Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 27.12.2013 ПО ДЕЛУ N А53-8369/2013

Разделы:
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2013 г. по делу N А53-8369/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Прессовый инструмент" (ИНН 6142019008, ОГРН 1056142009703) - 18.04.2013), от заинтересованного лица - Ростовской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Тимофеевой М.М. (доверенность от 31.05.2013), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прессовый инструмент" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2013 (судья Волова Н.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Смотрова Н.Н.) по делу N А53-8369/2013, установил следующее.
ООО "Прессовый инструмент" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Ростовской таможне (далее - таможня) с заявлением о признании незаконными:
- решений об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины от 29.03.2013 N 10313000/400/290313/Т0098/001-10313000/400/290313/Т0098/014,
- требований об уплате таможенных платежей от 08.04.2013 N 180-184.
Решением суда от 15.07.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.09.2013, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что пятилетний срок осуществления таможенного контроля применительно к товарам, выпущенным условно в соответствии с режимом "для внутреннего потребления" до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, должен исчисляться, начиная с 01.07.2010, а не с даты условного выпуска, поскольку ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, установленные статьей 211 Таможенного кодекса Российской Федерации, не были регламентированы Таможенным кодексом Российской Федерации.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда от 15.07.2013 и постановление суда апелляционной инстанции от 23.09.2013, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что пятилетний срок осуществления таможенного контроля применительно к товарам, выпущенным условно, должен исчисляться с момента условного выпуска товаров. Выводы судов основаны на неправильном толковании норм права применительно к установленным фактическим обстоятельствам по делу.
В отзыве на кассационную жалобу таможня считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель таможни в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ООО "Эстек-Норд" (правопреемником которого является общество) в 2005 году ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары (производственное оборудование), оформив их по ГТД N 10313020/301105/0001447, 10313060/210705/0004744, 10313020/170805/П000985, 10313020/030805/П000928, 10313020/230106/П000081.
Указанное производственное оборудование ввезено в целях внесения в качестве вклада в уставный капитал общества от иностранного инвестора - фирмы EKSTEK ALUMINYUM PROFIL КАLIPLARI SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI (Турция).
При таможенном оформлении товара таможня предоставила обществу льготы по уплате ввозных таможенных пошлин в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями". Льгота по уплате НДС представлена в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 7 пункта 13 приказа ГТК Российской Федерации от 07.02.2001 N 131 "Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации". Товары выпущены условно.
В ходе проверки по вопросу соблюдения ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами, а также порядка и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей таможня установила, что в связи с выбытием фирмы EKSTEK ALUMINYUM PROFIL КАLIPLARI SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI из состава учредителей у общества возникла обязанность по уплате таможенных платежей в соответствии с пунктом 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 15.07.2011 N 728 (далее - Порядок), вступившего в силу 18.08.2011.
Таможня составила акт от 29.03.2013 N 10313000/400/290313/А0098 и приняла решения от 29.03.2013 N 10313000/400/290313/Т0098/001-10313000/400/290313/Т0098/014 об отказе предоставления льгот по уплате таможенной пошлины.
Таможня выставила в адрес общества требования от 08.04.2013 N 180-184 на общую сумму 1 469 356 рублей 77 копеек.
Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17), участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан. В связи с этим Таможенный кодекс Российской Федерации действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза (пункт 2 статьи 1, пункт 2 статьи 8 ТК ТС, письмо Федеральной таможенной службы от 29.06.2010 N 01-11/31847).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 96 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) при ввозе на территорию Таможенного союза условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения границы до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза. При этом условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов (подпункт 1 пункта 5 статьи 200 Кодекса).
В случае прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза. В связи с этим они утрачивают статус товаров, находящихся под таможенным контролем, - декларант вправе свободно ими распоряжаться без каких-либо ограничений со стороны таможенных органов.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации нормативным правовым актом Российской Федерации, определяющим порядок и условия предоставления льгот по уплате таможенных платежей, являлось постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 833 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями".
Согласно пункту 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации товары, помещенные под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 370 Кодекса товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза и помещенные до вступления в силу означенного Кодекса под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, со дня вступления в силу Кодекса считаются помещенными соответственно под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В отношении этих товаров применяются положения Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза.
В статье 211 Кодекса определены вопросы возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В отношении товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в общих случаях, установленных статьей 80 Кодекса, которые включают уплату таможенных пошлин, налогов, а также помещение товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов за товары - до их выпуска.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 211 Кодекса обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
При этом положения относительно возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные статьей 211 Кодекса, ранее не были регламентированы Таможенным кодексом Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 366 Кодекса следует, что по отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу данного Кодекса, названным Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 Кодекса.
Таким образом, пятилетний срок осуществления таможенного контроля применительно к товарам, выпущенным условно в соответствии с режимом для внутреннего потребления до вступления в силу Кодекса, должен исчисляться начиная с 01.07.2010, а не с даты условного выпуска, так как ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные статьей 211 Кодекса, Таможенным кодексом Российской Федерации не регламентированы. При этом повторный выпуск товара не осуществляется и статус товара не меняется. Общество также не лишено права до истечения указанного срока заявить об изменении таможенного режима в отношении ввезенного оборудования.
Аналогичный вывод сделал в решении от 01.11.2013 Суд Евразийского экономического сообщества, который в силу пункта 3 статьи 13 Статута Суда Евразийского экономического сообщества, ратифицированного Федеральным законом от 03.05.2011 N 82-ФЗ "О ратификации Статута Суда Евразийского экономического сообщества" осуществляет толкование положений международных договоров, действующих в рамках Таможенного союза, и решений органов Таможенного союза при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам, в частности высших судебных органов государств - членов Таможенного союза. Судам следует руководствоваться таким толкованием (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства").
В данном случае производственное оборудование ввезено в качестве вклада в уставный капитал общества и условно выпущено в 2005 году в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин и налогов, поэтому в силу статьи 211 Кодекса по состоянию на 04.05.2012 (дата договора купли-продажи доли в уставном капитале), на 20.06.2012 (протокол внеочередного общего собрания участников) в отношении ввезенного оборудования не истекли сроки нахождения его под таможенным контролем, что сопряжено с ограничением распоряжения им.
Абзацем 3 пункта 4 Порядка с 18.08.2011 введены условия (ограничения) целевого использования условно выпущенных товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, к которым отнесены: выход иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также совершение этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо передача таких товаров во временное пользование. В случае несоблюдения таких ограничений в отношении указанных товаров обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Нормы, содержащиеся в решениях Комиссии Таможенного союза, как нормы акта международного законодательства, являющиеся составной частью таможенного законодательства Таможенного союза, имеют высшую силу по сравнению с нормами национального законодательства.
Ограничения по пользованию и распоряжению условно выпущенным товаром обществом не соблюдены, поскольку до истечения пятилетнего срока, исчисляемого с 01.07.2010, производственное оборудование приобретено у иностранного инвестора на основании договора купли-продажи доли в уставном капитале от 04.05.2012 в связи с выходом последнего из состава участников общества.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о наличии у таможни оснований для начисления и выставления обществу требований о доначислении таможенных платежей и пеней.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
При подаче кассационной жалобы общество излишне уплатило 1 тыс. рублей государственной пошлины, которую надлежит возвратить ему из федерального бюджета в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013 по делу N А53-8369/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Прессовый инструмент" из федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 30.10.2013 N 962.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА

Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Л.А.ТРИФОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)