Судебные решения, арбитраж
Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К.П.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС": Савостина А.А., представителя по доверенности от 17.09.2012 N 212;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Благовещенской таможни
на решение от 21 ноября 2012 года
по делу N А04-7395/2012
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС"
к Благовещенской таможне
о признании незаконным решения и обязании вернуть таможенные платежи
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" (далее - общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ о признании незаконным решения Благовещенской таможни (далее - таможни), выраженного в письме от 14.06.2012 N 20-12/05700; об обязании таможни обществу излишне уплаченные таможенные платежи в размере 588 257,48 руб., а также проценты за их несвоевременный возврат в размере 9 000,66 руб.; всего на общую сумму 597 258,14 руб.
Требование общества было мотивировано ошибочным определением декларантом кода ТН ВЭД товара - аэродромной специальной машины, и как следствие, излишней уплатой таможенных платежей.
Решением суда от 21 ноября 2012 года требования общества удовлетворены. Решение таможни, выраженное в письме от 14.06.2012 N 20-12/05700, признано незаконным, не соответствующим Таможенному кодексу Таможенного союза, Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Суд обязал таможню возвратить обществу 606 017,7 руб. Кроме того, с таможни в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 16 950 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможня обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Указывает, что судом неверно оценены доводы и доказательства, представленные таможней в судебном заседании.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения.
Таможня, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечила.
Выслушав пояснения представителя общества, исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд установил следующее.
Во исполнение внешнеторгового контракта от 02.09.2010 N SHE-004/10-230/10-1-CN обществом на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар - аэродромная специальная машина для заправки воздушных судов водой, модель QS-04 используется в аэропортах без выезда на дороги общего пользования, новая общей полной массой 10 000 кг, г/в 05.11..., дизельный двигатель модель 4 HK1-TC..., мах. скорость движения 25 км/ч, идентификационный номер LWLDARTGXAL003761, размеры длина x ширина x высота: 7560 мм x 2240 мм x 2500 мм и пр. (далее - водозаправочная машина, товар N 1) по ДТ N 10704050/030611/0003409.
В графе 31 ДТ N 10704050/030611/0003409 "Маркировка и количество - Номера контейнеров - Количество и отличительные особенности", а также в дополнении N 1 к ДТ N 10704050/030611/0003409, были указаны достоверные и максимально подробные сведения о технических характеристиках, наименовании, количестве и целевом назначении импортированного товара.
В графе 33 ДТ N 10704050/030611/0003409 "Код товара" представителем декларанта был указан классификационный код 870422 910 9 ТН ВЭД ТС "Моторные транспортные средства для перевозки грузов, с полной массой транспортного средства более 5 т., но не более 20 т., новые, прочие".
Таможенные пошлины, налоги были рассчитаны, исходя из 25% ставки таможенной пошлины, соответствующей данному коду ТН ВЭД ТС, и уплачены в полном объеме.
Товар выпущен таможенным органом в свободное обращение 10.06.2011.
Вместе с тем, 07.06.2012 общество обратилось в Благовещенскую таможню с заявлением о возврате (зачете) денежных средств по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520 (Приложение N 2 к приказу), приложив ДТ N 10704050/030611/0003409, платежные поручения, выписку по счету и т.д.
Письмом от 14.06.2012 N 20-12/05700 таможня, в соответствии с пунктом 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании" оставила заявление общества без рассмотрения, поскольку предъявленные к заявлению документы, подтверждают об исчисленных ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" таможенных пошлинах, налогах (пункт 1 статьи 76 ТК ТС), которые подлежали уплате на соответствующие счета Федерального казначейства в доход Федерального бюджета и уплачены обществом в полном объеме. Кроме того, таможня ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" указала, что обществом не соблюдены положения подпункта 3 пункта 2 статьи 147 Федерального закона, не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей. На момент подачи заявления классификационный код товара N 1, заявленный в ДТ N 10704050/030611/0003409 ТН ВЭД ТС 8704229109 не обжалован и не отменен Арбитражным судом, ни вышестоящим таможенным органом.
Полагая, что отказ, выраженный в письме от 14.06.2012 N 20-12/05700, не соответствует ТК ТС и Закону о таможенном регулировании, а внесенные таможенные платежи являются излишне уплаченными, общество обратилось в арбитражный суд, который удовлетворяя требования, обоснованно исходил из следующего.
Согласно статьям 50 и 51 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики применяется единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Пунктом 1 статьи 52 ТК ТС установлено, что товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 2, 3 статьи 52 ТК ТС проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы; в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
В силу пункта 1 постановления Правительства РФ от 22.02.2000 N 148 "О Таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа Российской Федерации, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики является Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и установлены ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
В Приложении 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 "Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (ЕТТ ТС) установлены Основные правила интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
Пунктом 1 Основных правил определено, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями, установленными настоящими правилами.
Пунктом 4 данных правил определено, что товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.
В соответствии с пунктом 1 примечания группа 87 включает в себя средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности.
Согласно письму ФТС РФ от 25.02.2010 N 01-11/8319 в целях обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД ТС в качестве вспомогательного рабочего материала применяются Пояснения к ТН ВЭД России, утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 851.
Из текста товарной подсубпозиции 870422 910 9 ТН ВЭД следует, что в нее включаются "моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой транспортного средства более 5 т, но не более 20 т, новые, прочие".
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8704 ТН ВЭД, в данную товарную позицию включаются, в частности: обычные грузовые автомобили и автофургоны (открытые, с брезентовым верхом, закрытые и т.д.); автомобили для доставки товаров и автофургоны всех видов, автофургоны для перевозки домашних вещей; грузовые автомобили с автоматическими разгрузочными приспособлениями (с опрокидывающимся кузовом и т.д.); автомобили-цистерны (независимо от того, оборудованы они насосами или нет); авторефрижераторы или автомобили с изотермическими кузовами; многоярусные грузовые автомобили для перевозки кислоты в бутылях, баллонов с бутаном и т.д.; тяжелые грузовые автомобили с низкорасположенными рамами и погрузочными наклонными трапами для перевозки танков, подъемных машин или экскаваторов, электрических трансформаторов и т.д.; грузовые автомобили, специально предназначенные для перевозки свежего бетона, кроме бетономешалок товарной позиции 8705; мусоросборщики независимо от того, оборудованы они погрузочными, трамбовочными, демпфирующими и другими устройствами или нет.
В данную товарную позицию также включаются: самосвалы, то есть транспортные средства прочной конструкции с опрокидывающимся кузовом или открывающимся вниз днищем, предназначенные для перевозки грунта или других материалов, челноковые автомобили, самозагружающиеся транспортные средства, оборудованные лебедками, подъемными устройствами и т.д., но предназначенные в основном для транспортных целей, дорожно-рельсовые грузовые автомобили, специально оборудованные для движения, как по автомобильным дорогам, так и по рельсам, шасси моторных транспортных средств, оборудованные двигателем и кабиной.
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД включение некоторых моторных транспортных средств в данную товарную позицию определяется признаками, которые указывают на то, что данные транспортные средства в основном предназначены для перевозки товаров.
В товарную подсубпозицию 870590 900 1 ТН ВЭД включаются "моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов, прочие, новые".
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД в данную товарную позицию 8705 включается ряд моторных транспортных средств, специально сконструированных или приспособленных для размещения различных устройств, которые дают им возможность выполнять определенные нетранспортные функции, то есть основной целью транспортного средства данной товарной позиции не является перевозка людей или грузов.
В данную товарную позицию, в частности, включаются: автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками.
Согласно товарным позициям, и те, и другие товары являются транспортными средствами, поскольку транспортная функция (доставка, перевозка груза) присуща и тем и другим, и те и другие установлены на шасси, имеют двигатель, схожие системы управления и пр. агрегаты, но в случае отнесения товара к товарной позиции 8705 ТН ВЭД России - транспортная функция не является основной.
Разграничение при классификации указанных товарных позиций, согласно Пояснениям к ТН ВЭД России, осуществляется исходя из наличия либо отсутствия у транспортных средств специального классификационного признака, а именно: указанные автомобили должны быть специально сконструированы или приспособлены для размещения различных устройств, которые дают им возможность выполнять определенные нетранспортные функции.
Арбитражным судом, исходя из имеющихся в материалах дела Технической спецификации и Руководства по эксплуатации водозаправочного автомобиля для воздушных судов, модели QS-04, обоснованно сделан вывод о том, что данное транспортное средство специального назначения предназначено для заправки любых типов воздушных судов чистой водой.
Представленная обществом в ходе таможенного оформления техническая и товаросопроводительная документация, подтверждает тот факт, что основной функцией и целевым назначением декларируемого товара является именно заправка воздушных судов чистой питьевой водой, что также явно следует из содержания Руководства по эксплуатации водозаправочной машины. Там же отмечено, что данный автомобиль создан специально для осуществления наземного обслуживания в аэропортах, расположенных в районах с умеренным и холодным климатом, и позволяет обеспечить пассажиров во время полета водой бытового назначения надлежащего санитарно-гигиенического состояния.
Данная водозаправочная машина сконструирована на базе шасси автомобиля Цинлин серии QL1100TKARY(700Р), большой грузоподъемности, оборудована системой подачи воды, гидравлическим устройством, подъемной платформой, фильтром очистки воды, электрооборудованием, дополнительным отоплением (калорифером обогрева), системой подогрева воды в водяных баках до 80С в зимнее время и при использовании в районах с холодным климатом и функцией поддержания тепла, шкафом для оборудования, подъемной и складной лестницами, на крыше кабины имеется проблесковый маяк оранжевого цвета. При оборотах двигателя 1600-2000 об/мин. давление водяного насоса достигает 0,2-0,3 МПа, чего вполне достаточно, чтобы заправить водой любое воздушное судно.
Кроме того, в технических, товаросопроводительных документах отмечено, что данное транспортное средство является спецоборудованием с ограничением скорости 25 км/ч и предназначено для эксплуатации исключительно на территории аэропорта, выезд указанного спецавтомобиля на дороги общего пользования недопустим, что также противоречит условиям перевозки грузов, что подтверждается паспортом самоходной машины, выданным Благовещенской таможней, в графе "Максимальная конструктивная скорость, км/час" которого указано, что данное транспортное средство специального назначения может двигаться со скоростью не превышающей 25 км/ч.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что спорный товар - водозаправочная машина, является техникой специального назначения и предназначена для поднятия воды на борт самолета, и, следовательно, описание ввезенного обществом товара не отвечает требованиям текста по коду товарной позиции ТН ВЭД ТС 8704.
Из чего следует, что классификация товара, должна быть заявлена декларантом в соответствии с товарной подсубпозицией 870590 900 1 ТН ВЭД ТС "Моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов, прочие, новые", по ставке ввозной таможенной пошлины, равной 5%, а не по товарному коду 870422 910 9 ТН ВЭД ТС.
Таможня, в нарушение положений Приказа N 1356 от 28.11.2003 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенной оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" не произвела надлежащий контроль за правильностью определения декларантом кода ТН ВЭД, разрешив выпуск товара по несоответствующим ему коду ТН ВЭД.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статья 90 ТК ТС предусматривает, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, законодателем установлен общий срок, в течение которого таможенный орган должен определиться с законностью уплаты таможенных платежей в соответствующем размере и наличии оснований для их возврата либо их отсутствии и принять любое из решений по данному вопросу, которое должно быть мотивированным и доведено до заявителя в установленном порядке.
В связи с тем, что датой обращения общества в таможню с заявлением о возврате излишне начисленных таможенных платежей является 07.06.2012, а фактический возврат денежных средств таможней до настоящего времени не осуществлен, следовательно, периодом начисления процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей следует считать период с 08.07.2012 по 20.11.2012 включительно.
Судом расчет процентов за указанный период в сумме 17 760,22 руб. проверен и признается правильным, сумма и период его взыскания - обоснованными.
Поскольку неверная классификации ввезенного обществом товара повлекла за собой увеличение размера таможенных платежей на сумму 588 257,48 руб., суд правомерно посчитал таможенные платежи излишними, и обязал таможню их вернуть.
Новых доказательств, влияющих на законность судебного акта, таможенным органом в апелляционной жалобе не приведено.
При вышеизложенных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 21 ноября 2012 года по делу N А04-7395/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2013 N 06АП-96/2013 ПО ДЕЛУ N А04-7395/2012
Разделы:Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2013 г. N 06АП-96/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К.П.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС": Савостина А.А., представителя по доверенности от 17.09.2012 N 212;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Благовещенской таможни
на решение от 21 ноября 2012 года
по делу N А04-7395/2012
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС"
к Благовещенской таможне
о признании незаконным решения и обязании вернуть таможенные платежи
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" (далее - общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ о признании незаконным решения Благовещенской таможни (далее - таможни), выраженного в письме от 14.06.2012 N 20-12/05700; об обязании таможни обществу излишне уплаченные таможенные платежи в размере 588 257,48 руб., а также проценты за их несвоевременный возврат в размере 9 000,66 руб.; всего на общую сумму 597 258,14 руб.
Требование общества было мотивировано ошибочным определением декларантом кода ТН ВЭД товара - аэродромной специальной машины, и как следствие, излишней уплатой таможенных платежей.
Решением суда от 21 ноября 2012 года требования общества удовлетворены. Решение таможни, выраженное в письме от 14.06.2012 N 20-12/05700, признано незаконным, не соответствующим Таможенному кодексу Таможенного союза, Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Суд обязал таможню возвратить обществу 606 017,7 руб. Кроме того, с таможни в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 16 950 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможня обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Указывает, что судом неверно оценены доводы и доказательства, представленные таможней в судебном заседании.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения.
Таможня, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечила.
Выслушав пояснения представителя общества, исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд установил следующее.
Во исполнение внешнеторгового контракта от 02.09.2010 N SHE-004/10-230/10-1-CN обществом на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар - аэродромная специальная машина для заправки воздушных судов водой, модель QS-04 используется в аэропортах без выезда на дороги общего пользования, новая общей полной массой 10 000 кг, г/в 05.11..., дизельный двигатель модель 4 HK1-TC..., мах. скорость движения 25 км/ч, идентификационный номер LWLDARTGXAL003761, размеры длина x ширина x высота: 7560 мм x 2240 мм x 2500 мм и пр. (далее - водозаправочная машина, товар N 1) по ДТ N 10704050/030611/0003409.
В графе 31 ДТ N 10704050/030611/0003409 "Маркировка и количество - Номера контейнеров - Количество и отличительные особенности", а также в дополнении N 1 к ДТ N 10704050/030611/0003409, были указаны достоверные и максимально подробные сведения о технических характеристиках, наименовании, количестве и целевом назначении импортированного товара.
В графе 33 ДТ N 10704050/030611/0003409 "Код товара" представителем декларанта был указан классификационный код 870422 910 9 ТН ВЭД ТС "Моторные транспортные средства для перевозки грузов, с полной массой транспортного средства более 5 т., но не более 20 т., новые, прочие".
Таможенные пошлины, налоги были рассчитаны, исходя из 25% ставки таможенной пошлины, соответствующей данному коду ТН ВЭД ТС, и уплачены в полном объеме.
Товар выпущен таможенным органом в свободное обращение 10.06.2011.
Вместе с тем, 07.06.2012 общество обратилось в Благовещенскую таможню с заявлением о возврате (зачете) денежных средств по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520 (Приложение N 2 к приказу), приложив ДТ N 10704050/030611/0003409, платежные поручения, выписку по счету и т.д.
Письмом от 14.06.2012 N 20-12/05700 таможня, в соответствии с пунктом 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании" оставила заявление общества без рассмотрения, поскольку предъявленные к заявлению документы, подтверждают об исчисленных ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" таможенных пошлинах, налогах (пункт 1 статьи 76 ТК ТС), которые подлежали уплате на соответствующие счета Федерального казначейства в доход Федерального бюджета и уплачены обществом в полном объеме. Кроме того, таможня ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" указала, что обществом не соблюдены положения подпункта 3 пункта 2 статьи 147 Федерального закона, не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей. На момент подачи заявления классификационный код товара N 1, заявленный в ДТ N 10704050/030611/0003409 ТН ВЭД ТС 8704229109 не обжалован и не отменен Арбитражным судом, ни вышестоящим таможенным органом.
Полагая, что отказ, выраженный в письме от 14.06.2012 N 20-12/05700, не соответствует ТК ТС и Закону о таможенном регулировании, а внесенные таможенные платежи являются излишне уплаченными, общество обратилось в арбитражный суд, который удовлетворяя требования, обоснованно исходил из следующего.
Согласно статьям 50 и 51 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики применяется единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Пунктом 1 статьи 52 ТК ТС установлено, что товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 2, 3 статьи 52 ТК ТС проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы; в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
В силу пункта 1 постановления Правительства РФ от 22.02.2000 N 148 "О Таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа Российской Федерации, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики является Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и установлены ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
В Приложении 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 "Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (ЕТТ ТС) установлены Основные правила интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
Пунктом 1 Основных правил определено, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями, установленными настоящими правилами.
Пунктом 4 данных правил определено, что товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.
В соответствии с пунктом 1 примечания группа 87 включает в себя средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности.
Согласно письму ФТС РФ от 25.02.2010 N 01-11/8319 в целях обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД ТС в качестве вспомогательного рабочего материала применяются Пояснения к ТН ВЭД России, утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 851.
Из текста товарной подсубпозиции 870422 910 9 ТН ВЭД следует, что в нее включаются "моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой транспортного средства более 5 т, но не более 20 т, новые, прочие".
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8704 ТН ВЭД, в данную товарную позицию включаются, в частности: обычные грузовые автомобили и автофургоны (открытые, с брезентовым верхом, закрытые и т.д.); автомобили для доставки товаров и автофургоны всех видов, автофургоны для перевозки домашних вещей; грузовые автомобили с автоматическими разгрузочными приспособлениями (с опрокидывающимся кузовом и т.д.); автомобили-цистерны (независимо от того, оборудованы они насосами или нет); авторефрижераторы или автомобили с изотермическими кузовами; многоярусные грузовые автомобили для перевозки кислоты в бутылях, баллонов с бутаном и т.д.; тяжелые грузовые автомобили с низкорасположенными рамами и погрузочными наклонными трапами для перевозки танков, подъемных машин или экскаваторов, электрических трансформаторов и т.д.; грузовые автомобили, специально предназначенные для перевозки свежего бетона, кроме бетономешалок товарной позиции 8705; мусоросборщики независимо от того, оборудованы они погрузочными, трамбовочными, демпфирующими и другими устройствами или нет.
В данную товарную позицию также включаются: самосвалы, то есть транспортные средства прочной конструкции с опрокидывающимся кузовом или открывающимся вниз днищем, предназначенные для перевозки грунта или других материалов, челноковые автомобили, самозагружающиеся транспортные средства, оборудованные лебедками, подъемными устройствами и т.д., но предназначенные в основном для транспортных целей, дорожно-рельсовые грузовые автомобили, специально оборудованные для движения, как по автомобильным дорогам, так и по рельсам, шасси моторных транспортных средств, оборудованные двигателем и кабиной.
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД включение некоторых моторных транспортных средств в данную товарную позицию определяется признаками, которые указывают на то, что данные транспортные средства в основном предназначены для перевозки товаров.
В товарную подсубпозицию 870590 900 1 ТН ВЭД включаются "моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов, прочие, новые".
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД в данную товарную позицию 8705 включается ряд моторных транспортных средств, специально сконструированных или приспособленных для размещения различных устройств, которые дают им возможность выполнять определенные нетранспортные функции, то есть основной целью транспортного средства данной товарной позиции не является перевозка людей или грузов.
В данную товарную позицию, в частности, включаются: автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками.
Согласно товарным позициям, и те, и другие товары являются транспортными средствами, поскольку транспортная функция (доставка, перевозка груза) присуща и тем и другим, и те и другие установлены на шасси, имеют двигатель, схожие системы управления и пр. агрегаты, но в случае отнесения товара к товарной позиции 8705 ТН ВЭД России - транспортная функция не является основной.
Разграничение при классификации указанных товарных позиций, согласно Пояснениям к ТН ВЭД России, осуществляется исходя из наличия либо отсутствия у транспортных средств специального классификационного признака, а именно: указанные автомобили должны быть специально сконструированы или приспособлены для размещения различных устройств, которые дают им возможность выполнять определенные нетранспортные функции.
Арбитражным судом, исходя из имеющихся в материалах дела Технической спецификации и Руководства по эксплуатации водозаправочного автомобиля для воздушных судов, модели QS-04, обоснованно сделан вывод о том, что данное транспортное средство специального назначения предназначено для заправки любых типов воздушных судов чистой водой.
Представленная обществом в ходе таможенного оформления техническая и товаросопроводительная документация, подтверждает тот факт, что основной функцией и целевым назначением декларируемого товара является именно заправка воздушных судов чистой питьевой водой, что также явно следует из содержания Руководства по эксплуатации водозаправочной машины. Там же отмечено, что данный автомобиль создан специально для осуществления наземного обслуживания в аэропортах, расположенных в районах с умеренным и холодным климатом, и позволяет обеспечить пассажиров во время полета водой бытового назначения надлежащего санитарно-гигиенического состояния.
Данная водозаправочная машина сконструирована на базе шасси автомобиля Цинлин серии QL1100TKARY(700Р), большой грузоподъемности, оборудована системой подачи воды, гидравлическим устройством, подъемной платформой, фильтром очистки воды, электрооборудованием, дополнительным отоплением (калорифером обогрева), системой подогрева воды в водяных баках до 80С в зимнее время и при использовании в районах с холодным климатом и функцией поддержания тепла, шкафом для оборудования, подъемной и складной лестницами, на крыше кабины имеется проблесковый маяк оранжевого цвета. При оборотах двигателя 1600-2000 об/мин. давление водяного насоса достигает 0,2-0,3 МПа, чего вполне достаточно, чтобы заправить водой любое воздушное судно.
Кроме того, в технических, товаросопроводительных документах отмечено, что данное транспортное средство является спецоборудованием с ограничением скорости 25 км/ч и предназначено для эксплуатации исключительно на территории аэропорта, выезд указанного спецавтомобиля на дороги общего пользования недопустим, что также противоречит условиям перевозки грузов, что подтверждается паспортом самоходной машины, выданным Благовещенской таможней, в графе "Максимальная конструктивная скорость, км/час" которого указано, что данное транспортное средство специального назначения может двигаться со скоростью не превышающей 25 км/ч.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что спорный товар - водозаправочная машина, является техникой специального назначения и предназначена для поднятия воды на борт самолета, и, следовательно, описание ввезенного обществом товара не отвечает требованиям текста по коду товарной позиции ТН ВЭД ТС 8704.
Из чего следует, что классификация товара, должна быть заявлена декларантом в соответствии с товарной подсубпозицией 870590 900 1 ТН ВЭД ТС "Моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов, прочие, новые", по ставке ввозной таможенной пошлины, равной 5%, а не по товарному коду 870422 910 9 ТН ВЭД ТС.
Таможня, в нарушение положений Приказа N 1356 от 28.11.2003 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенной оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" не произвела надлежащий контроль за правильностью определения декларантом кода ТН ВЭД, разрешив выпуск товара по несоответствующим ему коду ТН ВЭД.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статья 90 ТК ТС предусматривает, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, законодателем установлен общий срок, в течение которого таможенный орган должен определиться с законностью уплаты таможенных платежей в соответствующем размере и наличии оснований для их возврата либо их отсутствии и принять любое из решений по данному вопросу, которое должно быть мотивированным и доведено до заявителя в установленном порядке.
В связи с тем, что датой обращения общества в таможню с заявлением о возврате излишне начисленных таможенных платежей является 07.06.2012, а фактический возврат денежных средств таможней до настоящего времени не осуществлен, следовательно, периодом начисления процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей следует считать период с 08.07.2012 по 20.11.2012 включительно.
Судом расчет процентов за указанный период в сумме 17 760,22 руб. проверен и признается правильным, сумма и период его взыскания - обоснованными.
Поскольку неверная классификации ввезенного обществом товара повлекла за собой увеличение размера таможенных платежей на сумму 588 257,48 руб., суд правомерно посчитал таможенные платежи излишними, и обязал таможню их вернуть.
Новых доказательств, влияющих на законность судебного акта, таможенным органом в апелляционной жалобе не приведено.
При вышеизложенных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 21 ноября 2012 года по делу N А04-7395/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)