Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 25.12.2013 N Ф03-6109/2013 ПО ДЕЛУ N А73-5461/2013

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2013 г. N Ф03-6109/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: И.С.Панченко, Г.А.Суминой
при участии:
- от заявителя: рыболовецкой артели "ИНЯ" - Кравченко К.А., представитель по доверенности от 09.01.2013 б/н;
- от Хабаровской таможни - Плотникова А.В., представитель по доверенности от 05.03.2013 N 04-37/31; Шевцова М.А., представитель по доверенности от 17.09.2013 N 04-37/138;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу рыболовецкой артели "ИНЯ"
на решение от 16.07.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013
по делу N А73-5461/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Д.Степина; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Г.Харьковская, Т.Д.Пескова, Е.И.Сапрыкина
по заявлению рыболовецкой артели "ИНЯ"
к Хабаровской таможне
о признании незаконными решений и требований
Арбитражный суд Хабаровского края решением от 16.07.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013, отказал рыболовецкой артели "ИНЯ" (ОГРН 1022700825696, место нахождения: 682493, Хабаровский край, Охотский р-н, с. Новое Устье, ул. Школьная, 1; далее - артель) в удовлетворении требований о признании незаконными решений Хабаровской таможни (ОГРН 1022701131826, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 94а; далее - таможня, таможенный орган) от 06.05.2013 N 10703000/400/060513/Т0055/004 и N 10703000/400/060513/Т0055/005. Этим же решением суд отказал артели в признании недействительными требований от 07.05.2013 N 489 и N 490.
В кассационной жалобе артель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что артель не является плательщиком налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в соответствии со статьей 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Заявитель жалобы считает ошибочным вывод судов о том, что в апреле и сентябре 2010 года судно ТР "Лиманский" осуществляло переходы в порт Пусан, не являющиеся международной перевозкой для целей применения подпункта 1 пункта 1 статьи 347 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК ТС).
Представитель артели в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
Хабаровская таможня в отзыве на жалобу и ее представители в судебном заседании доводы артели отклонили, указывая на их несостоятельность, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 270 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза.
Морские (речные) суда, временно вывозимые с таможенной территории Российской Федерации в целях их использования для рыболовства, разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, санитарного, карантинного и другого контроля, защиты и сохранения морской среды, проведения морских научных исследований, в учебных, спортивных и культурных целях, а также в иных целях, связанных с торговым мореплаванием, перемещаются через таможенную границу при их временном вывозе и обратном ввозе по правилам, которые установлены главой 22 ТК РФ, за исключением транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (пункт 1 статьи 280 ТК РФ).
Пунктом 1 статьи 276 ТК РФ предусмотрено, что при обратном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации временно вывезенного транспортного средства таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если транспортное средство не подвергалось за пределами таможенной территории Российской Федерации операциям по переработке, за исключением:
- операций по ремонту, техническому обслуживанию и других подобных операций, необходимых для обеспечения его сохранности и эксплуатации, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза;
- операций по ремонту, осуществляемых бесплатно в силу закона или договора;
- операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортного средства после его повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Из пункта 2 вышеуказанной статьи следует, что если транспортное средство, в отношении которого производились операции по ремонту и (или) другие операции за пределами таможенной территории Российской Федерации, не подлежит освобождению от уплаты пошлин, налогов в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в отношении указанного транспортного средства применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов применительно к порядку, предусмотренному статьей 207 настоящего Кодекса в отношении взимания таможенных пошлин, налогов при ввозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории.
При определении стоимости операций по переработке расходы на перемещение транспортного средства к месту переработки и обратно не учитываются, если такое перемещение связано с осуществлением международной перевозки товаров или пассажиров.
С июля 2010 года особенности перемещения транспортных средств международной перевозки установлены главой 48 ТК ТС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 345 ТК ТС временный вывоз транспортного средства международной перевозки допускается при условии, что это транспортное средство международной перевозки является товаром таможенного союза и зарегистрировано на территории государства - члена таможенного союза за лицом государства - члена таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных частью второй названного пункта и пунктом 4 названной статьи.
В силу пункта 1 статьи 348 ТК ТС временный вывоз транспортных средств международной перевозки завершается их ввозом на таможенную территорию таможенного союза или помещением транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами таможенного союза, под таможенную процедуру экспорта либо переработки вне таможенной территории, а транспортные средства международной перевозки, указанные в пункте 4 статьи 345 ТК ТС, под таможенную процедуру реэкспорта.
При завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом на таможенную территорию таможенного союза такие транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 348 ТК ТС).
Пунктом 2 статьи 340 ТК ТС установлено, что положения главы 48 ТК ТС применяются, в том числе, и в отношении временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и ввозимых обратно на такую территорию водных судов, используемых для рыболовства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 347 ТК ТС с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение:
- операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке;
- операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту;
- операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза.
Пункт 2 статьи 347 ТК ТС предусматривает, что операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса.
Из содержания статьи 262 ТК ТС следует, что при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин определяется исходя из стоимости операций переработки товаров.
Если стоимость операций по переработке установить не представляется возможным, она определяется как разность таможенной стоимости продуктов переработки и таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, как если бы данные товары вывозились с таможенной территории таможенного союза в день помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
- Если к продуктам переработки применяются специфические ставки ввозных таможенных пошлин, сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин определяется как произведение суммы ввозной таможенной пошлины, исчисленной по специфической ставке в отношении продуктов переработки, на соотношение стоимости операций по переработке к таможенной стоимости продуктов переработки, как если бы продукты переработки помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- сумма подлежащего уплате налога на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимости товаров, вывезенных для переработки.
Из анализа перечисленных норм следует, что таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость подлежат уплате в случае совершения операций, указанных в пункте 1 статьи 276 ТК РФ и пункте 1 статьи 347 ТК ТС, без помещения временно вывезенных транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (таможенный режим переработки вне таможенной территории в соответствии с ТК РФ).
Делая вывод о том, что ремонт ТР "Лиманский" не может быть отнесен к операциям, указанным в пункте 1 статьи 347 ТК ТС, суды правомерно исходили из следующего.
При разрешении спора по настоящему делу судами установлено, что 20.04.2010 по Генеральной декларации N 10702020/120410/00447 произведено оформление ТР "Лиманский" на временный вывоз, судно направлялось в порт Пусан (Южная Корея). Целью отхода являлась погрузка снабжения.
За пределы таможенной территории Российской Федерации судно убыло 21.04.2010.
В результате камеральной проверки, проведенной Хабаровской таможней, установлено, что на день отхода судна на его борту находились только эксплуатационные и продовольственные припасы, груз и пассажиры отсутствовали.
Проверкой также установлено, что до убытия TP "Лиманский", 07.04.2010 артель заключила с компанией "К.Т.М Co., LTD", Республика Корея контракт N КТМ/50428341/0010 на проведение ремонтных работ судна "Лиманский" в период апрель - май 2010 года. Общая сумма контракта составила 337 330 дол. США (пункт 3.1 контракта).
По условиям пункта 1.4 контракта техническое согласование с Регистром Судоходства Российской Федерации осуществляет судовладелец.
Согласно пунктам контракта 2.1, 2.2, 2.4, срок выполнения работ подрядчиком определяется до 30 мая 2010 года. Дата постановки судна в ремонт определяется по дате акта начала работ, подписанного уполномоченными представителями сторон. Датой выполнения работы считается дата составления приемо-сдаточного акта выполненных работ по ремонту судна, подписанного уполномоченными представителями обеих сторон и заверенного печатями сторон. Срок выполнения работ по согласованию между сторонами может быть изменен при уменьшении/увеличении трудоемкости и объема работ. Изменение срока окончания ремонтных работ на судне оформляется сторонами письменно дополнительным соглашением-приложением к настоящему договору.
Согласно ремонтным ведомостям и исполнительным сметам, в период с апреля по май 2010 года в счет исполнения обязательств по контракту от 07.04.2010 N КТМ/50428341/0010 на судне "Лиманский" были проведены следующие ремонтные работы: доковый ремонт, в том числе донно-запорной арматуры; надводный ремонт, в том числе корпусной части и трубопроводные работы.
Из акта выполненных работ от 14.05.2010 к контракту от 07.04.2010 N КТМ/50428341/0010 следует, что подрядчик выполнил ремонтные работы на судне "Лиманский" в объеме согласованного перечня работ в порту Пусан, Корея. Стоимость выполненных работ составила 337 330 дол. США.
Кроме того, судами установлено, что 06.09.2010 компания "К.Т.М Co., LTD", Республика Корея и рыболовецкая артель "Иня" заключили соглашение к контракту от 07.04.2010 N КТМ/50428341/0010 о внесении изменений и дополнений в данный контракт, согласно которым подрядчик обязуется провести межрейсовое обслуживание судов судовладельца по его заявкам. Стоимость данных работ составляет 420 340 дол. США. Работы производятся в согласованные сторонами даты. После окончания работ подрядчик выставляет судовладельцу инвойсы для оплаты. Общая сумма контракта составляет 757 670 дол. США.
Согласно ремонтной ведомости и исполнительной сметы в период с 06.09.2010 по 20.09.2010 на "Лиманском" были проведены следующие ремонтные работы в счет исполнения обязательств по контракту от 07.04.2010 N КТМ/50428341/0010: ремонт корпусной части, рефрижераторной части, электрической части, механической части, трубопроводные работы. Оплата ремонтных работ была произведена на общую сумму 420 340 дол. США.
По Генеральной декларации (номер судового дела 10702020/160910/01099) 16.09.2010 во Владивостокской таможне произведено таможенное декларирование на временный вывоз транспортного средства (судна) TP "Лиманский". В соответствии с графой 12 декларации, а также в соответствии со сведениями указанными как "цель отхода" судно направлялось в порт Пусан для получения снабжения. Иных сведений и заявлений о плановом проведении таможенных операций (ремонта судна) вне таможенной территории Российской Федерации в таможенный орган не заявлено.
На основании судовых документов, на борту судна находились только эксплуатационные и продовольственные припасы, груз и пассажиры отсутствовали.
С учетом перечисленных обстоятельств, суды пришли к правильному выводу о том, что потребность в проведении операций по ремонту ТР "Лиманский" возникла у артели не во время использования судна в международной перевозке. Следовательно, декларант - артель должна была поместить транспортное средство под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, с уплатой таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 262 ТК ТС.
Переработкой вне таможенной территории является таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза (пункт 1 статьи 252 ТК ТС).
В силу пункта 3 статьи 254 ТК ТС операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории включают в себя, в том числе, ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей, что и было произведено с ТР "Лиманский".
Является несостоятельным довод заявителя жалобы о том, что в рассматриваемом случае артель не должна платить таможенные пошлины и налог, поскольку ТР "Лиманский" не является товаром.
Согласно подпункту 35 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Подпункт 39 пункта 1 вышеуказанной статьи определяет термин "транспортные средства", под которыми понимается товар, включающий любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горючесмазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.
Из подпункта 40 пункта 1 статьи 4 ТК ТС следует, что транспортным средством международной перевозки являются транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Из изложенного следует, что международная перевозка характеризуется началом осуществления фактической перевозки груза, пассажиров и (или) багажа за пределы таможенной территории.
Поскольку целью выхода ТР "Лиманский" в порт Пусан как в апреле, так и в сентябре 2010 года являлось получение снабжения, а на момент выхода судна в рейс на его борту груз и пассажиры отсутствовали, то суды правомерно не признали переход судна в порт Пусан международной перевозкой в целях применения подпункта 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС.
В рассматриваемом случае артель не выполнила одно из обязательных условий освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе временно вывезенного транспортного средства международной перевозки, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС, а именно: возникновение потребности в операциях по ремонту (обслуживанию) во время использования судна в международной перевозке.
Следовательно, судно должно было быть помещено под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории с уплатой соответствующих таможенных платежей.
Поскольку доводы, приведенные артелью в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 16.07.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 по делу N А73-5461/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.М.ГОЛИКОВ

Судьи
И.С.ПАНЧЕНКО
Г.А.СУМИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)