Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2012 ПО ДЕЛУ N А72-6383/2012

Разделы:
Органы управления таможенными делами; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2012 г. по делу N А72-6383/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителей общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Волга-Днепр" - Красильникова И.А. (доверенность от 27.02.2012 N 0300-144/79), Комахина И.В. (доверенность от 27.02.2012 N 0300-144/90),
представителей Ульяновской таможни - Куракиной И.А. (доверенность от 30.12.2011 N 01-10-31/15224), Бошковой Т.В. (доверенность от 02.07.2012 N 01-10-31/07163),
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 октября 2012 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Волга-Днепр" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 августа 2012 по делу N А72-6383/2012 (судья Ипполитова И.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Волга-Днепр" (ИНН 7328510118, ОГРН 1077328004841), г. Ульяновск,
к Ульяновской таможне, г. Ульяновск,
о признании недействительным приказа,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Волга-Днепр" (далее - общество, ООО "Авиакомпания Волга-Днепр") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным приказа Ульяновской таможни (далее - таможенный орган) "Об исключении из Реестра владельцев складов временного хранения" от 28.06.2012 N 403 (т. 1 л.д. 3 - 7).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.08.2012 по делу N А72-6383/2012 заявление ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" о признании недействительным приказа Ульяновской таможни "Об исключении из Реестра владельцев складов временного хранения" от 28.06.2012 N 403 оставлено без удовлетворения (т. 1 л.д. 142 - 146).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 3 - 9).
Таможенный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель таможенного органа отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 20.12.2010 ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" обратилась в Ульяновскую таможню с заявлением о включении в Реестр владельцев складов временного хранения.
22.12.2010 государственным таможенным инспектором ОТП и ТК 1 осуществлен осмотр помещений и территории, предполагаемых для использования в качестве склада временного хранения, расположенных по адресу: 432072, г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, 16А.
В результате таможенного осмотра установлено, что: территория, заявленная в качестве склада временного хранения (далее - СВХ), расположена по одному адресу в пределах неразрывной по периметру территории в регионе деятельности Симбирского. таможенного поста и представляет собой часть помещения ангарного типа. Данное помещение расположено на территории предприятия, на котором имеются иные помещения и сооружения (не относящиеся к деятельности склада временного хранения).
При въезде на общую территорию предприятия имеется пост охраны (КПП) с системой видеонаблюдения.
Непосредственно на территории, заявленной в качестве склада временного хранения, либо на прилегающей к нему территории отсутствует контрольно пропускной пункт и соответствующие средства обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы склада. Однако, названная территория со складом временного хранения на ней находится под охраной и в зоне видеонаблюдения (2 видеокамеры) службы охраны технической базы ООО "Авиакомпания Волга-Днепр". Въезд и выезд на территорию склада временного хранения и техническую базу, на которой он расположен, возможен только через КПП службы охраны ООО "Авиакомпания Волга-Днепр".
29.12.2010 приказом Ульяновской таможни от 29.12.2010 N 429 ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" включено в реестр владельцев складов временного хранения и создана постоянная зона таможенного контроля на территориях СВХ ООО "Авиакомпания Волга-Днепр".
14.10.2011 на основании предписания начальника Симбирского таможенного поста на проведение осмотра помещений и территорий N 10414020/123/141011/П0018 проведен осмотр территории, используемой в качестве склада временного хранения, расположенного по адресу: 432072, г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, 16А. В результате таможенного осмотра установлено, что: территория, заявленная в качестве склада временного хранения, расположена по одному адресу Ульяновская область, г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, N 16А., в пределах неразрывной по периметру территории в регионе деятельности Симбирского таможенного поста и представляет собой часть помещения ангарного типа. Данная часть помещения отгорожена внутри по ширине и высоте сеткой рабица (плетеная квадратная), что исключает возможность совместного размещения и хранения иных товаров, а также доступ к ним, и оборудованию посторонних лиц. Данное помещение расположено на территории предприятия, на котором имеются иные помещения и сооружения (не относящиеся к деятельности склада временного хранения). При въезде на общую территорию предприятия имеется пост охраны (КПП) с системой видеонаблюдения. Непосредственно на территории, заявленной в качестве склада временного хранения, либо на прилегающей к нему территории отсутствует контрольно пропускной пункт и соответствующие средства обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы склада. Однако, названная территория со складом временного хранения на ней находится под охраной и в зоне видеонаблюдения (2 видеокамеры) службы охраны технической базы ООО "Авиакомпания Волга-Днепр". Въезд и выезд на территорию склада временного хранения и техническую базу, на которой он расположен, возможен только через КПП службы охраны ООО "Авиакомпания Волга-Днепр".
13.01.2012 начальником таможни в отношении ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" издан приказ N 19 "О выдаче нового свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения".
16.04.2012 Приволжское таможенное управление направило в адрес начальников таможенного Приволжского региона письмо N 02-0120/5059, в котором разъяснило, что в соответствии с подпунктами 8, 11, 13, 15 пункта 4 статьи 71 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", к обустройству и оборудованию складов временного хранения предъявляются требования, касающиеся: наличия на СВХ контрольно-пропускных пунктов и средств обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории СВХ; наличия весового оборудования; наличия телефонной и факсимильной связи, оргтехники и множительной техники; наличия погрузо-разгрузочной техники; контрольно-пропускные пункты, оборудованные средствами контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории СВХ, должны находиться в местах въезда (выезда) транспортных средств (перемещения товаров) непосредственно в рамках периметра СВХ.
20.04.2012 Ульяновская таможня направила руководителям организаций письмо об исполнении требований таможенного законодательства, в котором сообщало, что установленные статьей 71 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) требования предъявляются непосредственно к складу временного хранения и, соответственно, должно быть обеспечено их выполнение (соблюдение) в пределах объектов (помещений, открытых площадок, прилегающей к СВХ территории), используемых в качестве СВХ. В частности, контрольно-пропускные пункты, оборудованные средствами контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы СВХ, должны находится в местах въезда/выезда транспортных средств (перемещения товаров) непосредственно в рамках периметра СВХ. В случае отсутствия непосредственно в периметре СВХ контрольно-пропускных пунктов, Ульяновская таможня указывала на необходимость организовать соответствующую работу по дооборудованию СВХ.
05.06.2012 Ульяновская таможня повторно направила руководителю организации письмо об исполнении требований таможенного законодательства (т. 1 л.д. 102).
20.06.2012 ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" в ответ на письма Ульяновской таможни об исполнении требований таможенного законодательства сообщило, что в соответствии с общепринятой практикой охранного дела установка (возведение) КПП производится в случаях введения особого контрольного режима допуска транспортных средств и лиц на определенную режимную территорию. Охраняемая территория имеет непрерывное труднопреодолимое ограждение, пересечение которого транспортными средствами и лицами возможно только в местах, оборудованных КПП на основании оформленных пропусков. В случае отсутствия необходимости установки непрерывного труднопреодолимого ограждения (допускается таможенным законодательством) оборудование данной территории КПП не целесообразно, что подтверждается и положениями подпункта 4 пункта 2 статьи 80 Закона N 311-ФЗ и должно соотноситься с положениями подпункта 8 пункта 4 статьи 71 указанного закона. Земельный участок, принадлежащий ООО "Авиакомпания Волга-Днепр", на котором размещен СВХ, уже имеет стационарный КПП для контроля за перемещением транспортных средств, грузов, физических лиц. Контроль территории осуществляется в круглосуточном режиме силами службы авиационной безопасности авиакомпании, в том числе, и за помещением СВХ. Сведения о наличии данного КПП были предоставлены таможенному органу при подаче Заявления о внесении организации в реестр владельцев СВХ. ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" добросовестно и без нарушений законодательства осуществляет свою деятельность в качестве владельца СВХ, что подтверждается результатами проведенной в октябре 2011 года совместной проверки СВХ должностными лицами Ульяновской таможни и Ульяновской транспортной прокуратуры (акт проверки N 10414020/123/141011/А0018 от 14.10.2011).
28.06.2012 Ульяновской таможней в отношении ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" издан приказ N 403 "Об исключении из Реестра владельцев складов временного хранения" (т. 1 л.д. 72).
Не согласившись с приказом Ульяновской таможни от 28.06.2012 N 403 ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 97 Таможенного кодекса Таможенного союза зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения.
Пунктом 2 статьи 23 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 163 Закона N 311-ФЗ перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором.
Согласно положениям пункта 1 статьи 71 Закона N 311-ФЗ помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.
Согласно пункту 2 статьи 71 Закона N 311-ФЗ к помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория с твердым покрытием (асфальтовое, бетонное либо иное покрытие подобного рода), оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в том числе транспортных средств, перевозящих товары по территории Российской Федерации, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Данное требование не применяется к помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, который расположен в пункте пропуска и на который не будут доставляться товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Указанная территория является зоной таможенного контроля. Транспортные средства, перевозящие находящиеся под таможенным контролем товары, могут въезжать на указанную территорию в любое время суток.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 71 Закона N 311-ФЗ к обустройству, оборудованию и месту нахождения склада временного хранения предъявляется, в том числе следующее требование - ограждение прилегающей территории, указанной в части 2 настоящей статьи. Если технологические особенности функционирования склада временного хранения делают невозможным либо нецелесообразным ограждение прилегающей территории, то по решению таможни указанная территория может быть обозначена в порядке, установленном для обозначения зон таможенного контроля.
В данном случае, границы территории склада временного хранения ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" утверждены приложением к приказу Ульяновской таможни от 29.12.2010 N 429 "О включении в реестр владельцев складов временного хранения и о создании постоянной зоны таможенного контроля", на котором, в том числе, схематично отображен периметр склада временного хранения и прилегающей к складу временного хранения территории. Актами осмотра подтверждено, что по периметру прилегающая к СВХ (складу временного хранения) территория 157 кв. м отгорожена столбиками с табличками "зона таможенного контроля".
Подпунктом 8 пункта 4 статьи 71 Закона N 311-ФЗ предусмотрено наличие контрольно-пропускных пунктов и соответствующих средств обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории склада временного хранения.
Установленные статьей 71 требования по обустройству и оборудованию предъявляются непосредственно к складу временного хранения и, соответственно, должно быть обеспечено их выполнение (соблюдение) в пределах объектов (помещений, открытых площадок, прилегающей к СВХ территории), используемых в качестве склада временного хранения. Контрольно-пропускные пункты, оборудованные средствами контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории СВХ, должны находиться в местах въезда (выезда) транспортных средств (помещения товаров) непосредственно в рамках периметра территории СВХ.
Суд первой инстанции правильно указал, что в нарушение данного требования, у ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" отсутствует контрольно-пропускной пункт непосредственно на въезде на территорию СВХ.
Суд первой инстанции правильно указал, что довод заявителя о том, что земельный участок, принадлежащий ООО "Авиакомпания Волга-Днепр", на котором размещен СВХ, уже имеет стационарный КПП с системой видеонаблюдения для контроля за перемещением транспортных средств, грузов, физических лиц, в том числе (и в первую очередь) через границу территории СВХ, и что контроль территории осуществляется в круглосуточном режиме силами службы авиационной безопасности авиакомпании, в том числе, и за помещением СВХ, вход в СВХ находится в зоне прямой видимости из КПП, камеры наблюдения направлены непосредственно на вход СВХ, не свидетельствуют о том, что заявителем выполняются требования подпункта 8 пункта 4 статьи 71 Закона N 311-ФЗ.
Материалами дела подтверждено, что СВХ с прилегающей территорией, огороженной лентами, прикрепленными к столбикам, расположен на территории "Технической базы ССиТ" наряду с другими объектами: склад N 001 с помещением для хранения специзделий; железный ангар склада N 001; склад N 6; склад N 22; бокс N 1; бокс N 2; стоянка служебных автомашин; автомобильная мойка; имущество на открытых площадках принятое под охрану по описи, на ответственное хранение в установленном порядке (п. 4.1.7 Инструкции порядка осуществления охраны технической базы ССиТ Общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Волга-Днепр").
Охрана объекта N 2 осуществляется охранниками группы охраны объектов ОО САБ.
Вид дежурства: патрульно-постовой, 2-сменный:
смена с 8-00 до 20-00,
смена с 20-00 до 8-00.
Состав смены: охранник ОО САБ - 1 чел. (п. 4.1.2, п. 4.1.5, п. 4.1.6 Инструкции).
Фактически один человек обязан:
- - контролировать состояние охраняемых объектов при помощи систем видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализации, а также осуществлять патрулирование по утвержденному руководителем САБ плану движения по территории объекта N 2;
- - регистрировать въезд и выезд автотранспорта в журнале "Учет текущей информации". (Нормальное положение въездных ворот - закрытое). Допуск автотранспорта производить по пропускам установленного образца. Разовые пропуска, с отметкой времени въезда и выезда, изымать при выезде и возвращать в САБ в двухдневный срок;
- - производить досмотр автотранспорта при въезде и выезде на (с) территории объекта N 2;
- - проверить документы, удостоверяющие личности водителя и сопровождающих лиц;
- - осмотреть кабину водителя, салон, багажник и кузов автомобиля на предмет соответствия ввозимого (вывозимого) имущества с документами, позволяющими право ввоза (вывоза);
- - при необходимости произвести наружный осмотр транспорта с использованием технических средств досмотра;
- - результаты досмотра занести в журнал "Учета текущей информации";
- - заносить в журнал "Учета текущей информации" записи по всем событиям, касающихся безопасности объекта и прилегающей территории (физических лиц, имущества АК);
- - поддерживать на посту чистоту и порядок;
- - ежечасно докладывать старшему охраннику дежурной смены информацию о наличии или отсутствии происшествий на объекте N 2 (пункты 4.3.9 - 4.3.15 Инструкции).
Суд первой инстанции правильно указал, что при патрулировании объекта "технической базы" по установленной схеме маршрута (приложение N 3 к Инструкции порядка осуществления охраны технической базы ССиТ ООО "Авиакомпания Волга-Днепр", утвержденной руководителем САБ 10.04.2012), охранник не может исполнять функции контроля за складом временного хранения, так же как и при исполнении вышеуказанных обязанностей, предусмотренных пунктами 4.3.9 - 4.3.15 Инструкции.
Стационарный КПП и КПП на въезде на территорию склада, который необходимо оборудовать у склада временного хранения, не идентичны между собой.
Суд первой инстанции правильно указал, что поскольку все склады временного хранения расположены на удалении от таможенного органа, наличие контрольно-пропускного пункта через границы территории СВХ является дополнительным условием контроля за режимом зоны таможенного контроля и выполнением обязанности предусмотренной пунктом 1 статьи 71 Закона N 311-ФЗ.
Из материалов дела следует, что таможенным органом в ходе проверки зафиксировано отсутствие непосредственно на территории склада временного хранения контрольно пропускного пункта и соответствующих средств обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы склада, что подтверждается представленными доказательствами и не оспаривается заявителем.
Владельцу СВХ ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" Ульяновской таможней направлялись письма от 20.04.2012 исх. N 02-01-35/4496, от 05.06.2012 исх. N 02-01-35/06196 об устранении нарушений таможенного законодательства, в связи с отсутствием на СВХ контрольно-пропускных пунктов и соответствующих средств обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории СВХ, но никаких мер обществом принято не было.
- Статьей 25 Таможенного кодекса Таможенного союза определены основания для исключения из реестра владельцев СВХ, где в пункте 1 указано, что одним из оснований для исключения юридического лица из реестра владельцев складов временного хранения являются несоблюдение условий включения в реестр владельцев складов временного хранения, установленных, в том числе в подпункте 5 пункта 1 статьи 24 настоящего Кодекса;
- Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемый приказ от 28.06.2012 N 403 "Об исключении из Реестра владельцев складов временного хранения" правомерно издан в связи с несоблюдением ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" требований, установленных пунктом 3 статьи 70 и подпунктом 8 пункта 4 статьи 71 Закона N 311-ФЗ, поскольку обществом нарушены требования к обустройству склада временного хранения.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что требование ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" о признании недействительным приказа Ульяновской таможни от 28.06.2012 N 403 "Об исключении из Реестра владельцев складов временного хранения" не подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 августа 2012 по делу N А72-6383/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Волга-Днепр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
А.А.ЮДКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)