Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 17.04.2013 N Ф03-888/2013 ПО ДЕЛУ N А80-249/2012

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2013 г. N Ф03-888/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: И.С.Панченко, Е.П.Филимоновой
при участии:
- от заявителя: ООО "Северное золото" - Артемьев С.В., представитель по доверенности от 29.08.2012 N 41/2012; Воропаев С.Ю., представитель по доверенности от 23.01.2013 N 14/2013;
- от Магаданской таможни - Ханов Е.А., представитель по доверенности от 12.12.2012 N 07-62/24 д; Баранова Т.Л., представитель по доверенности от 24.01.2013 N 07-62/2 д;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Магаданской таможни
на решение от 09.10.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012
по делу N А80-249/2012
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Н.Приходько; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.В.Гричановская, Е.А.Швец, Е.И.Сапрыкина
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северное золото"
к Чукотской таможне
о признании незаконными действий
Арбитражный суд Чукотского автономного округа решением от 09.10.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012, признал незаконными как не соответствующие Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" действия Чукотской таможни (заменена в порядке правопреемства на Магаданскую таможню) (ОГРН 1024900968949, место нахождения: 685000, Магаданская обл., г. Магадан, ул. Шандора Шимича, 6; далее - таможня, таможенный орган), оформленные письмом от 02.07.2012 N 12-01/42/1895 об отказе в возврате обществу с ограниченной ответственностью "Северное золото" (ОГРН 1078706000460, место нахождения: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Рультытегина, 6; далее - общество, декларант) денежного залога в сумме 101 930 811,34 руб.
В кассационной жалобе Магаданская таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает указанные судебные акты отменить полностью и принять решение об отказе ООО "Северное золото" в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что денежный залог не возвращен декларанту ввиду непредставления ООО "Северное Золото" бухгалтерских документов, свидетельствующих о принятии ввезенного оборудования на учет в качестве основных производственных фондов, а именно:
- - не представлены документы, подтверждающие, что оборудование принято к учету в качестве основного средства на счете 01 "Основные средства" и введено в эксплуатацию на основании акта приема-передачи объекта основных средств;
- - ввод основных средств в эксплуатацию обществом не осуществлен, оборудование не смонтировано, не принято к учету в качестве основного средства на счете 01 "Основные средства";
- Поскольку ввезенное оборудование - вахтовый поселок не смонтирован, не введен в эксплуатацию, то указанное оборудование не приобрело статус основных производственных фондов, следовательно, у общества отсутствует право на возврат денежного залога, так как льгота, связанная с освобождением от уплаты пошлины возникает в момент принятия ввезенного товара на баланс организации в качестве основных средств.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что при определении понятия "основные производственные фонды" суды не должны были руководствоваться законодательством о налогах и сборах, поскольку статьей 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ.
Представители таможенного органа в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержали в полном объеме.
ООО "Северное золото" в отзыве на жалобу и его представители в судебном заседании доводы таможни отклонили, указывая на их несостоятельность, предложили оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, а также выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 30.12.2011 АВРИЛИУС ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД (Кипр), являясь единственным участником общества, принял решение об увеличении уставного капитала за счет внесения дополнительного вклада в размере 442 731 938,88 руб.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 указанного решения оплата дополнительного вклада осуществляется путем внесения в уставный капитал общества имущества Вахтового поселка для целей использования в производственной деятельности в качестве основных производственных фондов.
При подаче обществом в таможенный орган декларации на ввезенный товар 21.12.2011 таможней принято решение о предоставлении ООО "Северное золото" льготы по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении товара, ввезенного в Российскую Федерацию в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал и задекларированного по ДТ N 10709030/211211/0000890.
Решение принято в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 5 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о Едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 и Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - постановление Правительства N 883).
Товар оформлен в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" как оборудование, поступившее от иностранного учредителя общества в качестве вклада в уставный капитал.
Таможенным органом 22.12.2011 выпуск товара разрешен условно под обеспечение уплаты таможенных платежей. Обществом внесен денежный залог в размере 101 930 811,34 руб., оформлена таможенная расписка.
Право собственности на Вахтовый поселок передано единственным участником обществу по акту приема-передачи права собственности на имущество от 23.12.2011.
Изменения в устав предприятия прошли государственную регистрацию 20.02.2012, что подтверждается свидетельством о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 87 N 000081487, выданным Межрайонной ФНС России N 1 по Чукотскому автономному округу.
Вахтовый поселок принят на бухгалтерский учет, что подтверждается годовым бухгалтерским балансом общества (на 31.12.2011) - раздел "Основные средства" по строке 11302 "Оборудование к установке", пояснительной запиской к бухгалтерскому балансу - раздел 2 "Внеоборотные активы".
Считая, что основания для удержания денежного залога отсутствуют, требования постановления Правительства N 883 выполнены, общество, руководствуясь статьей 149 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) и представив подтверждающие документы, обратилось в таможенный орган с заявлением от 26.03.2012 о возврате денежного залога в сумме 101 930 811,34 руб.
Указанное заявление таможня возвратила обществу без рассмотрения письмом от 03.04.2012 N 12-01/42/1004. Повторное заявление общества от 03.04.2012 таможня также оставила без рассмотрения и возвратила письмом от 23.04.2012 N 1201/42/1223.
Последующее заявление от 08.06.2012 о возврате денежного залога в сумме 101 930 811,34 руб. таможенный орган оставил без удовлетворения, изложив причины отказа в письме от 02.07.2012 N 12-01/42/1895.
Нормативным правовым актом Российской Федерации, определяющим порядок и условия предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, является постановление Правительства N 883.
Согласно требованию пункта 1 названного Постановления товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что они:
- - не являются подакцизными;
- - относятся к основным производственным фондам;
- - ввозятся в сроки, установленные учредительными документами.
Пунктом 2 постановления Правительства N 883 предусмотрено, что в случае реализации товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал и освобожденных от уплаты ввозной таможенной пошлины, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
Иных условий названное Постановление не содержит.
Таможенным органом не оспаривается, что Вахтовый поселок не является подакцизным товаром, ввезен на территорию Российской Федерации в установленный срок в целях формирования уставного капитала общества.
При таможенном оформлении товаров декларант, претендующий на получение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов на основании постановления Правительства N 883 и Налогового кодекса Российской Федерации, должен подтвердить заявленный статус товара - вклад в уставный (складочный) капитал организации, что является одним из условий предоставления указанных льгот.
Для определения статуса таких товаров в таможенных целях при принятии решения о предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов применяются соответствующие федеральные законы, регулирующие порядок внесения вкладов (в том числе вещами) в уставные (складочные) капиталы организаций, к которым относится Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Принятие участником общества решения об увеличении имеющегося размера уставного капитала за счет дополнительного вклада (в том числе в имущественном виде) отражается в учредительных документах. Такое решение подлежит выполнению в сроки, установленные в учредительных документах общества. По истечении срока, установленного для внесения дополнительных вкладов участником в уставный капитал общества, итоги внесения дополнительного вклада фиксируются в соответствии с Федеральным законом в учредительных документах общества с последующей государственной регистрацией в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
С момента государственной регистрации таких изменений в учредительных документах общества указанные документы имеют юридическую силу для третьих лиц, в том числе для таможенного органа.
После завершения процедуры государственной регистрации итогов внесения дополнительного вклада в уставный капитал общества вещи, внесенные в качестве дополнительного вклада, приобретают статус имущества общества.
Постановление Правительства N 883, так же как и таможенное законодательство Российской Федерации, и соответствующие международные договоры, не содержат понятия "основные производственные фонды" и не раскрывают его значения.
В иных отраслях законодательства Российской Федерации понятие "основные производственные фонды" также не содержится.
Наиболее близкими к отношениям, связанным с уплатой таможенных платежей (освобождением от уплаты платежей), являются отношения, связанные с уплатой налогов и сборов, поскольку налоги (сборы) так же как и таможенные пошлины являются обязательными платежами, взимаемыми в пользу государства для формирования доходной части бюджета в целях финансового обеспечения деятельности государства.
В законодательстве о налогах и сборах для обозначения имущества, используемого налогоплательщиком в качестве основного средства для производства и реализации товара в течение длительного времени используется аналогичный по содержанию термин "основное средство".
Доводы заявителя жалобы о том, что статья 2 НК РФ исключает применение законодательства о налогах и сборах к таможенным правоотношениям, является несостоятельной.
В рассматриваемом случае идет речь об использовании терминов в таможенном регулировании, тогда как в указанной норме говорится о неприменении законодательства о налогах и сборах к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц.
Согласно пункту 3 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) термины гражданского и других отраслей законодательства, используемые в настоящем Кодексе, применяются в каждом из государств - членов таможенного союза в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства этих государств - членов таможенного союза, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом Таможенного союза.
Кроме того пунктами 2 и 3 Федерального закона N 311-ФЗ предусмотрено, что термины в области таможенного регулирования и таможенного дела используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза и международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза.
Все иные термины используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.
Вахтовый поселок соответствует критериям основного средства, установленным налоговым законодательством Российской Федерации. Он также соответствует определению и критериям "основного средства", установленного Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (пункт 46), утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, в полной мере соответствует признакам основного средства, определенным в пункте 4 ПБУ 6/01 и Методических указаниях N 91н.
Общество в соответствии с правилами составления бухгалтерского баланса отразило информацию о принятии Вахтового поселка на бухгалтерский учет в годовом бухгалтерском балансе в разделе "Основные средства", на соответствующую статью раздела.
Согласно части 2 статьи 137 Федерального закона N 311-ФЗ исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях, установленных пунктом 1 статьи 85 ТК ТС, в случае условного выпуска товаров в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ТК ТС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.
Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот (пункт 2), имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем (пункт 3), считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 4).
Условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, - в отношении товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи (часть 5).
Пунктом 1 статьи 90 ТК ТС установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статьей 145 Федерального закона N 311-ФЗ установлено, что при исполнении, прекращении обязательства, обеспеченного денежным залогом, либо если такое обязательство не возникло, денежный залог подлежит возврату, использованию для уплаты таможенных платежей или зачету в счет авансовых платежей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 149 Федерального закона N 311-ФЗ возврат денежного залога или его зачет в счет авансовых платежей осуществляется при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о возврате (зачете) денежного залога подано лицом, внесшим денежный залог (его правопреемником), в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующим за днем исполнения или прекращения обязательства.
В соответствии с преамбулой постановления Правительства N 883, оно принято в целях стимулирования привлечения в Российскую Федерацию иностранных инвестиций.
Под исполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом, понимается исполнение иностранным учредителем обязанности по фактическому внесению товара в уставный капитал общества, то есть достижения цели, имеющей правовое значение.
В данном случае, определяющее значение имеет факт целевого назначения товара, ввезенного как вклад в уставный капитал, в целях использования в производственной деятельности. Это обстоятельство не может быть рассмотрено как длящееся, а его исполнение - как допускающее постоянный контроль со стороны таможенного органа без возврата денежного залога. Иное входило бы в явное противоречие с целями инвестиционной политики Российской Федерации.
При отсутствии обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов ввиду наличия оснований для применения льгот отсутствует и предмет обеспечения.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случае помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами.
Возникновение, прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот, которые сопряжены с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, определены в статье 211 ТК ТС.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, при условии, что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2 пункта 3 настоящей статьи.
Возврат денежного залога не является препятствием для проведения в дальнейшем в отношении общества мероприятий таможенного контроля с целью выявления возможного нецелевого использования имущества и, в случае обнаружения в рамках таможенного контроля такой ситуации, применить возникающие из данного обстоятельства последствия.
Доказательств, подтверждающих наличие у таможенного органа оснований полагать, что в случае нецелевого использования условно выпущенных товаров обязанность по уплате таможенной пошлины обществом не будет выполнена, материалы дела не содержат.
С учетом изложенных обстоятельств суды пришли к правильному выводу об отсутствии у таможенного органа основания для удержания денежных средств, внесенных обществом в качестве залога.
В силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 09.10.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 по делу N А80-249/2012 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.М.ГОЛИКОВ

Судьи
И.С.ПАНЧЕНКО
Е.П.ФИЛИМОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)