Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.07.2007 ПО ДЕЛУ N А54-1/07С8

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2007 г. по делу N А54-1/07С8


Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2007 года
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.
судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1592/2007) ОАО "ТНК-ВР Холдинг", Тюменская область
на решение Арбитражного суда Рязанской области
от 19.03.2007 по делу N А54-1/2007-С8 (судья Стрельникова И.А.), принятое
по заявлению ОАО "ТНК-ВР Холдинг", Тюменская область
к Рязанской таможне,
Центральному таможенному управлению, г. Москва
о признании незаконными действий и решений таможенных органов
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: ОАО "ТНК-ВР Холдинг" - Антоненко Ж.В., доверенность от 01.01.2007 N 207;
- от ответчиков: Рязанской таможни - Ельцова И.Ю., главный таможенный инспектор, доверенность от 26.12.2006 N 38;
- Центрального таможенного управления г. Москва - Ельцова И.Ю., главный таможенный инспектор, доверенность от 22.12.2006 N 52-15/75,

установил:

Открытое акционерное общество "ТНК-ВР Холдинг" (далее - ОАО "ТНК-ВР Холдинг", Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Рязанской таможне, Центральному таможенному управлению (далее - ЦТУ, Управление) о признании незаконным решения Рязанской таможни, оформленное записью в описи прилагаемых к оформлению документов на бланках грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД) N 46351604, 46351607, 46351606, 46351603, 46351610, 46351602, которым Обществу отказано в применении упрощенного порядка декларирования - временного периодического декларирования в рассматриваемый период; признании незаконным решения ЦТУ N 53-14/146 от 24.11.2006 об отказе в удовлетворении жалобы ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 19.03.2007 в удовлетворении заявленных требований ОАО "ТНК-ВР Холдинг" отказано.
Не согласившись с принятым решением ОАО "ТНК-ВР Холдинг" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.09.2006 года ЗАО "Электроспецсервис" (таможенный брокер) от имени Общества подало на таможенный пост "Рязанский нефтеперерабатывающий завод" Рязанской таможни шесть временных таможенных деклараций с целью оформления вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации товара (мазута М-100, газойлей, дизельного топлива евро сорта С, нафты, фракции бензиновой, марки Б) в октябре 2006 года с приложением полного пакета документов для оформления экспортных поставок.
При этом таможенные пошлины, подлежащие уплате, Обществом рассчитаны по ставкам вывозных таможенных пошлин, утвержденным действовавшим на момент подачи указанных деклараций Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2006 N 445 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном Союзе" в размере 85,2 долларов США за 1000 кг - в отношении мазута М-100 и в размере 158,1 долларов США за 1000 кг - в отношении газойлей, дизельного топлива евро сорта С и нафты, фракции бензиновой марки Б.
Данные декларации приняты таможенным органом и зарегистрированы под справочными номерами (графа 7 ГТД) N 10112030/180906/0001243 (бланк N 46351610), N 10112030/180906/0001244 (бланк N 46351603), N 10112030/180906/0001245 (бланк N 46351607), N 10112030/180906/0001246 (бланк N 46351606), N 10112030/180906/0001247 (бланк N 46351604), N 10112030/180906/0001248 (бланк N 46351602).
Таможенный пост "Рязанский нефтеперерабатывающий завод" Рязанской таможни 19.09.2006 возвратил ЗАО "Электроспецсервис" вышеуказанные ГТД с отметками в графе "Д" о запрете выпуска и с записью на оборотной стороне возвратного экземпляра ГТД: "Выпуск запрещен в связи с увеличением ставок ввозных таможенных пошлин с 01.10.2006 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2006 N 565" (л.д. 16-24).
Считая действия должностных лиц таможенного поста неправомерными, Общество обратилось с жалобой в вышестоящий таможенный орган - Центральное таможенное управление (далее - ЦТУ).
Решением ЦТУ от 24.11.2006 N 53-14/146 в удовлетворении жалобы Общества отказано.
Полагая, что решения Рязанской таможни и ЦТУ от 24.11.2006 N 53-14/146 не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований ОАО "ТНК-ВР Холдинг", суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу положений статей 123 - 125, 127, 129, 131, 132 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) законом предусмотрен общий порядок декларирования товаров и транспортных средств: установлены формы и сроки декларирования, соответствующие права и обязанности декларанта и таможенного органа, порядок принятия деклараций и перечень документов, необходимых для их таможенного оформления.
При вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.
Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (пункты 1 и 2 статьи 137 ТК РФ).
Особый порядок декларирования товаров (периодическое временное декларирование) установлен положениями статьи 138 ТК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории РФ российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
В силу п. 2 ст. 138 ТК РФ после убытия российских товаров с таможенной территории РФ декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Предельный срок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации составляет 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.
Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода (п. 3 ст. 138 ТК РФ).
На основании п. 4 ст. 138 ТК РФ во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
В силу п. 5 ст. 138 ТК РФ при использовании временного декларирования ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с п. 6 ст. 138 ТК РФ вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в п. 4 настоящей статьи, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 137 Кодекса данный порядок применяется по желанию декларанта, если его применение не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 319 ТК РФ обязанность по уплате таможенных пошлин при вывозе товаров возникает с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.
Согласно пункту 1 статьи 325 ТК РФ для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных статьями 150, 312 и пунктом 1 статьи 327 ТК РФ (при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, при их перемещении трубопроводным транспортом, а также при незаконном перемещении товаров через таможенную границу).
Систематическое толкование приведенных общих норм таможенного права (в корреспонденции с пунктом 5 статьи 138 ТК РФ) позволяет сделать вывод, что в данном случае недопустимо использование периодического временного декларирования товаров, поскольку применение такого упрощенного порядка не позволило бы в полной мере реализовать задачи и цели таможенного регулирования.
В абзаце 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих при применении норм Таможенного кодекса Российской Федерации о периодическом временном декларировании российских товаров (кроме товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи)" указано, что при применении норм права, закрепленных в пунктах 1 и 2 статьи 137 ТК РФ и в пунктах 1, 3, 5, 6 статьи 138 ТК РФ судам следует учитывать, что в случае, если на момент подачи временной таможенной декларации опубликован нормативный правовой акт, не введенный в действие в соответствии со статьей 4 ТК РФ, которым установлены новые таможенные пошлины на период, в течение которого предполагается вывозить товары, применение периодического временного декларирования означало бы освобождение от полной уплаты таможенных платежей. В связи с этим в указанном случае упрощенный порядок декларирования российских товаров в виде периодического временного декларирования применен быть не может.
Приведенное толкование материального закона является официальным нормативным, а, следовательно, обязательным для нижестоящих судов.
Таким образом, экономическая и правовая перспективы таможенных правоотношений могут рассматриваться как значимые для рассмотрения спора, возникшего из конкретных правоотношений в период действия конкретных правовых норм, в связи с необходимостью соблюдения баланса частных и публичных интересов.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 18.09.2006 ЗАО "Электросервис", действующее как таможенный брокер от имени ОАО "ТНК-ВР Холдинг" подало вышеуказанные временные периодические таможенные декларации в соответствии со ст. 138 ТК РФ на таможенный пост "Рязанский нефтеперерабатывающий завод" Рязанской таможни, которые были приняты таможенным органом, о чем свидетельствует присвоение данным декларациям регистрационных номеров N 10112030/180906/0001243, N 10112030/180906/0001244, N 10112030/180906/0001245, N 10112030/180906/0001246, N 10112030/180906/0001247, N 10112030/180906/0001248.
При этом в графе 31 вышеназванных ГТД указано, что поставка товаров будет осуществлена в течение октября 2006 года.
В связи с тем, что 19.09.2006 в "Российской газете" N 208 было опубликовано Постановление Правительства от 16.09.2006 N 565 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе", которое устанавливает с 01.10.2006 более высокие ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, таможенный пост "Рязанский нефтеперерабатывающий завод" Рязанской таможни возвратил в адрес таможенного брокера спорные временные декларации с отметками о запрете выпуска в графе "Д" вышеуказанных ГТД.
При названных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ в применении временного декларирования товаров принят таможенным органом в рамках ст. 359 ТК РФ в пределах срока, установленного п. 5 ст. 137 ТК РФ, является обоснованным и соответствует требованиям 1 и 2 статьи 137 ТК РФ и в пунктах 1, 3, 5, 6 статьи 138 ТК РФ, в связи с чем признал правомерными решение Рязанской таможни об отказе Обществу в применении упрощенного порядка декларирования и решение ЦТУ N 53-14/146 от 24.11.2006 об отказе в удовлетворении жалобы ОАО "ТНК-ВР Холдинг".
Учитывая вышеизложенное, довод жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно сделал вывод о том, что поставка товара будет производиться в период действия увеличенной вывозной пошлины, следовательно, упрощенный порядок повлияет на полноту уплаты таможенных платежей, является необоснованным.
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что таможенный орган в нарушение п. 2 ст. 132 ТК РФ отказал в принятии декларации на следующий день после подачи, т.е. в день опубликования Постановление Правительства от 16.09.2006 N 565, является несостоятельной.
В соответствии с нормами таможенного законодательства взаимодействие между таможенным органом и лицами, перемещающими товары через таможенную границу, осуществляется посредством таможенного оформления и таможенного контроля (ст. 14 ТК РФ).
Согласно п. 1 ст. 124 Таможенного кодекса РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов, в соответствии со ст. 132 ТК РФ, фиксируется в день их получения таможенным органом. Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Обязанности лица подать таможенную декларацию соответствует обязанность таможенного органа принять эту декларацию.
При этом наступление юридических последствий декларирования товаров, предусмотренных ТК РФ, связано не с моментом подачи лицом таможенной декларации, а с моментом ее принятия таможенным органом.
Согласно п. 3 ст. 132 Таможенного кодекса РФ с момента оформления принятия таможенной декларации она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
С этого момента начинается таможенное оформление товаров при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации (п. 1 ст. 60 ТК РФ), исчисляются сроки выпуска товаров (ст. 152 ТК РФ), проверки таможенным органом таможенной декларации, иных документов и товаров (ст. 359 ТК РФ) и т.д.
Пунктами 19, 20 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 (далее - Инструкция) установлено, что при выполнении всех условий, перечисленных в пункте 2 статьи 132 Кодекса, уполномоченное должностное лицо в пределах срока, установленного Инструкцией для проверки условий принятия таможенной декларации, оформляет принятие таможенной декларации путем присвоения ей регистрационного номера, который заносится в Журнал учета и регистрации таможенных деклараций.
Однако наряду с общим порядком декларирования статьей 137 ТК РФ установлен упрощенный порядок декларирования в соответствии со ст. 135, 136, 138 ТК РФ, который применяется по желанию декларанта при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации, если его применение не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных ТК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей.
При этом статьей 137 ТК РФ не установлено, на какой стадии - при подаче декларации или при проверке декларации и документов, приложенных к ней, таможенный орган может отказать в применении упрощенного порядка декларирования. По смыслу статьи 137 ТК РФ, решение об отказе в применении периодического временного декларирования применяется таможенным органом в момент выявления факта освобождения декларанта от уплаты таможенных платежей в полном объеме.
Следовательно, данные факты могут быть выявлены как в момент подачи временной декларации, так и при проведении таможенного контроля.
Согласно пункту 1 статьи 359 ТК РФ при таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда Кодексом установлены более короткие сроки.
Как видно из материалов дела, спорные декларации приняты таможенным органом 18.09.2006, им присвоен регистрационный номер (графа 7 ГТД), а также указано время их принятия с 17 ч. 04 мин. до 17 ч. 14 мин., что подтверждается надписью на оборотной стороне ГТД.
Поскольку в процессе проверки вышеуказанных ГТД 19.09.2006 таможенном органом выявлены обстоятельства, препятствующие выпуска товара, выпуск товара был запрещен в связи с увеличением ставок вывозных таможенных пошлин с 01.10.2006 Постановлением Правительства от 16.09.2006 N 565., о чем свидетельствует штамп должностного лица таможенного органа "Выпуск запрещен" в графе "Д".
Оценивая названные обстоятельства во взаимосвязи с указанными нормами, апелляционная инстанция полагает, что при проверке таможенных деклараций Рязанская таможня правомерно отказала в применении упрощенного порядка декларирования указанного товара, так как названным Постановлением Правительства с 01.10.2006 установлены новые таможенные пошлины на период, в течение которого Общество предполагает вывозить товар, а именно: октябрь 2006 года.
Довод жалобы о том, что судом первой инстанции неверно указана дата вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2006 N 565, не принимается во внимание апелляционной инстанцией, поскольку данное обстоятельство не является основанием для отмены правильно принятого по существу спора решения.
Довод жалобы о выполнении Обществом всех требований законодательства, поскольку таможенная пошлина уплачена, исходя из ставки, действовавшей на день подачи временных таможенных деклараций - 18.09.2006, со ссылкой на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 20, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, новые ставки вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном Союзе" в размере 85,2 долларов США за 1000 кг - в отношении мазута М-100 и в размере 158,1 долларов США за 1000 кг - в отношении газойлей, дизельного топлива евро сорта С и нафты, фракции бензиновой марки Б., утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2006 N 565, опубликованном 19.09.2006 в "Российской газете" (дата вступления в силу с 01.10.2006), которые относятся к фактическому периоду вывоза товара.
Кроме того, действия таможенных органов не привели к нарушению части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Таким образом, таможенным органом в момент принятия решения о разрешении применения ОАО "ТНК-ВР Холдинг" упрощенного порядка декларирования российских товаров выявлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2006 N 565, не введенным в действие, установлены новые таможенные пошлины на период, в течение которого предполагается вывозить российские товары, и применение периодического временного декларирования в данном случае приведет к освобождению Общества от полной уплаты таможенных платежей.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Рязанской области от 19 марта 2007 года по делу N А54-1/07С8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА

Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
О.Г.ТУЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)