Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.06.2013 ПО ДЕЛУ N А56-29236/2012

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2013 г. по делу N А56-29236/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Асмыковича А.В., Подвального И.О., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гестион" Казакова И.В. (доверенность от 01.02.2013 N 2/02-04/135), Девина В.В. (доверенность от 14.08.2012 N 14-08/12), рассмотрев 04.06.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гестион" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2012 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Есипова О.И.) по делу N А56-29236/2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Гестион", место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 126, ОГРН 5067847302001 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Балтийской таможни, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32А, ОГРН 1037811015879 (далее - Таможня), выразившегося в непринятии решения о регистрации декларации на товары от 06.03.2012 по коносаменту N F110200001781 или об отказе в ее регистрации.
Решением от 30.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.02.2013, в удовлетворении заявления Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные решение и постановление и принять новый судебный акт. Общество считает, что допущенное таможенным органом бездействие, выразившееся в непринятии своевременного решения о регистрации в установленный Таможенным кодексом Таможенного союза двухчасовой срок декларации на товары нарушает права и законные интересы Общества в сфере таможенных правоотношений. Незаконное бездействие Таможни препятствовало предпринимательской деятельности Общества, возложило на него дополнительные обязанности.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Таможня извещена о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей не направила, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что между Обществом и обществом с ограниченной ответственностью "Новое льночесальное производство" (далее - ООО "Новое льночесальное производство"), заключен договор от 02.02.2012 N Г/03-02/71 на оказание услуг, связанных с совершением операций по таможенному декларированию товаров и транспортных средств, иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру на территории Российской Федерации, от имени, по поручению и за счет заказчика.
Общество, действуя по поручению ООО "Новое льночесальное производство", 06.03.2012 подало от его имени в Таможню в электронной форме декларацию на товар (далее - ДТ) в целях таможенного оформления товара, поступившего в адрес ООО "Новое льночесальное производство" по коносаменту N F110200001781.
Согласно сведениям информационной системы ДТ была подана в электронном виде 06.03.2012 в 11 часов 41 минуту. Таможня 06.03.2012 в 12 часов 09 минут направила Обществу перечень выявленных ошибок, получив который, заявитель повторно отправил ДТ 07.03.2012.
Согласно протоколу электронного обмена ДТ была принята и зарегистрирована Таможней 07.03.2012 с присвоением регистрационного номера 10216130/070312/0010034.
Полагая бездействие Таможни, выразившееся в несвоевременной регистрации поданной 06.03.2012 декларации, незаконным, нарушающим его права, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Обществу в удовлетворении требования, указав на то, что оспариваемым бездействием Таможни не нарушены права и законные интересы Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
При этом таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункт 3 статьи 179 ТК ТС).
Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется решением Комиссии Таможенного союза (пункт 5 статьи 180 ТК ТС).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 190 ТК ТС дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий. Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 262 (далее - Инструкция N 262), подача декларации на товары должна сопровождаться предоставлением таможенному органу документов, на основании которых была заполнена декларация на товар и которые предусмотрены статьями 183 и 184 ТК ТС, и ее электронной копии, за исключением случаев, когда в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза не требуется предоставление электронной копии декларации на товар и (или) указанных документов. Вместе с декларацией на товар и документами в таможенный орган подается опись документов в двух экземплярах в соответствии с приложением 1 к Инструкции N 262, если иное не установлено законодательством государств - членов Таможенного союза.
В силу пункта 4 Инструкции N 262 при таможенном декларировании товаров в электронной форме дата и время подачи ДТ фиксируются таможенным органом в информационной системе с использованием информационных технологий.
Пунктами 5 и 6 Инструкции N 262 установлено, что для принятия решения о регистрации декларации на товары должностное лицо в срок, не превышающий двух часов с момента подачи декларации на товары, проверяет наличие либо отсутствие оснований для отказа в регистрации, предусмотренных пунктом 4 статьи 190 ТК ТС. В случае отсутствия оснований для отказа в регистрации ДТ должностное лицо в течение срока, указанного в пункте 5 названной Инструкции, присваивает ДТ регистрационный номер, формируемый в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 206 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенный орган обязан зафиксировать дату и время подачи декларации на товары в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При декларировании товаров в электронной форме фиксирование даты и времени подачи декларации на товары и направление декларанту электронного сообщения, содержащего сведения об указанных дате и времени, осуществляются автоматически при поступлении такой декларации в электронную систему таможенных органов.
В силу пункта 6 Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 N 494, особенности предоставления, использования и хранения таможенной декларации в виде электронного документа (ЭТД) и документов могут определяться таможенным законодательством государств - членов Таможенного союза.
Порядок декларирования товаров, а также особенности совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме определен в Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30.03.2004 N 395 (далее - Инструкция N 395), в пункте 8 которой установлено, что электронная декларация подается в таможенный орган посредством электронного способа обмена информацией.
Согласно пункту 9 Инструкции N 395 в таможенном органе с использованием информационной системы таможенного органа в автоматическом режиме проверяется подлинность электронной цифровой подписи (ЭЦП) декларанта и проводится форматно-логический контроль соответствия электронной декларации определенным ГТК России структуре и формату данных (далее - ФЛК).
В силу пункта 10 Инструкции N 395 в случае успешного прохождения ФЛК электронная декларация автоматически регистрируется в базе данных таможенного органа и ей присваивается регистрационный номер. Лицу, декларирующему товары, не позднее 15 минут после завершения ФЛК направляется авторизованное сообщение, содержащее регистрационный номер таможенной декларации, либо перечень ошибок в случае, если при прохождении ФЛК были выявлены ошибки. В случае выявления ошибок электронная декларация до их устранения лицом, декларирующим товары, и повторного направления данной электронной декларации в таможенный орган считается неподанной. Устранение ошибок не должно приводить к нарушению срока подачи таможенной декларации.
Суд апелляционной инстанции установил, что основанием для непринятия решения о регистрации декларации на товары 06.03.2012 послужило обнаружение в процессе проведения форматно-логистического контроля 3 ошибок, заявленных в электронной форме документа. Между тем из представленного в дело документа (л.д. 102) следует, что в процессе проведения ФЛК выявлено 2 ошибки: "код товара найден в реестре объектов интеллектуальной собственности "RSTR_OIS" и "нарушена нумерация документов". Выявленные судом противоречия не отрицаются таможенным органом. Обоснованность действий по направлению протокола ошибок Таможней не подтверждена.
Оценив представленные доказательства, суды обоснованно признали, что таможенным органом допущены нарушения положений статьи 190 ТК ТС, обжалуемые действия Таможни в данном случае не соответствуют закону.
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности Обществом того, что бездействие Таможни выразившееся в непринятии решения о регистрации ДТ 06.03.2012 нарушили его права и законные интересы в сфере осуществления им предпринимательской и экономической деятельности. Из материалов дела следует, что ДТ зарегистрирована 07.03.2012 в 18 часов, после чего был осуществлен выпуск товара.
В данном случае Общество не доказало, что именно вследствие незаконного бездействия Таможни оно лишилось возможности исполнить обязательства по договору об оказании услуг таможенным представителем и получить соответствующее вознаграждение за оказание услуг по таможенному декларированию.
Выводы судов об отсутствии доказательств ущемления прав и законных интересов заявителя соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении статей 198, 200 и 201 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку, что обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права и основания для их отмены отсутствуют. Доводы жалобы, содержащие иную оценку фактических обстоятельств дела, отклоняются судом кассационной инстанции в силу положений статей 286 и 287 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А56-29236/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гестион" - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.Е.БУРМАТОВА

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)