Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2013 N 05АП-4202/2013 ПО ДЕЛУ N А51-31709/2012

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. N 05АП-4202/2013

Дело N А51-31709/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 20 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Е.Л. Сидорович, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-4202/2013
на решение от 21.02.2013
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-31709/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Закрытого акционерного общества "Южморрыбфлот" (ОГРН 1112508007765, ИНН 2508098600)
о признании недействительным отказа Находкинской таможни (ОГРН 1022500713333, ИНН 2508025320) от 05.10.2012 в выпуске рыбопродукции по ДТ N 10714060/041012/0004169,
при участии:
- от Закрытого акционерного общества "Южморрыбфлот": Баргеева Т.А., представитель по доверенности от 25.03.2013, сроком действия до 31.12.2013;
- от Находкинской таможни: Бежина С.Н., главный государственный таможенный инспектор по доверенности от 28.11.2012 N 11-30/33398, сроком действия на один год; Шаповалов Е.А., главный государственный таможенный инспектор по доверенности от 18.09.2012 N 11-30/25796, сроком действия на один год; Горбунова О.А., главный государственный таможенный инспектор по доверенности от 18.09.2012 N 11-30/25894, сроком действия на один год,

установил:

Закрытое акционерное общество "Южморрыбфлот" (далее - ЗАО "Южморрыбфлот", заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Находкинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 05.10.2012 об отказе в выпуске 37 910 кг нетто рыбопродукции - сайры тихоокеанской неразделанной мороженой, ввезенной на таможенную территорию Российской Федерации по декларации на товары (далее - ДТ) N 10714060/041012/0004169.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.02.2013 заявленные обществом требования удовлетворены, отказ Находкинской таможни от 05.10.2012 в выпуске 37 910 кг нетто рыбопродукции - сайры тихоокеанской неразделанной мороженой признан недействительным, как не соответствующей Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, таможенный орган обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить. По мнению Находкинской таможни, поскольку разрешительного документа органа в области рыболовства и (или) охраны морских биологических ресурсов, дающего право на осуществление морского промысла в соответствии с РКТС от 15.07.2011 N 728, обществом представлено не было, вывод таможенного органа о несоблюдении декларантом условий выпуска товара является правомерным.
В судебном заседании представители таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержали, решение суда первой инстанции просили отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
В судебном заседании 15.05.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 20.05.2013 до 14 часов 15 минут. Вынесено протокольное определение. Об объявлении перерыва стороны уведомлены в соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. После перерыва заседание суда продолжено.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
04.10.2012 ЗАО "Южморрыбфлот" с целью оформления ввоза на таможенную территорию Российской Федерации мороженной рыбопродукции - сайры тихоокеанской неразделанной мороженой в общем количестве 37 910 кг нетто, доставленной на судне "Комсомолия Калининграда" в Находкинскую таможню подана ДТ N 10714060/041012/0004169.
Вся доставленная рыбопродукция была изготовлена российским судном из рыбы, выловленной российским судном в Мировом океане.
05.10.2012 на основании пункта 1 статьи 201, подпункта 1 пункта 1 статьи 195 ТК ТС Находкинская таможня отказала ЗАО "Южморрыбфлот" в выпуске рыбопродукции по ДТ N 10714060/041012/0004169 по причине непредставления обществом документов, необходимых для выпуска товара (предусматривающих освобождение от уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов).
Отказ был оформлен в виде соответствующей надписи в разделе "С" ДТ N 10714060/041012/0004169.
Не согласившись с отказом в выпуске товара, посчитав решение Находкинской таможни незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства, ЗАО "Южморрыбфлот" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ о признании указанного решения незаконным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными при одновременном его несоответствии закону и нарушением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Сведения, указанные в пункте 2 статьи 65 ТК ТС, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
Статья 66 ТК ТС устанавливает, что контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
Согласно пункту 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий: таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с указанным Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров; лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с: пунктом 2 статьи 202 ТК ТС - международными договорами государств - членов таможенного союза; пунктом 3 статьи 202 ТК ТС - законодательством государств - членов таможенного союза; в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с указанным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 201 ТК ТС при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 ТК ТС и в пункте 2 статьи 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 ТК ТС таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза, за исключением случаев, если: выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены; выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, основанием для отказа в выпуске товара послужил факт непредставления декларантом документов, необходимых для выпуска товара, предусматривающих освобождение от уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов.
В качестве документов необходимых для выпуска товара (предусматривающих освобождение от уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов), таможня полагает: разрешения на вылов ВБР и акты перегруза рыбопродукции с участием инспектора ГМИ.
Согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС товары Таможенного союза - находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары: полностью произведенные на территориях государств - членов Таможенного союза; ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза; изготовленные на территориях государств - членов Таможенного союза из товаров, полностью произведенных на территориях государств - членов Таможенного союза или ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и приобретших статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
При этом пунктом 2 статьи 4 ТК ТС определено, что иные термины таможенного законодательства Таможенного союза используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях ТК ТС и международных договорах государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с подпунктами 6, 7 пункта 2 Правил определения страны происхождения товаров, приведенных в Приложении к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых правилах определения страны происхождения товаров", товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны, а также продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, полученной указанным судном.
Следует учитывать, что суда, пользующиеся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеют национальность Российской Федерации (статья 17 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).
Таким образом, продукция морского промысла, добытая российским рыбопромысловым судном, является товаром ТС.
Аналогичная правовая позиция закреплена в письме Федеральной таможенной службы от 17.09.2010 N 01-11/45691 "О продукции морского промысла".
С учетом изложенного коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что продукция морского промысла, изготовленная российскими судами из водных биологических ресурсов, добытых указанными судами, является товаром, полностью произведенным в Российской Федерации, то есть товаром Таможенного союза.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, из содержания описи документов, представленных при подаче ДТ N 10714060/041012/0004169, следует, что ЗАО "Южморрыбфлот" представило в распоряжение Находкинской таможни документы, подтверждающие, что ввезенная рыбопродукция является товаром, полностью произведенным в Российской Федерации, следовательно, у ответчика отсутствовали основания для отказа в выпуске товаров без уплаты таможенных пошлин (налогов).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, на момент принятия оспариваемого решения в распоряжении таможенного органа имелась соответствующая необходимая информация, подтверждающая то, что ввезенная обществом рыбопродукция являлась товаром, полностью произведенным в Российской Федерации, в связи с чем, оснований для отказа в выпуске товаров без уплаты таможенных пошлин (налогов), у таможенного органа отсутствовали.
Доказательств того, что представленные обществом документы не подтверждали тот факт, что продукция морского промысла, изготовленная российскими судами из водных биологических ресурсов, добытых указанными судами, является товаром, полностью произведенным в Российской Федерации, то есть товаром Таможенного союза, таможенным органом не представлено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 916 "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин флота рыбной отрасли Российской Федерации" (действовавшим на момент подачи обществом спорной декларации на товары), определено, что продукция морского промысла российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации освобождена от таможенных пошлин.
При изложенных обстоятельствах, учитывая тот факт, что таможенный орган не доказал обоснованность отказа в выпуске товаров по спорной ДТ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неправомерности решения Находкинской таможни от 05.10.2012 об отказе в выпуске 37 910 кг нетто рыбопродукции - сайры тихоокеанской неразделанной мороженой, ввезенной на таможенную территорию Российской Федерации по ДТ N 10714060/041012/0004169.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.02.2013 по делу N А51-31709/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Т.А.СОЛОХИНА

Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
В.В.РУБАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)