Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2008 ПО ДЕЛУ N А06-2807/2008-15

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2008 г. по делу N А06-2807/2008-15


Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Волоховой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Штиль", г. Москва, на решение арбитражного суда Астраханской области от 13 августа 2008 года по делу N А06-2807/2008-15, судья Блажнов Д.Н., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Штиль", г. Москва, к Астраханской таможне, г. Астрахань, Федеральной таможенной службе Российской Федерации, г. Москва, Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, Управлению Федерального казначейства по Астраханской области, г. Астрахань, о признании незаконными действий должностных лиц таможенного органа и возмещении причиненного этими действиями вреда,
- при участии в судебном заседании представителя Федеральной таможенной службы России Лебедева А.Г. по доверенности N 1-50549 от 27 декабря 2007 года, действительна до 31 декабря 2008 года; Астраханской таможни - Лебедева А.Г. по доверенности N 01-03-42/198 п. от 13 ноября 2007 года, действительна до 31 декабря 2008 года, представлены отзывы на апелляционную жалобу;
- от Министерства финансов Российской Федерации - представитель не явился, государственный орган о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом (почтовое уведомление N 92290);
- от Управления Федерального казначейства по Астраханской области - представитель не явился, государственный орган о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом (почтовое уведомление N 92291);
- от Общества с ограниченной ответственностью "Штиль" - представитель не явился, заявитель о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом (почтовое уведомление N 92287),представлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Общества,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Штиль" (далее Общество) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Астраханской таможне (далее таможенный орган), Федеральной таможенной службе Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Астраханской области, о признании незаконными действий должностных лиц Астраханской таможни по таможенному оформлению транзитных деклараций N 10311020/100408/2000073, 10311020/240408/2000085 и взыскании с Астраханской таможни в пользу ООО "Штиль" в счет возмещения вреда, причиненного незаконными действиями 46 000 рублей 00 копеек.
Требования мотивированы следующими обстоятельствами.
На таможенную территорию Российской Федерации в зоне деятельности Ростовской таможни (ж/д. ст. Гуково) был ввезен товар (отправитель - ОАО "АрселорМиталл Кривой Рог" Украина) - прутки горячекатаные стальные общим весом 2533700 кг, товар помещен под таможенный режим "Международный таможенный транзит", местом доставки товара определен Астраханский таможенный пост Астраханской таможни.
06 апреля 2008 года в зоне таможенного контроля ООО "Штиль" расположенной в г. Астрахань на территории филиала ОАО "Волгомост" "Мостотряд-83" товар был погружен на сухогрузный теплоход "Аида" для последующей отправки в Иран (получатель - KanonFelezCo Иран). При осуществлении таможенного контроля завершения погрузки товара на судно, сотрудники Астраханского таможенного поста, заявили, что если груженое судно до фактического выхода в море будет заходить в другие зоны таможенного контроля, расположенные в зоне действия этого же таможенного поста, то требуется провести таможенное оформление доставки погруженных товаров под таможенным контролем с применением процедуры внутреннего таможенного транзита и применить таможенное сопровождение, в противном случае, заход в эти зоны таможенного контроля будет запрещен. Какие либо разъяснения заявленного требования, сотрудниками таможенного органа даны не были. Поскольку до фактического выхода в море требовался заход судна в зону таможенного контроля "ВТС-порт" для загрузки и оформления выхода в рейс, ООО "Штиль" было вынуждено направить 08 апреля 2008 года письма на имя начальника таможни письма с просьбой о разрешить отправку и оформление по транзитной декларации в режиме МТТ от причала ЗТК "Штиль" до причала ЗТК "ВТС-порт", находящихся в зоне деятельности Астраханского таможенного поста с целью таможенного оформления т/х "Аида" на отход в Иран с вышеназванным транзитным товаром, а также с просьбой обеспечить таможенное сопровождение теплохода (N 0804-04/ШТ,0804-05/ШТ); обратиться к таможенному брокеру ООО "Квант" для оформления транзитной декларации N 10311020/100408/2000073, оплатить таможенные сборы за таможенное сопровождение судна с оформлением ТПО N 10311020/100408/090408/АБ -5850747 в сумме 20000 рублей.
В результате указанных действий судно вышло в рейс только 10 апреля 2008 года.
24 апреля 2008 года при аналогичных обстоятельствах ООО "Штиль" было вынуждено произвести оформление доставки аналогичных товаров, следующих по аналогичному маршруту. В указанном случае по решению таможенного органа перемещение товаров между зоной таможенного контроля "Штиль" и зоной таможенного контроля "ВТС-порт" также осуществлялось в соответствии с таможенным режимом МТТ с оформлением транзитной декларации N 10311020/240408/2000085 и применением таможенного сопровождения. Таким образом, товар, помещенный под таможенный режим Международный таможенный транзит, до завершения режима был помещен под него еще один раз, что противоречит ч. 1 ст. 156 Таможенного кодекса РФ.
ООО "Штиль" считает, что требования должностных лиц Астраханской таможни в части применения к товару, перемещаемому по таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом "Международный таможенный транзит" процедуры внутреннего таможенного транзита и таможенного сопровождения, противоречит действующему законодательству (ст. 77, 167 ТК РФ), поскольку внутренний таможенный транзит является таможенной процедурой, предшествующей помещению товаров под избранный таможенный режим и применяется в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства до избрания соответствующего таможенного режима.
В результате неправомерных действий должностных лиц Астраханской таможни ООО "Штиль" причинен материальный вред в виде необоснованных расходов на оформление транзитных деклараций N 10311020/100408/2000073 и N 10311020/240408/2000085 в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей и расходов на уплату таможенных сборов за таможенное сопровождение в сумме 40000 (сорок тысяч) рублей, который Общество, ссылаясь на ст. 365 ТК РФ и ст. 1069 ГК РФ просило взыскать в свою пользу с Астраханской таможни.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, в решении от 13 августа 2008 года арбитражный суд Астраханской области сделал вывод о том, что требование ООО "Штиль" о признании незаконными действий должностных лиц Астраханской таможни по таможенному оформлению транзитных деклараций, не направлено на восстановление нарушенного права заявителя, поскольку таможенное оформление по транзитным декларациям осуществлено по волеизъявлению ООО "Штиль".
В апелляционной жалобе ООО "Штиль" просит решение суда отменить, как постановленное при неправильном толковании норма материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
В отзывах на апелляционную жалобу Астраханская таможня и Федеральная таможенной служба Российской Федерации полагают решение суда законным, а апелляционную жалобу, не подлежащую удовлетворению.
Представитель Астраханской таможни и Федеральной таможенной службы Российской Федерации в судебном заседании поддержал отзывы на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Астраханской области, Общества с ограниченной ответственностью "Штиль" (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя таможенного органа, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и оценив представленные в него доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Под таможенным режимом понимается таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами (подпункт 22 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации)
В соответствии с частью 1 статьи 156 настоящего Кодекса ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов и соблюдать этот таможенный режим.
В соответствии со статьей 167 Таможенного кодекса Российской Федерации - международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно части 2 статьи 168 настоящего Кодекса федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия помещения товаров под таможенный режим международного таможенного транзита.
В силу статьи 5 Соглашения от 04 июня 1999 года "О порядке транзита через территории государств- участников Содружества независимых государств" (утверждено Постановлением Правительства РФ от 03.10.2000 N 749) места пересечения таможенной границы товарами и перевозящими их транспортными средствами, а также места их перегрузки на другие транспортные средства, в том числе с дроблением партий, в соответствии с национальным законодательством определяются таможенным органом Стороны, по территории которой осуществляется транзит.
Перемещение товаров по таможенным территориям Сторон осуществляется по любым маршрутам и направлениям, если иное не установлено национальным законодательством Сторон.
В случае прерывания транзита по причине аварии или наступления обстоятельств непреодолимой силы перевозчик руководствуется нормами, установленными национальным законодательством Стороны, на территории которой произошло прерывание транзита.
Согласно части 1 статьи 169 Таможенного кодекса Российской Федерации при международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит и порядок установления сроков международного таможенного транзита, идентификация товаров, меры обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации осуществляются по правилам, установленным статьями 80 - 86 настоящего Кодекса в отношении внутреннего таможенного транзита и применимым к международному таможенному транзиту.
Как установлено судом и это не оспаривается Обществом, на таможенную территорию Российской Федерации в зоне деятельности Ростовской таможни (ж/д. ст. Гуково) был ввезен товар (отправитель - ОАО "АрселорМиталл Кривой Рог" Украина) - прутки горячекатаные стальные общим весом 2533700 кг, товар помещен под таможенный режим "Международный таможенный транзит" Местом доставки товара определен Астраханский таможенный пост Астраханской таможни.
06 апреля 2008 года в зоне таможенного контроля ООО "Штиль" расположенной в г. Астрахань на территории филиала ОАО "Волгомост" "Мостотряд-83" товар был погружен на сухогрузный теплоход "Аида" для последующей отправки в Иран (получатель - KanonFelezCo Иран). До фактического выхода в море ООО "Штиль" потребовался заход судна, первоначально находящего под избранным таможенным режимом в зоне таможенного контроля "Штиль", в зону таможенного контроля "ВТС-порт" для дозагрузки и оформления выхода в рейс.
Учитывая изложенное, при нахождении сухогрузного теплохода "Аида" в первоначально выбранном ООО "Штиль" международном таможенном режиме возникли обстоятельства, в силу которых, как указано выше подлежит применению статья 5 Соглашения от 04 июня 1999 года "О порядке транзита через территории государств- участников Содружества независимых государств" (утверждено Постановлением Правительства РФ от 03.10.2000 N 749), а именно - положения национального законодательства, регулирующего прерывание транзита, в частности ст. 79 Таможенного кодекса Российской федерации, регулирующая внутренний таможенный транзит на территории Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 79 ТК РФ внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
По смыслу приведенной нормы перемещение иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации возможно только в рамках процедуры внутреннего таможенного транзита независимо от целей перевозки.
В сложившейся ситуации ввезенный с территории Украины и ввозимый на территорию Ирана товар для таможенных целей имеет статус иностранного (ст. 11 ТК РФ), перевозка которого по таможенной территории Российской Федерации вне процедуры внутреннего таможенного транзита не допускается.
Согласно п. п. 7 п. 3 статьи 80 Таможенного кодекса Российской Федерации, разрешение на внутренний таможенный режим выдается, если приняты меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (статья 86 настоящего Кодекса).
Материалами дела подтверждается, что ООО "Штиль" письмами на имя начальника Астраханской таможни N 0804-04/ШТ от 08 апреля 2008 года и N 0804-05/ШТ от 08 апреля 2008 года просило разрешить отправку на теплоходе "Аида" и оформление по транзитной декларации в режиме международного таможенного транзита от причала ЗТК "Штиль" до причала ЗТК "ВТС-порт", находящихся в зоне деятельности Астраханского таможенного поста. С целью таможенного и пограничного оформления теплохода "Аида" на отход в Иран с транзитным товаром, прибывшим из Украины назначением Иран. Кроме того, заявитель просил разрешить таможенное сопровождение теплохода "Аида", загруженного товаром в режиме международного таможенного транзита из Украины назначением Иран по маршруту ЗТК "Штиль" - ЗТК "ВТС-порт". Общество гарантировало таможенному органу оплату за услуги таможенного сопровождения, (л.д. 12).
В результате таможенным органом обществу было выдано разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим, было осуществлено оформление по транзитной декларации N 10311020/100408/2000073 в режиме международного таможенного транзита. Кроме того, заявителю было предоставлено таможенное сопровождение судна за плату.
21 апреля 2008 года заявитель письмами на имя начальника Астраханской Таможни N 2104-01/ШТ и N 2104-02/ШТ вновь просил разрешить отправку на теплоходе "Аида" и оформление по транзитной декларации в режиме международного таможенного транзита от причала ЗТК "Штиль" до причала ЗТК "ВТС-порт", находящихся в зоне деятельности Астраханского таможенного поста. С целью таможенного и пограничного оформления теплохода "Аида" на отход в Иран с транзитным товаром, прибывшим из Украины назначением Иран. Кроме того, заявитель просил разрешить таможенное сопровождение теплохода "Аида", загруженного товаром в режиме международного таможенного транзита из Украины назначением Иран по маршруту ЗТК "Штиль" - ЗТК "ВТС-порт". Общество гарантировало таможенному органу оплату за услуги таможенного сопровождения, (л.д. 58, 59).
Пунктом 1 ст. 86 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что таможенный орган отправления вправе принять одну из указанных мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите:
1) обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении иностранных товаров в размерах, соответствующих сумме ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения. Если сведений о товарах, представленных для целей внутреннего таможенного транзита, недостаточно для исчисления суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется в порядке, предусмотренном статьей 338 настоящего Кодекса;
2) таможенное сопровождение (статья 87);
3) определение маршрутов в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, правильно применив к возникшим спорным правоотношениям материальный закон, пришел к обоснованному выводу, что Астраханским таможенным постом правомерно выдано разрешение на внутренний таможенный транзит для перевозки товара между зонами таможенного контроля, а потому действиями Астраханской таможни не были нарушены права и законные интересы ООО "Штиль".
Поскольку в требованиях Общества о признании незаконными действий таможенного органа отказано, то вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя о взыскании в его пользу в счет возмещения вреда, причиненного незаконными действиями таможенного органа 46 000 рублей, - также правомерен.
Доводы апелляционной жалобы не могут послужить поводом для отмены судебного акта, поскольку они основаны на неправильном толковании заявителем норм Таможенного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 августа 2008 года по делу N А06-2807/2008-15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Штиль", г. Москва - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)