Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 01.08.2013 ПО ДЕЛУ N А44-7641/2012

Разделы:
Другие таможенные сборы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2013 г. по делу N А44-7641/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Бурматовой Г.Е., Мунтян Л.Б., при участии от Санкт-Петербургской таможни Ильиной К.С. (доверенность от 28.12.2012 N 06-21/21566), рассмотрев 31.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Новгородской таможни (Санкт-Петербургской таможни) на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.01.2013 (судья Ларина И.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 (судьи Осокина Н.Н., Пестерева О.Ю., Смирнов В.И.) по делу N А44-7641/2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сетнево", место нахождения: Новгородская область, Любытинский район, поселок Неболчи, улица Гагарина, дом 1; основной государственный регистрационный номер 1025301987039 (далее - Общество, ООО "Сетнево"), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительными требований Новгородской таможни, место нахождения: Новгородская область, город Великий Новгород, улица Рогатица, дом 19/40; основной государственный регистрационный номер 1025300802053 (далее - Таможня), от 03.08.2012 N 16 и от 07.08.2012 N 17, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав Общества путем возврата излишне уплаченных денежных средств в сумме 244 598 руб. 42 коп.
Кроме того, заявитель просил признать недействительным акт камеральной проверки от 30.07.2012 N 10208000/400/300712/К0001, однако впоследствии в судебном заседании первой инстанции он отказался от указанного требования, в связи с чем суд в этой части производство по делу прекратил.
Решением суда первой инстанции от 25.01.2013 заявленные требования удовлетворены в части признания недействительными требований Таможни и обязания таможенного органа устранить допущенное нарушение прав Общества путем возврата 233 000 руб. таможенных сборов и 13 546 руб. 41 коп. пеней.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции в порядке процессуального правопреемства произвел замену Новгородской таможни на ее правопреемника - Санкт-Петербургскую таможню (основной государственный регистрационный номер 1037800003493) в связи с реорганизацией юридического лица в форме присоединения (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 30.01.2013 N 21542В-3/2013, приказ от 10.10.2012 N 2040 о совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Северо-Западном федеральном округе).
Постановлением от 29.04.2013 апелляционный суд оставил без изменения решение суда первой инстанции от 25.01.2013.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные решение и постановление и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, судами ошибочно применена статья 6 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 N 88 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 88), распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012. Таможенный орган считает, что требование об уплате таможенных платежей выставлено им законно, поскольку Постановление N 88 не ухудшило положение Общества в части взыскания таможенных сборов.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании статьи 131 ТК ТС Таможня провела камеральную проверку Общества по вопросу правильности исчисления и уплаты таможенных сборов за таможенные операции за период с 01.01.2012 по 20.02.2012.
По результатам этой проверки Таможней был составлен акт камеральной проверки от 30.07.2012 N 10208000/400/300712/К0001.
В ходе проверки таможенный орган установил, что в проверенный период ООО "Сетново" вывезло из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений Таможенного союза по 233 таможенным декларациям (далее - ДТ) товар - "пиломатериалы еловые (доска) обрезные" (код ТН ВЭД ТС - 4407109300).
В графе 47 этих деклараций, оформленных в спорный период, таможенные сборы за таможенные операции исчислены в соответствии с действующим в тот период порядком, что составило 1000 руб. по каждой декларации.
Однако Таможня не согласилась с произведенными Обществом исчислениями таможенных сборов по спорным таможенным операциям, и посчитала, что ООО "Сетново" должно было уплатить таможенные сборы в размере 2000 руб. по каждой декларации, оформленной в проверенный период, то есть доплате подлежит еще 1000 руб. по каждой декларации.
В связи с этим Обществу были направлены требования об уплате доначисленных таможенных платежей от 03.08.2012 N 16 и от 07.08.2012 N 17, согласно которым уплате подлежат 233 000 руб. таможенных сборов по 233 заявленным ДТ и соответствующие пени за несвоевременную уплату таможенных платежей.
Поскольку Общество не исполнило данные требования, Таможня в соответствии со статьей 158 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) приняла решение N 10208000/060912/3АвЗ-130/-/ о зачете авансовых платежей в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей и пеней.
Не согласившись с вышеназванными требованиями, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования Общества, признав недействительным требование Таможни об уплате таможенных платежей.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено названным Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (пункт 1 статьи 77 ТК ТС).
Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2011 N 724, вступившего в силу 01.10.2011; далее - Постановление N 863).
В соответствии с положениями Постановления N 863 при вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозной таможенной пошлиной, без применения временного периодического таможенного декларирования расчет суммы таможенных сборов за таможенные операции осуществляется исходя из ставок таможенных сборов, предусмотренных пунктом 1.1 Постановления N 863.
При вывозе из Российской Федерации товаров, облагаемых вывозной таможенной пошлиной, без применения временного периодического таможенного декларирования расчет суммы таможенных сборов за таможенные операции осуществляется исходя из ставок таможенных сборов, предусмотренных пунктом 1 Постановления N 863.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 N 795 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 169; далее - Постановление N 795), утверждена ставка вывозной таможенной пошлины на товарную группу 440710 ТН ВЭД в размере 0% от таможенной стоимости.
Таким образом, Общество рассчитало и уплатило таможенные сборы за оформление ДТ, поданных с 01.01.2012 по 20.02.2012, в соответствии с пунктом 1 Постановления N 863, то есть на дату регистрации экспортной декларации.
Постановлением N 88 были утверждены новые ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашения о Таможенном союзе.
Отдельные категории товаров были исключены из перечня облагаемых вывозными таможенными пошлинами товаров и постановление N 795 признано утратившим силу. Пунктом 3 Постановления N 88 предусмотрено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012.
Согласно Постановлению N 88 пиломатериалы (товарная группа 4407 ТН ВЭД) вывозной таможенной пошлиной не облагаются. Поэтому, по мнению Таможни, в силу абзаца первого пункта 7 (3) Постановления N 863 ставка таможенного сбора на товары группы 4407, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами, составляет 2000 руб.
Между тем таможенный сбор - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров, порядок исчисления и уплаты которого определены главой 14 Закона N 311-ФЗ.
Таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются при декларировании товаров (пункт 1 части 1 статьи 128 Закона N 311-ФЗ).
Согласно статье 126 Закона N 311-ФЗ для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.
Согласно статье 130 Закона N 311-ФЗ ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ставки таможенных сборов были определены Постановлением N 863.
Общество, применив действующие ставки таможенных сборов, уплатило таможенный сбор за оформление деклараций. При этом в проверенном периоде на товары группы 4407 подлежала применению ставка вывозной таможенной пошлины 0% от таможенной стоимости.
В данном случае исключение товара данной группы Постановлением N 88 из числа товаров, облагаемых таможенной пошлиной, повлекло увеличение ставки таможенного сбора (с 1000 руб. до 2000 руб.).
Вместе с тем изменения, внесенные Постановлением N 88 в перечень товаров, облагаемых вывозной таможенной пошлиной, не могут изменить порядок расчета суммы таможенных сборов за таможенные операции, совершенные до вступления указанного постановления в силу.
Постановление N 88 опубликовано в "Российской газете" 13.02.2012 и вступило в силу по истечении 7 дней со дня официального опубликования, то есть 21.02.2012.
Суды, оценив пункт 3 Постановления N 88 о его распространении на правоотношения, возникшие с 01.01.2012, пришли к обоснованному выводу о том, что данное Постановление ухудшает положение плательщика сбора, положения данного пункта не соответствуют действующему законодательству и применению в отношении названных ДТ не подлежит.
Согласно части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 311-ФЗ акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с данным Федеральным законом (далее - иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела), применяются к отношениям, возникшим после дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, прямо установленных частью 2 этой статьи.
Пунктом 2 статьи 6 Закона N 311-ФЗ установлено, что положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или федеральными законами.
Суды обоснованно установили, что такие нормы законодательства Таможенного союза или положения, установленные федеральными законами, отсутствовали на момент вынесения постановления N 88, отсутствуют.
При таких обстоятельствах следует признать, что Общество исполнило обязанность по уплате таможенного сбора в соответствии с порядком, действовавшем на момент подачи ДТ, и дополнительная обязанность по уплате таможенного сбора, исчисленного таможенным органом в связи с принятием Постановления N 88, у него не возникла.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали оспариваемые требования Таможни недействительными и удовлетворили требования заявителя.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.01.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по делу N А44-7641/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Новгородской таможни (Санкт-Петербургской таможни) - без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ

Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
Л.Б.МУНТЯН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)