Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2013 N 05АП-7784/2013 ПО ДЕЛУ N А59-5743/2012

Разделы:
Ввоз автомобилей; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. N 05АП-7784/2013

Дело N А59-5743/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 15 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сахалинской таможни
апелляционное производство N 05АП-7784/2013
на решение от 27.05.2013
судьи Л.А. Бессчасной
по делу N А59-5743/2012 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственности "Паркино" (ИНН 6501237227, ОГРН 1116501002078, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.04.2011)
к Сахалинской таможне (ИНН 6500000793, ОГРН 1026500535951, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.11.2002)
- о признании незаконным решения от 21.09.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по декларации N 10707090/270612/0005768;
- при участии:
- от Сахалинской таможни: Дикая Э.В., представитель по доверенности (со специальными полномочиями) от 12.02.2013 N 05-16/1741, сроком действия до 31.12.2013; служебное удостоверение ГС N 336223;
- ООО "Паркино" - не явилось;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Паркино" (далее - заявитель, общество, ООО "Паркино", декларант) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Сахалинской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 21.09.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по декларации N 10707090/270612/0005768.
Решением от 27.05.2013 суд признал решение Сахалинской таможни от 21.09.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленное по ДТ N 10707090/270612/0005768, незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 27.05.2013, Сахалинская таможня просит его отменить как незаконное, считает, что поскольку обществом не представлены запрошенные таможенным органом дополнительные документы, а заявленная таможенная стоимость значительно отличалась в меньшую сторону от сведений, имеющихся в распоряжении таможенного органа, таможня в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза вправе принять решение о корректировке таможенной стоимости.
В судебном заседании представитель Сахалинской таможни доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "Паркино", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя общества.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.12.2012 N 16900, ООО "Паркино" зарегистрировано в качестве юридического лица 4 апреля 2011 года Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1116501002078; в связи с постановкой на налоговый учет заявителю присвоен ИНН 6501237227.
Общество 15 августа 2001 года заключило внешнеторговую сделку, оформленную контрактом N JP/6501237227/00002, заключенным фирмой "Hokkaido Boueki Kaihatsu Co.Ltd. (Япония, 392). Согласно пункту 1 контракта продавец продал и отправил, а покупатель купил (согласно спецификациям) на условиях Франко борт порт Отару (ИНКОТЕРМС-2010), Япония товары (мебель, посуда, обувь, одежда, галантерейные товары, головные уборы, аксессуары бытового назначения, белье, осветительное оборудование, бытовую и компьютерную технику, товары для отдыха... авто и мототехнику, прочие транспортные (механические) средства и т.д.) наименование, количество, и цена за единицу устанавливается в спецификациях-приложениях (инвойсах), которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта.
Пунктом 2 контракта предусмотрено, Цены на отдельные модели товара указаны в спецификациях-приложениях. Цены твердые.
Цены понимаются в валюте JPY (Японская Йена, 392) на условиях Франко борт порт Отару, Япония, в соответствии с правилами ИНКОТЕРМС 2010 и включают в себя все расходы по экспортной упаковке и маркировке, погрузке товара, налоги и сборы, а также другие экспортные расходы в стране Продавца. Продавец является заказчиком и организатором транспортировки. Транспортные расходы, включая страхование товара, если таковое имеется, несет Покупатель. Общая сумма контракта составляет - 700 000 000 Японских Йен.
Поставка товара в распоряжение Покупателя производится в срок указанный в отдельной подтвержденной спецификации - отгрузки к настоящему контракту, и в полном ассортименте. В случае досрочной оплаты товара Продавец обязуется отгрузить товар Покупателю в срок не позднее 50 дней со дня перечисления денежных средств на счет Продавца. Досрочные поставки и поставки партиями по согласованию сторонами допускаются (пункт 4 контракта).
Оплата товаров, проданных по настоящему контракту, производится Покупателем не позднее 15 дней с даты поставки товара в порт назначения в размере 100% телеграфным переводом согласно спецификации - отгрузки на основании выставленного инвойса. Частичная оплата отгруженной партии товара (согласно спецификации - отгрузки) не допускается.
Досрочная оплата согласно спецификации - отгрузки на основании выставленного инвойса допускается (пункт 3 контракта).
В Южно-Сахалинский таможенный пост Сахалинской таможни ООО "Паркино" подана таможенная декларация N 10707090/270612/0005768 на товар - автомобиль легковой, марка TOYOTA модель LAND CRUISER PRADO. б/у год выпуска 2012 прибывший на таможенную территорию Таможенного союза в адрес общества в рамках внешнеторговой сделки, заключенной с иностранным партнером по контракту N JP/650I237227/00002.
В обоснование правомерности применения первого метода таможенной оценки и правильности определения таможенной стоимости товара при подаче ДТ N 10707090/270612/0005768 по указанному методу декларантом были представлены таможенному органу следующие документы: контракт от 15 августа 2001 N JP/6501237227/00002; инвойс N 11 от 01.06.2012; Упаковочный лист для спецификации - отгрузки N 11 от 01.06.2012, спецификация отгрузки N 11 от 01.06.2012, коносамент N 011-Р от 04.06.2012.
Заявленная декларантом таможенная стоимость декларируемых в таможенной декларации N 10707090/270612/0005768 товаров определена с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первого метода таможенной оценки).
В ходе осуществления таможенного контроля, в том числе с использованием системы управления рисками (далее - СУР), в отношении величины таможенной стоимости таможня выявила риски недостоверного декларирования, анализ ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, показал существенное отличие заявленной стоимости товара N 1 от ценового уровня идентичных товаров при сопоставимых условиях их ввоза оформленных в Дальневосточном регионе за 2012 год (27 046,38 долл. США, стоимость аналогичных товаров оформляемых в Российской Федерации за 2012 год составляет от 35 458 до 70 000 долл. США), и информации из открытого источника сайта www.japantrek.ru где средняя цена продажи автомобиля в Японии товаров того же класса составляет 2713000 Японских Йен, что в 1,3 раза ниже и в 1,2 раза выше заявленной таможенной стоимости аналогичных товаров. Данное обстоятельство, по мнению таможни, свидетельствует о наличии признаков недостоверности сведений о величине таможенной стоимости, а также возможном наличии дополнительных условий, повлиявших на формирование цены товаров.
В этой связи таможня вынесла решение от 28.06.2012 о проведении дополнительной проверки, предложив обществу в срок до 21.08.2012 года представить дополнительные документы, сведения и пояснения.
Общество исполнило запрос таможни частично, представив следующие на бумажных носителях следующие документы: прайс-лист продавца от 07.05.2012, контракт, экспортную декларацию с переводом от 05.06.2012, экспортный сертификат, в подтверждение оплаты за перевозку груза письмо перевозчика Ocean Shipping CO., LTD.S.A. подтверждающего оплату за перевозку груза по коносаменту N 011-Р от 04.06.2012 в размере 37300 рублей, за а/м Т.Прадо - 16400 рублей заявление на перевод N 11 от 04.07.2012 справку о подтверждающих документах КБ "Долинск" от 09.07.2012.
Остальные документы декларантом не представлялись, о чем таможенному органу было направлено мотивированное обоснование в виде ответа на решение. Названный ответ с приложенными документами был получен таможенным органом 23.08.2012 вх. 2314.
Ввезенный товар выпущен в свободное обращение 28.06.2012 под обеспечение уплаты таможенных платежей по ДТ N 10707090/270612/0005768 в размере 732 381 рублей 07 копеек.
По результатам проведенного дополнительного анализа представленных обществом документов и сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости таможня также не усмотрела достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товара - автомобиля, в связи с чем, в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) приняла решение от 21.09.2012 о корректировке таможенной стоимости товара.
В обоснование принятого решения таможня указала, что по результатам проведенного анализа предоставленных документов и сведений при декларировании товаров установлено, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара N 1 составляет 27046,38 долл. США стоимость аналогичных товаров оформляемых в Российской Федерации за 2012 года составляет от 35458 до 70000 долл. США, что в 1,3 раза ниже заявленной таможенной стоимости. Так же в распоряжении таможенного органа имеется иная информация из открытого источника сайта продаж автомобилей на рынке Японии размещенного в сети Интернет. По данным статистики продаж аукциона www.japantrek.ru средняя цена продажи автомобиля в Японии (без учета транспортных расходов) товаров того же класса или вида составляет 2597000 яп. Йен (32603. долл. США), что в 1,2 раза выше заявленной таможенной стоимости Данные обстоятельства свидетельствовать о том, что заявленные сведения могут являться недостоверными или имеются условия или обязательства, влияние которых на цену товаров может быть количественно определено. Представленные к таможенному оформлению документы содержат неполные и противоречивые сведения, влияющие на определение таможенной стоимости товаров, а именно: Не были предоставлены спецификации-приложения в которых согласно п. 2.1. контракта должны содержаться сведения о ценах.
Предоставленный договор купли-продажи транспортного средства от 19.07.12 N 03/12 невозможно рассматривать в подтверждение заявленной таможенной ой стоимости, в связи с тем, что продажа была осуществлена между взаимосвязанными лицами. Цена сделки в рамках договора была сформирована из стоимости товара приобретенного в рамках контракта JP/650123227/00002 от 15.08.2011 г. (897215.02 руб.) плюс сумма таможенных пошлин (269164,51 руб.), НДС (218310,22 руб.) и акциза (46455,0 руб.), однако в эту стоимость не была включена сумма таможенных сборов, и суммы дополнительных расходов которые понес продавец ООО "ПАРКИНО" в связи с хранением, оформлением, а также с доставкой данного автотранспортного средства.
Исходя из имеющихся в распоряжении таможенного органа документов и сведений, в том числе полученных в рамках дополнительной проверки с учетом ценовой информации из официальных источников о стоимости аналогичных товаров, а также при наличии признаков недостоверности и не представления декларантом документов, разъясняющих причины расхождения и условий повлиявших на цену товаров в соответствии с п. 20 Приказа ФТС от 14.02.2011 г. N 272, п. 21 Решения от 20.09.2010 N 376, ч. 4 ст. 69 ТК ТС таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости сославшись на то, что документы сведения, представленные в ответ на решение о проведении дополнительной проверки от 28.06.2012 не устранили оснований для проведения дополнительной проверки, содержали в себе противоречивые сведения, не объяснили причин расхождения между величиной заявленной таможенной стоимости и ценовой информацией имеющейся в распоряжении таможенного органа.
В результате анализа представленных как к таможенному оформлению, таможня отказала в использовании выбранного декларантом метода таможенной оценки и 21.09.2012 приняла решение о корректировке таможенной стоимости товаров.
Не согласившись с принятым решением от 21.09.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров, декларируемых в ДТ N 10707090/270612/0005768, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
На основании части 1 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (часть 2 указанной статьи).
Согласно части 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение от 25.01.2008), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами.
Частью 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны (часть 2 статьи 4 Соглашения).
Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008.
Согласно части 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 и части 4 статьи 65 ТК ТС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право, осуществлять контроль таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В части 6 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" указано, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров и без проведения дополнительной проверки в следующих случаях: 1) выявления повлиявшего на величину таможенной стоимости товаров несоответствия заявленных в декларации на товары сведений (качественные и коммерческие характеристики, количество, свойства, происхождение, стоимость и другие сведения) фактическим сведениям, установленным таможенным органом в процессе проведения таможенного контроля; 2) выявления несоответствия заявленной величины таможенной стоимости и ее компонентов предъявленным в их подтверждение документам; 3) выявления технических ошибок (опечатки, арифметические ошибки, применение неправильного курса валюты и иные ошибки), повлиявших на величину таможенной стоимости.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Сведения, подлежащие указанию в декларации на товары, перечислены в статье 181 ТК ТС. Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, приведен в статьях 183 - 184 ТК ТС, содержится в Приложении N 1 к решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Материалами дела установлено, что в подтверждение правильности определения таможенной стоимости товара по цене сделки декларант представил в таможенный орган соответствующие контракт, инвойс и иные необходимые документы.
Представленные документы подтверждали цену сделки, содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки.
Базисным условием поставки сторонами по контракту определены FOB Отару Япония. Товар ввезен на условиях FOB Отуру Япония.
В соответствии с Правилами Международной торговой палаты для толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" термин FOB - "Свободно на борту" - означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. Продавец обязан оплатить все расходы, относящиеся к товару до момента фактического его перехода через поручни судна в согласованном порту отгрузки, в том числе и по погрузке товара, расходы по доставке товара оплачивает покупатель.
Как следует из материалов дела, услуги по организации морской перевозки товара по маршруту порт FOB Отару Япония - порт Корсаков Россия оказаны OCEAN SHIPPING CO. LTD.S.A по договору перевозки груза N RU/6501237227/00006 от 01.11.2011, о чем выставлен к оплате счет (коммерческий инвойс) от 20.06.2012 N 11-1 на сумму 90359 Японских Йен.
Факт перемещения указанного в ДТ товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается.
Заявленные в ДТ сведения о ввезенном товаре полностью соответствуют сведениям, содержащимся в коммерческих документах, в том числе и в инвойсе.
Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, указанные в части 1 статьи 4 Соглашения, таможенным органом не установлены.
Согласно статье 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров").
Непредставление заявителем дополнительно запрошенных таможенным органом документов, учитывая достаточность представленных декларантом в таможню документов, позволяющих определить заявленную таможенную стоимость товара с учетом выбранного декларантом метода по цене сделки, не повлекло указание недостоверной или неполной информации о таможенной стоимости товара, и не является основанием в спорном случае для корректировки таможенной стоимости.
Общество представило таможенному органу в подтверждении заявленной таможенной стоимости все имеющиеся у него в силу делового оборота документы. Доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном обществом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, коллегией не установлено. Невозможность использования документов, представленных обществом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
То обстоятельство, что определенная заявителем таможенная стоимость товаров оказалась ниже ценовой информации таможни, само по себе не влечет корректировку таможенной стоимости, поскольку не названо в законе в качестве основания для корректировки. В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий.
Поскольку общество надлежаще оформленными документами подтвердило правомерность определения им таможенной стоимости товара по спорной ДТ по первоначально заявленному им методу, то у таможенного органа отсутствовали правовые основания для корректировки таможенной стоимости товара.
При изложенных обстоятельствах решение таможни от 21.09.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10707090/270612/0005768, является незаконным, и в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ заявленные обществом требования правомерно удовлетворены судом.
На основании вышеизложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 27.05.2013 по делу N А59-5743/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА

Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)