Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 10.12.2013 ПО ДЕЛУ N А05-2211/2013

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2013 г. по делу N А05-2211/2013


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Асмыковича А.В., Подвального И.О., при участии от общества с ограниченной ответственностью "СеверАвтоПрокат" Туранова И.В. (доверенность от 01.03.2013), от Архангельской таможни Ивашевского С.В. (доверенность от 16.07.2013 N 188-Д), Синицы В.Н. (доверенность от 03.02.2013 N Д-39), рассмотрев 03.12.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СеверАвтоПрокат" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.04.2013 (судья Шадрина Е.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А05-2211/2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СеверАвтоПрокат", место нахождения: 163060, Архангельская область, город Архангельск, улица Урицкого, дом 47, офис 215, ОГРН 1042900009910 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Архангельской таможня, место нахождения: 163045, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 138, ОГРН 1022900540871 (далее - Таможня), от 13.02.2013 N 10203000/400/130213/Т0061/1 и требования от 15.02.2013 N 3 об уплате таможенных платежей.
Решением суда первой инстанции от 30.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.09.2013, в удовлетворении заявленного требования Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные решение и постановление, принять новый судебный акт - об удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что к спорным правоотношениям не применима статья 370 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Заявитель считает, что пункт 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 (далее - Порядок N 728), применен Таможней и судами неправомерно, поскольку таможенное оформление товара и предоставление освобождения от уплаты таможенных платежей состоялось до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Таможни возражали против ее удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Апелляционной палатой Суда Евразийского экономического сообщества жалобы Общества на решение Суда Евразийского экономического сообщества от 01.11.2013. Общество оспаривало в Суде Евразийского экономического сообщества пункт 4 Порядка N 728. Решением от 01.11.2013 Обществу отказано в удовлетворении заявления. Обжалуемый пункт 4 Порядка N 728 признан Судом Евразийского экономического сообщества соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Обсудив заявленное ходатайство и принимая во внимание, что указанное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы по существу, суд кассационной инстанции в удовлетворении ходатайства отказал.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество в период с мая 2004 года по декабрь 2007 ввезло на территорию Российской Федерации 43 автобуса "VOLVO" в качестве вклада иностранного участника в уставный капитал Общества.
При таможенном оформлении ввезенных автобусов Таможня предоставила Обществу льготу по уплате таможенных платежей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - Постановление N 883) и произвела условный выпуск автобусов.
На основании статьи 131 ТК ТС Таможня провела камеральную проверку Общества по вопросу правильности соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле. По результатам проверки составлен акт от 13.02.2013 N 10203000/400/130213/А0061.
В ходе проверки таможенный орган выявил факты нецелевого использования Обществом пассажирских автобусов "VOLVO", оформленных и выпущенных таможенным органом в заявленном таможенном режиме по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) 10203100/161106/0003392, 10203100/090607/0001534, 10203100/031207/0003559, 10203000/031207/0003560, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин.
По результатам проверки вынесено решение от 13.02.2013 10203000/400/130213/Т0061/1, которым Обществу отказано в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей по товарам, задекларированным по ГТД 10203100/161106/0003392,10203100/090607/0001534, 10203100/031207/0003559 и 10203100/031207/0003560, в связи с чем доначислены таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость.
На основании решения от 13.02.2013 Обществу выставлено требование от 15.02.2013 N 3 об уплате 4 790 489 руб. 98 коп. доначисленных таможенных платежей и 366 693 руб. 86 коп. пеней.
Общество, не согласившись с решением от 13.02.2013 N 10203000/400/130213/Т0061/1 и требованием Таможни от 15.02.2013 N 3, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В силу статьи 37 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" и пункта 1 Постановления N 883 товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что такие товары: не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
Пунктом 2 Постановления N 883 установлено, что в случае реализации товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством.
С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17), участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Соглашения между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" (Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 22.12.2008 N 253-ФЗ) допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Соглашения порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин устанавливается Комиссией Таможенного союза.
Порядок N 728 утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011, вступил в силу 18.08.2011.
Согласно абзацу 3 пункта 4 Порядка N 728, с 18.08.2011 введены условия (ограничения) целевого использования условно выпущенных товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, к которым отнесены: выход иностранного инвестора из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных платежей, а также совершение этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо передача таких товаров во временное пользование.
В случае несоблюдения таких ограничений в отношении указанных товаров обязательство по уплате таможенных платежей подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством.
В силу статьи 200 ТК ТС условно выпущенные товары, по которым предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Они имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем. Статус товаров таможенного союза они приобретают после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем и до его снятия оборот таких товаров невозможен.
Из пункта 2 статьи 366 ТК ТС следует, что по отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу данного Кодекса, названный Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 370 ТК ТС, товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза и помещенные до вступления в силу означенного Кодекса, в том числе под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства в Российской Федерации, со дня вступления в силу Кодекса считаются помещенными соответственно под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства. В отношении этих товаров применяются положения Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза.
Предоставление Обществу льготы в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных платежей сопряжено с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению ввезенными автобусами в соответствии с Постановлением N 883.
В данном случае материалами дела подтверждается и судами установлено, что Общество заключило с индивидуальным предпринимателем Макаридиным А.В договоры аренды автотранспортных средств от 02.10.2011 N 2730 и от 13.12.2011 N 2609. В соответствии с заключенными договорами Общество (арендодатель) предоставляет, а предприниматель (арендатор) принимает во временное пользование пассажирские автобусы "Volvo В10М", ввезенные в качестве вклада иностранного лица в уставный капитал общества по ГТД N 10203100/090607/0001534 и 10203100/161106/003392. Факт передачи данных транспортных средств в аренду подтверждается актами приема-передачи от 02.10.2011 и от 13.12.2011.
Общество передало обществу с ограниченной ответственностью "Северный экспресс" по договорам аренды от 01.11.2012 N 3087, 3088 автобусы, ввезенные по ГТД N 10203100/031207/0003559 и 10203100/031207/0003560 в качестве вклада иностранного лица в уставный капитал Общества с предоставлением льготы по уплате таможенной пошлины. Факт передачи автобусов в аренду подтверждается актами приема-передачи от 01.11.2012.
Действия Общества по передаче автобусов в аренду третьим лицам после августа 2011 года таможенный орган расценил как нарушение ограничений, установленных пунктом 4 Порядка N 728.
В данном случае суды правильно применили статью 370 ТК ТС, регулирующую переходные положения о статусе товаров и таможенных процедурах. При этом суды обоснованно исходили из того, что применение с 18.08.2011 Постановления N 833 не должно противоречить Таможенному кодексу Таможенного союза и Порядку N 728.
Пунктом 1 статьи 3 ТК ТС определено, что таможенное законодательство состоит из Таможенного кодекса Таможенного союза; Международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе; решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Пункт 3 статьи 3 ТК ТС предусматривает, что при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В связи с тем, что решения Комиссии Таможенного союза составляют, в том числе, таможенное законодательство Таможенного союза, решение Комиссии от 15.07.2011 N 728 подлежит применению к товарам, условно выпущенным до его вступления в силу, если действия, нарушающие ограничения, установленные пунктом 4 Порядка N 728, имели место после вступления вышеуказанного решения.
Об этом же говорится в письме Федеральной таможенной службы России от 28.05.2012 N 23-20/26488 "О применении Решения Комиссии Таможенного союза".
В данном случае заявитель, ссылаясь на пункт 4 статьи 368 ТК ТС в подтверждение своей позиции, не учитывает, что автобусы были условно выпущены с предоставлением льготы в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, вследствие чего находились под таможенным контролем. Общество нарушило запреты, предусмотренные пунктом 4 Порядка N 728, в отношении товара, находящегося под таможенным контролем.
В связи с несоблюдением Обществом ограничений по распоряжению условно выпущенными автобусами Таможня правомерно приняла решение об отказе в предоставлении льгот и выставила требование об уплате таможенных платежей и пеней.
Материалами дела подтверждается, что Общество не оспаривает расчет таможенных платежей и пеней по требованию от 15.02.2013 N 3.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении требований.
Процессуальных оснований для изменения либо отмены судебных актов, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При подаче кассационной жалобы Обществом уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. (платежное поручение от 04.09.2013 N 180). Государственная пошлина в размере 1000 руб. является излишне уплаченной и подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.04.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 по делу N А05-2211/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СеверАвтоПрокат" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СеверАвтоПрокат", место нахождения: 163060, Архангельская область, город Архангельск, улица Урицкого, дом 47, офис 215, ОГРН 1042900009910, из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 04.09.2013 N 180.

Председательствующий
Г.Е.БУРМАТОВА

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)