Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2013 N 15АП-9092/2013 ПО ДЕЛУ N А53-5811/2013

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. N 15АП-9092/2013

Дело N А53-5811/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного судопроизводства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройтехагро"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.05.2013 по делу N А53-5811/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройтехагро" к заинтересованному лицу Таганрогской таможне Южного таможенного управления об отмене постановления по делу об административном правонарушении принятое в составе судьи Пименова С.В.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Стройтехагро" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Таганрогской таможне Южного таможенного управления (далее - Таганрогская таможня) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 05.03.2013 N 10319000-28/2013 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава правонарушения, а также отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на ошибочность выводов таможенного эксперта. В пунктах 1 и 2 резолютивной части заключения эксперт указывает: по установленным показателям химического состава, механическим свойствам геометрическим размерам. Однако есть ряд неустановленных экспертом показателей. Невозможно утверждать о соответствии ГОСТу в целом только на основании соответствия отдельных частей. Экспертное учреждение (региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону) не обладает всеми приборами, способными произвести все необходимые испытания и анализы, для однозначного установления полного соответствия требования ГОСТа. Вывод таможенного эксперта о несоответствии проб требованиям ГОСТ 10704-91 является несостоятельным, т.к. в тексте указанного ГОСТа имеется примечание к таблице 1, в котором говорится, что по согласованию потребителя с изготовителем допускается изготовление труб с промежуточной толщиной стенки и диаметров в пределах таблицы 1. Доказательством такого согласования является подписанная сертификация.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела 02.10.2012 обществом подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10319010/021012/0016760, в том числе на товар N 3, трубы электросварные прямошовные неоцинкованные, не прецизионные, резьба не предусмотрена, общего назначения, не являются инженерными конструкциями для удаления дымовых газов, из нелегированной стали марки ЗПС, ГОСТ 10705-80, 10704-91, размером 17 x 2.8 мм, производитель: ОАО "КОМИНМЕТ" (ТЗ) логотип завода-изготовителя, ввозимый на таможенную территорию Таможенного союза во исполнение контракта N 365 от 30.12.2011 между ООО СПОТ "КОМИНМЕТИНВЕСТ" (Украина) и Обществом (Россия), и заявленный в соответствии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления.
В графе 33 для товара N 3, задекларированного по ДТ N 10319010/021012/0016760 декларантом заявлен код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС - 7306307709. В графе 47 ДТ N 10319010/021012/0016760 в отношении товара N 3 сведения о начислении антидемпинговой пошлины указаны не были.
В ходе проверки правильности таможенного оформления товаров Таганрогская таможня отобрала образцы проб ввезенного товара и назначила идентификационную экспертизу.
Согласно заключению эксперта ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 15.11.2012 N 04-01-2012/1638 по установленным показателям химического состава, механическим свойствам, геометрическим размерам, исследованные пробы труб удовлетворяют требованиям ГОСТ Р ИСО 3183-2009 "Трубы стальные для трубопроводов нефтяной и газовой промышленности. Общие технические условия", ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазовые. Технические условия", могут использоваться: для трубопроводов нефтяной и газовой промышленности (по ГОСТ Р ИСО 3183-2009), для водопроводов и газопроводов, систем отопления, а также для деталей водопроводных и газопроводных конструкций (по ГОСТ 3262-75).
На основании заключения эксперта Таганрогской таможней принято решение о классификации товара N 0016760/00003/000 от 20.12.2012, в отношении товара N 3, задекларированного по ДТ N 10319010/021012/0016760, согласно которому описание товара - трубы электросварные прямошовные неоцинкованные, непрецизионные, резьба не предусмотрена, общего назначения; для трубопроводов нефтяной и газовой промышленности ГОСТ Р ИСО 3183-2009; для водопроводов и газопроводов, систем отопления, а также для деталей водопроводных и газопроводных конструкций ГОСТ 3262-75; не являются инженерными конструкциями для удаления дымовых газов, из нелегированной стали марки ЗПС, размером 17 x 2.8 мм, код ТН ВЭД ТС 7306191000. Таганрогская таможня указала, что заявленные обществом недостоверные сведения о наименовании и коде ТН ВЭД ТС товара N 3, задекларированного по ДТ N 10319010/021012/0016760, повлияли на неприменение к товару установленных запретов и ограничений.
Изменение кода ТН ВЭД ТС товара N 3, задекларированного по ДТ N 10319010/021012/0016760, повлекло возникновение обязанности по уплате антидемпинговой пошлины в размере 235 325,41 рублей.
Общество, при декларировании товара заявило недостоверные сведения о наименовании и коде товара, что послужило основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
17.01.2013 по данному факту Таганрогская таможня в отношении общества возбудила дело об административном правонарушении и составила протокол от 15.02.2013.
Постановлением Таганрогской таможни от 05.03.2013 N 10319000-28/2013 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Не согласившись с постановлением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены запреты и ограничения.
В силу статьи 183 Таможенного кодекса подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенном органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся также документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии со статьей 188 Таможенного кодекса при таможенном оформлении товаров и совершении иных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, предъявить декларируемые товары, уплатить таможенные платежи, соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре и выполнять иные требования Таможенного кодекса.
В соответствии со статьей 189 Таможенного кодекса декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Согласно подпунктам 2, 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ) в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе, применения таможенного законодательства Российской Федерации; представления таможенным органом Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
Согласно статье 6 Закона N 164-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относится, в том числе, государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации.
Статья 12 Закона N 164-ФЗ предусматривает, что государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) осуществляется по Основным правилам интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД ТС, являющимся неотъемлемой частью Единого таможенного тарифа Таможенного союза, систематизированного в соответствии с единой ТН ВЭД ТС (Приложение N 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850).
В соответствии с Правилом 1 ОПИ названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ТС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ, приведенными.
Согласно Правилу 3а ОПИ товарной позиции, обеспечивающей наиболее конкретное описание товаров, отдается предпочтение перед товарной позицией, дающей более общее описание.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям (Правило 6 ОПИ).
В соответствии с Пояснениями к Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, утвержденными решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств от 22.06.2012 N 5/55 в отношении субпозиции 7306 19, по которой были принято решение о классификации товара N 3 в ДТ N 10319010/021012/0016760, применимы, mutatis mutandis (с учетом соответствующих изменений) пояснения к субпозиции 7304 19, согласно которым в данные субпозиции включаются все аналогичные изделия независимо от стандартов или технических условий, которым они удовлетворяют.
Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 702 "О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе" (далее - Решение) установлена антидемпинговая пошлина, в том числе на нефтепроводные трубы диаметром до 820 мм включительно, газопроводные трубы диаметром до 820 мм включительно и горячедеформированные трубы общего назначения диаметром до 820 мм включительно, страной происхождения которых является Украина, ввозимые на территорию Российской Федерации и классифицируемые кодами ТН ВЭД ТС 7304, 7305 и 7306 в размере 37,8% от таможенной стоимости согласно Приложению к данному Решению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 181 Таможенного кодекса в декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: заявляемая таможенная процедура; сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем; сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем; сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость; сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с Таможенным кодексом; сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; сведения о соблюдении ограничений; сведения о производителе товаров; сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру; сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса; сведения о лице, составившем декларацию на товары; место и дата составления декларации на товары.
Согласно пункту 7 статьи 190 Таможенного кодекса с момента регистрации, таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Таможенным кодексом. К таким документам относятся документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Как следует из материалов дела, общество при декларировании товара N 3 по ДТ N 10319010/021012/0016760 в графе 31 не были указаны сведения о том, что товар может быть использован для трубопроводов нефтяной и газовой промышленности и соответствует ГОСТу Р ИСО 3183-2009, а в графе 47 не были заявлены сведения о начислении антидемпинговой пошлины, тем самым были нарушены положения статей 181, 183 Таможенного кодекса, Решения Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 702 "О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе".
Таким образом, в действиях общества имеется состава административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 3 статьи 16.2 и статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует исходить из того, что по части 1 и части 2 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действие подлежит квалификации в том случае, когда несоблюдение запретов и ограничений не связано с заявлением таможенному органу при декларировании недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах.
Если же действие лица, привлекаемого к административной ответственности, выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений, то с учетом исключений, названных в части 1 и части 2 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, такое действие (бездействие) подлежит квалификации по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу опроса Черницова Г.В., являющегося специалистом по таможенному оформлению, следует, что были проведены консультации с заводом изготовителем по вопросу предназначения труб и производитель труб информировал о том, что производит трубы стальные электросварные общего назначения, которые не используются в нефтепроводах и газопроводах и не являются горячедеформированными.
Вместе с тем, из письма директора общества Лещенко А.М. от 05.02.2013, следует, что общество при заключении контракта от 30.12.2011 N 365 с ООО СПОТ "КОМИНМЕТИНВЕСТ" было осведомлено о запретах и (или) ограничениях, установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 702 "О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе" и данный вопрос исследовался до заключения контракта.
Довод апелляционной жалобы о том, что трубная продукция, приобретаемая по указанному контракту, не подпадает под какие-либо запреты и (или) ограничения, отклоняется как необоснованный, поскольку в материалах дела имеется заключение таможенного эксперта N 04-01-2012/1638 от 15.11.2012 из которого следует, что геометрические размеры пробы труб, отобранные от товара N 3, задекларированного по ДТ N 10319010/021012/0016760, такие как диаметр 17 мм и толщина стенки 2,8 мм, не соответствуют требованиям ГОСТ 10704-91, которые были указаны в сертификате завода-изготовителя, а соответствуют требованиям ГОСТ Р ИСО 3183-2009, ГОСТ 3262-75. Кроме того, данный тип труб по геометрическим размерам (диаметром 17 мм и толщиной стенки 2,8 мм) не производится по ГОСТ 10704-91.
Таким образом, очевидно, что в ходе осмотра поставленного товара, у представителя общества имелась возможность визуально, без проведения экспертизы определить геометрические размеры труб, и как следствие, усомниться в сведениях указанных в сертификате завода-изготовителя.
Кроме того в материалах дела имеется информация с официального сайта завода-изготовителя ПАО "Коминмет", основными направлениями деятельности завода являются выпуск труб стальных черных водогазопроводных и профильных.
В рамках камеральной таможенной проверки в отношении общества по товарам - трубы стальные электросварные прямошовные, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза в рамках внешнеторгового контракта, заключенного с ООО СПОТ "Коминметинвест" (Украина), Таганрогской таможней направлен запрос (от 05.03.2013 N 04-36/04044) в адрес ООО "Газотехническое предприятие Контакт" о предоставлении информации по приобретенным товарам у общества и о дальнейшем его использовании (области применения).
Письмом от 12.03.2013 N 2058 ООО "Газотехническое предприятие Контакт" сообщило, что приобретало у общества следующие товары: трубы d 325 x 6 ГОСТ 10705-80; трубы d 159 x 4,5 ГОСТ 10704-91; швеллер 12Пх 12000 с т СП/пс ГОСТ 8240-97; трубы d 108 x 3,5 ГОСТ 10704-91; трубы d 57 x 3 ГОСТ 10704-91, которые использовались при монтаже внутриплощадочных газопроводов.
Данные обстоятельства подтверждают факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что под административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях России лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают наличие вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения. В рассматриваемом случае общество до подачи таможенной декларации обладало сведениями о запретах и (или) ограничениях, установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 702 "О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе", данный вопрос исследовался до заключения контракта с продавцом товара ООО СПОТ "КОМИНМЕТИНВЕСТ", хотя у него имелась реальная возможность реализовать свои права, предусмотренные Таможенным кодексом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что были ошибочны выводы таможенного эксперта, не принимается судом апелляционной инстанции.
Общество не воспользовалось правом декларанта в соответствии со статьей 187 Таможенного кодекса на отбор проб с целью проведения исследования и установления фактических характеристик товаров, имеющих значение для правильной классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС, не заявляло ходатайство о проведении экспертизы.
Также Общество не обращалось с заявлением о принятии предварительного решения в таможенный орган до подачи ДТ N 10319010/021012/0016760 с целью принятия предварительного классификационного решения в отношении товара в порядке статей 53 - 55 Таможенного кодекса.
Таким образом, общество не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований таможенного законодательства, что свидетельствует о наличии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения и вины.
Процессуальных нарушений таможенным органом при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
При таких обстоятельствах с суда первой инстанции не имелось достаточных оснований для удовлетворения заявления общества и отмены постановления таможни, в связи, с чем решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления общества не подлежит отмене. Апелляционная жалоба общества отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.05.2013 по делу N А53-5811/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Судья
М.В.СОЛОВЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)