том, что отсутствие сведений о наличии одобрения типа транспортного средства, являющегося товаром Таможенного союза и приобретенного физическим лицом для личного использования не является препятствием для выдачи паспорта транспортного средства таможенным органом.
При таких обстоятельствах, у таможенного органа отсутствовали основания для отказа ему в выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль по данному основанию.
ФИО1 в судебное заседание не явился, его представитель ФИО5 требования заявления поддержала.
Представитель Кемеровской таможни в судебное заседание не явился.
Решением суда постановлено:
Заявление ФИО1 признать обоснованным.
Признать отказ Кемеровской таможни Федеральной Таможенной службы РФ в выдаче ФИО1 паспорта транспортного средства на принадлежащий ему на праве собственности автомобиль "<данные изъяты> года выпуска, VIN <данные изъяты>, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ N М24 незаконным.
Обязать Кемеровскую таможню Федеральной Таможенной службы РФ выдать ФИО1 паспорт транспортного средства на автомобиль "<данные изъяты> года выпуска, <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе начальник Кемеровской таможни ФИО6 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
На апелляционную жалобу ФИО1 принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, выслушав пояснения представителя заинтересованного лица Кемеровской таможни ФИО7, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Кузбасский таможенный пост Кемеровской таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на грузовой автомобиль <данные изъяты> года выпуска, приобретенный в декабре 2012 года в <адрес>, к которому приложил договор купли-продажи спецтехники от ДД.ММ.ГГГГ N, акт экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ N, копию декларации на товары N, копию паспорта и копию сертификата соответствия на автомобиль.
Письмом начальника Кузбасского таможенного поста N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9 - 10) заявителю было отказано в выдаче паспорта транспортного средства в связи с тем, что ввезенный заявителем автомобиль не предназначен для использования в личных целях, при этом последним не представлены таможенному органу сведения о наличии ОТТС или Свидетельства, на основании которых заполняется строка 17 ПТС.
Разрешая заявление и удовлетворяя требования ФИО1, суд исходил из того, что таможенными органами должны выдаваться ПТС на все транспортные средства, ввозимые на территорию РФ, как из иностранных государств (не являющихся государствами - членами Таможенного Союза), так и из <адрес> и <адрес>, и данная функция не была утрачена при введении ТК ТС.
Учитывая срок рассмотрения заявления о выдаче ПТС и то, что при подаче заявления от ДД.ММ.ГГГГ в Федеральную таможенную службу Кемеровская Таможня о выдаче ПТС заявителем были приложены все иные необходимые документы, основания для отказа в выдаче ПТС ФИО1 на приобретенный им автомобиль по основаниям, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ NU24, отсутствовали.
Однако суд, указав основания отказа таможенного органа в выдаче ПТС, заключающиеся в том, что ввезенный заявителем автомобиль не предназначен для использования в личных целях, при этом последним не представлены таможенному органу сведения о наличии ОТТС или Свидетельства, на основании которых заполняется строка 17 ПТС, в нарушение статей 198 и 258 ГПК РФ не привел доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, а также не указал нормы законодательства, нарушенные таможенным органом.
В соответствии с п. 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД РФ N, Министерством промышленности и энергетики РФ N, Министерством экономического развития и торговли РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, паспорта выдаются таможенными органами, в том числе:
- после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза;
- в иных случаях ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств и (или) шасси, являющихся товарами Таможенного союза.
Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии одобрения типа транспортного средства (далее - ОТТС), ОТШ или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (далее - Свидетельство), заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.
Согласно п. 58 Положения выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.
В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси, либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД ТС может указываться должностным лицом таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.
Пунктом 41 Положения предусмотрено, что в строке "17. Одобрение типа ТС" указываются номер, под которым сведения об ОТТС или Свидетельстве включены в реестр, предусмотренный Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, дата выдачи ОТТС или Свидетельства и наименование органа по сертификации или испытательной лаборатории, оформивших указанные документы.
В соответствии с п. 60.9 Положения (особенности оформления паспортов таможенными органами) строка 17 заполняется в соответствии с пунктом 41 Положения.
Однако при разрешении заявленных требований судом не определено и не исследовано главное обстоятельство, имеющее значение для дела, а именно - предназначен ли ввезенный заявителем автомобиль для использования в личных целях.
Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденное совместным Приказом МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, не содержит определения термину "для личного пользования".
Общее понятие "транспортное средство" определено пп. 39 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза, в соответствии с которым транспортные средства - это категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.
В то же время, статьей 351 ТК ТС установлено понятие "транспортное средство для личного пользования", которое подлежит применению при совершении таможенных операций в отношении транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования.
В соответствии с подпунктом 4 данной статьи под транспортным средством для личного пользования понимается авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.
В то же время частью 3 статьи 317 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определено, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 49 ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами.
Согласно п. 1 ст. 352 ТК ТС товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями настоящей главы, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза.
П. 3 ст. 352 ТК ТС закреплено, что критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза.
В целях реализации главы 49 Таможенного кодекса Таможенного союза между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан (членами таможенного союза) ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (далее - Соглашение).
Понятие авто-, мототранспортного средства для личного пользования определено ст. 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".
В соответствии с данной статьей к авто-, мототранспортным средствам для личного пользования относятся:
- автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные, главным образом, для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, за исключением указанных в следующем абзаце;
- квадроциклы, снегоходы и иные легковые транспортные средства, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования;
- мотоциклы, мопеды, мотороллеры, классифицируемые в товарной позиции 8711 ТН ВЭД ТС;
- моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ТС, моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн, классифицируемые в товарных позициях 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ТС.
На основании п. 1 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:
- заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных настоящим Соглашением;
- характера и количества товаров;
- частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.
Таким образом, Соглашением установлено, что физическими лицами для личного пользования могут ввозиться моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн, классифицируемые в товарных позициях 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ТС, в связи с чем ссылки заявителя на статью 3 и приложение 1 к Соглашению являются несостоятельными.
Из акта экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что ввезенный заявителем автомобиль является грузовым бортовым с манипулятором с массой без нагрузки - 8150 кг, разрешенной максимальной массой - 18150 кг.
Следовательно, полная масса ввезенного заявителем транспортного средства (18150 кг) превышает полную массу транспортных средств (5 тонн), предусмотренную Соглашением при определении транспортных средств, ввозимых для личного пользования.
В графе 33 представленной заявителем декларации на товары N, в соответствии с которой спорный автомобиль выпущен для внутреннего потребления в <адрес>, указан код товара по ТН ВЭД ТС - N. Следовательно, код ввезенного автомобиля по ТН ВЭД ТС (N) не соответствует товарным позициям 8704 21 и 8704 31, предусмотренным Соглашением в отношении транспортных средств для личного пользования.
Таким образом, характер ввозимого транспортного средства, его основное предназначение и потребительские свойства, традиционная практика применения и использования не позволяет считать данное транспортное средство, как ввозимое для личного пользования, и ФИО1 ни при таможенном оформлении, ни в ходе судебного разбирательства не было предоставлено доказательств, достоверно подтверждающих, что ввозимое им транспортное средство предназначено для личного пользования.
Ссылка заявителя о том, что приобретенное ФИО1 транспортное средство не входит в Перечень товаров, не относящихся к товарам личного пользования, установленный Приложением 1 к Соглашению, не может быть признана состоятельной, поскольку в соответствии с Соглашением государств - членов таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" критерием отнесения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования является также характер товара.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что таможенным органом принято оспариваемое решение об отказе в выдаче паспорта транспортного средства в связи с тем, что ввезенный заявителем автомобиль не предназначен для использования в личных целях, при этом последним не представлены таможенному органу сведения о наличии ОТТС или Свидетельства, на основании которых заполняется строка 17 ПТС.
В связи с чем решение суда подлежит отмене, а при вынесении нового решения, в удовлетворении заявления ФИО1 о признании отказа Кемеровской таможни Федеральной Таможенной службы РФ в выдаче ПТС незаконным следует отказать.
При этом доводы жалобы о ненадлежащем извещении представителя заинтересованного лица о времени и месте слушания дела не служат основанием к отмене решения суда, поскольку материалами дела подтверждается факт получения извещения о слушании дела на ДД.ММ.ГГГГ представителем Кемеровской таможни Г. ДД.ММ.ГГГГ (уведомление о вручении л.д. 23). Ссылка на входящий штамп с указанием количества листов, подтверждающий, по мнению таможенного органа, не получение заинтересованным лицом судебной повестки, не является основанием для отмены решения суда. Заинтересованное лицо было вправе ознакомиться с движением дела на Интернет-сайте Ленинского районного суда г. Кемерово, ссылки на который имеются в апелляционной жалобе. Непроведение досудебной подготовки не относится к существенным нарушениям норм ГПК РФ, влекущим безусловную отмену решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 24 апреля 2013 года отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании отказа Кемеровской таможни Федеральной Таможенной службы РФ в выдаче паспорта транспортного средства незаконным отказать.
Председательствующий
О.М.ПОТЛОВА
Судьи
Д.А.БЕЗДЕНЕЖНЫХ
О.В.ШАЛАГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)