Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.05.2013 N 06АП-2074/2013 ПО ДЕЛУ N А73-16917/2012

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2013 г. N 06АП-2074/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Морена": Клюкин С.А., представитель по доверенности от 06.11.2012;
- от Хабаровской таможни: Пузанкова А.В., представитель по доверенности от 21.11.2013 N 04-37/149;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 05.03.2013
по делу N А73-16917/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Морена" (ОГРН 1122722002765, ИНН: 2725111738)
к Хабаровской таможне (ОРГН 1022701131826, ИНН: 2722009856)
о признании незаконными решений и обязании вернуть излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 422 185,62 руб.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Морена" (далее - ООО "Морена", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными решений Хабаровской таможни (далее - таможенный орган, таможня) от 21.10.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в электронной декларации на товары N 10703070/191012/0003870 (далее ДТ N 3870) и о принятии таможенной стоимости по результатам корректировки таможенной стоимости, оформленного путем проставления 21.10.2012 в ДТС-2 отметки в виде записи "таможенная стоимость принята" по ДТ N 3870. Кроме того, общество просит обязать таможенный орган вернуть излишне уплаченные по ДТ N 3870 таможенные платежи в сумме 422 185,62 руб.
Решением от 27.02.2013 суд заявленные требования удовлетворил. Признал незаконными решение Хабаровской таможни от 21.10.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров и от 21.10.2012 о принятии таможенной стоимости товаров по ДТ N 3870, оформленное путем проставления отметки "ТС принята" в декларации таможенной стоимости формы ДТС-2. Обязал таможенный орган возвратить обществу денежные средства в размере 422 185 руб. 62 коп. Кроме того, взыскал с таможни в пользу ООО "Морена" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Признать незаконными решение Хабаровской таможни от 21.10.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров и от 21.10.2012 о принятии таможенной стоимости товаров по декларации на товары N 10703070/191012/0003870, оформленное путем проставления отметки "ТС принята" в декларации таможенной стоимости формы ДТС-2.
Не согласившись с судебным актом, таможня обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель таможни настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Представитель общества в письменном отзыве и в судебном заседании выразил согласие с выводами суда и просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа.
Как следует из материалов дела, 23.05.2012 между обществом (покупатель) и компанией "GUIZHOU TYRE I/E CORPORATION", Guiyang, China (продавец) заключен контракт N GTC-1072312 на поставку автомобильных шин (покрышки) торговой марки "ADVANCE" в количестве, ассортименте, на условиях и по ценам, оговоренных в договоре и/или приложениях к нему.
Пунктом 1.2 контракта установлено, что поставка осуществляется на условиях CFR Владивосток, CFR Хабаровск, CPT Санкт-Петербург (Инкотермс 2000).
Общая сумма контракта составляет 2,2 млн. долл. США.
Спецификациями от 08.08.2012 N 2 и от 04.09.2012 N 3 сторонами определен перечень автомобильных шин марки "ADVANCE" с ценой продавца в зависимости от типа и размеров шин.
Одновременно между покупателем и продавцом заключен дистрибьюторский договор от 23.05.2012 N GTC-1072312, предусматривающий исключительное право ООО "Морена" (дистрибьютор) по продаже автомобильных шин марки "ADVANCE" на территории Российской Федерации.
В рамках исполнения контракта Обществом на таможенную территорию РФ на условиях CPT Санкт-Петербург ввезен товар по 10-ти товарным позициям - шины (покрышки) пневматические резиновые новые для транспортных средств, используемых в строительстве, товарный знак "ADVANCE" различных размеров в отношении которых в Приамурский таможенный пост (центр электронного декларирования) 19.10.2012 подана электронная ДТ N 3870.
Таможенная стоимость товара определена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Оформлена декларация таможенной стоимости формы ДТС-1.
К указанной таможенной декларации декларантом в таможню представлен контракт, заказы на поставку, коносамент, транспортная накладная, паспорт сделки, инвойс и иные документы, согласно описи.
В ходе таможенного контроля должностным лицом таможенного органа 20.10.2012 принято решение о проведении дополнительной проверки, основанием для принятия которого послужили выявленные с использование СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, в виде наличия оснований полагать о несоблюдении структуры таможенной стоимости.
Обществу предложено в срок до 18.12.2012 представить в таможенный орган дополнительные документы, в том числе: оригиналы документов, подтверждающие заявленные в ДТ сведения, представленные на бумажных носителях, прайс-лист изготовителя ввозимых товаров, прайс-лист продавца или его коммерческое предложение, экспортную декларацию страны вывоза, имеющуюся у декларанта информацию по стоимости идентичных (однородных) товаров данного производителя или иных китайских производителей; сведения о конъюктуре рынка торговли данными товарами; документы по оприходованию товара по предыдущим поставкам, документы по предстоящей реализации.
Этим же решением обществу предложено в срок до 29.10.2012 заполнить форму - корректировку таможенной стоимости и таможенных платежей и предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей исходя из ценовой информации по ДТ 10703070/191012/0003870.
Во исполнение данного решения обществом письмом от 21.10.2012 представило договор купли-продажи, переписку покупателя с поставщиком, (в том числе о перевозке), пояснения по условиям продаж.
В этом же письме общество пояснило, что не имеет возможности представить сведения о конъюктуре рынка, прайс-листы однородных товаров.
В целях устранения задержки выпуска товаров письмом от 21.10.2012 общество согласилось определить таможенную стоимость другим методом.
По результатам анализа дополнительно представленных документов Хабаровской таможней 21.10.2012 принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, которая была определена с использованием имеющейся у таможенного органа информации по резервному методу на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами, оформлена декларация таможенной стоимости формы ДТС-2 в которой таможенным органом проставлена отметка "ТС принята. ЛНП:130 от 21.10.2012.
За основу была принята ценовая информация по ДТ N 10113020/270812/0010993 и N 10113020/280812/0011131.
В результате произведенной корректировки таможенная стоимость была увеличена по сравнению с заявленной обществом, что привело к увеличению размера подлежащих уплате таможенных платежей на 422 185,62 руб., которые были списаны таможенным органом с авансовых платежей.
Не согласившись с корректировкой таможенной стоимости и принятием откорректированной таможенной стоимости общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 65 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главой 27 и главой 8 ТК ТС.
Согласно пункту 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Сведения, перечисленные в пункте 2 указанной статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, а также формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением Комиссии таможенного союза (пункт 3 статьи 65 ТК ТС).
Как указано в пункте 4 статьи 65 ТК ТС, заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение) таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ 1994).
Пунктом 1 статьи 2 Соглашения установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Соглашения ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны.
Иные методы определения таможенной стоимости, предусмотренные статьями 6 - 10 Соглашения, применяются, как это прямо следует из их содержания, а также абзацев 2 - 5 части 1 статьи 2 Соглашения, только при невозможности применения первого метода и прочих предусмотренных названными статьями методов, рассматриваемых последовательно.
В силу статьи 67 ТК ТС по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС установлено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Пунктом 1 статьи 69 ТК ТС установлено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров (далее - Порядок), а также формы принимаемых в ходе этого контроля решений и перечень дополнительных документов, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Согласно подпункту 1 пункта 11 Порядка одним из признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров являются выявленные с использованием СУР "Система управления рисками" риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.
В рассматриваемом случае, декларирование товаров и взаимодействие общества с таможенным органом осуществлялось в электронной форме, в связи с чем, декларант в центр электронного декларирования подал ЭДТ N 2909 и определил таможенную стоимость ввозимого товара на основе первого метода.
Судом первой инстанции установлено, что решение о корректировке таможенной стоимости от 21.10.2012 обосновано тем, что декларантом не представлена имеющаяся у него информация о стоимости идентичных (однородных) товаров данного производителя или иных китайских производителей, объяснения по перевозке и перегрузке товаров, договор в соответствии с которым декларируемая партия товаров была доставлена на территорию РФ перевозчиком, счет за перевозку. Декларант также дал согласие на определение таможенной стоимости другим методом.
Указанные основания являются формальными, не влияющими на правомерность первоначально использованного обществом первого метода определения таможенной стоимости.
В данном случае, выводов о том, по каким причинам определенная заявителем первым методом таможенная стоимость товара не может быть принята, в оспариваемом решении о корректировке таможенной стоимости не содержится. Таможенный орган, формально констатировал факт непредставления обществом дополнительно запрошенных документов при этом не обосновав, каким образом дополнительно запрашиваемые таможней документы могли повлиять на определение таможенной стоимости товаров.
Из материалов дела следует и таможенным органом не оспаривается, что при декларировании товаров обществом были представлены все имеющиеся у него документы, а именно контракт, приложение к контракту, заявка на товары, коносамент, инвойсы, транспортные накладные, банковские документы, прайс-лист, иные необходимые документы.
Кроме того, доводы таможни о непредставлении обществом документа, подтверждающего перевозку товаров по территории РФ от г. Котка, Финляндия, до г. Санкт-Петербурга, также подлежат отклонению в связи со следующим.
Согласно Международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" условие поставки CPT "Carriage paid to..." "Перевозка оплачена до" означает, что продавец осуществляет передачу товара названному им перевозчику, а также оплачивает стоимость перевозки, необходимой для доставки товара до согласованного пункта назначения. Таким образом, покупатель несет все риски и дополнительные расходы, возникающие после передачи товара.
В связи с тем, что товар по ДТ N 3870 поставлен на условиях CPT Санкт-Петербург, расходы по перевозке товара до данного населенного пункта, в том числе по территории РФ несет продавец. Учитывая изложенное, общество (покупатель) не обязано иметь какие-либо документы и представлять их в таможенный орган.
Кроме того, согласно письму иностранного контрагента расходы, связанные с перевозкой до г. Санкт-Петербурга включены в цену товара, цены согласованы в каждом приложении к контракту и что какая-либо иная информация составляет коммерческую тайну продавца и предоставлена обществу не будет.
Согласие декларанта на корректировку таможенной стоимости само по себе не могло служить основанием для непринятия первоначально заявленного обществом метода определения таможенной стоимости, поскольку в любом случае таможня обязана осуществить контроль таможенной стоимости и проверить правильность расчета и выбора метода ее определения, в том числе, при выборе расчетного метода убедиться в обоснованности отказа от предыдущих методов.
Между тем, выводов о том, по каким причинам определенная заявителем первым методом таможенная стоимость товара с учетом представленных при таможенном декларировании документов не может быть принята, в оспариваемом решении о корректировке таможенной стоимости, не содержится.
Дополнительно запрашиваемые таможней документы, как установлено судом первой инстанции, также не могли повлиять на определение таможенной стоимости товаров.
Также подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы в части непредставления обществом оригиналов документов.
Согласно пункту 4 статьи 183 ТК ТС при таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.
Пунктом 3 статьи 208 Федерального закона от 27.11.2010 N 31-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных при таможенном декларировании документов их оригиналам в случаях, если эти копии заверены лицом, их представившим, декларантом либо органом, выдавшим такие документы. После проверки оригиналы документов незамедлительно возвращаются лицу, их представившему.
В рассматриваемом случае декларирование и представление документов осуществлялось Обществом в электронной форме. Представление документов посредством электронного декларирования не предусмотрено российским законодательством в числе случаев, когда таможенный орган вправе потребовать представления оригинала документов.
Кроме того, представленные обществом документы, в том числе инвойсы, коносаменты, транспортные накладные, дополнения к контракту, прайс-лист и т.д., не противоречат условиям контракта и подтверждают условия поставки, наименование, количество и стоимость товара.
Непредставление декларантом в таможенный орган всех запрошенных документов не свидетельствует о недостоверности представленных декларантов.
Доказательств недостоверности представленных предпринимателем документов либо заявленных в них сведений в нарушение статей 65, 200 АПК РФ таможней не представлено.
Суд первой инстанции обоснованно счел, что оснований сомневаться в достоверности и достаточности представленных документов не имеется, доказательства недостоверности представленных документов таможенным органом не представлены.
С учетом изложенного, арбитражный суд правомерно признал оспариваемое решение о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 3870 и решение о принятии таможенной стоимости незаконными.
Новых доказательств, влияющих на законность судебного акта, таможенным органом не представлено.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.03.2013 по делу N А73-16917/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ

Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)