Судебные решения, арбитраж
Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС": Савостин А.А., представитель по доверенности от 17.09.2012 N 212;
- от Благовещенской таможни: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Благовещенской таможни
на решение от 21.11.2012
по делу N А04-7164/2012
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" (ОГРН 1057747570418, ИНН 7715570403)
к Благовещенской таможне (ОГРН 1022800520786, ИНН 2801026276)
о признании незаконным решения и обязании вернуть таможенные платежи
общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" (далее - общество, ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, уточненное в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Благовещенской таможни (далее - таможня, таможенный орган), выраженного в письме от 08.06.2012 N 20-12/05533; обязании таможни возвратить ООО "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" излишне уплаченные таможенные платежи в размере 277 042,06 руб., а также проценты за их несвоевременный возврат в размере 8 545,91 рублей, всего 285 587,97 рублей.
Решением от 31.03.2010 суд требования предпринимателя удовлетворил. Признал незаконным, не соответствующим Таможенному кодексу Таможенного союза, Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ) решение таможни, выраженное в письме от 08.06.2012 N 20-12/05533. Обязал таможенный орган возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи в размере 277 042,06 руб., а также проценты за их несвоевременный возврат за период с 05.07.2012 по 20.11.2012 в размере 8 545,91 руб. Всего 285 587,97 руб. Кроме того, взыскал с таможни в пользу ООО "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 711,75 рублей. Возвратил обществу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 88,25 рублей.
Не согласившись с решением суда, таможенный орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить, ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Таможня, своего представителя в судебное заседание не направила, о месте и времени рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.
Представитель общества в представленном отзыве, в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" в счет исполнение контракта N AIEQ0806/10-QC-IM, заключенного 15.06.2010 между ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" и компанией "Хейхе Лиюнда автомобайлес бизнес КО., ЛТД" (Китай) на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар - аэродромная специальная машина для заправки воздушных судов водой, модель WXQ5050GQS используется в аэропортах без выезда на дороги общего пользования в комплекте со шкафом электропитания, новая общей массой 3 750 кг, г/в 2009 г., VIN:LWLNKR8V79L031697, размеры длина x ширина x высота: 6525 мм x 2250 мм x 1900 мм и пр. (далее - водозаправочная машина, товар) по ДТ N 10704050/100910/П005762 (далее - ДТ N 5762).
В графе 31 ДТ N 5762 "Маркировка и количество - Номера контейнеров - Количество и отличительные особенности", а также в дополнении N 1 к ДТ N 5762, были указаны достоверные и максимально подробные сведения о технических характеристиках, наименовании, количестве и целевом назначении импортированного товара.
В графе 33 ДТ N 5762 "Код товара" представителем ООО "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" был указан классификационный код 870422 910 9 ТН ВЭД ТС "Моторные транспортные средства для перевозки грузов, с полной массой транспортного средства более 5 т., но не более 20 т., новые, прочие".
Таможенные пошлины, налоги были рассчитаны, исходя из 25% ставки таможенной пошлины, соответствующей данному коду ТН ВЭД ТС, и уплачены в полном объеме.
Товар выпущен таможенным органом в свободное обращение 25.11.2010.
04.06.2012 ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" обратилось с заявлением в таможню о возврате (зачете) денежных средств по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520 (Приложение N 2 к приказу), приложив ДТ N 5762, платежные поручения, выписку по счету и т.д.
Письмом от 08.06.2012 N 20-12/05533 таможня оставила заявление ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" от 04.06.2012 о возврате (зачете) денежных средств без рассмотрения в соответствии с пунктом 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ. В качестве основания возврата указано, что предъявленные к заявлению на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов документы, подтверждают об исчисленных ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" таможенных пошлинах, налогах (пункт 1 статьи 76 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС)), которые подлежали уплате на соответствующие счета Федерального казначейства в доход Федерального бюджета и которые ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" уплачены в полном объеме. ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" не соблюдены положения подпункта 3 пункта 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей. На момент подачи заявления классификационный код товара N 1, заявленный в ДТ N 5762 ТН ВЭД ТС 8704229109 не обжалован и не отменен Арбитражным судом, ни вышестоящим таможенным органом.
Также разъяснено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ в случае возврата заявления таможенным органом без рассмотрения заявитель вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных пошлин, налогов с предоставлением всех необходимых документов.
Посчитав, что решение таможни, выраженное в письме от 08.06.2012 N 20-12/05533 в части отказа в возврате суммы 277 042,06 рублей, уплаченной по ДТ N 5762 не соответствует ТК ТС, Закону о таможенном регулировании, а внесенные таможенные платежи излишне уплаченными, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статья 90 ТК ТС предусматривает, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно статьям 50 и 51 ТК ТС для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Пунктом 1 статьи 52 ТК ТС установлено, что товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы; в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 2, 3 статьи 52 ТК ТС).
Пунктом 1 Основных правил интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), установленных в Приложении 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 года N 850 "Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (ЕТТ ТС), определено, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями, установленными настоящими правилами.
Согласно Пункту 4 данных правил товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.
В силу с пункта 1 примечания группа 87 включает в себя средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности.
В соответствии с письмом ФТС РФ от 25.02.2010 N 01-11/8319 с целью обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД ТС в качестве вспомогательного рабочего материала применяются Пояснения к ТН ВЭД России.
Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 851.
Согласно тексту товарной подсубпозиции 870422 910 9 ТН ВЭД в нее включаются "моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой транспортного средства более 5 т, но не более 20 т, новые, прочие".
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8704 ТН ВЭД, в данную товарную позицию включаются, в частности: обычные грузовые автомобили и автофургоны (открытые, с брезентовым верхом, закрытые и т.д.); автомобили для доставки товаров и автофургоны всех видов, автофургоны для перевозки домашних вещей; грузовые автомобили с автоматическими разгрузочными приспособлениями (с опрокидывающимся кузовом и т.д.); автомобили-цистерны (независимо от того, оборудованы они насосами или нет); авторефрижераторы или автомобили с изотермическими кузовами; многоярусные грузовые автомобили для перевозки кислоты в бутылях, баллонов с бутаном и т.д.; тяжелые грузовые автомобили с низкорасположенными рамами и погрузочными наклонными трапами для перевозки танков, подъемных машин или экскаваторов, электрических трансформаторов и т.д.; грузовые автомобили, специально предназначенные для перевозки свежего бетона, кроме бетономешалок товарной позиции 8705; мусоросборщики независимо от того, оборудованы они погрузочными, трамбовочными, демпфирующими и другими устройствами или нет.
В данную товарную позицию также включаются: самосвалы, то есть транспортные средства прочной конструкции с опрокидывающимся кузовом или открывающимся вниз днищем, предназначенные для перевозки грунта или других материалов, челноковые автомобили, самозагружающиеся транспортные средства, оборудованные лебедками, подъемными устройствами и т.д., но предназначенные в основном для транспортных целей, дорожно-рельсовые грузовые автомобили, специально оборудованные для движения, как по автомобильным дорогам, так и по рельсам, шасси моторных транспортных средств, оборудованные двигателем и кабиной.
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД включение некоторых моторных транспортных средств в данную товарную позицию определяется признаками, которые указывают на то, что данные транспортные средства в основном предназначены для перевозки товаров.
В товарную подсубпозицию 870590 900 1 ТН ВЭД включаются "моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов, прочие, новые"
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД в данную товарную позицию 8705 включается ряд моторных транспортных средств, специально сконструированных или приспособленных для размещения различных устройств, которые дают им возможность выполнять определенные нетранспортные функции, то есть основной целью транспортного средства данной товарной позиции не является перевозка людей или грузов.
В данную товарную позицию, в частности, включаются: автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками.
Из представленных в материалы дела технической документации и руководства по эксплуатации следует, что водозаправочная машина для обслуживания воздушных судов, модели WXQ5050GQS, сконструирована на базе шасси QL10508HARY.
На водозаправочной машине установлен водяной насос, который работает непосредственно от механизма отбора мощности и ведущего вала; гидравлическое давление системы поддерживается в пределах 0,25-0,3 МПа в зависимости от скорости вращения двигателя.
В соответствии с указанными документами, а также имеющимся в материалах дела, паспортом самоходной машины серии ТС N 443432, данное транспортное средство является спецоборудованием с ограничением скорости 25 км/ч и предназначено для эксплуатации исключительно на территории аэропорта.
Учитывая изложенное, а также то, что основной целью транспортного средства данной товарной позиции не является перевозка людей или грузов, в отличие от транспортных средств, классифицируемых в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС, суд пришел к выводу о том, что спорный товар - водозаправочная машина, является техникой специального назначения и предназначена для поднятия воды на борт самолета. В связи с этим описание ввезенного обществом товара не отвечало требованиям текста по коду товарной позиции ТН ВЭД ТС 8704.
Принимая во внимание, что описание ввезенного товара соответствует тексту товарной подсубпозиции 870590 900 1 ТН ВЭД ТС и Пояснениям ТН ВЭД ТС к данной товарной позиции, суд счел, что классификация товара, заявленная декларантом по товарному коду 870422 910 9 ТН ВЭД ТС, произведена неверно, а таможенным органом не был принят во внимание и исследован тот факт, что в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 52 ТК ТС таможенные органы должны осуществлять проверку правильности классификации товаров и в случае выявления неверной классификации товаров самостоятельно осуществлять классификацию товаров и принимать решение по классификации товаров.
Таким образом, классификация ввезенного ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" товара - водозаправочная машина по ДТ N 5762, должна была быть произведена декларантом в соответствии с товарной подсубпозицией 870590 900 1 ТН ВЭД ТС "Моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов, прочие, новые", по ставке ввозной таможенной пошлины, равной 5%.
В рассматриваемом случае таможня не произвела надлежащий контроль за правильностью определения заявителем кода ТН ВЭД, разрешив выпуск товара по несоответствующим ему коду ТН ВЭД.
Следовательно, самостоятельное указание заявителем сведений о товаре в графе 33 ТД N 5762 код 870422 910 9 ТН ВЭД ТС "моторные транспортные средства для перевозки грузов, с полной массой транспортного средства более 5 т, но не более 20 т, новые, прочие" не освобождает таможенный орган от обязанности проверки соответствия заявленных сведений представленным документам.
Как установлено судом, неверная классификации ввезенного обществом товара повлекла за собой увеличение размера таможенных платежей на сумму 277 042,06 рублей, в соответствии со ставкой таможенной пошлины, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, таможенные платежи в сумме 277 042,06 рублей являются излишне уплаченными, поскольку их размер превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации (статья 89 ТК ТС).
Принимая во внимание, что общество фактически уплатило в бюджет таможенные платежи в большем размере, чем платежи, подлежащие уплате в соответствии с таможенным законодательством ТС исходя из ставки таможенной пошлины при классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС в подсубпозиции 870590 900 1, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что таможенные платежи в размере 277 042,06 рублей являются излишне уплаченными таможенными платежами.
Факт излишней уплаты таможенных платежей в сумме 277 042,06 рублей подтверждается материалами дела и таможенным не оспаривается.
В силу части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Поскольку датой обращения общества в таможню с заявлением о возврате излишне начисленных таможенных платежей является 04.06.2012, а фактический возврат денежных средств таможней до настоящего времени не осуществлен, следовательно, периодом начисления процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей следует считать период с 05.07.2012 по 20.11.2012 включительно.
Суд, проверив расчет процентов за период с 05.07.2012 по 20.11.2012 в сумме 8 545,91 рублей, признает его правильным, сумму и период его взыскания - обоснованными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно счел требования заявителя об обязании таможни возвратить излишне уплаченных таможенных платежей в размере 277 042,06 рублей, а также процентов за их несвоевременный возврат за период с 05.07.2012 по 20.11.2012 в сумме 8 545,91 рублей, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Амурской области от 21.11.2012 по делу N А04-7164/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.04.2013 N 06АП-822/2013 ПО ДЕЛУ N А04-7164/2012
Разделы:Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2013 г. N 06АП-822/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС": Савостин А.А., представитель по доверенности от 17.09.2012 N 212;
- от Благовещенской таможни: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Благовещенской таможни
на решение от 21.11.2012
по делу N А04-7164/2012
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" (ОГРН 1057747570418, ИНН 7715570403)
к Благовещенской таможне (ОГРН 1022800520786, ИНН 2801026276)
о признании незаконным решения и обязании вернуть таможенные платежи
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" (далее - общество, ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, уточненное в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Благовещенской таможни (далее - таможня, таможенный орган), выраженного в письме от 08.06.2012 N 20-12/05533; обязании таможни возвратить ООО "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" излишне уплаченные таможенные платежи в размере 277 042,06 руб., а также проценты за их несвоевременный возврат в размере 8 545,91 рублей, всего 285 587,97 рублей.
Решением от 31.03.2010 суд требования предпринимателя удовлетворил. Признал незаконным, не соответствующим Таможенному кодексу Таможенного союза, Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ) решение таможни, выраженное в письме от 08.06.2012 N 20-12/05533. Обязал таможенный орган возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи в размере 277 042,06 руб., а также проценты за их несвоевременный возврат за период с 05.07.2012 по 20.11.2012 в размере 8 545,91 руб. Всего 285 587,97 руб. Кроме того, взыскал с таможни в пользу ООО "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 711,75 рублей. Возвратил обществу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 88,25 рублей.
Не согласившись с решением суда, таможенный орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить, ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Таможня, своего представителя в судебное заседание не направила, о месте и времени рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.
Представитель общества в представленном отзыве, в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" в счет исполнение контракта N AIEQ0806/10-QC-IM, заключенного 15.06.2010 между ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" и компанией "Хейхе Лиюнда автомобайлес бизнес КО., ЛТД" (Китай) на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар - аэродромная специальная машина для заправки воздушных судов водой, модель WXQ5050GQS используется в аэропортах без выезда на дороги общего пользования в комплекте со шкафом электропитания, новая общей массой 3 750 кг, г/в 2009 г., VIN:LWLNKR8V79L031697, размеры длина x ширина x высота: 6525 мм x 2250 мм x 1900 мм и пр. (далее - водозаправочная машина, товар) по ДТ N 10704050/100910/П005762 (далее - ДТ N 5762).
В графе 31 ДТ N 5762 "Маркировка и количество - Номера контейнеров - Количество и отличительные особенности", а также в дополнении N 1 к ДТ N 5762, были указаны достоверные и максимально подробные сведения о технических характеристиках, наименовании, количестве и целевом назначении импортированного товара.
В графе 33 ДТ N 5762 "Код товара" представителем ООО "Торговый Дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" был указан классификационный код 870422 910 9 ТН ВЭД ТС "Моторные транспортные средства для перевозки грузов, с полной массой транспортного средства более 5 т., но не более 20 т., новые, прочие".
Таможенные пошлины, налоги были рассчитаны, исходя из 25% ставки таможенной пошлины, соответствующей данному коду ТН ВЭД ТС, и уплачены в полном объеме.
Товар выпущен таможенным органом в свободное обращение 25.11.2010.
04.06.2012 ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" обратилось с заявлением в таможню о возврате (зачете) денежных средств по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520 (Приложение N 2 к приказу), приложив ДТ N 5762, платежные поручения, выписку по счету и т.д.
Письмом от 08.06.2012 N 20-12/05533 таможня оставила заявление ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" от 04.06.2012 о возврате (зачете) денежных средств без рассмотрения в соответствии с пунктом 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ. В качестве основания возврата указано, что предъявленные к заявлению на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов документы, подтверждают об исчисленных ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" таможенных пошлинах, налогах (пункт 1 статьи 76 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС)), которые подлежали уплате на соответствующие счета Федерального казначейства в доход Федерального бюджета и которые ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" уплачены в полном объеме. ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" не соблюдены положения подпункта 3 пункта 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей. На момент подачи заявления классификационный код товара N 1, заявленный в ДТ N 5762 ТН ВЭД ТС 8704229109 не обжалован и не отменен Арбитражным судом, ни вышестоящим таможенным органом.
Также разъяснено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ в случае возврата заявления таможенным органом без рассмотрения заявитель вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных пошлин, налогов с предоставлением всех необходимых документов.
Посчитав, что решение таможни, выраженное в письме от 08.06.2012 N 20-12/05533 в части отказа в возврате суммы 277 042,06 рублей, уплаченной по ДТ N 5762 не соответствует ТК ТС, Закону о таможенном регулировании, а внесенные таможенные платежи излишне уплаченными, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статья 90 ТК ТС предусматривает, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно статьям 50 и 51 ТК ТС для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Пунктом 1 статьи 52 ТК ТС установлено, что товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы; в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 2, 3 статьи 52 ТК ТС).
Пунктом 1 Основных правил интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), установленных в Приложении 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 года N 850 "Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (ЕТТ ТС), определено, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями, установленными настоящими правилами.
Согласно Пункту 4 данных правил товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.
В силу с пункта 1 примечания группа 87 включает в себя средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности.
В соответствии с письмом ФТС РФ от 25.02.2010 N 01-11/8319 с целью обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД ТС в качестве вспомогательного рабочего материала применяются Пояснения к ТН ВЭД России.
Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 851.
Согласно тексту товарной подсубпозиции 870422 910 9 ТН ВЭД в нее включаются "моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой транспортного средства более 5 т, но не более 20 т, новые, прочие".
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8704 ТН ВЭД, в данную товарную позицию включаются, в частности: обычные грузовые автомобили и автофургоны (открытые, с брезентовым верхом, закрытые и т.д.); автомобили для доставки товаров и автофургоны всех видов, автофургоны для перевозки домашних вещей; грузовые автомобили с автоматическими разгрузочными приспособлениями (с опрокидывающимся кузовом и т.д.); автомобили-цистерны (независимо от того, оборудованы они насосами или нет); авторефрижераторы или автомобили с изотермическими кузовами; многоярусные грузовые автомобили для перевозки кислоты в бутылях, баллонов с бутаном и т.д.; тяжелые грузовые автомобили с низкорасположенными рамами и погрузочными наклонными трапами для перевозки танков, подъемных машин или экскаваторов, электрических трансформаторов и т.д.; грузовые автомобили, специально предназначенные для перевозки свежего бетона, кроме бетономешалок товарной позиции 8705; мусоросборщики независимо от того, оборудованы они погрузочными, трамбовочными, демпфирующими и другими устройствами или нет.
В данную товарную позицию также включаются: самосвалы, то есть транспортные средства прочной конструкции с опрокидывающимся кузовом или открывающимся вниз днищем, предназначенные для перевозки грунта или других материалов, челноковые автомобили, самозагружающиеся транспортные средства, оборудованные лебедками, подъемными устройствами и т.д., но предназначенные в основном для транспортных целей, дорожно-рельсовые грузовые автомобили, специально оборудованные для движения, как по автомобильным дорогам, так и по рельсам, шасси моторных транспортных средств, оборудованные двигателем и кабиной.
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД включение некоторых моторных транспортных средств в данную товарную позицию определяется признаками, которые указывают на то, что данные транспортные средства в основном предназначены для перевозки товаров.
В товарную подсубпозицию 870590 900 1 ТН ВЭД включаются "моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов, прочие, новые"
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД в данную товарную позицию 8705 включается ряд моторных транспортных средств, специально сконструированных или приспособленных для размещения различных устройств, которые дают им возможность выполнять определенные нетранспортные функции, то есть основной целью транспортного средства данной товарной позиции не является перевозка людей или грузов.
В данную товарную позицию, в частности, включаются: автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками.
Из представленных в материалы дела технической документации и руководства по эксплуатации следует, что водозаправочная машина для обслуживания воздушных судов, модели WXQ5050GQS, сконструирована на базе шасси QL10508HARY.
На водозаправочной машине установлен водяной насос, который работает непосредственно от механизма отбора мощности и ведущего вала; гидравлическое давление системы поддерживается в пределах 0,25-0,3 МПа в зависимости от скорости вращения двигателя.
В соответствии с указанными документами, а также имеющимся в материалах дела, паспортом самоходной машины серии ТС N 443432, данное транспортное средство является спецоборудованием с ограничением скорости 25 км/ч и предназначено для эксплуатации исключительно на территории аэропорта.
Учитывая изложенное, а также то, что основной целью транспортного средства данной товарной позиции не является перевозка людей или грузов, в отличие от транспортных средств, классифицируемых в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС, суд пришел к выводу о том, что спорный товар - водозаправочная машина, является техникой специального назначения и предназначена для поднятия воды на борт самолета. В связи с этим описание ввезенного обществом товара не отвечало требованиям текста по коду товарной позиции ТН ВЭД ТС 8704.
Принимая во внимание, что описание ввезенного товара соответствует тексту товарной подсубпозиции 870590 900 1 ТН ВЭД ТС и Пояснениям ТН ВЭД ТС к данной товарной позиции, суд счел, что классификация товара, заявленная декларантом по товарному коду 870422 910 9 ТН ВЭД ТС, произведена неверно, а таможенным органом не был принят во внимание и исследован тот факт, что в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 52 ТК ТС таможенные органы должны осуществлять проверку правильности классификации товаров и в случае выявления неверной классификации товаров самостоятельно осуществлять классификацию товаров и принимать решение по классификации товаров.
Таким образом, классификация ввезенного ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" товара - водозаправочная машина по ДТ N 5762, должна была быть произведена декларантом в соответствии с товарной подсубпозицией 870590 900 1 ТН ВЭД ТС "Моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов, прочие, новые", по ставке ввозной таможенной пошлины, равной 5%.
В рассматриваемом случае таможня не произвела надлежащий контроль за правильностью определения заявителем кода ТН ВЭД, разрешив выпуск товара по несоответствующим ему коду ТН ВЭД.
Следовательно, самостоятельное указание заявителем сведений о товаре в графе 33 ТД N 5762 код 870422 910 9 ТН ВЭД ТС "моторные транспортные средства для перевозки грузов, с полной массой транспортного средства более 5 т, но не более 20 т, новые, прочие" не освобождает таможенный орган от обязанности проверки соответствия заявленных сведений представленным документам.
Как установлено судом, неверная классификации ввезенного обществом товара повлекла за собой увеличение размера таможенных платежей на сумму 277 042,06 рублей, в соответствии со ставкой таможенной пошлины, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, таможенные платежи в сумме 277 042,06 рублей являются излишне уплаченными, поскольку их размер превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации (статья 89 ТК ТС).
Принимая во внимание, что общество фактически уплатило в бюджет таможенные платежи в большем размере, чем платежи, подлежащие уплате в соответствии с таможенным законодательством ТС исходя из ставки таможенной пошлины при классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС в подсубпозиции 870590 900 1, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что таможенные платежи в размере 277 042,06 рублей являются излишне уплаченными таможенными платежами.
Факт излишней уплаты таможенных платежей в сумме 277 042,06 рублей подтверждается материалами дела и таможенным не оспаривается.
В силу части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Поскольку датой обращения общества в таможню с заявлением о возврате излишне начисленных таможенных платежей является 04.06.2012, а фактический возврат денежных средств таможней до настоящего времени не осуществлен, следовательно, периодом начисления процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей следует считать период с 05.07.2012 по 20.11.2012 включительно.
Суд, проверив расчет процентов за период с 05.07.2012 по 20.11.2012 в сумме 8 545,91 рублей, признает его правильным, сумму и период его взыскания - обоснованными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно счел требования заявителя об обязании таможни возвратить излишне уплаченных таможенных платежей в размере 277 042,06 рублей, а также процентов за их несвоевременный возврат за период с 05.07.2012 по 20.11.2012 в сумме 8 545,91 рублей, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 21.11.2012 по делу N А04-7164/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)