Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2008 N 04АП-2611/2008 ПО ДЕЛУ N А19-3925/08-62

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2008 г. N 04АП-2611/2008

Дело N А19-3925/08-62

Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 1 сентября 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Э.П. Доржиева, Т.О. Лешуковой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Иркутской таможни на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2008 года по делу N А19-3925/08-62 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лес Сибири" к Иркутской таможне о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости.

при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Богданова И.П. - директор, Пашкова Э.Р. - представитель по доверенности от 21.04.2008 г.;
- от заинтересованного лица: Читаева О.В. - представитель по доверенности N 79 от 26.08.2008 г., Порошина О.В. - представитель по доверенности N 10 от 10.01.2008 г., Цветкова Е.В. - представитель по доверенности N 13 от 11.01.2008 г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Лес Сибири" (далее ООО "Лес Сибири") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Иркутской таможне о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товаров по грузовым таможенным декларациям N 10607050/241007/0104716 (КТС-1, КТС-2 N 10607050/241007/0104716 от 29.12.2007), N 10607050/231007/0104700 (КТС-1 N 10607050/231007/0104700 от 29.12.2007), N 10607050/221007/0104686 (КТС-1 N 10607050/221007/0104686 от 29.12.2007).
Решением суда первой инстанции от 26.06.2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, с учетом определения суда об исправлении опечатки от 24.08.2008 г. по делу N А19-3925/08-62, основанием для удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда о том, что действия таможни по корректировке таможенной стоимости товаров по спорным ГТД не соответствуют требованиям статей 12, 24 Закона РФ "О таможенном тарифе", п. п. 37, 38 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 500, нарушают права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Иркутская таможня обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, принятии по делу нового решения, в связи с тем, что суд при вынесении решения применил закон, не подлежащий применению. Судом не принято во внимание нарушение заявителем п. 3 ст. 12 Закона РФ "О таможенном тарифе", не состоятелен довод суда о том, что при подаче ГТД должна присутствовать таможенная декларация КТС. Кроме того, в резолютивной части решения суд не правомерно указал, что действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товаров не соответствует требованиям ст. ст. 12, 24 Таможенного кодекса РФ, а вынесенное в связи с этим определение об исправление опечатки от 24.07.2008 г. является не законным.
Представители таможни в судебном заседании доводы, указанные в апелляционной жалобе поддержали в полном объеме.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представители заявителя в судебном заседании указали на правомерность выводов суда первой инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив материалы дела, дополнительно представленные документы, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Лес Сибири" во исполнение внешнеэкономического контракта N MКХ-2007 S-08 от 02.10.2007 г. по ГТД N 10607050/241007/0104716, 10607050/221007/0104686, 10607050/231007/0104700 в адрес Маньчжурской торговой компании с ограниченной ответственностью "Кай Сюнь" режиме экспорта оформлен товар - пиловочник хвойных пород, неокоренный, консервантом не обработанный, сосна 1-2 сорта, ГОСТ 22298-76, ГОСТ 2292-88 код ТН ВЭД 4403203102, лиственница 1-2 сорта ГОСТ 2292-88, код ТН ВЭД 44033209109, условия поставки FCA. Таможенная стоимость товара определена декларантом на основании 1 метода по цене сделки.
Уведомлениями N 1 от 25.10.2007 г., N 1 от 22.10.2007 г., N 1 от 23.10.2007 г. таможенный орган уведомил декларанта ООО "Лес Сибири", что заявленные им при декларировании сведения не могут являться достаточными для принятия решения в отношении заявленной стоимости вывозимого товара. В связи с чем предложил декларанту в срок до 01.11.2007 г. произвести корректировку таможенной стоимости товара в соответствии с прилагаемым расчетом обеспечения уплаты таможенных платежей, с подачей окончательной КТС, ДТС-2, подтверждающего оплату платежей в размере 12578 руб. 44 коп., 18613 руб. 14 коп. и 4718 руб. 86 коп. соответственно. В случае отказа от корректировки таможенной стоимости, для условного выпуска товаров, декларанту предложено внести обеспечение уплаты таможенных платежей.
Кроме того, таможенный орган обязал ООО "Лес Сибири" в срок до 23.11.2007 г., 16.11.2007 г., 23.11.2007 г., соответственно, представить дополнительные документы и сведения для подтверждения заявленной им таможенной стоимости: бухгалтерские документы об оприходовании и списании с баланса вывозимой партии товара; договоры закупки, платежные документы, приходно-расходные ордера; калькуляцию себестоимости вывозимой партии товара, с подтверждающими статьи расхода документами; банковские платежные документы (ведомость банковского контроля) по возможной предоплате за товар (п. 6.1 контракта); подтверждение стоимости товаров - пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки, по форме приложения N 2 к Приказу ГТК России N 1399 от 05.12.2003 г.
Выпуск товара по ГТД был произведен под обеспечение уплаты таможенных платежей.
16.11.2007 г. и 22.11.2007 г. ООО "Лес Сибири" обратилось в таможню о продлении срока представления документов по названным уведомлениям для подтверждения таможенной стоимости по ГТД N 10607050/241007/0104716, 10607050/221007/0104686, 10607050/231007/0104700 на срок до 05.12.2007 г.
В срок до 05.12.2007 г. запрашиваемые документы заявителем представлены не были.
06.12.2007 таможенный орган уведомлением N 2 уведомила ООО "Лес Сибири" о невозможности использования для таможенной оценки товара метод по стоимости сделки с вывозимыми товарами, в связи с непредставлением запрошенных документов для подтверждения правильности определения таможенной стоимости по грузовым таможенным декларациям. В уведомлениях указано на невозможность использования методов с идентичными и однородными товарами, метода сложения. Декларанту было предложено определить таможенную стоимость лесоматериалов по резервному шестому методу на базе второго. Таможенный орган предложил заявителю в срок до 29.12.2007 г. явиться на Нижнеудинский таможенный пост для проведения консультации и также представить письменное решение о согласии (несогласии) с уточнением таможенной стоимости.
29.12.2007 г. в связи с непредставлением декларантом запрашиваемых документов, таможней проведена корректировка стоимости вывезенного ООО "Лес Сибири" товара с использованием резервного метода с применением ценовой информации, содержащейся в базе данных "Мониторинг-Анализ", доначислены таможенные платежи, выставлены требования N 1, 2, 5 от 16.01.2008 г. на уплату таможенной пошлины по ГТД N 10607050/241007/0104716 на сумму 13673 руб. 82 коп., по ГТД N 10607050/221007/0104686 на сумму 24761 руб. 14 коп., по ГТД N 10607050/231007/0104700 на сумму 6406 руб. 25 коп.
Не согласившись с действиями таможни по корректировки таможенной стоимости, ООО "Лес Сибири" обжаловало их в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, основанием для проведения таможней проверки, истребования у декларанта документов и объяснений, послужило непредставление декларантом полного пакета документов при подаче ГТД (п/п "а" п. 1 Перечня: транспортные (перевозочные) документы; другие платежные документы, отражающие стоимость товара; договор по перевозке, счет-фактура за перевозку (транспортировку), банковские платежные документы, или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки товаров, осуществляемой для вывоза товаров с таможенной территории РФ; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойс), банковские документы за оказание посреднических услуг; другие документы и сведения, в подтверждение заявленной таможенной стоимости).
В соответствии со ст. 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу.
Согласно ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется декларантом в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Согласно п. 4 ст. 131 ТК РФ в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
Приложением 3 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного приказом ФТС России N 536 от 25.04.2007 г. установлен перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, вывозимых (вывезенных) с таможенной территории Российской Федерации.
Статьей 12 Закона РФ "О таможенном тарифе" закреплен принцип последовательности применения методов определения таможенной стоимости товаров. Каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из методов определения таможенной стоимости товаров.
Согласно с п. 8 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 500 от 13.08.2006 г. "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения, с учетом установленного пунктом 10 настоящих Правил исчерпывающего перечня ограничений по применению цены сделки с вывозимыми товарами при определении их таможенной стоимости.
В соответствии с п. 36, 37 указанных Правил, если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена в соответствии с пунктами 10 - 16, 26 - 35 настоящих Правил, таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе данных, имеющихся в Российской Федерации, способами, совместимыми с принципами и положениями настоящих Правил. Определение таможенной стоимости товаров по резервному методу осуществляется путем применения одного из методов, предусмотренных статьями 19, 20, 21 и 23 Закона, с учетом особенностей, установленных Правилами, при этом допускается гибкость их применения.
Согласно графам 22 (сумма по счету) и 46 (статистическая стоимость) ГТД, таможенная стоимость вывезенного товара была определена ООО "Лес Сибири" с применением основного метода - по цене сделки с ввозимыми товарами.
Таможенная стоимость товаров определена таможней по резервному методу на основании ценовой характеристики аналогичных товаров, имеющейся в базе данных ФТС "Мониторинг-Анализ".
В соответствии со ст. 24 Закона РФ "О таможенном тарифе" если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 19 и 20-23 настоящего Закона, таможенная стоимость ввозимых товаров определяется по шестому (резервному) методу путем использования способов, совместимых с принципами и общими положениями Закона на основе данных, имеющихся в Российской Федерации. Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и методы, предусмотренные статьями 19 и 20-23 Закона.
Из систематического толкования положений статьи 24 Закона, п. п. 36 - 38 Правил следует, что необходимы строгая адресность данных и четкая идентификация соответствующих товаров при использовании таможенными органами резервного метода.
В соответствии с вышеуказанными нормами права таможенным органом при определении таможенной стоимости товаров по резервному методу на основе данных ИАС "Мониторинг-Анализ", официальных или общепризнанных источников информации должны учитываться условия поставки соответствующих товаров, объемы поставок, схожесть характеристик и компонентов, качество, репутацию и другие факторы сравниваемых товаров, влияющие на их стоимость.
Однако, в нарушение закона корректировка таможенной стоимости товаров по ГТД N 10607040/300307/0004045, 10607050/261007/0000898, 10607040/230307/0003614, 10607050/120307/0200622, 10607050/190307/0200712, произведена таможенным органом без учета указанных требований, по шестому методу, по цене аналогичных товаров.
Однако, из представленных в материалы дела документов следует, что сравниваемые и оцениваемые товары имеют различные объемы поставок, количество, схожесть характеристик и различную сортность. Информация, использованная таможней в качестве основания для определения таможенной стоимости, не содержит точное описание коммерческого уровня. Таможней не представлено в материалы дела доказательств в подтверждение указанной информации.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что ценовая информация, использованная в данном случае таможенным органом при сопоставлении товаров, не позволяет однозначно установить максимальное подобие соответствующих товаров.
Таможенный орган в ДТС-2 указал на отсутствие информации о цене сделки с идентичными и однородными товарами, в подтверждение объективной невозможности применения методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделок с идентичными и однородными товарами. Поиск ценовой информации в период за 01.01.2007 г. по 24.10.2007 г. осуществлялся выборочно из списка ГТД того же класса и вида товаров.
Указанное не является подтверждением объективной невозможности применения методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделок с идентичными и однородными товарами, поскольку данная информация представлена без соблюдения требований к временному периоду поставок. В представленных в суд данных грузовых таможенных декларациях ИАС "Мониторинг-Анализ" отсутствуют сведения о физических характеристиках, качестве товаров, коммерческом уровне, количестве, указание на район вывоза с таможенной территории РФ, а в соответствии с п. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от N 29 от 26.07.2005 г. "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой и иной информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости может быть принята во внимание как обоснование неприменения этого метода лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Следовательно, при корректировке таможенной стоимости таможней не доказан принцип соблюдения последовательности применения методов определения таможенной стоимости товара, предусмотренный п. 7 ст. 323 ТК РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции о неправомерности действия таможни по корректировке таможенной стоимости товаров по выбору ценовой основы для определения таможенной стоимости по резервному методу, в связи с чем, обжалуемые действия таможни не соответствуют требованиям статей 12, 24 Закона РФ "О таможенном тарифе", п. п. 37, 38 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 500.
Суд признает не обоснованными доводы таможенного органа о незаконности решения суда первой инстанции в связи с неправильным указанием в резолютивной части решения на норму права, которой противоречат действия таможни (ст. ст. 12, 24 ТК РФ). Поскольку указанная ошибка, была впоследствии исправлена судом первой инстанции в соответствии с нормами АПК РФ, путем вынесения определения об исправлении опечатки от 24.07.2008 г., с учетом которой действия таможни противоречат требованиям статей 12, 24 Закона РФ "О таможенном тарифе". Сама же по себе ошибочная ссылка суда на другую норму права, в резолютивной части решения, не привела к принятию по существу неправильного решения, поскольку в мотивировочной части решения действия таможни проверены и оценены судом именно на соответствие статей 12, 24 Закона РФ "О таможенном тарифе" и п. п. 37, 38 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 500.
С учетом всего вышеизложенного, проанализировав все собранные по делу доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции признает не состоятельными иные доводы апелляционной жалобы таможенного органа, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им была дана полная и всесторонняя оценка.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2008 года по делу N А19-3925/08-62 суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2008 года по делу N А19-3925/08-62 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ

Судьи
Э.П.ДОРЖИЕВ
Т.О.ЛЕШУКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)