Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2013 N 15АП-4082/2013 ПО ДЕЛУ N А32-17669/2012

Разделы:
Органы управления таможенными делами; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. N 15АП-4082/2013

Дело N А32-17669/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Т.Г. Гуденица, Г.А. Сурмаляна
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маштаковой К.А.
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Новотранс Юг": представитель по доверенности Потемкин Денис Анатольевич;
- от Федеральной таможенной службы России: представитель по доверенности от 10.12.2012 г. N 15-46/122-12д в порядке передоверия по доверенности 61АА1796807 от 27.12.2012 г. удостоверение ГС N 060276 Коптенко Анна Борисовна; представитель по доверенности 61АА1796856 от 27.12.2012 г. удостоверение ГС N 312210 Першин Игорь Владимирович
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новотранс Юг" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2013 по делу N А32-17669/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новотранс Юг" к заинтересованному лицу Федеральной таможенной службы России об отмене постановления по делу об административном правонарушении по ст. 16.15 КоАП РФ, принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Новотранс Юг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Федеральной таможенной службе России (далее - таможня) об отмене постановления от 06.06.12 N 10000000-72/2012 по делу об административном правонарушении по ст. 16.15 КоАП РФ.
Решением суда от 01.02.13 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что вмененное обществу в вину административное правонарушение является малозначительным.
Таможня в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель общества в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Представитель таможни возражал против отмены решения суда первой инстанции, сославшись на доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей общества и таможни, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022302393079, ИНН 2315098635, г. Новороссийск, является участником внешнеторговой деятельности.
В период с 06.04.2012 по 10.04.2012 Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России (далее - ГУТКПВТ) провело проверку системы учета товаров и отчетности ООО "Новотранс Юг" путем сверки представленных Обществом сведений о таможенных операциях, совершенных в период с первого по третийй квартал 2011 года, со сведениями, содержащимися в декларациях на товары (далее - ДТ), оформленных обществом в таможне. Проверкой установлено, что представленная в ФТС России отчетность содержит недостоверные сведения о совершенных Обществом таможенных операциях (акт проверки системы учета товаров и отчетности от 10.04.2012 N 10000000/040/100412/0016).
Согласно представленной отчетности: по ДТ N 10317090/050311/0002155 Обществом совершены таможенные операции в отношении товаров общим весом нетто 2161,06 кг. Фактически по указанной декларации оформлены товары общим весом нетто 21661,06 кг. Таможенные операции в отношении товара "стружка кокосовая" весом нетто 49980 кг, получателем которого являлось ООО "Азимут", совершены Обществом по ДТ N 10317100/250411/0003672. Фактически указанная товарная партия оформлена и выпущена для внутреннего потребления по ДТ N 10317090/250411/0003672. Таможенные операции в отношении товара - "банки жестяные", весом нетто 25954 кг, получателем которого являлось ООО "Морсервис-Контейнер", совершены Обществом по ДТ N 10317110/200411/0003563. Фактически указанная товарная партия оформлена и выпущена для внутреннего потребления по ДТ N 10317090/200411/0003563. В отчетности не отражены сведения о таможенных операциях, совершенных в отношении товара N 2 "Сополимер этиленвинилацетата в гранулах торговой марки "GEZER" весом нетто 600 кг, таможенной стоимостью 35565,42 рублей, получателем которого являлось ООО "СКС-ТРОЯ"), оформленного Обществом в Новороссийской таможне по ДТ N 10317090/050411/0003060.
Кроме того, отчет за третий квартал 2011 года о совершенных таможенных операциях представлен обществом в таможню 18.10.11, то есть с нарушением установленного срока (до 10.10.11).
В своих объяснениях по делу (поступивших в ФТС России письмами от 12.05.2012 N 1205/0902, от 18.05.2012 N 1805/0903) генеральный директор общества Розенфельд Михаил Григорьевич пояснил, что отчетность за 3 квартал 2012 года о совершенных таможенных операциях сформирована специалистом по таможенному оформлению обществом Шевченко Екатериной Николаевной на основании сведений, содержащихся в декларациях на товары и документах, необходимых для помещения товаров под определенную таможенную процедуру. Е.Н. Шевченко располагала всеми необходимыми документами для внесения в отчетность достоверных сведений. Вес нетто товара, оформленного по ДТ N 10317090/050311/0002155, вносился в отчетность вручную, при этом была допущена опечатка - вместо 21661,06 кг указано 2161,06 кг. Сведения о товаре N 2, оформленном по ДТ N 10317090/050411/0003060, не были внесены в отчетность по невнимательности Е.Н. Шевченко. Ошибочные сведения о номерах ДТ, по которым были оформлены товары: "стружка кокосовая..." и "банки жестяные...", были внесены в отчетность по причине того, что для этого использовались сведения, содержащиеся не в самих ДТ, а документах складского учета - Д01мв N 10317100/15042011/0006445 и 10317110/20042011/10008967. Направляя отчет в ФТС России, М.Г. Розенфельд был уверен в достоверности внесенных в него данных.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 20 Порядка отчетность таможенного представителя о совершенных таможенных операциях формируется на основании сведений, содержащихся в таможенной декларации, и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру. В этой связи использование для подготовки отчетности документа отчета формы Д01мв, на который указывают в своих объяснениях М.Г. Розенфельд и Е.Н. Шевченко, недопустимо, так как он не является документом, необходимым для помещения товаров под таможенную процедуру.
25.05.12 уполномоченным должностным лицом таможенного органа составлен протокол об административном правонарушении N 10000000-72/2012, в котором действия общества квалифицированы по ст. 16.15 КоАП РФ. Копия протокола направлена в адрес общества по почте.
О времени и месте рассмотрения материалов административного дела общество извещено надлежащим образом.
06.06.12 постановлением начальника управления таможенных расследований и дознания таможни N 10000000-72/2012 общество привлечено к административной ответственности по ст. 16.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ ввиду следующего.
Диспозицией ст. 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Следовательно, непосредственным объектом административных правонарушений, предусмотренных названной статьей, является установленный законодательством порядок таможенного контроля в части ведения учета и предоставления отчетности.
Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ст. 16.15 КоАП РФ, заключается, в том числе, в нарушении срока представления в таможенный орган отчетности. Таким образом, административное правонарушение, предусмотренное ст. 16.15 КоАП РФ, является оконченным независимо от наступления вредных последствий.
Обязанность таможенных представителей представлять в таможенные органы по их требованию отчетность о совершенных таможенных операциях установлена п. 1 ст. 121 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Согласно пункта 2 статьи 121 ТК ТС форма и порядок представления данной отчетности определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с частью 6 статьи 177 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ) таможенный представитель обязан ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в таможенный орган отчетность нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции.
Форма отчетности таможенного представителя о совершенных таможенных операциях утверждена приказом ФТС России от 28.12.2010 N 2636 "Об утверждении порядка представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела" (приложение N 6 к приказу) (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком отчетность таможенного представителя о совершенных таможенных операциях формируется на основании сведений, содержащихся в таможенной декларации, и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных ТК ТС. Отчетность о совершенных таможенных операциях формирует и представляет в таможенный орган специалист по таможенному оформлению, имеющий документ, подтверждающий соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, находящийся в штате лица, включенного в реестр таможенных представителей. Таможенный представитель обязан ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в таможенный орган отчетность по форме, указанной в приложении N 6, нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции. Отчетность о совершенных таможенных операциях должна содержать информацию: о наименовании таможенного органа, совершившего таможенную операцию, о номере таможенной декларации, о заявленной таможенной процедуре, о наименовании отправителя (получателя), ИНН, о номере и дате договора представляемого лица с таможенным представителем, о лице, уплатившем таможенные платежи и налоги, о сумме уплаченных таможенных платежей и налогов, о наименовании товара с указанием кода по ТН ВЭД ТС, о таможенной стоимости товара, о весе нетто товара, о дате и номере акта о выполненных работах и услугах, о ФИО лица, заполнившего таможенную декларацию, серии и номере документа, удостоверяющего его личность (паспорта) (пункты 19 - 22 Порядка).
Таможенным кодексом Таможенного союза (пункт 3 статьи 121 ТК ТС) предусмотрено проведение таможенного контроля в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (в том числе, таможенных представителей), в форме проверки системы учета товаров и отчетности.
Проверка системы учета товаров осуществляется таможенным органом путем проверки сведений, содержащихся в представляемой таможенным органам отчетности, сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа, а также путем сопоставления этих сведений с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета и отчетности и содержащимися в первичных документах, представленных таможенному органу по мотивированному запросу (пункт 3 статьи 177 Федерального закона N 311-ФЗ).
Судом первой инстанции правильно установлено, что общество имело возможность выполнить установленную Таможенным законодательством Таможенного союза обязанность представить в установленный срок в ФТС России отчетность о совершенных таможенных операций за 3 квартал 2011 года, содержащую достоверные сведения, однако не сделало этого, т.е. не проявило должную степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. Производством по делу не установлено непреодолимых, не зависящих от общества обстоятельств, которые объективно не позволили бы обществу выполнить лежащие на нем обязанности, что свидетельствует о виновности общества в совершении рассматриваемого административного правонарушения.
Событие административного правонарушения и вина общества в его совершении в полной мере подтверждаются материалами дела об административном правонарушении N 10000000-72/2012.
Таким образом, вывод таможни, что в деяниях общества имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП, являются правильными.
Доводы общества о том, что таможенным законодательством Таможенного союза не установлен конкретный таможенный орган, уполномоченный принимать отчетность совершенных таможенных операциях, таможенные представители не могут нарушить установленный порядок ее представления, законодательством не определено понятие "представление отчетности" и не закреплено, что отчетность должна поступать в таможенный орган ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, в связи с чем общество направляя отчеты таможенного представителя руководствовалось нормативами частоты сборы из почтовых ящиков, обмене, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольными сроками пересылки письменной корреспонденции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160, правильно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.
Выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 конституции Российской Федерации, согласно которого любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Вступая в таможенные правоотношения, общество должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Общество, являющееся профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, осуществляет предпринимательскую деятельность на свой страх и риск и должно знать требования действующего таможенного законодательства, регламентирующие порядок предоставления отчетности, ее содержание.
Согласно законодательства отчетность о совершенных таможенных операциях может представляться в любой таможенный орган, однако письмом Федеральная таможенная служба рекомендовала таможенным представителям направлять ее в таможенный орган, принявший решение о включении лица в реестр таможенных представителей - ФТС России, указанная информация была известна обществу, так как отчетность была неоднократно представлена им в ФТС России.
Понятие "представление отчетности таможенного представителя в ФТС России" понятно, и предполагает ее поступление в ФТС России до последнего дня установленного срока, иных вариантов его трактовки не предполагается, в этой связи законодательное закрепление данного понятия не требуется. Кроме того, в случае возникновения у таможенного представителя вопросов, входящих в компетенцию таможенных органов, он в соответствии со статьей 52 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ вправе обратиться в таможенный орган за консультацией, чего Обществом сделано не было.
Довод общества о надлежащем исполнении обязанности по соблюдению срока представления в ФТС России отчетности таможенного представителя своего подтверждения не нашел. Как видно из материалов дела об административном правонарушении отчет общества за 3 квартал 2011 года сдан в отделение почтовой связи только 18.10.11 г., то есть после истечения установленного срока до 10.10.11 г.
Ссылка общества на нарушение таможенным органом требования ч. 2 ст. 177 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, согласно которой проверка системы учета товаров за один и тот же период осуществляется один раз, также подлежит отклонению.
Как уже отмечено выше, ч. 6 ст. 177 Федерального закона от 27.11.10 N 311-ФЗ и п. 22 Приказа ФТС России от 28.12.2010 N 2636 "Об утверждении порядка представления форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дел" предусмотрена обязанность таможенного представителя ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в таможенные орган отчетность нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции.
Таким образом, отчетным периодом для таможенного представителя определен квартал. Представление в ФТС России отчетности о совершенных таможенных операциях по итогам каждого квартала является самостоятельным юридически значимым действием. В соответствии с нормами таможенного законодательства каждая представляемая в ФТС России отчетность таможенного представителя должна содержать достоверные сведения о совершенных таможенных операциях. За предоставление в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения о совершенных таможенных операциях статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что предоставление обществом в ФТС России недостоверных сведений в отчетности за 2, 3 и 4 кварталы 2011 года образовывает самостоятельные события административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанной статьей КоАП РФ.
Согласно оспариваемого Обществом постановления N 10000000-72/2012 от 06.06.12 г. общество привлечено к административной ответственности за указание недостоверных сведений в отчетности за 3-й квартал 2011 года, а также сроков предоставления отчетности.
Выводы таможни о доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП РФ, в деянии общества являются обоснованными.
Срок давности привлечения к административной ответственности общества, установленный статьей 4.5 КоАП, таможней не пропущен.
Исключительных оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным, о необходимости установления которых указано в абзаце третьем пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", по делу судом первой инстанции не установлено.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии малозначительности правонарушения у суда апелляционной инстанции не имеется.
При оценке правильности назначения ответчиком административного наказания, суд первой инстанции правильно установил, что в оспариваемом постановлении административное наказание назначено в соответствии с правилами статьей 4.1, 4.4 КоАП РФ в минимальном пределе санкции статьи 16.15 КоАП РФ.
Нарушений требований процессуального закона со стороны должностных лиц Федеральной таможенной службы России, которые могли бы повлиять на правильное установление обстоятельств по делу об административном правонарушении, арбитражным судами первой и апелляционной инстанциями не установлено.
Общество не представило судам первой и апелляционной инстанциям доказательства несоответствия оспариваемого им постановления действующему законодательству, при таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований общества не имеется.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2013 по делу N А32-17669/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Г.А.СУРМАЛЯН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)