Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.11.2013 N 06АП-5438/2013 ПО ДЕЛУ N А73-6364/2013

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2013 г. N 06АП-5438/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Сталком": Банникова Н.А., представитель по доверенности от 03.06.2013;
- от Хабаровской таможни: Плотникова А.В., представитель по доверенности от 05.03.2013 N 04-37/31;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 26.08.2013
по делу N А73-6364/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Чакова Т.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сталком"
к Хабаровской таможне
о признании незаконными решений о корректировке таможенной стоимости, о зачете сумм залога и обязании возвратить денежные средства

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Сталком" (далее - общество, ООО "Сталком") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, в соответствии с требованием которого просило признать незаконными решения Хабаровской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 19.02.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров, вывезенных по декларации на товары N 10703050/171212/0004352 (далее ДТ N 4352); о зачете суммы денежного залога, исчисленного в таможенной расписке N 10703050/181212/ТР-6069346 в размере 22 294,29 руб., в счет уплаты таможенных платежей и пеней по ДТ; и обязать таможню возвратить денежные средства в размере 22 294 руб. 29 коп. на которые было незаконно обращено взыскание в счет уплаты таможенных платежей.
Решением суда от 26.08.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, суд взыскал с таможни в пользу ООО "Сталком" 2000 руб. судебных расходов. Возвратил обществу из федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 04.06.2013 N 251.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель общества в представленном отзыве и в судебном заседании апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между ООО "Сталком" (Продавец) и компанией "DONGYIDA TRADING DEVELOPMENT Co., LIMITED" Китай (Покупатель) 20.11.2012 заключен контракт N ML-1120 на поставку металлического лома в количестве 2000 тонн на условиях DAF Гродеково. Сумма контракта составляет 450 000 долларов США. Срок действия контракта определен по 31.12.2013.
Дополнительным соглашением N 1 от 28.11.2012 стороны изменили общую цену контракта, которая составила 480 000 долларов США.
Сторонами определено, что количество и цена поставляемых товаров оговаривается отдельно в спецификации, прилагаемой к каждой партии товара.
Дополнительным соглашением N 2 от 28.11.2012 к контракту стороны уточнили реквизиты Покупателя и Продавца, а дополнительным соглашением N 3 от 03.12.2012 определено, что получателем по контракту может являться Суйфэньхэская ТЭК "Сун Цюань", адрес: г. Суйфэньхэ, ул. Да Чжи Лу, 184.
Обществом с таможенной территории России на экспорт вывезен товар - металлический лом черных металлов весом 60 050 кг, в целях таможенного оформления которого общество подало в таможню ДТ N 4352.
Таможенная стоимость товара определена обществом по первому методу определения таможенной стоимости - по стоимости сделки с вывозимыми товарами, оформлена декларация таможенной стоимости формы ДТС-3.
В ходе контроля таможенной стоимости, таможенным органом с использованием системы управления рисками были выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров в связи с тем, что таможенная стоимость декларируемых товаров ниже стоимости однородных товаров, вывозимых из Российской Федерации согласно базы данных Хабаровской таможни, а также от ценовой информации на однородные товары данным ценовых каталогов.
В связи с этим 18.12.2012, таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки.
Обществу предложено в срок до 14.02.2013 представить дополнительные документы, а именно: калькуляцию таможенной стоимости товара с представлением подтверждающих документов по каждой составляющей структуры таможенной стоимости, согласованный сводный заказ на представление железной дорогой вагонов по международным перевозкам, калькуляцию себестоимости затрат на производство оцениваемых товаров, документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке вывозимых товаров и их влиянии на ценообразование, пояснения по условиям продажи; платежные документы, подтверждающие поступление 70% доплаты контрактной стоимости товара на счет продавца, ведомость банковского контроля, справку, содержащую сведения обо всех валютных банковских счетах; выписки из счетов бухучета, бухгалтерскую документацию об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров, содержащую данные о величине прибыли, получаемой экспортером от ООО "Торэкс", документы, подтверждающие способ разделки, степень обработки, доведения металлолома до требований ГОСТа, документы о наличии у ООО "Торэкс" оборудования, осуществляющего разделку лома; заверенные копии регистрационных документов компании покупателя с указанием адресов, выписку о директорах, акционерах и секретаре компании покупателя; действующие приложения, дополнения, изменения, спецификации к контракту; оригиналы документов, подтверждающие сведения, заявленные в декларации; другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
Для выпуска товаров обществу предложено в срок до 18.12.2012 заполнить форму - корректировку таможенной стоимости и таможенных платежей и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Письмом от 18.12.2012 общество, в связи с невозможностью представления документов в данный момент, по решению о проведении дополнительной проверке, просило выпустить товар под обеспечение уплаты таможенных платежей.
При этом дополнительно запрошенные документы декларантом представлены не были.
19.02.2013 таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров. Этим решением обществу предложено осуществить корректировку таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные пошлины и налоги с учетом скорректированной таможенной стоимости.
Поскольку такая корректировка обществом не была произведена, таможенный орган самостоятельно откорректировал таможенную стоимость, оформив декларацию таможенной стоимости формы ДТС-4. Таможенная стоимость определена таможенным органом по стоимости сделки с однородными товарами, оформлена форма КТС-1.
В связи с произведенной корректировкой таможенная стоимость вывозимого товара была увеличена, что привело к увеличению подлежащих уплате таможенных платежей на сумму 21 867,33 руб.
Письмом от 04.03.2013 N 15-21/2960 таможенный орган сообщил обществу, что в связи с корректировкой таможенной стоимости по ДТ N 4352 у декларанта возникла обязанность по уплате таможенных платежей в сумме 21 867,33 руб. и пени в сумме 426,96 руб.
Таможней произведено взыскание дополнительно начисленных платежей за счет денежных средств из сумм денежного залога, на основании решения о зачете денежного залога N 10703000/010313/ЗДзО-50/13/-/.
Не согласившись с корректировкой таможенной стоимости товаров, а также решением о зачете, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 65 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главой 27 и главой 8 ТК ТС.
Согласно пункту 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Сведения, перечисленные в пункте 2 указанной статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, а также формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза (пункт 3 статьи 65 ТК ТС).
Как указано в пункте 4 статьи 65 ТК ТС, заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом.
Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с Российской Федерации, в силу статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", устанавливает Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191 утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 7 Правил основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 11 Правил таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, при одновременном выполнении следующих условий:
а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, которые ограничивают географический регион, где товары могут быть перепроданы, или которые существенно не влияют на стоимость товаров;
б) продажа товаров или их цена не зависят от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 - 22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с оцениваемыми (вывозимыми) товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
В силу статьи 67 ТК ТС по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии Таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС установлено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Пунктом 1 статьи 69 ТК ТС установлено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов Таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Сведения, подлежащие указанию в декларации на товары, перечислены в статье 181 ТК ТС. Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, приведен в статьях 183 - 184 ТК ТС, содержится в Приложении N 1 к решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Из материалов дела следует, что при таможенном декларировании обществом, в целях подтверждения заявленных сведений, были представлены все необходимые документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость вывозимого товара, а именно: контракт, приложения к контракту, паспорт сделки, накладные, инвойс, договор комиссии, акт приема-передачи, документы по оплате контракта.
Дополнительно были представлены документы, касающиеся расходов по приобретению металлолома на внутреннем рынке, а также калькуляция себестоимости.
Представленные обществом документы подтверждают заявленную таможенную стоимость товара, определенную исходя из стоимости сделки с вывозимыми товарами - 240 долл./т.
В свою очередь, основания, изложенные в решении таможенного органа от 19.02.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров, не подтверждают законность непринятия заявленного обществом метода определения таможенной стоимости.
Одним из оснований для корректировки таможенной стоимости послужило непредставление обществом дополнительных документов, подтверждающих поступление 70% оплаты контрактной стоимости товара на счет продавца.
Действительно, в соответствии с пунктом 5 контракта, покупатель производит авансовый платеж в размере 70% от контрактной стоимости товара на транзитный счет Продавца после согласования сводного заказа на предоставление железной дорогой вагонов международной перевозки. Оплата 30% стоимости за товар по контракту производится покупателем банковским переводом на транзитный счет продавца в течение 30 дней с даты таможенного оформления товара на территории РФ.
При таможенном оформлении товара, обществом в таможенный орган представлены доказательства оплаты в размере 100 000 долл. США.
70% цены контракта составляет 336 000 долл. США, доказательств оплаты которых, обществом не представлено.
Вместе с тем, таможенным органом не обосновано, каким образом указанное обстоятельство могло повлиять на заявленную таможенную стоимость и достоверность представленных документов.
Это обстоятельство свидетельствует о нарушении условий оплаты и никоим образом не влияет на достоверность заявленных сведений.
Кроме того, судом учтено, что объем подлежащего поставке металлолома по данному контракту составляет 2000 т, тогда как по спорной поставке объем металлолома составил чуть более 60 т, то есть взаимоотношения сторон контракта по поставке определенного контрактом количества металлолома не прекратились.
Не обоснован в решении о корректировке таможенной стоимости и вывод таможни о том, что в результате проверки документов не представилось возможным установить достоверность заявленных обществом сведений по таможенной стоимости товара в части включения всех компонентов (расходов) в основу для определения таможенной стоимости.
Однако, таможенным органом не указано, какие именно расходы не включены обществом в таможенную стоимость и какие именно документы в данной части содержат недостоверные сведения.
Еще одним основанием для корректировки таможенной стоимости явилось непредставление обществом документов, указанных в пункте 4 решения о проведении дополнительной проверки, которые, согласно доводам таможенного органа были запрошены в целях проверки отсутствия ограничений к применению заявленного метода определения таможенной стоимости.
Вместе с тем, анализ перечня документов, указанных в пункте 4 решения о проведении дополнительной проверки, свидетельствует о том, что таможенным органом истребовались документы, не относящиеся непосредственно к спорной поставке. Более того, таможенным органом не обоснована обязанность общества иметь и представлять по требованию документы, относящиеся к компании покупателя (заверенные копии регистрационных документов, выписки о директорах, акционерах и секретаре компании покупателя).
При этом каких-либо претензий к документам, представленным обществом при декларировании в подтверждение заявленной таможенной стоимости, таможенным органом не предъявлено.
При таких обстоятельствах, таможенным органом не доказано наличие оснований для непринятия заявленной обществом таможенной стоимости товаров, определенной первым методом, а обществом, напротив, доказано, что им были представлены в таможню достаточные и достоверные документы, подтверждающие заявленные сведения о таможенной стоимости товаров, определенной первым методом.
Само по себе отличие заявленной таможенной стоимости товаров от стоимости однородных товаров по информации таможенного органа, не может служить достаточным основанием для корректировки таможенной стоимости.
Следовательно, оспариваемое решение таможни о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 4352 подлежит признанию незаконным как не соответствующее приведенным выше положениям законодательства Российской Федерации и Таможенного союза и нарушающее права и законные интересы общества, поскольку на его основании таможенная стоимость товаров была определена по иному методу, что привело к доначислению и взысканию с общества таможенных платежей в сумме 21 867,33 руб. и пени в сумме 426,96 руб.
Поскольку суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения о корректировке таможенной стоимости, то оснований для зачета суммы денежного залога в сумме 22 294,29 руб. в счет уплаты дополнительно доначисленных таможенных платежей и пеней по ДТ N 4252 у таможенного органа не имелось.
Следовательно, суд первой инстанции обосновано признал решение о зачете суммы 22 294,29 руб. незаконным и в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд обязал таможню восстановить нарушенные права и законные интересы общества путем возврата ему незаконно доначисленных таможенных платежей и пени в размере 22 294,29 руб.
Новых доказательств, влияющих на законность судебного акта, таможенным органом не представлено.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.08.2013 по делу N А73-6364/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ

Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)