Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2008 N 15АП-5449/2008 ПО ДЕЛУ N А53-7220/2008-С4-19

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2008 г. N 15АП-5449/2008

Дело N А53-7220/2008-С4-19

Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.,
судей Ивановой Н.Н., Колесова Ю.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.
при участии:
от заявителя - ОАО "Волго-Донское пароходство" - представителя Фарафоновой О.Ю., паспорт <...>, доверенность от 29.12.2007 г. N 01-18/16813,
от государственного органа - Таганрогской таможни - главного государственного таможенного инспектора Дорофеева Я.С., удостоверение ГС N 185589, доверенность от 29.12.2007 г. N 01-18/16813,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Таганрогской таможни
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 11 июля 2008 года по делу N А53-7220/2008-С4-19,
принятое в составе судьи Колесник И.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Волго-Донское пароходство"
о признании незаконным решения Таганрогской таможни от 26.03.2008 г. N 01-08/04990 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей,

установил:

открытое акционерное общество "Волго-Донское пароходство" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Таганрогской таможни от 26.03.2008 г. N 01-08/04990 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 11 июля 2008 года заявленные требования удовлетворены, решение Таганрогской таможни от 26.03.2008 г. N 01-18/04990 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей как не соответствующее требованиям Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 г. N 448. Мотивируя решение, суд исходил из того, что ввезенное обществом на территорию Российской Федерации судно относится к морским судам, в связи с чем общество освобождено от уплаты таможенных платежей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Таганрогская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 11.07.2008 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. При этом заявитель жалобы указал, что при таможенном оформлении судна общество самостоятельно определило код ТН ВЭД 8901909900. Кроме того, по мнению Таганрогской таможни, судом неправильно истолкованы положения Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 г. N 830.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило отказать в ее удовлетворении, полагая, что суд принял правильное решение.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Таганрогской таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12 апреля 2006 года на основании договора фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) от 23.12.2003 г., заключенного обществом с иностранной компанией "Ростстар Шиппинг Компании Лимитед", на таможенную территорию Российской Федерации доставлен сухогрузный теплоход "Амур 2503", который оформлен обществом в таможенном отношении на посту Морской порт Таганрог по ГТД N 10319070/120406/0000192. При этом судно классифицировано по коду ТН ВЭД России 8901909900.
Поскольку судно оформлено в режиме временного ввоза, при завершении данного таможенного режима 28.08.2007 г. общество составило ГТД N 10313010/280807/0001210 и КТС-1 N 10313010/280807/0001210, в которых судно классифицировано по коду ТН ВЭД России 8901901000. Классификация судна по данной субпозиции принята таможенным органом без замечаний и возражений.
06 марта 2008 года общество обратилось в Таганрогскую таможню с требованием о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, поскольку теплоход "Амур 2503" КМ*ЛЗ II СП относится к товарной подсубпозиции 89019010000 ТН ВЭД России.
Решением Таганрогской таможни от 26.03.2008 г. N 01-12/04990 обществу отказано в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, поскольку теплоход "Амур 2503" имеет смешанный тип (река-море) района плавания, в связи с чем должен быть классифицирован в товарной подсубпозиции 8901909900 ТН ВЭД России.
Не согласившись с данным решением, общество оспорило его в судебном порядке.
Поскольку по смыслу статьи 124 ТК РФ обязанность декларирования товара возложена на декларанта и учитывая особенности таможенного оформления при режиме временного ввоза, общество как декларант вправе было исправить код ТН ВЭД России при завершении таможенного режима временного ввоза при подаче ГТД N 10313010/280807/0001210. В обоснование изменения кода ТН ВЭД России общество ссылается на ошибочность отнесения ввезенного товара к подсубпозиции 8901909900 ТН ВЭД России.
В соответствии с пунктом 1 статьи 271 ТК РФ временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при соблюдении следующих условий: если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства; если транспортное средство ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом; если транспортное средство не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках; если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации не передается в аренду (в случае, если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, - в субаренду), за исключением случая, когда договор аренды (договор субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 г. N 448 установлено, что морские суда валовой вместимостью свыше 1000 (коды ТН ВЭД 8901 10 100 0, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0), находящиеся в собственности иностранных лиц и зафрахтованные российскими лицами по договору тайм - чартера или бербоут-чартера, при условии их использования в международных перевозках товаров и пассажиров временно ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами на срок действия указанных договоров.
Соответствие теплохода "Амур 2503" вышеперечисленным условиям, за исключением определения его классификации, таможенным органом не оспаривается и подтверждается представленными в материалы дела классификационным свидетельством, свидетельством о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации, международным мерительным свидетельством, свидетельством о годности к плаванию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) технический надзор за судами, указанными в пункте 2 статьи 23 настоящего кодекса, и их классификация осуществляются российскими органами технического надзора и классификации судов (далее - органы технического надзора и классификации судов).
По своим характеристикам спорное судно относится к судам, указанным в пункте 2 статьи 23 КТМ РФ, следовательно, его классификация должна осуществляться российскими органами технического надзора и классификации.
В соответствии с пунктом 1.5 Положения о классификации судов и морских стационарных платформ, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.07.2003 г. N 160 (далее - Положение), федерального государственное учреждение "Российской морской регистр судоходства" (далее - Регистр) осуществляет классификацию, в частности, самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт, несамоходных судов вместимостью не менее чем 80, всех пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных судов, прогулочных судов пассажировместимостью более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости.
Согласно принципам классификации судов, изложенным в Положении присвоение судну класса Регистра означает соответствие конструкции судна применимым требованиям правил, а его технического состояния - условиям эксплуатации. Присваиваемый Регистром судну класс состоит из основного символа и дополнительных знаков и словесных характеристик, определяющих конструкцию и назначение судна. Основной символ класса Регистра состоит из знаков: КМ*, КМ*, (КМ)* - для самоходных судов.
В свою очередь, классификация судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания в соответствии с Положением о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.2002 г. N 136, осуществляется федеральным государственным учреждением "Российский Речной Регистр". Согласно пункту 7.4 данного Положения основными символами в формуле класса судов смешанного (река-море) плавания являются буквенные сочетания "О-ПР", "М-ПР" и "М-СП", определяющие конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в морских районах.
Согласно классификационному свидетельству, выданному Российским морским регистром судоходства, теплоходу "Амур 2503" присвоен класс КМ*ЛЗ IIСП, что свидетельствует о его отнесении к морским судам, а не судам смешанного (река-море) плавания. Надлежащих доказательств обратного таможенным органом не представлено. Возможность использования судна в смешанном плавании не меняет его основную классификационную принадлежность.
Согласно дополнительному примечанию к группе 89 действующей ТН ВЭД России (Суда, лодки и плавучие конструкции) в подсубпозиции 8901 10 100 0, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0, 8902 00 120 0, 8902 00 180 0, 8903 91 100 0, 8903 92 100 0, 8904 00 910 0 и 8906 90 100 0 должны включаться только плавучие средства, предназначенные для морской эксплуатации и имеющие наибольшую длину корпуса (исключая выступающие части) не менее 12 м.
В то же время в соответствии с дополнительным примечанием к группе 89 ТН ВЭД Таможенного тарифа Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 г. N 830 и утратившего силу с 1 января 2007 года, в подсубпозиции 8901 10 100 0, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0, 8902 00 120 0, 8902 00 180 0, 8903 91 100 0, 8903 92 100 0, 8904 00 910 0 и 8906 90 100 0 должны включаться только плавучие средства, предназначенные для морской эксплуатации и имеющие наибольшую длину корпуса (исключая выступающие части) не менее 12 м.
Принадлежность теплохода "Амур 2503" к плавучим средствам, предназначенным для морской эксплуатации и имеющим длину корпуса 111,20 м подтверждается классификационным свидетельством и международным мерительным свидетельством, в связи с чем спорное судно должно классифицироваться в товарной подсубпозиции 8901 90 100 0 ТН ВЭД.
Ссылка таможенного органа на разъяснения по применению спорных кодов ТН ВЭД, изложенные в распоряжении ФТС России от 20.12.2006 г. N 459-р с изменениями, внесенными распоряжением ФТС России от 25.07.2007 г. N 253-р, не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии со статьей 4 ТК РФ акты таможенного законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, согласно которому акты таможенного законодательств, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации могут иметь обратную силу, если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Изменения, внесенные распоряжением ФТС РФ от 25.07.2007 г. N 253-р в распоряжение ФТС России от 20.12.2006 г. N 459-р, опубликованы в "Российской газете" 07 ноября 2007 года и вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. При этом указанные изменения ухудшают положение декларанта, в связи с чем не могут применяться к спорным правоотношениям.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о подтверждении обществом права на освобождение от уплаты таможенных платежей, в соответствии со статьей 271 ТК РФ, не противоречит материалам дела и закону.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 11 июля 2008 года по делу N А53-7220/2008-С4-19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА

Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
Ю.И.КОЛЕСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)