Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.02.2007 N 04АП-57/2006 ПО ДЕЛУ N А19-19320/06-36

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2007 г. N 04АП-57/2006

Дело N А19-19320/06-36

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2007 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Желтоухова Е.В., Куклина О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу Иркутской таможни

на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07.11.2006 г. по делу N А19-19320/06-36, по заявлению индивидуального предпринимателя Макарова В.А. к Иркутской таможне о признании действий таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара незаконными и взыскании излишне уплаченной суммы таможенных платежей, принятого судьей О.И. Самойловой

при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Ильина И.Ю. (доверенность от 01.09.2004 г.);
- от ответчика: не явился, извещен;

- установил:

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, Макаров Валерий Аверьянович обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Иркутской таможни по корректировке таможенной стоимости товара по ГТД N 10607040/191205/0011090; 10607040/200106/0000417; 10607040/130106/0000220 и взыскании излишне уплаченных сумм таможенных платежей в размере 157 999 руб. 60 коп., в размере 155 322 руб. 66 коп., в размере 149 082 руб. 54 коп.
Решением суда от 07 ноября 2006 г. требования предпринимателя удовлетворены. В обоснование суд указал, что таможенным органом не доказано, что представленные предпринимателем документы не являются достаточными и достоверными для подтверждения таможенной стоимости товара по цене сделки, а также не исполнено требование о последовательном применении методов определения таможенной стоимости. Кроме того, из представленных актов N 21 от 25.10.2006 и N 23 от 30.10.2006 Иркутской таможни следует, что оспариваемые корректировки таможенной стоимости аннулированы.
Не согласившись с указанным решением, Иркутская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. Считают, что корректировка таможенной стоимости произведена верно с применением последовательного метода определения таможенной стоимости.
Представитель заявителя в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился, пояснил, что оспариваемые корректировки таможенной стоимости таможней самостоятельно аннулированы. На данный момент таможенный орган также добровольно исполнил решение суда первой инстанции и возвратил излишне уплаченные суммы таможенных платежей.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 26.01.2007 г.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Во исполнение контракта от 22.11.01 г. N 01-2002/22.11.2001, заключенного предпринимателем Макаровым В.А. с фирмой Алкор ГмбХ Кунстштоффе (Германия), предпринимателю по ГТД N 10607040/191205/0011090; 10607040/200106/0000417; 10607040/130106/0000220 поступил товар - пленка для облицовки мебели "Алкорцелл" и пленка для облицовки мебели "Алкортерм". Согласно контракту цена за 1 кг пленки составила 0,84 евро.
Декларант определил таможенную стоимость товара по цене сделки с ввозимым товаром. Таможенные платежи по ГТД N 10607040/191205/0011090 составили 105412,43 руб., по ГТД N 10607040/130106/0000220-101610,84 руб., по ГТД N 10607040/200106/0000417-95 286,10 руб.
Уведомлениями от 19.12.2005 г., 13.11.2005 г., 20.01.2006 г. Иркутская таможня обязала декларанта представить дополнительные документы для подтверждения правильности определения заявленной им таможенной стоимости товара либо внести дополнительное обеспечение платы таможенных платежей в размере 157999 руб. 60 коп. по ГТД N 10607040/191205/0011090; 155322 руб. 66 коп. по ГТД N 10607040/200106/0000417; 149 082 руб. 54 коп. по ГТД N 10607040/130106/0000220.
Указанные в уведомлениях таможенного органа суммы оплачены заявителем в размере 157 999 руб. 60 коп. платежными поручениями от 30.11.2005 N 2488, от 09.11.2005 N 2265; 149 082 руб. 54 коп. по платежному поручению от 28.12.2005 N 2807; 155 322 руб. 66 коп. по платежным поручениям от 29.12.2005 N 2834, от 13.01.2006 N 36.
02.02.2006 и 15.02.2006 таможенным органом были приняты решения об окончательной корректировке таможенной стоимости товаров по 6 (резервному) методу на базе 4-го, в ходе которой окончательная стоимость товара составила: пленка для облицовки мебели "Алкорцелл" за 1 кв. м - 10 руб. 85 коп..; пленка для облицовки мебели "Алкортерм" за 1 кв. м - 51 руб. 77 коп.
09.02.2006 г. таможенным органом заявителю выставлено требование N 5 об уплате таможенных платежей по ГТД N 10607040/191205/0011090 в сумме 157 999 руб. 60 коп., а также пени в размере 3317 руб. 99 коп.
20.02.2006 таможенным органом заявителю выставлено требование N 12 об уплате таможенных платежей по ГТД N 10607040/200106/0000417 в сумме 155 322 руб. 66 коп., а также пени в размере 1926 руб. 00 коп.
27.02.2006 таможенным органом заявителю выставлено требование N 13 об уплате таможенных платежей по ГТД N 10607040/130106/0000220 в сумме 149 082 руб. 54 коп., а также пени в размере 2 623 руб. 85 коп.
Решением таможенного органа N 15-51/2935 уплаченные заявителем денежные средства в размере 157999 руб. 60 коп. зачтены в счет уплаты таможенных платежей по ГТД N 10607040/191205/0011090.
Решением таможенного органа N 15-51/2938 уплаченные заявителем денежные средства в размере 155322 руб. 66 коп. зачтены в счет уплаты таможенных платежей по ГТД N 10607040/200106/0000417.
Решением таможенного органа N 15-51/2977 уплаченные заявителем денежные средства в размере 149082 руб. 54 коп. зачтены в счет уплаты таможенных платежей по ГТД N 10607040/130106/0000220
В возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей в размере 157999 руб. 60 коп. (заявление N 9/19), 155 322 руб. 66 коп. (заявление N 9/33) 149082 руб. 54 коп. (заявление N 9/34) таможенным органом отказано.
Не согласившись с действиями Иркутской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров по 6 резервному методу и отказом в возврате излишне уплаченной суммы таможенных платежей, ИП Макаров В.А. обратился в суд с заявлением о признании их незаконными.
Согласно ст. 63 Таможенного Кодекса РФ при производстве таможенного оформления лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.
Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом. При этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе сокращать установленные настоящим Кодексом перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, с учетом категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства, видов товаров, целей использования товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу. Перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, подлежат официальному опубликованию.
В соответствии со ст. 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров представляются следующие основные документы:
- - договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок;
- - имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;
- - транспортные (перевозочные) документы;
- - разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
- - документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса;
- - платежные и расчетные документы;
- - документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 настоящего Кодекса.
В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
Согласно ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
Если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений. При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить, таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров. В случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров. Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Перечень документов, представляемых для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, утвержден приказом Государственного таможенного комитета РФ от 16.09.2003 г. N 1022, согласно которому при осуществлении поставки по договору купли-продажи или иному договору, когда, по мнению декларанта, возможно применение метода по цене сделки с ввозимыми товарами, декларантом представляются следующие документы:
- - учредительные документы декларанта;
- - договор (контракт), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;
- - счет-фактура (инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и/или бухгалтерские документы, отражающие стоимость товара;
- - биржевые котировки в случае, если ввозится биржевой товар;
- - транспортные (перевозочные) документы;
- - страховые документы, если они имеются, в зависимости от установленных договором условий поставки;
- - счет за транспортировку или калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в цену сделки или заявлены вычеты этих расходов из цены сделки;
- - копию грузовой таможенной декларации и декларации таможенной стоимости, принятых по первой поставке по контракту или по поставке, произведенной после подписания дополнительных приложений и/или соглашений к контракту, которые повлияли на сведения, указанные в первом листе ДТС-1, поданной при первой поставке (если меняется место таможенного оформления товаров);
- - другие документы, которые декларант считает необходимым представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости и избранного метода ее определения декларантом представлены контракт от 22.11.01 г. N 01-2002/22.11.2001, инвойсы S91142, S91955, S92361, накладные N 17295; 18819; 20104, экспортные декларации; дополнительно представлены по запросу Иркутской таможни пояснение согласно приложению к Приказу ГТК РФ от 24.11.05 г. N 1323, копия письма фирмы "Алкор Кунстштоффе ГмбХ", копия предварительной заявки предпринимателя Макарова В.Л., копия таможенной расписки N ТР-0114589, ТР - 0114601, ТР - 0114603, копии КТС-1 0551783, 0551718, 0551788, КТС-2 10088453, 10088458, фотографии каталога образцов пленки.
Представленные документы соответствуют названным нормам Таможенного кодекса Российской Федерации, требованиям вышеуказанного Перечня, являются достаточными для применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами, являющегося согласно статье 18 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" основным методом определения таможенной стоимости.
В соответствии с положениями ст. 15 Закона заявляемая декларантом таможенная стоимость и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной информации.
При необходимости подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости декларант обязан по требованию таможенного органа РФ представить последнему нужные для этого сведения. При возникновении у таможенного органа сомнений в достоверности сведений, представленных декларантом для определения таможенной стоимости, декларант имеет право доказать такую достоверность.
В случае непредставления доказательств, подтверждающих достоверность используемых декларантом данных, таможенный орган вправе принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки.
Согласно п. 2 ст. 18 Закона основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных в п. 1 настоящей статьи методов.
При определении таможенной стоимости товара на основании резервного метода на базе 4 метода Иркутской таможней нарушено установленное ст. 323 Таможенного кодекса Российской Федерации и ст. 17 Закона "О таможенном тарифе" требование о последовательном применении методов определения таможенной стоимости. При этом ссылка таможни на отсутствие у нее необходимой информации не может быть принята во внимание как обоснование неприменения предыдущих методов, поскольку объективная невозможность получения такой информации или ее отсутствие не подтверждены документально. Обоснованность применения ответчиком расчета таможенной стоимости товара по 6 (резервному) методу на базе 4-го метода с использованием методики, указанной в письмах ГТК РФ от 31.05.95 г. N 07-11/12510 и Роскомцен от 09.06.92 г. не подтверждена представленными материалами дела.
Таким образом, доказательств последовательного применения методов определения таможенной стоимости товара таможенным органом в ходе рассмотрения дела не представлено, как не доказана невозможность применения декларантом первого метода определения таможенной стоимости.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы о правомерности произведенной корректировки таможенной стоимости ввозимого товара.
Более того, из представленных актов N 21 от 25.10.2006 г. и N 23 от 30.10.2006 г. Иркутской таможни следует, что оспариваемые корректировки таможенной стоимости аннулированы Иркутской таможней самостоятельно.
Поскольку Иркутской таможней не доказано, что представленные декларантом сведения являются недостаточными или недостоверными, а также не установлены основания невозможности использования метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, определенные п. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования ИП Макарова В.А. по признанию незаконными действий ответчика по корректировке таможенной стоимости товара по грузовым таможенным декларациям N 10607040/191205/0011090; 10607040/200106/0000417; 10607040/130106/0000220 и об обязании возвратить излишне уплаченные суммы таможенных платежей в размере 462404 руб. 78 коп.
На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Иркутская таможня произвела возврат излишне уплаченных сумм таможенных платежей в размере 462404 руб. 78 коп. по таможенным декларациям N 10607040/191205/0011090; 10607040/200106/0000417; 10607040/130106/0000220, что подтверждается письмами от 23.01.2007 г. N 15-26/585, от 14.11.2006 г. N 15-28/14640, от 23.01.2007 г. "15126/586, от 18.01.2007 г. N 15-27/416, от 25.08.2006 г. N 15-28/11196.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

1. Оставить решение Арбитражного суда Иркутской области от 07.11.2006 г., принятого по делу N А19-19320/06-36, без изменения, а апелляционную жалобу Иркутской таможни без удовлетворения.
2. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Э.П.ДОРЖИЕВ

Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
О.А.КУКЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)