Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.06.2013 N 15АП-5489/2013 ПО ДЕЛУ N А32-15498/2012

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2013 г. N 15АП-5489/2013

Дело N А32-15498/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А.
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Грэйн Плюс" - представитель - Гаджиев Алексей Павлович, доверенность от 01.04.2013 г.,
от Краснодарской таможни - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания таможня уведомлена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.02.2013 по делу N А32-15498/2012
принятое в составе судьи Чеснокова А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Грэйн Плюс"
к Краснодарской таможне
о признании незаконным бездействия

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Грэйн Плюс" (далее - ООО "Грэйн Плюс") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне о признании незаконным бездействия, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 365 687, 77 руб. по ДТ N 10309030/180811/0001437, N 10309030/031011/0002007, N 10309030/1610 11/0002137 и N 10309030/271211/0002899.
Решением суда от 28.02.2013 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что основания для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей у таможни отсутствовали. Cудом установлена неправомерность доначисления таможенных платежей в связи с представлением в отношении ввезенного обществом товара тарифных преференций.
Не согласившись с принятым решением, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила решение суда от 28.02.2013 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы таможня указывает, что при подаче деклараций общество не заявляло о праве на предоставление тарифных преференций, связанных со страной происхождения. Факт излишней оплаты таможенных платежей обществом не доказан.
В судебном заседании представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществом "Грэйн Плюс" в зоне деятельности Краснодарской таможни произведено таможенное оформление ввезенного товара - перлитовая руда. В таможенном отношении товар оформлен по ДТ N 10309030/180811/0001437, N 10309030/0310 11/0002007, N 10309030/161011/0002137 и N 10309030/271211/0002899.
Обществом в ходе таможенного оформления уплачены таможенные платежи.
Полагая, что сумма таможенных платежей в размере 365 687, 77 руб. является излишне уплаченной, поскольку в отношении ввезенного товара предусмотрены тарифные преференции, ООО "Грэйн Плюс" 18.04.2012 г. обратилось в Краснодарскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 365 687, 77 руб.
В ответ на данное обращение Краснодарская таможня оставила заявление общества без рассмотрения, указав в письме N 22.4-04/8311 от 24.04.2012 г. на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.
Полагая, что действия таможни, выразившиеся в отказе обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей являются незаконными, ООО "Грэйн Плюс" обратилось в суд с настоящими требованиями.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действовавшего в период вынесения таможней решения об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
- 1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
- 2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
- 3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
- 4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
- 5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
- 6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Таким образом, необходимыми условиями для начала процедуры возврата излишне уплаченных таможенных сборов является подача заинтересованным лицом заявления по установленной форме с приложением необходимых документов.
Из материалов дела усматривается, что заявление ООО "Грэйн Плюс" о возврате таможенных платежей от 18.04.2012 г. было оставлено без рассмотрения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты либо излишнего взыскания таможенных пошлин.
Пунктом 3 части 1 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае восстановления режима тарифных преференций.
Порядок принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций утвержден Приказом ФТС России от 02.08.2012 N 1565. Пунктом 25 Порядка установлено, что режим предоставления тарифных преференций применяется (восстанавливается) при условии подтверждения страны происхождения до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Согласно части 3 статьи 63 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - Кодекса) преференциальный режим применяется (восстанавливается) при условии подтверждения страны происхождения товаров до истечения одного года со дня принятия таможенной декларации таможенным органом.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Кодекса, документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. В силу статьи 61 Кодекса сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Российская Федерация ратифицировала Соглашение о единых Правилах определения страны происхождения товаров Федеральным законом от 22.12.2008 N 257-ФЗ "О ратификации соглашения о единых правилах определения страны происхождения товаров". В силу статьи I Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в случаях, когда он полностью произведен в данной стране. Согласно статье II Правил полностью произведенными в развивающейся или наименее развитой стране, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, считаются, в том числе полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или со дна этого моря. В соответствии со статьей VII "Документальное свидетельство" Правил в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А" (далее - сертификат), принятую в рамках общей системы преференций. Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен двенадцатью месяцами с даты его выдачи.
Судом установлено, что ввезенный обществом товар - перлитовая руда (код ТН ВЭД 2530 10 1 000), включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции, что следует из положений, содержащихся в Решении Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 18, а также в Решении Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130, которыми утверждены перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза и перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.
Вместе с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей обществом таможне представлены сертификаты происхождения товара - перлитовая руда N 0329240 от 09.08.2011 г., N 0444163 от 23.09.2011 г., N 0445019 от 07.10.2011 г. N 0449848 от 21.12.2011 г.
В материалах дела не имеется доказательств, однозначно свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации указанных сертификатов, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих о существенных пороках сертификатов, которые бы исключали их из числа доказательств, являющихся основаниями для возврата сумм излишне уплаченных таможенных платежей.
Таким образом, общество подтвердило правомерность применения преференций. Факт излишней уплаты обществом таможенных платежей также доказан.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2013 по делу N А32-15498/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА

Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
Н.Н.СМОТРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)