Судебные решения, арбитраж
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Захаровой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ачарян К.А.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного акцизного таможенного поста
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.09.2012 по делу N А32-2782/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Граффити"
к Южному акцизному таможенному посту
о признании незаконными действий, требований
принятое судьей Чесноковым А.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Граффити" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному Акцизному таможенному посту (далее - таможенный пост, таможенный орган) о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ NN 10009242/280711/0000829, 10009242/280711/0000831, 10009242/280711/0000832, 10009242/280711/0000833, 10009242/280711/0000835, 10009242/010811/0000848, 10009242/010811/0000850, 10009242/030811/0000873, 10009242/030811/0000874, 10009242/030811/0000875, 10009242/030811/0000876, 10009242/040811/0000879, 10009242/040811/0000883, 10009242/040811/0000886, об обязании принять 1-й метод определения таможенной стоимости; признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товаров после их выпуска по ДТ N 10009242/040811/0000881, о признании недействительными решения о зачете денежного залога от 20.10.2011 N 10009240/201011 ЗДз-0148 на сумму 210 088,96 рублей, решение о зачете денежного залога от 10.11.2011 N 10009240/101111 ЗДз-0157 на сумму 838 245,17 рубль, решение о зачете денежного залога от 25.11.2011 г. N 10009240/251111 ЗДз-0172 на сумму 429594,24 рублей, решение о зачете денежного залога от 03.10.2011 N 10009240/031011 ЗДз-0142 на сумму 1466768,18 рублей, решение о зачете денежного залога от 26.09.2011 N 10009240/260911 ЗДз-0133 на сумму 210945,09 рублей, недействительным требование об уплате таможенных платежей от 20.10.2011 N 10009240/94 на сумму пени 2 368,75 рублей, требование об уплате таможенных платежей от 10.11.2011 N 10009240/99 на сумму пени 9259,32 рублей, требование об уплате таможенных платежей от 26.09.2011 N 10009240/79 на сумму пени 2262,39 рублей, требование об уплате таможенных платежей от 25.11.2011 N 10009240/111 на сумму пени 12875,02 рублей, требование об уплате таможенных платежей от 03.10.2011 N 10009240/88 на сумму пени 20154,12 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.09.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что корректировка таможенной стоимости товаров и начисление дополнительных таможенных платежей, произведены необоснованно, поскольку в подтверждение права на применение первого метода определения таможенной стоимости продукции общество представило необходимые для этого документы. Расчет таможенной стоимости был произведен заявителем на основании цены товара, уплаченной продавцу. Факт оплаты подтверждается ведомостью банковского контроля. Доказательств того, что покупатель по контракту уплатил цену больше заявленной, заинтересованное лицо не представило. Суд не выявил признаки недостоверности представленных сведений.
Южный Акцизный таможенный пост обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил его отменить, указывая на его незаконность, необоснованность, а также вынесение с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права. Полагает, что имелись законные основания для корректировки таможенной стоимости ввезенного обществом товара и начислению дополнительных таможенных платежей.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Обществом также заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Ходатайство общества о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя удовлетворено протокольным определением.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Граффити", Ростовская область, ст. Кагальницкая зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1086162001012, ИНН 6162054000, является участником внешнеторговой деятельности.
В рамках внешнеторгового контракта 05.05.2008 N 2008/05/05/01 (с учетом дополнительных соглашений и спецификаций к данному контракту) заключенного между ООО "Граффити" и компанией "GRAFLINE UNIVERSAL LIMITED" (Новая Зеландия), в июле - августе 2011 был осуществлен на условиях поставки FOB Чонгквинг (Инкотермс 2000) ввоз мотоциклов ОМАКС модели WJ50, производства КНР, в количестве 2160 штук.
На территорию России товар ввезен и оформлен по следующим ДТ: NN 10009242/280711/0000829, 10009242/280711/0000831, 10009242/280711/0000832, 10009242/280711/0000833, 10009242/280711/0000835, 10009242/010811/0000848, 10009242/010811/0000850, 10009242/030811/0000873, 10009242/030811/0000874, 10009242/030811/0000875, 10009242/030811/0000876, 10009242/040811/0000879, 10009242/040811/0000883, 10009242/040811/0000886.
- Как следует из названных выше деклараций на товары, общество определило таможенную стоимость ввезенных товаров по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами, предоставив в подтверждение соответствующий пакет документов согласно описи, представив в том числе: контракт купли-продажи продажи от 05.05.2008 N 2008/05/05/01, дополнительные соглашения и спецификации к контракту, инвойсы от 06.06.2011 N GR060611/WA56 на сумму 1045971.36 рублей, от 06.06.2011 N GR060611/WA55 на сумму 1045971.36 рублей; от 06.06.2011 N GR060611/WA54 на сумму 1045971.36 рублей; от 06.06.2011 N GR060611/WA53 на сумму 1045971.36 рублей; от 06.06.2011 N GR060611/WA57 на сумму 1045971.36 рублей; от 02.06.2011 N GR020611/WA50 на сумму 1049464.80 рублей; от 02.06.2011 N GR020611/WA49 на сумму 1049464.80 рублей; от 30.05.2011 N GR300511/WA44 на сумму 1055033.28 рублей; от 30.05.2011 N GR300511/WA45 на сумму 1055033.28 рубля; от 30.05.2011 N GR300511/WA46 на сумму 1055033.28 рублей; от 30.05.2011 N GR300511/WA43 на сумму 1055033.28 рублей; от 30.05.2011 N GR300511/WA47 на сумму 1055033.28 рублей; от 06.06.2011 N GR060611/WA52 на сумму 1045971.36 рублей; от 02.06.2011 N GR020611/WA48 на сумму 1049464.80 рублей; от 06.06.2011 N GR060611/WA51 на сумму 1045971.36 рублей); коммерческие инвойсы от 06.06.2011 N GR060611/WA56 на сумму 1045971.36 рублей, от 06.06.2011 N GR060611/WA55 на сумму 1045971.36 рублей; от 06.06.2011 N GR060611/WA54 на сумму 1045971.36 рублей; от 06.06.2011 г N GR060611/WA53 на сумму 1045971.36 рублей; от 06.06.2011 N GR060611/WA57 на сумму 1045971.36 рублей; от 02.06.2011 N GR020611/WA50 на сумму 1049464.80 рублей; от 02.06.2011 N GR020611/WA49 на сумму 1049464.80 рублей; от 30.05.2011 N GR300511/WA44 на сумму 1055033.28 рублей; от 30.05.2011 N GR300511/WA45 на сумму 1055033.28 рубля; от 30.05.2011 N GR300511/WA46 на сумму 1055033.28 рублей; от 30.05.2011 N GR300511/WA43 на сумму 1055033.28 рублей; от 30.05.2011 N GR300511/WA47 на сумму 1055033.28 рублей; от 06.06.2011 N GR060611/WA52 на сумму 1045971.36 рублей; от 02.06.2011 N GR020611/WA48 на сумму 1049464.80 рублей; от 06.06.2011 N GR060611/WA51 на сумму 1045971.36 рублей; упаковочные листы; коносаменты со всеми необходимыми отметками перевозчика;
- паспорт сделки N 08060021/1481/1898/2/0; контракт морской перевозки N 14 от 27.05.2011; коммерческие инвойсы за перевозку; экспортные декларации; прайс-листы.
Вместе с тем по результатам анализа представленных к таможенному оформлению документов, таможенный пост отказал обществу в принятии основного метода определения таможенной стоимости товара, обосновав решение тем, что представленные обществом к таможенному оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товара, в связи с чем, в адрес общества был направлен запрос о предоставлении дополнительных документов, а именно: заверенный надлежащим образом оригинал экспортной декларации с переводом; банковские документы по оплате товара по предыдущим поставкам; бухгалтерские документы по постановке товара на учет; документы по комплектации, техническим характеристикам; пояснения о несоответствии условий перехода права собственности по контракту характеристикам условий поставки FOB согласно ИНКОТЕРМС; пояснения о причинах расхождения сведений в экспортной декларации и контракте; прайс-лист производителя товаров, заверенный должным образом; оригинал прайс-листа продавца товара, заверенный ТПП Китая с переводом; прайс-лист производителя товаров на условиях EXW, либо его коммерческое предложение с указанием срока действия цен в виде публичной оферты; ведомость банковского контроля; сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара с указанием размеров таких скидок, если такие скидки предоставлялись; документы, подтверждающие право собственности продавца на рассматриваемые товары; документы, подтверждающие ранее использование либо не использование рассматриваемых транспортных средств; документы относительно реализации ввозимых товаров на внутреннем рынке РФ; иные документы и сведения.
До выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей, в процессе таможенного оформления, в связи с допущенной технической ошибкой при формировании структуры таможенной стоимости по ДТ N 10009242/040811/0000881 заявителем была осуществлена корректировка таможенной стоимости с уплатой дополнительно начисленных таможенных платежей в размере 33658,08 рублей.
После внесения ООО "Граффити" обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 3 155 641,64 рублей товары, оформленные по указанным выше ДТ были выпущены Южным Акцизным таможенным постом в свободное обращение.
В соответствии с Решениями о проведении дополнительной проверки ООО "Граффити" по всем ДТ были представлены Южному Акцизному таможенному посту пояснения и документы, а именно: экспортные декларации, заверенные ТПП Китая, платежные поручения по оплате за товар по предыдущим поставкам, приходные ордера, оборотно-сальдовую ведомость, ведомость банковского контроля, документы по комплектации и техническим характеристикам, оригиналы прайс-листов, пояснения по заданным вопросам.
Южным Акцизным таможенным постом были приняты решения о корректировке таможенной стоимости, т.к. заявленные сведения о таможенной стоимости товаров должным образом не подтверждены. О принятых решениях таможней было сообщено Заявителю путем направления Решений о корректировке таможенной стоимости.
Решения о корректировке таможенной стоимости были приняты: 31.08.2011 по ДТ NN 10009242/280711/0000829, 10009242/280711/0000835, 10009242/010811/0000850, 10009242/030811/0000873, 10009242/030811/0000874, 10009242/040811/0000879, 10009242/040811/0000883; 26.08.2011 по ДТ N 10009242/040811/0000881; 05.09.2011 по ДТ NN 10009242/280711/0000831, 10009242/280711/0000832, 10009242/280711/0000833, 10009242/010811/0000848; 09.09.2011 по ДТ NN 10009242/030811/0000875, 10009242/030811/0000876, 10009242/040811/0000886.
В связи с отказом общества определить таможенную стоимость товара другим методом определения таможенной стоимости, таможенный пост самостоятельно произвел ее корректировку по шестому методу. Приняты решения о зачете денежного залога.
Считая незаконными действия таможенного поста, общество обратилось в арбитражный суд Краснодарского края за защитой своих прав.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, в рамках которого принят данный документ, вступил в силу с 6 июля 2010 года с учетом временных изъятий, установленных Протоколом от 05.07.2010. В Республике Казахстан и Российской Федерации данный Договор применяется с 1 июля 2010 года.
Таким образом, правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, возникших с 01 июля 2010 года, осуществляется в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза.
Согласно части 2 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных этим Кодексом, - таможенным органом.
Статьей 65 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров (пункт 1). Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2). Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4).
Так, порядок и методы определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение "О таможенной стоимости").
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из условий, в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости").
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения "О таможенной стоимости" в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.
На основании статьи 66 Таможенного кодекса Таможенного союза контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза (статья 67 Таможенного кодекса Таможенного союза).
На основании пункта 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с данным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (пункт 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза)
Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям Соглашения об определении таможенной стоимости (пункт 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Суд апелляционной инстанции полагает, что приведенные положения статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза подлежат применению во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 176 этого же Кодекса, в соответствии с которым при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.
Из вышеприведенного следует, что установление признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости не является безусловным основанием для проведения корректировки таможенной стоимости, указанное обстоятельство лишь дает основания для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении декларируемого товара.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" указано, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
В данном Постановлении Пленум ВАС РФ также указал на то, что основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
Кроме того, как разъяснил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не используется, является исчерпывающим.
Пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.04.2005 N 13643/04 также указано, что обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота. Непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов следует рассматривать в качестве несоблюдения условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.
Судом апелляционной инстанции установлено, что при таможенном оформлении ввезенного товара в подтверждение обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости обществом был представлен полный пакет документов, в которых содержались необходимые сведения для определения таможенной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 года N 3323/07 указано, что цена сделки подтверждена документально, если приведенная в грузовой таможенной декларации стоимость может быть сопоставлена с суммой, обозначенной в счете-фактуре, платежном поручении, экспортной декларации, ведомости банковского контроля. При их совпадении можно утверждать, что цена подтверждена должным образом.
Ведомостью банковского контроля (т. 1 л.д. 49-52, в том числе оборот) подтверждается, что общество оплатило контрагенту денежные средства за товары, поставленные по декларациям на товары, в соответствии с суммами размера общей фактурной стоимости, указанными в графе N 22 деклараций на товары, а также инвойсах, спецификациях, счетах-фактурах.
Запрошенные таможенным органом прайс-листы производителя и экспортная таможенная декларация не предусмотрены Перечнем дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки (приложение N 3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376). К тому же, документы о реализации товара в стране экспорта не могут являются надлежащим подтверждением таможенной стоимости ввезенного товара по конкретной сделке. Порядок заполнения данного документа регулируется нормами иностранного государства. Следовательно, таможенный орган не вправе ссылаться на непредставление таких документов как на основание предполагать сделку документально не подтвержденной.
Довод таможни о необходимости предоставления документов, подтверждающих транспортные расходы, несостоятелен по следующим основаниям.
Согласно условиям поставки FOB "Международных правил толкования торговых терминов "Инкотермс 2000", которыми стороны договорились руководствоваться, означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все риски утраты или повреждения товара. Согласно термину FOB от продавца требуется выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза. Данный термин может быть использован только при перевозке морским или внутренним водным транспортом.
В обязанности продавца входит: обязанность поставить товар в соответствии с договором купли-продажи и представить коммерческий счет-инвойс или эквивалентное ему электронное сообщение, а также иные доказательства соответствия товара, которые могут потребоваться по условиям договора (А1); продавец обязан с учетом правил, предусмотренных в пункте Б6, оплатить:
- все расходы, относящиеся к товару до момента фактического его перехода через поручни судна в согласованном порту отгрузки; и
- если потребуется, все расходы, связанные с выполнением таможенных формальностей, оплатой всех пошлин, налогов и иных официальных сборов, взимаемых при вывозе (А6).
Также продавец обязан нести все расходы, связанные с проверкой товара (например, проверка качества, измерение, взвешивание, подсчет), необходимой для поставки товара в соответствии с пунктом А4.
Продавец обязан обеспечить за свой счет упаковку товара (за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли обычно принято отгружать указанный в договоре товар без упаковки) для его перевозки, если все обстоятельства, относящиеся к транспортировке (различные способы перевозки, место назначения), известны продавцу до заключения договора купли-продажи. Маркировка товара должна быть осуществлена надлежащим образом. (А9).
Покупатель обязан уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену (Б1), за свой счет заключить договор перевозки товара от согласованного пункта отгрузки (Б3), оплатить, если потребуется, все налоги, пошлины и иные сборы, а также расходы по выполнению таможенных формальностей, необходимых для ввоза товара и его транзитной перевозки через третьи страны (Б6).
Сторонами договора в контракте предусмотрено, что в цену товара включается стоимость товара, тары, упаковки, доставки, погрузки на судно и другие расходы продавца.
Таким образом, стоимость погрузо-разгрузочных работ, транспортных затрат, уплата таможенных платежей при экспорте товара, расходы по доставке товара до порта отправления, уже включены в стоимость ввезенного товара.
При таких обстоятельствах требование от декларанта документов в подтверждение транспортных расходов необоснованно. Стоимость доставки товара полностью оплачена предпринимателем в составе цены товара. Доказательств, подтверждающих то, что предприниматель либо поставщик понес какие-либо дополнительные расходы, а также недостоверности указанных документов или заявленных в них сведений, наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на стоимость сделки при заключении контракта, суду апелляционной инстанции не представлено.
Несоответствие условий контракта базисным условиям поставки апелляционным судом не установлено.
Документы о реализации товара на внутреннем рынке являются внутренними документами заявителя, не подтверждающими таможенную стоимость товара и могут служить лишь материалом для анализа; аналитические данные таможня обязана затем реализовать в конкретные документальные доказательства недостоверности цены, т.е. доказать, что ввозная цена искусственно занижается в целях уменьшения таможенных платежей.
Непредставление обществом по запросу таможенного органа бухгалтерских документов, подтверждающих реализацию ввезенного товара, не может служить основанием к отказу в применении заявленного декларантом способа определения таможенной стоимости, поскольку указанные документы не могут подтверждать или опровергать таможенную стоимость ввезенного товара.
Анализ содержания контракта с учетом дополнительных соглашений, спецификаций, инвойсов; паспорта сделки; ведомости банковского контроля, иных товаросопроводительных документов позволяет сделать вывод, что данные документы составляют единый взаимодополняющий пакет документов по внешнеэкономической сделке по поставке товаров, задекларированных в спорных ДТ. Сведения, содержащиеся в данных документах, позволяют идентифицировать декларируемый товар с товаром по заявленным условиям сделки, а также с достоверностью установить цену применительно к количественно и качественно определенным характеристикам товара и условиям поставки.
При таких обстоятельствах, отклоняются доводы таможенного органа о том, что обществом не были представлены все дополнительно запрошенные документы, поскольку данные документы не могли объективно повлиять на правильность определения примененного метода.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции относительно низкого ценового уровня товаров. В силу положений таможенного законодательства, устанавливающих исчерпывающий перечень оснований невозможности применения метода определения таможенной стоимости товара по цене сделки, таможня должна была не просто сомневаться в достоверности заявленной стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки товара. При этом довод таможенного органа о том, что заявленная обществом таможенная стоимость товара имеет низкий уровень, согласно ценовой информации, имеющейся в ИАС "Мониторинг-Анализ", не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и служить достаточным и неоспоримым основанием для корректировки таможенной стоимости всех последующих поставок, цена сделок по которым будет отклоняться от той, которая указана в ДТ, имеющейся у таможенного органа.
Кроме того, в качестве основы для корректировки таможенной стоимости таможней использована ценовая информация из таможенной декларации иных участников внешнеэкономической деятельности. Доказательств проведенного сравнительного анализа не представлено.
При таких обстоятельствах, сведения об отдельно взятых декларациях не могут служить основанием для корректировки всех последующих поставок. Действующее законодательство не устанавливает обязанности для экспортеров декларирование товаров по средним ценам. Единственным условием установления таможенной стоимости является наличие количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации о заявленной таможенной стоимости.
Кроме того, на формирование рыночной цены может оказывать влияние система факторов, в том числе: характеристики товара, коммерческие условия сделки, налоги страны импорта, период поставки, длительность договорных отношений и прочие. Эти причины могут привести к объективным расхождениям в уровне цен на один и тот же товар.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствует о том, что по данному конкретному делу различие цены сделки и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения определенных обстоятельств, истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
При таких обстоятельствах, оснований сомневаться в условиях поставки товара и в особенностях, составляющих его стоимость, у таможенного органа не имелось.
Таможенный пост в нарушение ст. ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал наличие объективных оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по цене сделки с ввозимыми товарами, в связи с чем отказ в применении первого метода определения таможенной стоимости товара является незаконным.
При таких обстоятельствах незаконным являются и требования об уплате излишне начисленных таможенных платежей, решений о зачете.
Согласно ст. 89 Таможенному кодексу Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу ст. 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Декларантом соблюдена процедура досудебного урегулирования спора, денежные средства таможней не возвращены, в силу чего суд первой инстанции правомерно пришел к правомерному выводу о незаконности отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.09.2012 по делу N А32-2782/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Южного акцизного таможенного поста - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Л.А.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.01.2013 N 15АП-14425/2012 ПО ДЕЛУ N А32-2782/2012
Разделы:Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 января 2013 г. N 15АП-14425/2012
Дело N А32-2782/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Захаровой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ачарян К.А.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного акцизного таможенного поста
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.09.2012 по делу N А32-2782/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Граффити"
к Южному акцизному таможенному посту
о признании незаконными действий, требований
принятое судьей Чесноковым А.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Граффити" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному Акцизному таможенному посту (далее - таможенный пост, таможенный орган) о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ NN 10009242/280711/0000829, 10009242/280711/0000831, 10009242/280711/0000832, 10009242/280711/0000833, 10009242/280711/0000835, 10009242/010811/0000848, 10009242/010811/0000850, 10009242/030811/0000873, 10009242/030811/0000874, 10009242/030811/0000875, 10009242/030811/0000876, 10009242/040811/0000879, 10009242/040811/0000883, 10009242/040811/0000886, об обязании принять 1-й метод определения таможенной стоимости; признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товаров после их выпуска по ДТ N 10009242/040811/0000881, о признании недействительными решения о зачете денежного залога от 20.10.2011 N 10009240/201011 ЗДз-0148 на сумму 210 088,96 рублей, решение о зачете денежного залога от 10.11.2011 N 10009240/101111 ЗДз-0157 на сумму 838 245,17 рубль, решение о зачете денежного залога от 25.11.2011 г. N 10009240/251111 ЗДз-0172 на сумму 429594,24 рублей, решение о зачете денежного залога от 03.10.2011 N 10009240/031011 ЗДз-0142 на сумму 1466768,18 рублей, решение о зачете денежного залога от 26.09.2011 N 10009240/260911 ЗДз-0133 на сумму 210945,09 рублей, недействительным требование об уплате таможенных платежей от 20.10.2011 N 10009240/94 на сумму пени 2 368,75 рублей, требование об уплате таможенных платежей от 10.11.2011 N 10009240/99 на сумму пени 9259,32 рублей, требование об уплате таможенных платежей от 26.09.2011 N 10009240/79 на сумму пени 2262,39 рублей, требование об уплате таможенных платежей от 25.11.2011 N 10009240/111 на сумму пени 12875,02 рублей, требование об уплате таможенных платежей от 03.10.2011 N 10009240/88 на сумму пени 20154,12 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.09.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что корректировка таможенной стоимости товаров и начисление дополнительных таможенных платежей, произведены необоснованно, поскольку в подтверждение права на применение первого метода определения таможенной стоимости продукции общество представило необходимые для этого документы. Расчет таможенной стоимости был произведен заявителем на основании цены товара, уплаченной продавцу. Факт оплаты подтверждается ведомостью банковского контроля. Доказательств того, что покупатель по контракту уплатил цену больше заявленной, заинтересованное лицо не представило. Суд не выявил признаки недостоверности представленных сведений.
Южный Акцизный таможенный пост обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил его отменить, указывая на его незаконность, необоснованность, а также вынесение с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права. Полагает, что имелись законные основания для корректировки таможенной стоимости ввезенного обществом товара и начислению дополнительных таможенных платежей.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Обществом также заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Ходатайство общества о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя удовлетворено протокольным определением.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Граффити", Ростовская область, ст. Кагальницкая зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1086162001012, ИНН 6162054000, является участником внешнеторговой деятельности.
В рамках внешнеторгового контракта 05.05.2008 N 2008/05/05/01 (с учетом дополнительных соглашений и спецификаций к данному контракту) заключенного между ООО "Граффити" и компанией "GRAFLINE UNIVERSAL LIMITED" (Новая Зеландия), в июле - августе 2011 был осуществлен на условиях поставки FOB Чонгквинг (Инкотермс 2000) ввоз мотоциклов ОМАКС модели WJ50, производства КНР, в количестве 2160 штук.
На территорию России товар ввезен и оформлен по следующим ДТ: NN 10009242/280711/0000829, 10009242/280711/0000831, 10009242/280711/0000832, 10009242/280711/0000833, 10009242/280711/0000835, 10009242/010811/0000848, 10009242/010811/0000850, 10009242/030811/0000873, 10009242/030811/0000874, 10009242/030811/0000875, 10009242/030811/0000876, 10009242/040811/0000879, 10009242/040811/0000883, 10009242/040811/0000886.
- Как следует из названных выше деклараций на товары, общество определило таможенную стоимость ввезенных товаров по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами, предоставив в подтверждение соответствующий пакет документов согласно описи, представив в том числе: контракт купли-продажи продажи от 05.05.2008 N 2008/05/05/01, дополнительные соглашения и спецификации к контракту, инвойсы от 06.06.2011 N GR060611/WA56 на сумму 1045971.36 рублей, от 06.06.2011 N GR060611/WA55 на сумму 1045971.36 рублей; от 06.06.2011 N GR060611/WA54 на сумму 1045971.36 рублей; от 06.06.2011 N GR060611/WA53 на сумму 1045971.36 рублей; от 06.06.2011 N GR060611/WA57 на сумму 1045971.36 рублей; от 02.06.2011 N GR020611/WA50 на сумму 1049464.80 рублей; от 02.06.2011 N GR020611/WA49 на сумму 1049464.80 рублей; от 30.05.2011 N GR300511/WA44 на сумму 1055033.28 рублей; от 30.05.2011 N GR300511/WA45 на сумму 1055033.28 рубля; от 30.05.2011 N GR300511/WA46 на сумму 1055033.28 рублей; от 30.05.2011 N GR300511/WA43 на сумму 1055033.28 рублей; от 30.05.2011 N GR300511/WA47 на сумму 1055033.28 рублей; от 06.06.2011 N GR060611/WA52 на сумму 1045971.36 рублей; от 02.06.2011 N GR020611/WA48 на сумму 1049464.80 рублей; от 06.06.2011 N GR060611/WA51 на сумму 1045971.36 рублей); коммерческие инвойсы от 06.06.2011 N GR060611/WA56 на сумму 1045971.36 рублей, от 06.06.2011 N GR060611/WA55 на сумму 1045971.36 рублей; от 06.06.2011 N GR060611/WA54 на сумму 1045971.36 рублей; от 06.06.2011 г N GR060611/WA53 на сумму 1045971.36 рублей; от 06.06.2011 N GR060611/WA57 на сумму 1045971.36 рублей; от 02.06.2011 N GR020611/WA50 на сумму 1049464.80 рублей; от 02.06.2011 N GR020611/WA49 на сумму 1049464.80 рублей; от 30.05.2011 N GR300511/WA44 на сумму 1055033.28 рублей; от 30.05.2011 N GR300511/WA45 на сумму 1055033.28 рубля; от 30.05.2011 N GR300511/WA46 на сумму 1055033.28 рублей; от 30.05.2011 N GR300511/WA43 на сумму 1055033.28 рублей; от 30.05.2011 N GR300511/WA47 на сумму 1055033.28 рублей; от 06.06.2011 N GR060611/WA52 на сумму 1045971.36 рублей; от 02.06.2011 N GR020611/WA48 на сумму 1049464.80 рублей; от 06.06.2011 N GR060611/WA51 на сумму 1045971.36 рублей; упаковочные листы; коносаменты со всеми необходимыми отметками перевозчика;
- паспорт сделки N 08060021/1481/1898/2/0; контракт морской перевозки N 14 от 27.05.2011; коммерческие инвойсы за перевозку; экспортные декларации; прайс-листы.
Вместе с тем по результатам анализа представленных к таможенному оформлению документов, таможенный пост отказал обществу в принятии основного метода определения таможенной стоимости товара, обосновав решение тем, что представленные обществом к таможенному оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товара, в связи с чем, в адрес общества был направлен запрос о предоставлении дополнительных документов, а именно: заверенный надлежащим образом оригинал экспортной декларации с переводом; банковские документы по оплате товара по предыдущим поставкам; бухгалтерские документы по постановке товара на учет; документы по комплектации, техническим характеристикам; пояснения о несоответствии условий перехода права собственности по контракту характеристикам условий поставки FOB согласно ИНКОТЕРМС; пояснения о причинах расхождения сведений в экспортной декларации и контракте; прайс-лист производителя товаров, заверенный должным образом; оригинал прайс-листа продавца товара, заверенный ТПП Китая с переводом; прайс-лист производителя товаров на условиях EXW, либо его коммерческое предложение с указанием срока действия цен в виде публичной оферты; ведомость банковского контроля; сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара с указанием размеров таких скидок, если такие скидки предоставлялись; документы, подтверждающие право собственности продавца на рассматриваемые товары; документы, подтверждающие ранее использование либо не использование рассматриваемых транспортных средств; документы относительно реализации ввозимых товаров на внутреннем рынке РФ; иные документы и сведения.
До выпуска под обеспечение уплаты таможенных платежей, в процессе таможенного оформления, в связи с допущенной технической ошибкой при формировании структуры таможенной стоимости по ДТ N 10009242/040811/0000881 заявителем была осуществлена корректировка таможенной стоимости с уплатой дополнительно начисленных таможенных платежей в размере 33658,08 рублей.
После внесения ООО "Граффити" обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 3 155 641,64 рублей товары, оформленные по указанным выше ДТ были выпущены Южным Акцизным таможенным постом в свободное обращение.
В соответствии с Решениями о проведении дополнительной проверки ООО "Граффити" по всем ДТ были представлены Южному Акцизному таможенному посту пояснения и документы, а именно: экспортные декларации, заверенные ТПП Китая, платежные поручения по оплате за товар по предыдущим поставкам, приходные ордера, оборотно-сальдовую ведомость, ведомость банковского контроля, документы по комплектации и техническим характеристикам, оригиналы прайс-листов, пояснения по заданным вопросам.
Южным Акцизным таможенным постом были приняты решения о корректировке таможенной стоимости, т.к. заявленные сведения о таможенной стоимости товаров должным образом не подтверждены. О принятых решениях таможней было сообщено Заявителю путем направления Решений о корректировке таможенной стоимости.
Решения о корректировке таможенной стоимости были приняты: 31.08.2011 по ДТ NN 10009242/280711/0000829, 10009242/280711/0000835, 10009242/010811/0000850, 10009242/030811/0000873, 10009242/030811/0000874, 10009242/040811/0000879, 10009242/040811/0000883; 26.08.2011 по ДТ N 10009242/040811/0000881; 05.09.2011 по ДТ NN 10009242/280711/0000831, 10009242/280711/0000832, 10009242/280711/0000833, 10009242/010811/0000848; 09.09.2011 по ДТ NN 10009242/030811/0000875, 10009242/030811/0000876, 10009242/040811/0000886.
В связи с отказом общества определить таможенную стоимость товара другим методом определения таможенной стоимости, таможенный пост самостоятельно произвел ее корректировку по шестому методу. Приняты решения о зачете денежного залога.
Считая незаконными действия таможенного поста, общество обратилось в арбитражный суд Краснодарского края за защитой своих прав.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, в рамках которого принят данный документ, вступил в силу с 6 июля 2010 года с учетом временных изъятий, установленных Протоколом от 05.07.2010. В Республике Казахстан и Российской Федерации данный Договор применяется с 1 июля 2010 года.
Таким образом, правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, возникших с 01 июля 2010 года, осуществляется в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза.
Согласно части 2 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных этим Кодексом, - таможенным органом.
Статьей 65 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров (пункт 1). Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2). Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4).
Так, порядок и методы определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение "О таможенной стоимости").
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из условий, в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости").
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения "О таможенной стоимости" в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.
На основании статьи 66 Таможенного кодекса Таможенного союза контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза (статья 67 Таможенного кодекса Таможенного союза).
На основании пункта 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с данным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (пункт 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза)
Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям Соглашения об определении таможенной стоимости (пункт 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Суд апелляционной инстанции полагает, что приведенные положения статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза подлежат применению во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 176 этого же Кодекса, в соответствии с которым при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.
Из вышеприведенного следует, что установление признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости не является безусловным основанием для проведения корректировки таможенной стоимости, указанное обстоятельство лишь дает основания для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении декларируемого товара.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" указано, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
В данном Постановлении Пленум ВАС РФ также указал на то, что основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
Кроме того, как разъяснил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не используется, является исчерпывающим.
Пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.04.2005 N 13643/04 также указано, что обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота. Непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов следует рассматривать в качестве несоблюдения условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.
Судом апелляционной инстанции установлено, что при таможенном оформлении ввезенного товара в подтверждение обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости обществом был представлен полный пакет документов, в которых содержались необходимые сведения для определения таможенной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 года N 3323/07 указано, что цена сделки подтверждена документально, если приведенная в грузовой таможенной декларации стоимость может быть сопоставлена с суммой, обозначенной в счете-фактуре, платежном поручении, экспортной декларации, ведомости банковского контроля. При их совпадении можно утверждать, что цена подтверждена должным образом.
Ведомостью банковского контроля (т. 1 л.д. 49-52, в том числе оборот) подтверждается, что общество оплатило контрагенту денежные средства за товары, поставленные по декларациям на товары, в соответствии с суммами размера общей фактурной стоимости, указанными в графе N 22 деклараций на товары, а также инвойсах, спецификациях, счетах-фактурах.
Запрошенные таможенным органом прайс-листы производителя и экспортная таможенная декларация не предусмотрены Перечнем дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки (приложение N 3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376). К тому же, документы о реализации товара в стране экспорта не могут являются надлежащим подтверждением таможенной стоимости ввезенного товара по конкретной сделке. Порядок заполнения данного документа регулируется нормами иностранного государства. Следовательно, таможенный орган не вправе ссылаться на непредставление таких документов как на основание предполагать сделку документально не подтвержденной.
Довод таможни о необходимости предоставления документов, подтверждающих транспортные расходы, несостоятелен по следующим основаниям.
Согласно условиям поставки FOB "Международных правил толкования торговых терминов "Инкотермс 2000", которыми стороны договорились руководствоваться, означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все риски утраты или повреждения товара. Согласно термину FOB от продавца требуется выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза. Данный термин может быть использован только при перевозке морским или внутренним водным транспортом.
В обязанности продавца входит: обязанность поставить товар в соответствии с договором купли-продажи и представить коммерческий счет-инвойс или эквивалентное ему электронное сообщение, а также иные доказательства соответствия товара, которые могут потребоваться по условиям договора (А1); продавец обязан с учетом правил, предусмотренных в пункте Б6, оплатить:
- все расходы, относящиеся к товару до момента фактического его перехода через поручни судна в согласованном порту отгрузки; и
- если потребуется, все расходы, связанные с выполнением таможенных формальностей, оплатой всех пошлин, налогов и иных официальных сборов, взимаемых при вывозе (А6).
Также продавец обязан нести все расходы, связанные с проверкой товара (например, проверка качества, измерение, взвешивание, подсчет), необходимой для поставки товара в соответствии с пунктом А4.
Продавец обязан обеспечить за свой счет упаковку товара (за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли обычно принято отгружать указанный в договоре товар без упаковки) для его перевозки, если все обстоятельства, относящиеся к транспортировке (различные способы перевозки, место назначения), известны продавцу до заключения договора купли-продажи. Маркировка товара должна быть осуществлена надлежащим образом. (А9).
Покупатель обязан уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену (Б1), за свой счет заключить договор перевозки товара от согласованного пункта отгрузки (Б3), оплатить, если потребуется, все налоги, пошлины и иные сборы, а также расходы по выполнению таможенных формальностей, необходимых для ввоза товара и его транзитной перевозки через третьи страны (Б6).
Сторонами договора в контракте предусмотрено, что в цену товара включается стоимость товара, тары, упаковки, доставки, погрузки на судно и другие расходы продавца.
Таким образом, стоимость погрузо-разгрузочных работ, транспортных затрат, уплата таможенных платежей при экспорте товара, расходы по доставке товара до порта отправления, уже включены в стоимость ввезенного товара.
При таких обстоятельствах требование от декларанта документов в подтверждение транспортных расходов необоснованно. Стоимость доставки товара полностью оплачена предпринимателем в составе цены товара. Доказательств, подтверждающих то, что предприниматель либо поставщик понес какие-либо дополнительные расходы, а также недостоверности указанных документов или заявленных в них сведений, наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на стоимость сделки при заключении контракта, суду апелляционной инстанции не представлено.
Несоответствие условий контракта базисным условиям поставки апелляционным судом не установлено.
Документы о реализации товара на внутреннем рынке являются внутренними документами заявителя, не подтверждающими таможенную стоимость товара и могут служить лишь материалом для анализа; аналитические данные таможня обязана затем реализовать в конкретные документальные доказательства недостоверности цены, т.е. доказать, что ввозная цена искусственно занижается в целях уменьшения таможенных платежей.
Непредставление обществом по запросу таможенного органа бухгалтерских документов, подтверждающих реализацию ввезенного товара, не может служить основанием к отказу в применении заявленного декларантом способа определения таможенной стоимости, поскольку указанные документы не могут подтверждать или опровергать таможенную стоимость ввезенного товара.
Анализ содержания контракта с учетом дополнительных соглашений, спецификаций, инвойсов; паспорта сделки; ведомости банковского контроля, иных товаросопроводительных документов позволяет сделать вывод, что данные документы составляют единый взаимодополняющий пакет документов по внешнеэкономической сделке по поставке товаров, задекларированных в спорных ДТ. Сведения, содержащиеся в данных документах, позволяют идентифицировать декларируемый товар с товаром по заявленным условиям сделки, а также с достоверностью установить цену применительно к количественно и качественно определенным характеристикам товара и условиям поставки.
При таких обстоятельствах, отклоняются доводы таможенного органа о том, что обществом не были представлены все дополнительно запрошенные документы, поскольку данные документы не могли объективно повлиять на правильность определения примененного метода.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции относительно низкого ценового уровня товаров. В силу положений таможенного законодательства, устанавливающих исчерпывающий перечень оснований невозможности применения метода определения таможенной стоимости товара по цене сделки, таможня должна была не просто сомневаться в достоверности заявленной стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки товара. При этом довод таможенного органа о том, что заявленная обществом таможенная стоимость товара имеет низкий уровень, согласно ценовой информации, имеющейся в ИАС "Мониторинг-Анализ", не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и служить достаточным и неоспоримым основанием для корректировки таможенной стоимости всех последующих поставок, цена сделок по которым будет отклоняться от той, которая указана в ДТ, имеющейся у таможенного органа.
Кроме того, в качестве основы для корректировки таможенной стоимости таможней использована ценовая информация из таможенной декларации иных участников внешнеэкономической деятельности. Доказательств проведенного сравнительного анализа не представлено.
При таких обстоятельствах, сведения об отдельно взятых декларациях не могут служить основанием для корректировки всех последующих поставок. Действующее законодательство не устанавливает обязанности для экспортеров декларирование товаров по средним ценам. Единственным условием установления таможенной стоимости является наличие количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации о заявленной таможенной стоимости.
Кроме того, на формирование рыночной цены может оказывать влияние система факторов, в том числе: характеристики товара, коммерческие условия сделки, налоги страны импорта, период поставки, длительность договорных отношений и прочие. Эти причины могут привести к объективным расхождениям в уровне цен на один и тот же товар.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствует о том, что по данному конкретному делу различие цены сделки и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения определенных обстоятельств, истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
При таких обстоятельствах, оснований сомневаться в условиях поставки товара и в особенностях, составляющих его стоимость, у таможенного органа не имелось.
Таможенный пост в нарушение ст. ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал наличие объективных оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по цене сделки с ввозимыми товарами, в связи с чем отказ в применении первого метода определения таможенной стоимости товара является незаконным.
При таких обстоятельствах незаконным являются и требования об уплате излишне начисленных таможенных платежей, решений о зачете.
Согласно ст. 89 Таможенному кодексу Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу ст. 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Декларантом соблюдена процедура досудебного урегулирования спора, денежные средства таможней не возвращены, в силу чего суд первой инстанции правомерно пришел к правомерному выводу о незаконности отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.09.2012 по делу N А32-2782/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Южного акцизного таможенного поста - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Л.А.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)